Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7(499) 322-06-74 (бесплатно)
Санкт-Петербург и область:
СПб и Лен.область:
+7 (812) 407-24-18 (бесплатно)
Государственные гарантии государственных служащих. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации"

Государственные гарантии государственных гражданских служащих

Российская государственная служба

• закрепляет право
граждан равного доступа к службе.
Федеральная ГС (п. г. ст. 71 КРФ) служба –
ведение РФ. Запрет для депутатов ГД РФ
находится на ГС.

• определяет
сущность ГМС – как форма осуществления
конституционного права на участие в
управлении государством и на осуществление
МС;

• служба
рассматривается как профессиональная
деятельность => право на труд;

• конституционный
принцип приоритета прав и свобод граждан
– основной принцип в деятельности
государственных и муниципальных органов;

• разграничение
полномочий (между федеральным уровнем
и уровнем субъектов РФ) по регулированию
ГС основано на КРФ – ст. 71 К РФ.

1. Закон «О системе
гос. службы РФ» (27 мая 2003 г.): установил
структуру, виды, уровни службы.

2. «О государственной
гражданской службе в РФ» 927 июля 2004 г.
№79-ФЗ): вступил в законную силу с 1 февраля
2005 г., урегулировал вопросы, связанные
с поступлением на службу, статусом
служащих, порядком поступления и
прохождения службы;

3. «О муниципальной
службе в РФ» (2 марта 2007 г. №25-ФЗ).

• От 1 июня 2010 г.
№821 «О комиссиях по соблюдению требований
к служебному поведению федеральных
государственных служащих и урегулированию
конфликтных интересов» => утверждено
положение «О комиссиях по соблюдению
требований служебного федеральных
государственных служащих и урегулированию
конфликтных интересов»;

Государственные гарантии государственных гражданских служащих

• Регулируется
аттестация, конкурсы, служебный контракт;

Службе.

Регулирование ГГС
относится к совместному ведению РФ и
ее субъектов. Основы для разграничения
полномочий заложил закон «О ГГС в РФ».

ОЗ от 2005 г. №84-ОЗ
«Об особенностях ГГС в Свердловской
области».

А) утверждение
реестров должностей ГМС;

Б) регулирование
денежного содержания и других социальных
гарантий;

В) регулирует
управление ГГС, учреждают органы
управления

Г) иные вопросы,
предусмотренные ФЗ (дополнительные
требования к должностям, установление
соотношения между государственными и
муниципальными служащими).

Указы Губернаторов,
распоряжения Правительства субъекта.

Российская власть делится на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Каждая ветвь включает в себя определенные органы, которые могут быть федеральными (центральными) или региональными. Лица, занимающие должности в этих органах, реализуют государственную гражданскую службу.

Чиновники руководствуются определенными правовыми источниками. Важное место здесь занимает Федеральный закон 79-ФЗ «О государственной гражданской службе». В нем закреплены основные принципы и условия работы во власти. Например, в статье 4 закона перечисляются основные идеи, которыми должны руководствоваться государственные служащие. Это законность, профессионализм, компетентность, а также направленность на защиту прав и свобод людей.

В законе определены варианты формирования взаимосвязи между гражданской и государственной службой. Должны учитываться трудовые условия и обязательства, рабочий стаж, а также государственные гарантии.

Государственные гарантии государственных гражданских служащих

Государство будет сильным и управляемым лишь в том случае, если оно хорошо позаботится о своих чиновниках. Такой принцип закрепил Никколо Макиавелли, итальянский философ эпохи Возрождения. Служба чиновников имеет свои издержки, которые необходимо своевременно компенсировать. То, как с этим справляется Российская Федерация, можно наблюдать на примере закона о государственной службе.

Государственные гарантии гражданских служащих бывают основными и дополнительными. Первая группа компенсаций применяется для всех работников, а вторая — для региональных служащих или работников отдельных государственных инстанций. Целью применяемых гарантий является обеспечение социальной и правовой защищенности трудящихся во власти лиц. У работников повышается профессиональная мотивация. Постепенно исчезают коррупционные проявления, укрепляется кадровый резерв.

Итак, какие существуют гарантии для государственных служащих? Обратимся к нормам закона.

Понятие государственного служащего

В законе понятия государственного и гражданского служащего тождественны. При этом государственная служба является частью гражданской сферы. Работники в ее составе должны быть россиянами, взявшими на себя обязательства по реализации контрактной гражданской службы. Денежное содержание трудящихся лиц обеспечивается за счет федерального или регионального бюджета.

Государственный служащий Российской Федерации обладает определенными правами. Согласно статье 14 Закона, это оплата труда, право на отдых, на ознакомление с регламентом и обеспечение безопасности, право на защиту сведений и на членство в профсоюзах, а также многое другое.

Служащий обладает рядом важных обязанностей. Здесь следует выделить соблюдение российских законов и норм о служебном распорядке, исполнение трудовых функций в соответствии с регламентом, исполнение законных поручений руководителя, сохранение государственной тайны и бережное отношение к казенному имуществу. От типа инстанции, в которой трудится гражданский служащий, будет зависеть и количество профессиональных обязанностей.

Предлагаем ознакомиться:  Расходы на адвоката в гражданском процессе

В работе гражданского служащего присутствует немало ограничений. Например, для получения определенного поста необходимо обладать дееспособностью. На некоторые должности невозможно заступить без диплома о высшем образовании. Запрещаются служебная подчиненность родственным лицам и наличие второго гражданства.

Государственная служба в Российской Федерации предполагает наличие определенного числа должностей. Все посты учреждаются президентскими указами или федеральными законами. В статье 9 рассматриваемого закона приводится перечень основных должностей на государственной службе.

Первую и высшую категорию составляют руководители. Они осуществляют полномочия по контролю над государственными органами или их структурными подразделениями. Руководители имеют своих заместителей. Замещение ими своих должностей возможно лишь на определенный срок.

Во вторую группу должностей входят помощники или советники. Основной их задачей является содействие руководителям. В подчинении у советников находятся специалисты. Это лица, в задачи которых входит профессиональное обеспечение работы государственных органов. Специалисты бывают обеспечивающими, то есть обязанными замещать полномочия в определенной сфере. Это может быть информатизация, работа с документацией, финансово-экономическая среда и многое другое.

Руководители и советники делятся на три группы гражданских должностей: высшую, главную и ведущую. Специалисты подразделяются на высших, главных, ведущих и старших. Обеспечивающие специалисты могут быть главными, ведущими, старшими и младшими.

Всех перечисленных специалистов объединяет наличие гарантий, предоставляемых государством. Служащие в государственной сфере граждане обладают определенными правами, которые юридически подкреплены и обособлены. О гарантиях на гражданской службе будет рассказано далее.

Перечень основных государственных гарантий гражданским служащим приведен в п. 1 ст. 52 Федерального закона N 79-ФЗ и включает в себя:

  1. гарантию равных условий оплаты труда и сопоставимой оценки эффективности результатов профессиональной служебной деятельности при замещении соответствующих должностей гражданской службы. Данная гарантия предполагает отсутствие дискриминации в отношении гражданского служащего и создание единого подхода при решении вопроса об оплате труда;
  2. право гражданского служащего на своевременное и в полном объеме получение денежного содержания. Стоит отметить, что согласно ст. 50 Федерального закона N 79-ФЗ денежное содержание гражданского служащего является основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности. Оно складывается из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат. Размеры должностных окладов и окладов за классный чин гражданских служащих устанавливаются указом Президента РФ по представлению Правительства РФ. Кроме того, они подлежат ежегодной индексации в зависимости от уровня инфляции;
  3. условия прохождения гражданской службы, обеспечивающие исполнение должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом. Данная гарантия представляет собой обязанность представителя нанимателя обеспечить не только безопасные условия прохождения гражданской службы (безопасные условия труда), но и соответствующие организационно-технические условия для исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей (наличие помещения, оборудованного мебелью; предоставление оргтехники, обеспечение канцелярскими принадлежностями и т.п.);
  4. право на отдых, обеспечиваемый установлением гражданскому служащему нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков.

Продолжительность рабочего времени гражданского служащего определена п. 2 ст. 45 Федерального закона N 79-ФЗ и составляет 40 часов в неделю (при пятидневной служебной неделе).

Право на отдых реализуется предоставлением гражданскому служащему свободного от исполнения должностных обязанностей времени (свободного времени) вне пределов установленной нормальной продолжительности служебного времени. Таким правом может являться ежегодный оплачиваемый отпуск, дополнительный отпуск.

Продолжительность отпуска гражданского служащего зависит от видов должностей, которые он замещает. Так, при замещении высших и главных должностей гражданской службы продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска составляет 35 календарных дней. При замещении должности гражданской службы иных групп — 30 календарных дней.

Продолжительность дополнительного отпуска за выслугу лет исчисляется исходя из расчета один календарный день за каждый год гражданской службы. В то же время при суммировании основного и дополнительного отпусков общая его продолжительность ограничивается 45 календарными днями для гражданских служащих, замещающих высшие и главные должности гражданской службы, и 40 календарными днями для гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы иных групп.

Кроме того, право на отдых возникает при наступлении нерабочих праздничных дней. Их перечень приведен в ст. 112 ТК РФ. В указанные дни выполнять трудовые обязанности запрещено, за исключением случаев, предусмотренных в ст. 113 ТК РФ:

  • предотвращение катастрофы, производственной аварии либо устранение последствий катастрофы, производственной аварии или стихийного бедствия;
  • предотвращение несчастных случаев, уничтожения или порчи имущества работодателя, государственного или муниципального имущества;
  • выполнение работ, необходимость которых обусловлена введением чрезвычайного или военного положения, а также неотложных работ в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения либо его части.
Предлагаем ознакомиться:  Основным отличием страховых пенсий от государственных является

Однако работа в выходные и праздничные дни возможна и в случае получения письменного согласия гражданского служащего на выполнение необходимых работ;

  1. гарантию на медицинское страхование гражданского служащего и членов его семьи, в том числе после выхода гражданского служащего на пенсию за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом N 79-ФЗ и законодательством о медицинском страховании государственных служащих РФ.

Право на получение медицинского страхования является одним из условий служебного контракта (пп. 4 п. 3 ст. 24 Федерального закона N 79-ФЗ). Страхование гражданского служащего осуществляется согласно Закону РФ от 28.06.1991 N 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (далее — Закон РФ N 1499-1).

Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, которые соответствуют программам обязательного медицинского страхования. Реализуя свое право на медицинское страхование, гражданские служащие согласно ст. 6 Закона N 1499-1 имеют право на:

  • обязательное и добровольное медицинское страхование;
  • выбор медицинской страховой организации;
  • выбор медицинского учреждения и врача в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования;
  • получение медицинской помощи на всей территории РФ, в том числе за пределами постоянного места жительства;
  • получение медицинских услуг, соответствующих по объему и качеству условиям договора, независимо от размера фактически выплаченного страхового взноса;
  • предъявление иска страхователю, страховой медицинской организации, медицинскому учреждению, в том числе на материальное возмещение причиненного по их вине ущерба, независимо от того, предусмотрено это или нет в договоре медицинского страхования;
  • возвратность части страховых взносов при добровольном медицинском страховании, если это определено условиями договора;
  1. обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или утраты трудоспособности в период прохождения гражданской службы либо сохранение денежного содержания при временной нетрудоспособности, а также на время прохождения медицинского обследования в специализированном учреждении здравоохранения в соответствии с Федеральным законом N 255-ФЗ <1>;
  2. выплаты по обязательному государственному страхованию в случаях, порядке и размерах, которые установлены федеральными законами и законами субъектов РФ.

Обобщим оба вида государственной гарантии гражданским служащим, так как в них речь идет о применении к ним системы государственного социального страхования. Основным нормативным документом, регулирующим социальное страхование, является Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (далее — Федеральный закон N 165-ФЗ).

Поступление на службу

Каждый дееспособный гражданин Российской Федерации имеет право поступить на государственную гражданскую службу. Он должен отвечать определенным квалификационным требованиям, среди которых владение русским языком и отсутствие второго гражданства.

Поступление гражданина на службу происходит на конкурсной основе. Оценивается профессиональный уровень кандидатов во власть. Если итоги проверки покажут соответствие знаний и опыта установленным требованиям, то гражданин будет принят на службу.

Уровень знаний и опыта оценивается конкурсной комиссией, в состав которой входят гражданские служащие из научных и экспертных подразделений. При формировании состава комиссии учитываются возможные случаи конфликта интересов. Претендент, недовольный проводимым конкурсом, имеет возможность обжаловать состав комиссии.

В исключительных случаях возможно заступление на государственную должность без проведения конкурса. Это заключение срочного трудового контракта, назначение на должность гражданина, включенного в кадровый резерв, а также наделение полномочиями по категориям «руководители» и «помощники». Конкурс может не проводиться при назначении гражданина на службу, которая не имеет отношения к государственной тайне.

Порядок прохождения службы

Трудовые условия государственного работника фиксируются в служебном контракте. Трудящемуся лицу гарантируются базовые права, среди которых благоприятные организационные, технические, экологические и прочие условия службы. Все это необходимо для качественного исполнения должностных обязанностей.

Оптимальный порядок прохождения службы является социальной гарантией, предоставляемой государственным гражданским служащим. Трудовые нормы закрепляются в инструкциях по технике безопасности, распорядках дня, служебном контракте и прочих документах.

Таким образом, социальные гарантии деятельности государственных служащих мало чем отличаются от гарантий для остальных трудящихся россиян. Однако следует взглянуть на вопросы страхования.

Страхование

Каждый работодатель обязан осуществлять социальное страхование своих работников. Это касается и отношений между государственными органами и чиновниками. В число гарантий входят следующие элементы страхования:

  • несчастные случаи и профессиональные заболевания;
  • безработица;
  • пенсионное обеспечение;
  • утрата трудоспособности;
  • медицинское обслуживание.

Государственный служащий и члены его семьи имеют право на медицинское страхование. Такая гарантия сохраняется и после выхода работника на пенсию. Медицинская страховка включает в себя санаторное, курортное и лечебное обслуживание. При этом уровень и качество оказания услуг неодинаковы и зависят только от возможностей федеральных или региональных инстанций.

Предлагаем ознакомиться:  Председатель снт не платит налоги

Порядок страхования определяется соответствующими нормативными актами. Между работодателем и работниками заключается специальный договор, по которому наниматель обязуется передать страховой компании данные о трудящихся лицах.

Оплата труда

Российский Трудовой кодекс закрепляет норму о равной оплате за труд равной ценности. Это важнейший демократический принцип, который был провозглашен в 1948 году Декларацией прав человека. Служба в государственных органах бывает разной. От уровня квалификации зависит и заработная плата. При этом принцип соответствия вознаграждения и специфики труда сохраняется: зарплата у одинаковых по рангу чиновников равноценна.

Условия оплаты труда оговариваются в служебном контракте. Учитывается классный чин, квалификация, количество отработанных часов и прочие элементы. Закон не допускает необоснованного и заметно отличающегося финансового содержания одинаковых государственных служащих.

Государственные гарантии в экономической сфере связаны и с постоянным стимулированием работников. Финансовое обеспечение чиновников — это не только средство материального обеспечения, но и мотивация к развитию профессиональной деятельности. Нет лучшей мотивации, чем повышение зарплаты. В 2018 году госслужащим будет повышен оклад примерно на 4 %.

Дополнительные выплаты также относятся к категории экономических гарантий. Например, за выслугу свыше 15 лет чиновники получают премию в 30 % от оклада, а за особые достижения — 200 % от оклада. Для региональных служащих есть особые льготы.

Возмещение расходов

Возмещение трудовых расходов не следует путать с предоставлением компенсаций. Если работник неожиданно для себя утратил что-то в ходе своей трудовой деятельности, то встанет вопрос о компенсации. Возмещение же расходов реализуется, как правило, заранее. Частый пример — служебные командировки. Государственным служащим нередко приходится ездить в другую часть страны или даже за границу.

  • дополнительные расходы (на питание, лекарства и пр.);
  • финансы для найма жилья;
  • медицинское обслуживание, аренда транспортных средств, оплата определенных услуг;
  • расходы по проезду к месту командирования и на обратный путь.

При этом сохраняется выплата полного оклада работнику. Учитывается индексация: происходит повышение зарплаты госслужащим в 2018 году или в любое другое время.

Чиновникам полагаются дополнительные государственные гарантии. Служащие государству граждане должны летать на самолете по билету первого класса или ездить на скором поезде в двухместном купе категории «СВ». Помимо этого, чиновникам полагается двухместный гостиничный номер класса «люкс».

При поездках государственных служащих за границу возмещаются следующие виды расходов:

  • оформление обязательного медицинского страхования;
  • аэродромные и консульские сборы;
  • оформление визы, загранпаспорта и прочей документации;
  • транзит транспортного средства.

Некоторые чиновники по приказу начальства могут быть переведены на службу в другой орган. При этом сохраняется правовой статус государственного служащего. Гарантии возмещения расходов в данном случае связаны с оплатой проезда и обустройством на новом месте жительства.

Пенсионное обеспечение

В группу правовых и экономических гарантий государственных служащих входит пенсионное обеспечение. Федеральные чиновники имеют право на получение пенсионных выплат по истечении 15 лет работы. Рассматриваются следующие основания:

  • увольнение со службы по собственному желанию;
  • ликвидация федерального органа власти;
  • достижение предельного возраста (65 лет);
  • увольнение по приказу руководства;
  • увольнение из-за несоответствия занимаемой должности или вследствие ненадлежащего состояния здоровья.

Общая сумма пенсии государственных служащих не превышает 75 % от получаемого среднемесячного заработка. 45 % от оклада получают чиновники, рабочий стаж которых составляет 15 лет. За каждый отработанный год сверх стажа полагается надбавка в 3 %.

Последняя группа гарантий, о которой гласит закон, связана с защитой чиновников от угроз, насилия и прочих неправомерных действий. Уровень обеспечиваемой безопасности напрямую зависит от квалификации служащего. Гарантия защиты от незаконных деяний — новая мера. Соответственно, методы и порядок защиты устанавливаются судом, потому что соответствующие нормы в законе пока не прописаны.

Предыдущая запись Договор займа генерального директора с обществом
Следующая запись Перевод апартаментов в жилое помещение в 2019 году

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector