Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7(499) 322-06-74 (бесплатно)
Санкт-Петербург и область:
СПб и Лен.область:
+7 (812) 407-24-18 (бесплатно)
Федеральный закон о страховых взносах в Пенсионный фонд: нюансы

Федеральный закон о страховых взносах

Обзор структуры федерального закона

Федеральный закон 212-ФЗ о страховых взносах в Пенсионный фонд был принят в июле 2009 года. Вплоть до конца 2016 года он постоянно дорабатывался, вносились поправки и изменения. С начала 2017 года данное законоположение утратило свою силу.

По своей структуре документ разделен на восемь глав. Каждый такой раздел заключает в себе несколько статей, объединенных определенным тематическим аспектом. В итоге документ разделен по следующим категориям:

  • общие положения устанавливают предмет, который регулируется данным законодательным актом, основные понятия, используемые в документе;
  • отдельно оговаривается уплата платежей, устанавливаются плательщики, тарифы и размеры;
  • меры, которые могут быть применены для внесения платежей со стороны плательщиков;
  • права и обязанности последних;
  • контроль и осуществление проверки со стороны уполномоченных органов;
  • случаи нарушения законодательства и полагающаяся ответственность за данное правонарушение;
  • порядок обжалования актов контролирующих органов и право на него;
  • заключительные положения документа — расчет и установка тарифов.

Данное законоположение по Пенсионному и другим фондам призвано ввести регулирование всех моментов, касающихся страхования граждан и соответствующего внесения ими платежей. Несмотря на сложность осуществления, законоположение в полной мере охватывает все поставленные вопросы.

Рассмотрим закон 212-ФЗ в новой редакции с изменениями в кратком обзоре и описанием. Нормативно-правовой акт имеет главы (8 шт.) и статьи (62 шт.), часть из которых поделены.

N главы

Описание

1

Прописаны общие понятия закона в 4-х статьях. В них объясняется, что именно регулируется нормативно-правовым актом и основные моменты, включенные в него. Перечисляются органы, контролирующие процедуру отчислений по взносам. Глава регулирует сроки оплаты взносов.

2

Регулирует процесс оплаты обязательных отчислений с 5-ой по 17-ую статьи. Дается понятие, кто именно считается плательщиком, каким образом учитываются взносы, из каких средств оплачиваются, количество, тарификация.

3

Регулирует процедуру исполнения обязательств по внесению обязательных платежей. Определяются органы, предоставляющие отсрочку сроков, либо рассрочку для внесения обязательных платежей в фонды. А также порядок штрафования, пеней в следствии не своевременной оплаты взноса.

4

С 28-ой по 32-ую статьи обозначаются права и обязанности плательщиков страховых отчислений. Определяются понятия, как должны контролирующие органы взимать оплату в фонды. Рассматривается процесс ограничения к данным о плательщиках.

5

С 33-тью по 39-ую статьи регулируется процесс контролирования оплаты взносов. Определяется каким образом проходят камеральные проверки и как они оформляются.

6

С 40-ую по 52-ую статьи рассматриваются способы привлечения к ответственности за нарушение правил процесса оплаты, контроля и иных операций по обязательным платежам в фонды. Определяется, каким образом начисляются взыскания и штрафные санкции.

7

С 53-ей по 56-ую статьи определяется, каким образом могут быть обжалованы акты контролирующих органов по оплате взносов, в какие временные периоды, как осуществляется рассмотрение вопроса.

8

С 57-ую по 62-ую статьи содержатся данные по тарификации:

  • за 2010;
  • с 2011 по 2019;
  • для организаций, имеющих особый статус.

В главе имеется информация, когда закон начинает свое действие.

Общие положения ФЗ о страховых взносах

ФЗ-212 регулирует процедуру осуществления внесения обязательных платежей в фонды. А также взаимоотношения, возникающие между плательщиком и фондами. Для нарушителей положений нормативно-правового акта предусмотрены меры ответственности. Исходя из закона определяется в каких случаях могут налагаться штрафы, взыскания.

Закон 212-ФЗ не определяет порядок следующих отчислений:

  • обязательные отчисления по соцстрахованию от профессиональных заболеваний;
  • начисление взносов в фонды соцстараха в связи с травмой на рабочем месте;
  • оплата медицинской страховки.

Но существуют исключения: оплата взносов, долгов, пеней. Обязательное требование – отсутствие противоречий между ФЗ 212 к основным пунктам ФЗ 125 об обязательной социальной страховке от профессиональных болезней и от получения травмы на месте работы.

Федеральный закон о страховых взносах

Обязательное пенсионное страхование – основа современной системы обеспечения пенсионеров гарантированной компенсацией в случае прекращения заработка, при наступлении момента выхода на пенсию, по инвалидности и другим причинам.

Сегодня каждый работодатель обязан осуществлять на особый счет взносы (ранее — в Пенсионный фонд РФ), которые в будущем и будут являться пенсионным обеспечением данного сотрудника.

Взносы осуществляются в форме установленного процента от заработной платы.

Федеральный закон №212 устанавливал, что начисление обязательных страховых платежей осуществляется в день выплаты заработной платы работнику бухгалтерией в Пенсионный фонд.

Предлагаем ознакомиться:  Платный ли сейчас развод ⋆ Citize

ПФ РФ занимался администрированием платежей на обязательное пенсионное, а также обязательное медицинское страхование. Закон также устанавливал порядок обеспечения обязательств по уплате, процедуру и контроль над ней и т. д.

Согласно 212-ФЗ, тариф страховой платы составлял 22% (на 2017-2018 гг.) от базы взноса.

Базой для начисления страховых взносов называется сумма выплат и всех вознаграждений, которые являются объектом начисления страховых выплат.

Важно! Плательщиками могут быть индивидуальные предприниматели, организации, те физические лица, которые не являются ИП.

Федеральный Закон о страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации все еще применяется в части некоторых его положений, за ПФ РФ по-прежнему закреплены определенные функции. Так, фонд все еще осуществляет обработку и прием расчетов, которые истекли до 1 января 2017 года.

Относительно выполнения администрирования взносов по страхованию, за ПФ РФ остались закреплены два вида из них:

  1. на страховую пенсию, которая уплачивается теми гражданами, кто добровольно вступил в отношения по пенсионному страхованию (добровольному);
  2. по Программе государственного софинансирования пенсии (на накопительную пенсию).

Кроме того, ПФ осуществляет проверки за период, истекший до 1 января 2017 года. Плательщик с 2018 года обязан ежегодно подавать в конце расчетного периода сведения в Пенсионный фонд о стаже его сотрудника (застрахованного лица).

Первая отчетность относительно стажа сотрудника должна быть представлена плательщиками не позже 1 марта 2018 года по данным на 2017 год.

ФЗ 212: новые положения

Совокупность нормативных актов, содержащих страховые нормы, образует комплексное, целостное и межотраслевое законодательство о страховании.

Среди иных актов, осуществляющих регулирование в данной сфере, также можно назвать:

  • ФЗ №167 «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» (указываются тарифы взносов, а также их дифференциация в зависимости от разных категорий субъектов, устанавливается, кто является субъектами взносов в ПФ РФ, их права и обязанности );
  • ФЗ №166 «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» (определены условия назначения пенсий);
  • Налоговый Кодекс РФ от 05 августа 2000 года (а именно, дополненная законом №243 глава 34 от 03 июля 2016 г.);
  • ФЗ №250 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу» (оптимизировал систему государственных органов, занимающихся администрированием взносов по страхованию: перенес данную компетенцию с ПФ на налоговиков).

То есть, государство регулирует вопросы страхования императивным путем, регламентирует порядок действий субъектов этих правоотношений, а также охватывает все основные точки взаимодействия между государством и гражданами в процессе осуществления взносов на пенсионное страхование.

Изменения в законодательстве по страховым взносам

До 1.01.2017 г. порядок оплаты, вопросы по суммам платежей, исчислению, перечислению их в ПФР, ФСС, ФФОМС регулировал ФЗ 212 « О страховых взносах» от 24.07.2009 года.

Законопроект неоднократно менялся. Последняя редакция его датируется 23.06.2016.

Объект рассмотрения Обзор основных изменений ФЗ № 212

(последняя редакция 23.06.2016)

Сроки подачи 4 ФСС и РСВ-1 Перенос дат на 20 и 25 числа в конкретных случаях
Лимиты по страховым платежам В ФФОМС отменили, а ПФР и ФСС установили отдельные лимиты по взносам для каждого фонда
Рассрочка и отсрочка по общеобязательным страховым платежам Право не рассрочку (отсрочку) по всем страховым платежам реализуется только при наступлении крайних обстоятельств
Круг обязанных лиц Сдавать отчетность обязали плательщиков со среднесписочной численностью больше 25 работников
Фиксированная величина для ИП Размер ее вырос
Пособия, необлагаемые взносами Отменили исчисление страховых платежей с пособий, размер которых равняется трехкратной средней зарплате либо шестикратному заработку работников Крайнего Севера
Продление выездной проверки До 4—6 месяцев
Уплата взносов ОПС, ОМС с заработка иностранцев Отчисления производятся не зависимо от срока действия заключенного трудового соглашения с ними

После того, как федеральный закон № 212 утратил силу, точнее, начиная с текущего года, большая часть его полномочий перешла к Налоговому кодексу. Теперь плательщики общеобязательных взносов по страхованию руководствуются регламентом гл. 34 НК РФ «Страховые взносы». Она была введена 3.07.2016 сообразно ФЗ № 243, а вступила в силу с 1.01.2017.

Основные положения, касающиеся регулирования отношений в сфере страховых взносов, практически не изменились и были перенесены в Налоговый Кодекс РФ. Целью такой реструктуризации является создание в дальнейшем единой универсальной системы органов по регулированию правил исчисления и администрирования страховых взносов, налогов и сборов.

Важно! Планируется таким образом облегчить осуществление различных платежей и взносов хозяйствующих субъектов, а также улучшить качество работы самой системы органов, повысить уровень эффективности осуществляемых ими проверок. Целью проводимых мероприятий является упрощение процедуры для самих плательщиков.

Предлагаем ознакомиться:  Письменный отказ от страховой фирмы осаго

Обновлены в НК статьи, касающиеся обособленных подразделений. При наличии таких отделов в структуре предприятия материнское учреждение обязано уведомить налоговую о наделении подчиненных отделений правом осуществлять страховые выплаты на счет физических лиц (в течение месяца).

По старому закону плательщики подавали разные формы отчетности в ПФР и ФСС РФ, по Налоговому Кодексу – единый отчет за всех сотрудников в организации. Документы нужно сдавать в конце отчетного периода. Отчетность претерпела определенные изменения.

По окончанию квартала плательщики, осуществляющие уплаты в пользу физических лиц, предоставляют расчет по страховым взносам (в налоговую по месту положения организации).

В 2019 году закон был несколько изменен. В последней редакции способы оплаты и правила претерпели перемены.

До вступления в силу изменений было разрешено сдавать отчетность до 15 числа будущего месяца. В соответствии с пунктом 2 части 9 статьи 15 Федерального закона N 212, теперь допустимо сдавать отчетность в электронном виде до 25 числа будущего месяца и в бумажной форме до 20-го. Следует обратить внимание на тот факт, что сроки могут быть иными в зависимости от праздничных и выходных дней.

С изменениями были продлены сроки сдачи расчета для электронной версии. До вступления в силу поправок было разрешено сдавать расчет до 15-го числа 2-го после отчетного периода месяца. С 2019 года сроки продлены до 20-го.

Ранее требовалось сдавать отчетность, если в фирме трудится более 50 людей. Теперь, в соответствии с частью 10 статьи 15 ФЗ-212, отчетности подлежат 25 человек.

Федеральный закон о страховых взносах

Изменение лимитов по взносам:

  • ПФР-711 000, тарификация – 22%, превышение – 10%;
  • ФСС – 670 000, тарификация – 2,9%;
  • ФФОМС при любых начислениях тарификация составляет 5,1%.

Ранее было допустимо округлять суммы, теперь требуется платить копейка в копейку.

Если оба отчисления контролируются одним фондом, то проведение зачета меду 2-мя фондами возможно. То есть, если по медстрахованию было оплачено больше, часть денег можно перевести на долговые пенсионные отчисления.

Часть пособий не подлежат теперь налогообложению:

  • пособия размером в 3 зарплаты;
  • для сотрудников Крайнего Севера – в 6 заработных плат;
  • взносы по травматизму.

Если организация не провела специальную оценку, то она обязывается к уплате более высоких тарифов по взносам ПФР:

  • список 1 – 9%;
  • список 2 – 6%.

Фирмы, пользующиеся льготным правом, получили повышение тарифов:

  • в соответствии со статьей 58 частью 2, 3.1 ФЗ-212 единый тариф почти для всех составляет 30%;
  • аптеки на ЕНВД (только за фармацевтов и провизоров) могут платить взносы по льготному тарифу;
  • для ИП, чей сотрудник работает с патентами, тоже предусмотрены льготные тарифы.

Каждый работающий иностранный гражданин должен отчислять средства в фонды:

  • пенсионный – 22%;
  • ФСС-1,8%.

Возможна повторная проверка ревизором.

Федеральный закон о страховых взносах

В случае, если фирма представила уточняющий отчет для снижения сумм отчислений. Проверка проходит под руководством вышестоящим подразделением. Возможно продление выездной проверки – до полугода.

Страховые взносы могут быть отсрочены либо допустимо оформить рассрочку.

Для получения рассрочки/отсрочки, представитель фирмы должен написать заявление. Срок – до 1 года. Но фирма должна соответствовать следующим условиям:

  • нанесен ущерб непреодолимой силой;
  • бюджетное финансирование задержано или вовсе не получено;
  • фирма работает по сезонам и в период взносов финансовые средства отсутствовали.

По результатам ревизии смягчающие обстоятельства могут быть не учтены.

Ранее фонды при проверках рассматривали все стороны – в том числе и смягчающие и наоборот ситуации. Теперь этот процесс носит добровольный характер. Но в процессе судебного разбирательства их может взять во внимание суд в целях снижения суммы штрафа.

Для ИП строго-определенные взносы повышены:

  1. ПФР – при поступлениях от деятельности предпринимателя в сумме 300 000 отчисления 18610,80. Дополнительно доход больше 300 000 облагается 1% отчислений в ПФР, но не более 148886,40.
  2. ФФОМС – 3650,58.
Предлагаем ознакомиться:  Регистрация нового автомобиля в ГИБДД

Порядок определения базы исчисления взносов по страховке

Не изменился и порядок определения базы исчисления взносов по страховке. Она вычисляется для каждого сотрудника отдельно с самого начала расчетного периода по результатам каждого месяца нарастающим итогом.

ФЗ 212 о страховых взносах

На календарный год утверждается предельная величина базы. Она фиксируется величиной средней зарплаты за соответствующий год, умноженной на 12 и на повышающий коэффициент, который определяется на год. Пункт 5 статьи 421 НК указывает повышающие коэффициенты от 1,9 в 2017 году до 2,3 в 2021 году (по 0,1 в год).

Обратите внимание: за работников страховые взносы выплачивают их работодатели, которые обязаны вести учет сумм начисленных страховых взносов относительно всех физлиц, в пользу которых они их осуществляли. Уплата происходит по месту нахождения плательщика.

Таким образом, порядок страхования пенсионного обеспечения в целом изменился незначительно. Обратить внимание среди этих изменений необходимо на реквизиты при подаче отчетности и выплате взносов, поскольку они поменялись на реквизиты налоговой.

Новый закон с 1 января 2019 года

Правовое регулирование по части страховых взносов на данный момент продолжает совершенствоваться. Причем в процессе доработки учитываются действующие нормы налогового законодательства вкупе с утратившими силу положениями ФЗ № 212.

Правительством рассматривается новый законопроект, который предусматривает внесение в НК РФ ряда поправок, новых предложений. Планируется:

  1. Определить фиксированную величину платежей для ИП, которые платят сборы за себя, закрепить ее в НК РФ (при годовом доходе до 300 000 руб.).
  2. Если доход ИП превысит 300 000 руб. за год, то обязать ИП заплатить, помимо фиксированной величины, 1% с превышенной суммы годовой прибыли.
  3. Аннулировать привязку фиксированной величины от установленного минимума, МРОТ.
  4. Закрепить ежегодную индексацию фиксированного размера платежа.
  5. Установить фиксированный размер платежа для ОПС 26 545 руб., для ОМС 5 840 руб.
  6. Ввести новые лимиты для общеобязательных страховых взносов: 1 021 руб. — для ОПС, 815 руб. — для страхования по болезни и материнству.
  7. Разработать и утвердить новый бланк РСВ.

С 1 января 2019 года нормативно-правовой акт N 212-ФЗ считается недействительным — он утратил силу. В новом Указе говорится о том, что все взносы теперь перечисляются через Федеральную налоговую службу.

С момента прекращения ФЗ-212 начинает действовать глава 34 НК РФ, которая и будет отвечать за регуляцию взиманий оплаты по страховым взносам. Тарифы, суммы перечислений регулируются данным нормативно-правовым актом.

За регуляцию возможности внесения обязательных платежей по страховым взносам в ПФ РФ отвечает ФЗ-56. Данный нормативно-правовой акт был принят ранее за несколько месяцев до 212-ФЗ.В Федеральном законе содержится всего 17 статей. Разделения на главы отсутствует. В статьях содержатся основные понятия нормативно-правового акта, а также определяются способы инвестиции в накопительную часть пенсии.

С первого января 2018 года закон о страховых взносах 212-ФЗ утратил свою силу. Был издан соответствующий указ, согласно которому все страхования по новой системе осуществляются через Федеральную налоговую службу.С прекращением действия данного законоположения в силу вступает Глава 34 Налогового кодекса.

Теперь она регулирует все процессы, связанные с взысканием данного вида платежей. Все тарифы и размеры оплаты по страхованию также устанавливаются положениями данного раздела.14 статей данной главы показывают, что плательщиками остаются те же лица. Также неизменной остается база, по которой рассчитываются тарифы, а также не меняются сами тарифы, как основные, так и дополнительные.

Передача администрирования по вопросам взимания страховых взносов в Федеральную налоговою службу была осуществлена по соответствующему Федеральному закону 243-ФЗ. Данный законодательный акт содержит лишь пять статей, в которых заключается процесс перевода всех прав на взимание и контроль по данным платежам в ФНС.

Сделано это было для упрощения процедуры оплаты. Теперь платежи оформляются вместе с налогами в одну службу. Соответственно эффективность новой системы будет контролироваться и проверяться, по необходимости будут внесены поправки.

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста

Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):

Предыдущая запись Как юредически правильно расторгнуть договор целевого обучения
Следующая запись Какой закон регламентирует стоянку инвалидов

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector