Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7(499) 110-93-26 (бесплатно)
Санкт-Петербург и область:
СПб и Лен.область:
+7 (812) 317-74-92 (бесплатно)
Регионы (вся Россия):
8 (800) 550-95-86 (бесплатно)
Виды норм административного права, основания классификации

Классификация видов норм административного права

Административно-правовой статус субъектов публичной власти

Президент РФ как субъект административного права в сфере исполнительной власти имеет исключительные полномочия. Хотя Президент РФ по Конституции РФ 1993 г. не является главой исполнительной власти, его роль, функции и полномочия в этой сфере весьма существенны.

Как глава государства он является гарантом прав и свобод человека и гражданина, реализуемых преимущественно в сфере государственного управления, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, в осуществлении которой активно участвуют все субъекты исполнительной власти.

В главе 4 Конституции РФ за Президентом РФ закреплен большой объем полномочий в сфере исполнительной власти. Взаимоотношения Правительства РФ и Президента РФ закреплены в главе V Федерального конституционного закона от 17.12.1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (в ред. 28.10.2010).

– обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие Правительства Российской Федерации и других органов государственной власти;

– руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, утверждает по представлению Председателя Правительства Российской Федерации положения о них и назначает руководителей и заместителей руководителей этих органов, а также осуществляет иные полномочия как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации и Председатель Совета Безопасности Российской Федерации;

– имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации и на заседаниях Президиума Правительства Российской Федерации;

Классификация видов норм административного права

– может отменять Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации.

а) назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации;

б) имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации;

в) принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;

г) представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

д) по предложению Председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров;

источник админ права

е) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также кандидатуру Генерального прокурора Российской Федерации; вносит в Совет Федерации предложение об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации; назначает судей других федеральных судов;

ж) формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, статус которого определяется федеральным законом;

з) утверждает военную доктрину Российской Федерации;

и) формирует Администрацию Президента Российской Федерации;

к) назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации;

л) назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации;

м) назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.

Президент по представлению Председателя Правительства утверждает систему и структуру федеральных органов исполнительной власти, вносит в них изменения.

Президент также вносит изменения в состав Правительства, упраздняет, объединяет или преобразует федеральные органы исполнительной власти.

В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент вводит на территории страны или в отдельных ее местностях военное положение. При обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, Президент вводит повсеместно либо в отдельных местностях чрезвычайное положение.

Предлагаем ознакомиться:  Преимущественное право покупки земли сельхозназначения

Президент РФ вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

Указы и распоряжения Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, и не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Особую роль в организации работы Президента РФ играет сформированная им Администрация.

По своей сущности Администрация представляет собой совокупность различного рода подразделений, цель которых – обеспечение деятельности Президента и создание условий для реализации возложенных на него Конституцией РФ полномочий. Соответственно в их задачи входят организация подготовки законопроектов для внесения их Президентом в порядке законодательной инициативы в Государственную Думу;

осуществление контроля и проверки исполнения федеральных законов (поскольку их подписывает Президент), указов, распоряжений и поручений Президента и подготовка соответствующих докладов ему о результатах проверок; обеспечение взаимодействия Президента с политическими партиями и иными общественными объединениями и т.п.

В состав Администрации входят аппараты Совета Безопасности, полномочных представителей Президента в федеральных округах.

В настоящее время функции Администрации Президента РФ можно проследить на примере некоторых ее наиболее значимых подразделений. Так, Государственно-правовое управление осуществляет правовое обеспечение деятельности Президента по реализации его полномочий; аналитическое обеспечение его деятельности по правовым вопросам;

Задачами Контрольного управления (Положение о нем утверждено Указом Президента РФ от 8 июня 2004 г. (в ред. 14.01.2011) № 729) являются осуществление контроля и проверки исполнения указов, распоряжений и поручений Президента, деятельности федеральных органов исполнительной власти, а также подразделений самой Администрации.

Оно вправе вызывать должностных лиц для дачи устных и письменных объяснений по поводу нарушений законодательства, ставить перед руководителями федеральных органов исполнительной власти, а также аналогичных органов субъектов Федерации вопрос о наложении на виновных государственных служащих дисциплинарных взысканий и т.п.

Важную роль играет Управление делами Президента РФ, предназначенное для осуществления административно-хозяйственного обслуживания высших федеральных органов государственной власти. Оно выделено в самостоятельное звено со статусом федерального органа исполнительной власти – федерального агентства.

Правительство Российской Федерации осуществляет исполнительную власть в Российской Федерации (статья 110 Конституции РФ и статья 1 ФКЗ «О Правительстве РФ»).

Правительство Российской Федерации – коллегиальный орган общей компетенции, который возглавляет единую систему исполнительной власти на всей территории Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации является органом государственной власти Российской Федерации и состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.

Основные принципы деятельности Правительства Российской Федерации: верховенство Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и федеральных законов, народовластие, федерализм, разделение властей, ответственность, гласность и обеспечение прав и свобод человека и гражданина.

Правительство осуществляет руководство рядом министерств, служб и агентств. Они подчиняются Правительству и ответственны перед ним за выполнение порученных задач. Правительство утверждает положения об этих органах, штаты и размер ассигнований на их содержание в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете;

устанавливает порядок назначения и деятельности заместителей федеральных министров, руководителей федеральных органов исполнительной власти, не являющихся федеральными министрами, и их заместителей, руководителей органов и организаций при Правительстве; утверждает членов коллегий федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти; вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать их действие.

– организация реализации внутренней и внешней политики Российской Федерации;

Предлагаем ознакомиться:  Срок права на наследство без завещания

– осуществление регулирования в социально-экономической сфере;

– обеспечение единства системы исполнительной власти в Российской Федерации, направление и контроль деятельность ее органов;

– формирование федеральных целевых программ и обеспечение их реализации;

– реализация предоставленного ему права законодательной инициативы;

– передача по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществления части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и действующему законодательству РФ;

– осуществление полномочий, переданных ему органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основании соответствующих соглашений;

– представление Государственной Думе ежегодных отчетов о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой (данная часть введена Федеральным конституционным законом от 30.12.2008 № 8-ФКЗ).

Значение и основные виды классификаций видов норм административного права

      обязывающих,
      управомочивающих и запрещающих норм
      административного права;

      материальных
      и процессуальных норм административного
      права.

1.
На государственную службу по 
контракту вправе поступать граждане,
владеющие государственным языком 
Российской Федерации и достигшие 
возраста, установленного федеральным 
законом о виде государственной 
службы для прохождения государственной 
службы данного вида.Федеральным
законом о виде государственной 
службы или законом субъекта Российской
Федерации могут быть установлены 
дополнительные требования к гражданам 
при поступлении на государственную 
службу по контракту.2.

на 
неопределенный срок;на 
определенный срок;на 
срок обучения в образовательном 
учреждении профессионального образования 
и на определенный срок государственной 
службы после его окончания.4.
Федеральным законом о виде 
государственной службы определяется
предельный возраст пребывания на государственной
службе данного вида.5.

Прохождение государственной службы 
включает в себя назначение 
на должность, присвоение классного 
чина, дипломатического ранга, воинского 
и специального звания, аттестацию 
или квалификационный экзамен, а также
другие обстоятельства (события) в соответствии
с настоящим Федеральным законом, федеральными
законами о видах государственной службы
и иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации, законами и иными
нормативными правовыми актами субъектов
Российской Федерации.6.

Задание 2Административно-правовые
обязанности граждан и последствия 
их несоблюденияОтвет:Конституционные
права, свободы и обязанности 
граждан для своей реализации
нуждаются обычно в административно-правовом
механизме, участии органов исполнительной
власти, всей системы органов государственного
управления.

Именно поэтому еще совсем
недавно реализация прав и свобод гражданина
целиком зависела от административного
усмотрения огромной армии чиновников
государственного аппарата. Человек “терялся”
перед стеной ведомственных актов, жестко
регулировавших его поведение в разных
сферах – хозяйственной, социальной, военной,
коммунальной, жилищной и др.

В
современных условиях административно-правовой
статус гражданина в сфере государственного
управления существенно меняется.Во-первых,
права и свободы человека признаны
ст. 2 Конституции РФ высшей ценностью,
и их признание, соблюдение и защита
– обязанностью государства.Во-вторых,
корреспондирующая ст.

2 Конституции 
РФ ст. 18 устанавливает, что права 
и свободы человека и гражданина
являются непосредственно действующими,
в том числе и в сфере государственного
управления.В-третьих,
административно-правовой статус граждан 
в сфере государственного управления
все в большей мере регулируется
на уровне законов, правительственных
актов.

Например, если ранее подавляющая
часть прав и обязанностей граждан в сфере
охраны общественного порядка и обеспечения
общественной безопасности регулировалась
ведомственными нормативными актами,
то теперь они регламентированы Законом
РФ “О милиции”. Правила дорожного
движения в прошлом утверждались министром
внутренних дел, сейчас – постановлением
Правительства РФ.

В-четвертых,
административно-правовой статус граждан 
становится по содержанию значительно 
полнее, богаче, разнообразнее, расширяется 
диапазон его регулирования во многих
сферах экономической, политической, социальной
жизни. В-пятых,
значительно повышается роль суда в 
защите прав граждан в сфере функционирования
исполнительной власти, государственного
управления.

В соответствии с Федеральным
законом “Об обжаловании в суд действий
и решений, нарушающих права и свободы
граждан” от 27 апреля 1993 г. (в ред. от
14 декабря 1995 г.) каждый гражданин вправе
обратиться с жалобой в суд, если считает,
что неправомерными действиями (решениями)
или бездействием государственных органов,
органов местного самоуправления, учреждений,
предприятий, общественных объединений
или должностных лиц, государственных
либо муниципальных служащих нарушены
его права и свободы. Согласно ч. 2 ст.

Предлагаем ознакомиться:  Документы для регистрации права собственности на участок

11
ГК РФ любое решение, принятое в административном
порядке, также может быть обжаловано
в суд. Существенно расширяется юрисдикционная
подведомственность судов и судей по рассмотрению
дел об административных правонарушениях.Конкретизируя,
дополняя, детализируя нормы конституционного
права, а также других отраслей права,
например, налогового, таможенного, экологического
права в сфере государственного управления,
нормы административного права определяют
многие дополнительные права и обязанности
граждан и, что особенно важно, механизмы
их реализации и защиты от нарушений.

Административное 
право регламентирует права и 
обязанности граждан не только в 
сфере публичной управленческой
деятельности, но и управляемой деятельности.
Пример тому – правила пожарной безопасности,
поведения в общественных местах,
торговли, охоты и рыбной ловли, правила,
регулирующие преподавание в учебных
заведениях, санитарные правила и т.д.

Органы управления контролируют соблюдение
этих правил и применяют меры государственного
принуждения за их нарушение. Поэтому
административное право определяет, какие
деяния (действие или бездействие) являются
административными правонарушениями,
устанавливает виды и меры административной
ответственности за их совершение, порядок
производства по делам о таких правонарушениях.

Права
и обязанности граждан в сфере государственного
управления можно объединить в три блока.Первый 
охватывает права и обязанности 
граждан, необходимые им для участия 
в управлении делами государства 
как непосредственно, так и через 
своих представителей, а также посредством
равного доступа к государственной службе
(ст.

32 Конституции РФ). При этом понятие
участия в управлении “делами государства”
является чрезвычайно широким и, по существу,
охватывает все сферы жизни страны. Вместе
с тем особенность данной группы прав
и обязанностей граждан в государственном
управлении состоит в том, что их реализация
требует прежде всего активного волеизъявления
самих граждан как субъектов административного
права.

Второй 
блок прав и обязанностей граждан 
отличается тем, что для их реализации
необходима активная деятельность и как
минимум – содействие исполнительной власти,
должностных лиц органов государственного
управления. В самом деле, без поддержки,
помощи и соответствующей реакции органов
государственного управления граждане
не в состоянии реализовать свое право
на проведение собраний, митингов, демонстраций
и других публичных мероприятий (ст.

31
Конституции РФ), право на объединение
для защиты своих интересов (ст. 30), право
на обращение лично, а также направлять
индивидуальные и коллективные обращения
в государственные органы и органы местного
самоуправления (ст. 33), право на возмещение
государством вреда, причиненного незаконными
действиями (или бездействием) органов
государственной власти или их должностных
лиц (ст. 53), и т.д.

Кроме
того, реализация прав и обязанностей
граждан в сфере государственного
управления требует от органов исполнительной
власти, должностных лиц многообразной 
функциональной деятельности по их защите,
государственной гарантии, созданию
условий для практического осуществления,
наконец, просто доброжелательного отношения.

Так, каждый гражданин имеет право на равную
защиту закона от какой бы то ни было дискриминации,
никто не может быть подвергнут произвольному
аресту, задержанию или изгнанию и т.д.
На основе этих нормативных актов обеспечивается
защита прав граждан, например, как потребителей
в сфере торговли и предоставления услуг,
пользователей средствами связи и массовой
информации, гарантируются права граждан
в области образования и здравоохранения,
физкультуры и спорта.

Третий 
блок прав и обязанностей граждан 
в сфере государственного управления
связан с их участием в деятельности
органов исполнительной власти, например,
в качестве членов научно-технических,
экспертно-консультативных, координационных
советов, межведомственных и рабочих комиссий,
внештатных инспекторов, инструкторов,
экспертов и т.п., в составе членов организаций,
действующих целиком на общественных
началах, – например добровольных народных
дружин.

Предыдущая запись Семейные адвокаты в челябинске
Следующая запись Как правильно расторгнуть договор в одностороннем порядке образец

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector