Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7(499) 322-06-74 (бесплатно)
Санкт-Петербург и область:
СПб и Лен.область:
+7 (812) 407-24-18 (бесплатно)
Материальная ответственность

Ответственность за нарушение трудового законодательства

Виды ответственности за нарушение законодательства о труде

Для граждан, должностных и юридических лиц, нарушивших требования законодательства в трудовой сфере или иных НПА, включающих нормы данной отрасли права, могут быть предусмотрены следующие виды ответственности:

  • дисциплинарная;
  • материальная;
  • гражданско-правовая;
  • административная;
  • уголовная (ст. 419 Трудового кодекса РФ). 

При этом порядок наложения дисциплинарных взысканий и материальной ответственности за нарушение трудового законодательства регламентируется ТК РФ и иными федеральными законами. Привлечение к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности происходит с применением норм соответствующих федеральных законов.

Установление одной из форм ответственности не исключает возможности одновременного привлечения к другому ее виду. 

— государственная
автомобильная инспекция;

— государственный
пожарный надзор;

— государственный
санитарно-эпидемиологический надзор;

— государственный
ветеринарный надзор, и др.

Инспекции,
надзорные функции которых ограничивают­ся
рамками одного ведомства.

Дисциплинарная ответственность

Дисциплинарная ответственность сотрудника может наступить в связи с совершением им дисциплинарного проступка, т. е. невыполнением или исполнением несоответствующим образом возложенных на него служебных обязанностей по вине самого сотрудника.

Допустимые виды дисциплинарного взыскания (абз. 1 ст. 192 ТК РФ):

  • замечание;
  • выговор;
  • увольнение по предусмотренным законом основаниям. 

Для некоторых групп сотрудников данный перечень возможных дисциплинарных взысканий не является исчерпывающим, т. к. для них существуют уставы и положения о дисциплине, предусмотренные соответствующими федеральными законами (например, Положение о дисциплине работников ж/д транспорта РФ, утвержденное постановлением Правительства РФ от 25.08.1992 № 621, и т. д.).

Назначение дисциплинарных наказаний, не предусмотренных ТК РФ, уставами и положениями о дисциплине в соответствии с федеральными законами, недопустимо (абз. 4 ст. 192 ТК РФ).

Например, некоторые коммерческие организации практикуют введение штрафов за опоздания, несоответствие внешнего вида сотрудников установленному в фирме и т. д. Такого рода санкции не являются законными. В отношении работодателя могут быть применены меры административной ответственности за нарушение трудового законодательства (п. 1 ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Сотрудник организации может быть привлечен только к одному виду дисциплинарного взыскания за каждый дисциплинарный проступок (абз. 5 ст. 193 ТК РФ).

Назначение наказания за дисциплинарный проступок не является обязательной мерой, работодатель по своему усмотрению может его не применять (абз. 1 ст. 192 ТК РФ).

Форма дисциплинарного взыскания выбирается с учетом тяжести совершенного работником проступка и обстоятельств его совершения (решение Алтайского краевого суда от 23.09.2015 по делу № 33-8879/2015). Подробнее о дисциплинарной ответственности можно прочитать в статье Дисциплинарная ответственность – понятие по ТК РФ.

Дисциплинарная
ответственность применяется
за нарушение
трудовой, служебной, учебной, воинской
дисциплины.
За совершение дисциплинарного проступка,
т. с. неисполнение или ненадлежащее
исполнение работником по его вине
возложенных на него трудовых обязанностей,
работодатель имеет право применить
следующие дисциплинарные взыскания:

  • замечание;

  • выговор;

  • увольнение
    по соответствующим основаниям.

Федеральными
законами, уставами и положениями о
дисциплине для отдельных категорий
работников могут быть предусмотрены и
другие дисциплинарные взыскания.

Не
допускается применение дисциплинарных
взысканий, не предусмотренных федеральными
законами, уставами и положениями о
дисциплине (ст. 192 Трудового кодекса РФ
(ТК РФ)).

Дисциплинарное
взыскание может быть обжаловано
работником в государственную инспекцию
труда и (или) органы по рассмотрению
индивидуальных трудовых споров (ст. 193
ТК РФ).

Административная ответственность


Общий

за
исполнением и соблюдением правовых
актов по вопросам охраны общественного
порядка;

— Специальный
— надзор
за лицами, освобожденными из мест лишения
свободы, а также за условно осуж­денными
лицами.

— органы надзора
осуществляют свои функции и пол­номочия
в отношении тех объектов, которые им
орга­низационно не подчинены;

Предлагаем ознакомиться:  Повторное административное правонарушение в течение года, повторность КоАП

— в процессе контроля
могут применяться меры дис­циплинарного
воздействия в отношении виновных лиц;

— в соответствии
с действующим законодательством органы
контроля занимаются проверкой различных
сторон деятельности подконтрольных
объектов.

1. Недопущение в
деятельности органов исполнитель­ной
власти нарушений тех требований и
предписа­ний, которые закреплены в
действующих законах и подзаконных
актах.

2. Своевременное
и оперативное выявление наруше­ний,
их пресечение и устранение.

Ответственность за нарушение трудового законодательства

3. Устранение
причин и условий, способствующих
на­рушениям в деятельности органов
исполнительной власти.

4. Привлечение к
соответствующей ответственности
виновных в нарушении законности и
дисциплины.

5. Разработка и
принятие мер, направленных на устра­нение
причин и условий нарушений законности
и дисциплины.

Рассмотрим
более подробно виды контрольных
полно­мочий различных субъектов
государственного управления. Контрольные
полномочия Президента Российской
Феде­рации в
сфере исполнительной власти обусловлены
его конституционным статусом как главы
государства, гаран­та Конституции
Российской Федерации, прав и свобод
человека и гражданина. Поэтому речь
идет о его консти­туционных контрольных
полномочиях.

— непосредственный
контроль Президента Российской

Федерации;

— президентский
контроль через соответствующие
пре­зидентские структуры.

Непосредственный
контроль Президент
Российской Фе­дерации осуществляет
прежде всего в области подбора и
расстановки кадров на федеральном
уровне. Например, по представлению
Председателя Правительства Российской
Федерации он назначает на должность
министров, предсе­дателей государственных
комитетов, руководителей феде­ральных
служб; назначает представителей в
иностранных государствах, высшее
командование Вооруженных Сил Российской
Федерации, и др.

В соответствии со
ст. 38 Конституции Российской Фе­дерации
Президент вправе председательствовать
на за­седаниях Правительства РФ. Это
позволяет ему не только участвовать в
обсуждении различных вопросов, вносить
свои предложения, но и непосредственно
контролировать правильность,
целесообразность и необходимость
приня­тия соответствующих решений
Правительством Россий­ской Федерации
по важнейшим вопросам государствен­ной
и общественной жизни.

Осуществляя
контроль за деятельностью Правительства
Российской Федерации, Президент имеет
право, в частно­сти, отменять
постановления и распоряжения Правительства
РФ, если они противоречат Конституции
Российской Фе­дерации, принимать
решения об отставке Правительства РФ.

В соответствии с
Указом Президента РФ от 10 января 1994 г.
«О структуре федеральных органов
исполнительной власти», ему подчинен
и подотчетен ряд федеральных ор­ганов
исполнительной власти, например,
Министерство обороны Российской
Федерации, Министерство внутрен­них
дел и др. Его контрольные полномочия в
отношении этих органов закреплены в
нормативных актах, регулиру­ющих их
деятельность.

Значительную роль
в осуществлении президентского контроля
играет Администрация Президента
Россий­ской Федерации. В соответствии
с Положением об Ад­министрации
Президента РФ, утвержденным Указом
Президента РФ от 22 февраля 1993 г., важнейшей
ее за­дачей является обеспечение
контроля Президента РФ за деятельностью
органов исполнительной власти Россий­ской
Федерации.

Важные функции и
полномочия по обеспечению кон­ституционных
контрольных полномочий Президента РФ
осуществляет Контрольное управление
Президента РФ. Положение о нем утверждено
Указом Президента РФ от 24 мая 1994г.

В соответствии с
Положением Контрольное управление и
его территориальные подразделения
(окружные инспек­ции) являются единой
системой обеспечения конституци­онных
контрольных полномочий Президента
Российской Федерации,

1) Конституции
Российской Федерации;

2) законов Российской
Федерации;

3) указов и
распоряжений Президента Российской
Фе­дерации.

Контрольное
управление, являясь структурным
под­разделением Администрации
Президента Российской Федерации,
осуществляет свои функции и полномочия
в соответствии с планами контрольных
проверок, утверж­даемыми непосредственно
Президентом Российской Фе­дерации.
Проверки проводятся также на основании
от­дельных поручений Президента РФ
и руководителя его Администрации.

При осуществлении
своих функций и полномочий Контрольное
управление тесно взаимодействует с
органа­ми законодательной власти,
органами исполнительной и судебной
власти, органами прокуратуры и другими
орга­нами Администрации Президента
Российской Федерации. Полномочные
представители Президента Российской
Федерации назначаются на должность по
представлению руководителя Администрации
Президента РФ, Президен­том Российской
Федерации, подчиняются ему и представ­ляют
его на территории соответствующего
субъекта Рос­сийской Федерации.

Предлагаем ознакомиться:  Какой срок давности у административного правонарушения

Но необходимо
помнить, что, осуществляя свою
дея­тельность, в том числе и контрольную,
полномочные представители Президента
Российской Федерации не вправе вмешиваться
в оперативную деятельность органов
исполнительной власти, предприятий,
учреждений и орга­низаций.

Контрольные
полномочия органов законодательной
(пред­ставительной) власти закреплены
в Конституции Россий­ской Федерации,
конституциях республик, уставах иных
субъектов Российской Федерации. •»
Соответственно контроль органов
представительной власти осуществляется
на уровне Российской Федерации и ее
субъектов.

Ответственность за нарушение трудового законодательства

Контроль органов
представительной власти определя­ется
с соблюдением ст. 10 Конституции Российской
Феде­рации о самостоятельности органов
всех трех ветвей вла­сти, в частности
органов исполнительной власти.
Консти­туция Российской Федерации,
конституции республик и уставы других
субъектов Российской Федерации
свиде­тельствуют о различном объеме
контрольных полномочий Федерального
Собрания Российской Федерации и органов
представительной власти ее субъектов.

Контрольные
полномочия Государственной Думы
проявляются в том, что она дает согласие
Президенту Российской Федерации на
назначение Председателя Правительства
РФ; решает вопрос о доверии Правитель­ству
РФ; назначает и освобождает от должности
Предсе­дателя Центрального банка
Российской Федерации.

Государственная
Дума осуществляет контроль за
дея­тельностью Правительства Российской
Федерации по раз­работке федерального
бюджета, который оно представля­ет
на рассмотрение Государственной Думы.
Она заслуши­вает отчеты Правительства
Российской Федерации о его исполнении.

Контроль за
исполнением федерального бюджета
отно­сится к совместному ведению
обеих палат Федерального Собрания. Для
регулярного контроля за его исполнением
Федеральное Собрание имеет постоянно
действующий орган финансового контроля
— Счетную палату.

Для контроля за
деятельностью органов исполнитель­ной
власти представительные органы образуют
постоян­ные комиссии, которые
осуществляют контроль в преде­лах
своей компетенции.

Конституции
закрепляют и такую форму контроля, как
депутатский запрос Кабинетам Министров,
премьер-ми­нистрам, министрам,
руководителям иных органов.

В краях, областях
законодательными (представительными)
органами государственной власти являются
Думы, Законода­тельные собрания либо
иные по наименованию органы.

Уставы ряда краев,
областей закрепляют за ними объем
контрольных полномочий в отношении
органов исполни­тельной власти.
Некоторые представительные органы
влас­ти утверждают на должность
отдельных руководителей адми­нистрации,
контролируя тем самым работу главы
админис­трации (правительства) по
подбору и расстановке кадров.

Общий

охватывает всю деятельность подконтрольных

объектов.

Ведомственный

осуществляющийся
в рамках одного ведомства, министерства,
организации и т. д. Например, Министерство
путей сообщения Российской Федерации
осуществляет контроль за правилами
применения действу­ющего законодательства
и иных нормативных актов на предприятиях,
в учреждениях и организациях
железнодо­рожного транспорта, за
профессиональным уровнем руко­водящих
работников этих организаций.

Подведомственный

осуществляется
в основном органами межотраслевой
компетенции. В отдельных случаях его
проводят отраслевые органы, наделенные
государственно-властными полномочиями
надведомственного характера.

В пределах своей
компетенции они контролируют де­ятельность
органов исполнительной власти,
предприятий, учреждений, организаций
по отдельным (специальным) вопросам.

Материальная ответственность

Любая из сторон трудового договора, причинившая ущерб другой стороне, должна возместить его в порядке регламента, установленного ТК РФ или другими федеральными законами, трудовым договором или иными письменными соглашениями (ст. 232 ТК РФ).

  1. Материальная ответственность руководителя перед организацией заключается в возмещении руководителем в полном объеме нанесенного им организации прямого действительного ущерба (ч. 1 ст. 277 ТК РФ).
    В рамках, предусмотренных федеральным законодательством, руководитель фирмы также возмещает указанному юрлицу убытки, причиненные по его вине (ч. 2 указанной статьи).
  2. Материальная ответственность работодателя перед работником возникает в следующих случаях:
    • за противоречащее закону лишение работника работодателем возможности выполнять трудовые обязанности (ст. 234 ТК РФ);
    • за ущерб, причиненный имуществу сотрудника (ст. 235 ТК РФ);
    • за задержку выплаты работнику зарплаты и иных положенных выплат (ст. 236 ТК РФ);
    • за нанесенный работнику моральный вред (ст. 237 ТК РФ).
  3. Материальная ответственность работника перед работодателем заключается в возмещении работодателю возникшего по вине работника прямого действительного ущерба (ч. 1 ст. 238 ТК РФ) в размере, ограниченном величиной среднего месячного заработка такого сотрудника (ст. 241 ТК РФ), за исключением случаев полной материальной ответственности, перечисленных в ст. 243 ТК РФ.
Предлагаем ознакомиться:  Обжалование решения суда по административному делу

Работодатель с учетом обстоятельств причинения ущерба может отказаться от его взыскания с сотрудника (ст. 240 ТК РФ). 

Гражданско-правовая ответственность

В случаях, предусмотренных федеральным законодательством, руководитель организации обязан возместить убытки, причиненные организации по его вине. Определение размера убытков в таком случае осуществляется с учетом положений Гражданского кодекса РФ (ч. 2 ст. 277 ТК РФ) в т. ч.:

  • возмещение убытков должно быть произведено в полном объеме, если иное не установлено законом;
  • под убытками понимаются расходы, которые были понесены лицом, чьи права были задеты, на восстановление своего права, а также реальный ущерб и упущенная выгода;
  • лицо, права которого были задеты, может требовать возмещения упущенной выгоды, размер которой не должен быть меньше доходов, полученных иным лицом в результате нарушениям им указанных прав первого лица (ст. 15 ГК РФ). 

Организация или ИП обязаны компенсировать вред, причиненный сотрудником при выполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей (п. 1 ст. 1068 ГК РФ). При этом работодатель имеет право требовать от своего сотрудника, нанесшего вред третьему лицу, в порядке регресса возмещения уплаченной компенсации (п. 1 ст. 1081 ГК РФ).

Гражданско-правовая
ответственность наступает
за совершение деликтов,
т.е. за причинение неправомерными
действиями вреда личности или имуществу
гражданина, а также причинение вреда
организации, заключение противозаконной
сделки, неисполнение договорных
обязательств, нарушение права
собственности, авторских или
изобретательских прав и других гражданских
прав.

Уголовная ответственность работодателя

Руководитель организации или уполномоченные им должностные лица могут понести предусмотренную Уголовным кодексом РФ ответственность за нарушение трудового законодательства, в т. ч.:

  • За дискриминацию. Трудовым кодексом РФ запрещена дискриминация в трудовой сфере (ст. 3 ТК РФ). Нарушение принципа равенства прав и свобод лица, в т. ч. при выполнении им своих трудовых обязанностей, карается в соответствии с положениями ст. 136 УК РФ.

В качестве отдельной формы дискриминации можно рассматривать отказ в трудоустройстве или увольнение женщины, если единственным мотивом для них послужило наличие детей в возрасте до 3 лет или беременность (ст. 145 УК РФ).

  • Невыплату зарплаты или иных положенных законом сумм. Уголовную ответственность по ст. 145.1 УК РФ влекут нарушения в форме частичной или полной невыплаты зарплаты или иных положенных по закону сумм, вызванные личным или корыстным интересом работодателя, руководителя юрлица или его обособленного структурного подразделения.
  • Несоблюдение положений о безопасности труда. Ответственностьза нарушение трудового законодательства, регламентированная ст. 143 УК РФ, может быть возложена на должностное лицо, которое в силу своих трудовых обязанностей должно поддерживать соблюдение норм и правил охраны труда. Преступление по ст. 143 УК РФ может быть совершено только по неосторожности.

Если несоблюдение требований охраны труда не повлекло результатов, указанных в ст. 143, то к ответственному должностному лицу может быть применено наказание в форме административного взыскания. 

Итак, за несоблюдение положений трудового законодательства для лица может быть предусмотрена дисциплинарная, материальная, гражданско-правовая, административная или уголовная ответственность.

При этом в определенных законом случаях допускается так называемая кумуляция ответственности, когда лицо может быть параллельно привлечено, например, к дисциплинарному и административному взысканию.

Предыдущая запись Жить в квартире до вступления в наследство
Следующая запись Справку о среднем заработке за год где взять

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector