Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7(499) 322-06-74 (бесплатно)
Санкт-Петербург и область:
СПб и Лен.область:
+7 (812) 407-24-18 (бесплатно)
Может ли ИП участвовать в тендерах в 2019 году

Как принять участие в госзакупках и кто может участвовать в тендерах

Тендерные гарантии для ИП

Участие в открытых электронных торгах для любого индивидуального предпринимателя начинается с подготовки. В начале подготовительных мероприятий бизнесмену потребуется получить электронную цифровую подпись. Цифровая подпись является необходимой деталью в любом электронном документообороте, без нее участие в тендере невозможно. Детальнее об электронной подписи можно узнать

После того, как ИП получил свою личную цифровую подпись, он обязан пройти процедуру аккредитации на одной из электронных площадок, где размещены тендеры для ИП. Для этого можно обратиться к специалистам, которые обеспечат клиента необходимым ПО для его компьютера и окажут поддержку в аккредитации на различных электронных площадках.

Когда бизнесмен определился с выбором аукциона, ему потребуется изучить документацию, которую предоставляет организационная комиссия от имени заказчика торгов. В этом случае любой предприниматель имеет право уточнять условия аукциона или выражать свое мнение относительно пунктов договора об участии.

В соответствии с законодательством России любой индивидуальный предприниматель, который намерен принять участие в аукционе, обязан предоставить организационной комиссии финансовое подтверждение своей состоятельности – обеспечение тендерной гарантии. Эта сумма составляет от 0,5 до 5% от суммы лота. В качестве гаранта может выступать любое банковское учреждение, предоставляющее услуги по тендерному кредитованию, и в таком случае клиент может воспользоваться выгодным предложением и подать заявку на любой интересующий тендер для ИП.

Преимущества использования кредитования на участие в торгах:

  • нет надобности извлекать оборотные денежные средства из бюджета предприятия;
  • наличие возможности подавать заявки на участие в нескольких торгах одновременно;
  • минимальные процентные ставки на пользование тендерным кредитованием;
  • быстрота оформления документов;
  • нет ограничения в финансовом плане на участие в аукционах с большими суммами контрактов.

Тендерное сопровождение – это услуга, направленная на обеспечение процесса участия предприятия в тендере. Главная цель тендерного сопровождения – создать все условия (на правовом уровне) для того, чтобы клиент-участник одержал победу в конкурсе.

Тендерное сопровождение особо актуально, если вы:

  • не имеете большого опыта или вовсе не принимали участие в государственных конкурсах;
  • не хотите рисковать и действовать наобум;
  • не хотите допустить осечку на ответственном тендере.

Сопровождение тендера специалистом в несколько раз повышает вероятность попасть на него и выиграть. Ведь специалист может глубоко и качественно оценить ситуацию, сделать все возможное для победы.

Как принять участие в госзакупках и кто может участвовать в тендерах

Действующее российское законодательство предусматривает строгое регулирование на федеральном уровне порядка участия субъектов предпринимательства в процессе государственных закупок и тендеров. В частности, обеспечивается правовое регулирование таковых процессов положениями ФЗ №44 от 05.04.2013. Внедрение этого закона по факту смогло открыть возможность участия в процессе государственных заказов практически для всех предпринимателей за счет использования специальной прозрачной электронной информационной системы.

Обратите внимание

Положения вышеупомянутого ФЗ №44 обеспечивают лишь общее правовое регулирование процесса участия в государственных закупках и работу системы. Отдельные нюансы, а также иные детали принципов и механизмов, раскрываемых данным федеральным законом, могут присутствовать в нормативных актах Минфина, ФНС или иных государственных служб, а также в прочих законодательных документах. В частности, вышеозначенный закон ФЗ-44 требует использования электронной подписи, суть которой и порядок регистрации рассматриваются положениями ФЗ №63 от 06.04.2011.

Однако следует помнить о том, что участие в торгах по госзакупкам требует неукоснительного соблюдения действующего законодательства. Кроме этого, ФЗ-44 предусматривает целый спектр ограничений и условий, которым обязан соответствовать участник тендера. Поэтому прежде чем приступать к непосредственному участию в процессе госзаказа, лучше всего заранее понять все особенности подобной деятельности и работы.

Важный факт

Далее будет рассматриваться непосредственно участие в открытых тендерах. Закрытые процедуры проводятся без публикации информации о контрактах и направляются непосредственно по контактам предприятий без разрешения на публикацию таковой вне общения с государством.

Процесс подачи заявки для участия в тендере в целом может отличаться в зависимости от выбранной торговой площадки и нюансов отдельного контракта. Однако общие нормативы для того, чтобы подать заявку на госзаказ являются одинаковыми. Поэтому их следует знать каждому субъекту предпринимательства, который хочет получить возможность участвовать в госзаказе.

Важный факт

Неправильно поданная заявка, отсутствующие документы в ней или ошибки могут стать причиной её отклонения даже при более выгодных условиях. Именно поэтому необходимо с особой тщательностью относиться к данному процессу – многие предприятия уходят с тендеров именно по причине несоответствия заявок нормативам.

Сама же заявка состоит из двух частей. Первая часть считается декларативной и посвящена общим условиям работы с предприятием. Она должна содержать в обязательном порядке:

  • Информированное согласие на участие в конкурсе и обработку соответствующих данных.
  • Подробную информацию о предлагаемых товарах или услугах с возможностью приложения сопутствующей документации.
  • Во второй части заявки на госзаказ указывается более подробная информация, касающаяся непосредственно предприятия. В ней в обязательном порядке должны иметься следующие данные:
  • Учредительная информация и сведения о компании. Действующие площадки ЭТП имеют возможность заполнения данной графы автоматически, используя регистрационные данные.
  • Выписка из ЕГРЮЛ или ЕГРИП.
  • Декларация, подтверждающая соответствие бизнеса правилам участия в госзакупках.
  • Декларация, которая подтверждает принадлежность участника торгов к допущенным лицам для тендеров, имеющих дополнительные ограничения.
  • Документация на продукцию, если таковая имеет строго установленные законодательные требования и нормативы.
  • ИНН учредителей предприятия либо генерального директора или членов исполкома.
  • Решение руководства предприятия об одобрении крупной сделки, если общая сумма контракта превышает установленные при регистрации лимиты.
Предлагаем ознакомиться:  Как самостоятельно проверить квартиру перед покупкой?

Обратите внимание

В отдельных ситуациях в рамках контракта могут устанавливаться и иные требования к соискателям. Однако не каждые требования для тендера могут считаться законными – в отдельных случаях завышенные и не соответствующие законодательным нормам условия могут быть обжалованы путем обращения в Федеральную Антимонопольную Службу.

Как уже было отмечено выше, для участия в тендерах госзаказа, соискатели должны соответствовать строгим государственным критериям, применяемым на федеральном уровне. При этом определенные ограничения могут являться легко устранимыми, другие же предусматривают полную невозможность для участия в тендерных проектах в принципе.  Так, участвовать в государственных тендерах не могут субъекты предпринимательской деятельности, которые:

  • Как принять участие в госзакупках и кто может участвовать в тендерахПризнаны в законном порядке банкротами или проходят процедуру ликвидации бизнеса.
  • Находятся в состоянии приостановления деятельности по причине административного правонарушения.
  • Обладают задолженностями по уплате сборов, налогов и иных платежей в бюджетные фонды.
  • Имеют в качестве директора, руководителя, члена совета директоров, главного бухгалтера лиц с непогашенными судимостями за совершение экономических преступлений.
  • Были уличены в передаче взяток или иных незаконных вознаграждений должностным лицам за последние два года до момента регистрации заявки.
  • Не обладают исключительными правами на объект контракта, если передача таковых прав предусмотрена его условиями. Для будущих объектов авторских или иных интеллектуальных прав, которые еще не являются созданными и будут созданы в рамках контракта это ограничение не действует.
  • Имеют в руководстве лиц, состоящих в близком родстве или свойстве с заказчиками или членами комиссии по закупкам, а также с иными лицами, связанными с руководством выдачи данных госзаказов и контрактов.
  • Являются офшорными компаниями.

Следует отметить, что нарушение любого из данных пунктов может рассматриваться как административное правонарушение или даже уголовное преступление при подаче заявки. Обусловлено это тем, что подача заявки требует обязательного наличия декларации о соответствии данным требованиям федерального законодательства. Ложная же информация в декларации может быть воспринята в качестве предоставления подложных документов.

Согласно ч. 2 ст. 66 44-ФЗ заявка на участие в электронном аукционе состоит из 2-х частей: первой и второй частей заявки.

Содержание первой части заявки (часто её называют “Форма 2”) зависит от предмета контракта (товар, работы или услуги), а также от того, включена ли в аукционную документацию проектная документация, указан ли товарный знак или иные средства индивидуализации.

Разберемся в понятиях

Заказчик для определения поставщиков в рамках 44-ФЗ (госзакупок) может использовать как конкурентные, так и неконкурентные процедуры. Конкурентные применяются чаще и называются также «тендерами» или «торгами». С 01.01.2019 торги в рамках 44-ФЗ за небольшими исключениями проводятся в электронной форме (электронные торги).

Конкурентные процедуры проводятся в виде:

  • Аукционов, победителями которых становятся лица, предложившие наименьшую стоимость госконтракта;
  • Запросов котировок, в которых победитель определяется аналогично. Отличает их от аукционов небольшая стоимость (до 500 тысяч рублей) и более простая процедура;
  • Конкурсов, где победителями становятся участники, предложившие лучшие условия выполнения госконтракта;
  • Запросов предложений, где победитель определяется аналогично конкурсу. И поводится запрос предложений в определенных ч. 2 ст. 83, 83.1 случаях.

Итак, давайте для начала рассмотрим определение электронного аукциона, которое дается в ч. 1 ст. 59 44-ФЗ.

Аукцион в электронной форме (электронный аукцион) — аукцион, при котором информация о закупке сообщается Заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе (ЕИС) извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

Услуги консалтингового агентства

Электронный аукцион — торги, проводимые в электронном виде на электронных площадках, победителем которых признается лицо, предложившее наиболее низкую цену государственного (муниципального) контракта.

Процедура проведения электронного аукциона (ЭА) регламентирована статьями 59, 62-69, 71, 83.2 44-ФЗ.

Как проводятся тендеры в России – правовое регулирование участия в госзакупках

Решив принимать участие в тендерах, ИП должен правильно написать заявку и подготовить стандартный пакет документов. Список необходимых бумаг может меняться в зависимости от требований заказчика, и его можно найти в тендерной документации. В запросе на участие в торгах указываются следующие пункты:

  • персональные данные индивидуального предпринимателя;
  • организационная и правовая форма деятельности предприятия;
  • серийные номера сертификатов, подтверждающих качество предоставляемого товара или услуг;
  • серийный номер документов, подтверждающих законность деятельности ИП;
  • адрес компании и ее наименование.

После правильного заполнения формы заявки она заверяется электронной подписью владельца предприятия или его доверенного лица.

2. Площадки для проведения электронных аукционов

Как было сказано выше в определении, проведение электронных аукционов осуществляется на электронных площадках.

Электронная площадка — это сайт в сети Интернет, на котором проводятся электронные торги.

Распоряжением Правительства РФ от 12 июля 2018 года № 1447-р утвержден перечень операторов электронных площадок, на которых осуществляются закупки в электронной форме. Этот список состоит из 8-ми «основных» площадок и одной специализированной площадки, на которой проходят закрытые закупки в электронной форме.

В этой части статьи я поэтапно опишу все действия Заказчика и участника закупки при проведении открытого аукциона в электронной форме по 44-ФЗ. Давайте сначала рассмотрим с вами действия Заказчика.

Предлагаем ознакомиться:  Если заявление на увольнение подано в пятницу

Этап №1 —Подготовка к проведению электронного аукциона

На данном этапе Заказчик занимается организацией и планированием предстоящей закупки, формирует аукционную (единую) комиссию, определяет её состав и порядок функционирования, разрабатывает и утверждает положение о комиссии, привлекает специализированную организацию (в случае необходимости).

Этап №2 —Подготовка документов для проведения электронного аукциона

На данном этапе Заказчик занимается разработкой и утверждением документации об электронном аукционе (общие положения, информационная карта, форма заявки, инструкция по заполнению заявки, обоснование НМЦК, техническое задание, проект контракта и т.д.).

Этап №3 —Размещение информации об электронном аукционе

Для удобства восприятия информации все этапы проведения электронного аукциона, а также сроки проведения этих этапов представлены ниже в виде таблицы. В этой таблице есть также ссылки на конкретные пункты закона № 44-ФЗ, в которых эти сроки установлены.

Одним из лучших калькуляторов сроков проведения электронного аукциона является калькулятор от Национальной Ассоциации Институтов Закупок (НАИЗ). Ниже я привел скриншот с сайта НАИЗ.

Извещение о проведении электронного аукциона размещается Заказчиком в ЕИС не менее чем за 7-мь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе (если НМЦК < 300 млн. руб., либо НМЦК на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства не превышает 2 млрд. руб.

) и не менее чем за 15-ть дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе (если НМЦК > 300 млн. руб., либо НМЦК на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства превышает 2 млрд. руб.). Помимо размещения извещения в ЕИС, Заказчик вправе опубликовать извещение о проведении ЭА в любых СМИ, как печатных, так и электронных.

Как принять участие в госзакупках и кто может участвовать в тендерах

1) информация, предусмотренная статьей 42 44-ФЗ, а именно:

  • сведения о Заказчике, ответственном должностном лице Заказчика, специализированной организации;
  • краткое изложение условий контракта;
  • идентификационный код закупки;
  • ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя);
  • используемый способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
  • срок, место и порядок подачи заявок участников закупки;
  • размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии;
  • размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению, а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 44-ФЗ.

2) адрес электронной площадки в сети «Интернет»;

3) дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в таком аукционе;

4) дата проведения такого аукциона (Примечание: в случае, если дата проведения такого аукциона приходится на нерабочий день, день проведения такого аукциона переносится на следующий за ним рабочий день);

5) размер обеспечения заявок на участие в таком аукционе;

6) требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 (Примечание: это наличие у участника необходимых допусков, лицензий и т.д.), частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 44-ФЗ, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.

Заказчик вправе принять решение о внесении изменений в извещение о проведении ЭА не позднее чем за 2 дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

В течение одного дня с даты принятия данного решения Заказчик размещает в ЕИС указанные изменения. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения изменений, внесенных в извещение о проведении такого аукциона, до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем 15 дней (если НМЦК > 300 млн. руб.

, либо НМЦК на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства превышает 2 млрд. руб.) или не менее чем 7 дней (если НМЦК < 300 млн. руб., либо НМЦК на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства не превышает 2 млрд. руб.).

Согласно ч. 1 ст. 36 44-ФЗ Заказчик вправе отменить процедуру проведения ЭА не позднее чем за 5 днейдо даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.

Заказчик не позднее следующего рабочего дня после даты принятия решения об отмене процедуры проведения ЭА обязан внести соответствующие изменения в план-график.

Решение об отмене процедуры проведения электронного аукциона размещается в ЕИС в день принятия этого решения, а также незамедлительно доводится до сведения участников закупки, подавших заявки. Процедура проведения ЭА считается отмененной с момента размещения решения о его отмене в ЕИС.

Сбор документов

1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 44-ФЗ, в том числе обоснование НМЦК, начальных цен единиц товара, работы, услуги;

электронный аукцион по 44 фз

Перед тем, как ИП участвовать в тендере, он должен подготовить пакет документов, которые являются необходимыми для участия в торгах. В список документов, которые нужно предоставить вместе с заявкой, входят:

  • копии учредительных документов (заверяются нотариально);
  • список лиц, имеющих право представлять интересы индивидуального предпринимателя на тендерных торгах, и копии приказов об их назначении;
  • копии свидетельств о регистрации предприятия и бумаг, подтверждающих факт того, что компания внесена в регистр налогоплательщиков (заверяются нотариально);
  • копии бухгалтерской документации о финансовом балансе предприятия, выписки о прибыли и расходах за последние два отчетных периода (с пометкой от налогового инспектора об отсутствии задолженности перед государством);
  • отчетность об общем использовании финансовых средств компании;
  • выписки из банковских учреждений о наличии у ИП банковских счетов.
Предлагаем ознакомиться:  Документы для приватизации квартиры через агентство

Как проводятся тендеры в России – правовое регулирование участия в госзакупках

Включение товаров, работ, услуг в указанные выше перечни осуществляется в случае одновременного выполнения следующих условий:

  1. существует возможность сформулировать подробное и точное описание объекта закупки;
  2. критерии определения победителя такого аукциона имеют количественную и денежную оценку.

Как стать участником госзаказа – пошаговая инструкция

Несмотря на кажущуюся сложность и недоступность госзаказов для простых предпринимателей, на сегодняшний момент принять участие в тендере и даже получить хорошие шансы на победу может практически любой представитель бизнеса. В том числе и индивидуальные предприниматели.

Конечно, победить в крупнейших госзаказах у начинающего бизнесмена не будет шансов, равно как и возможностей его реализовать, однако среди госзакупок есть множество куда более мелких вариантов, которые даже не заинтересуют крупных поставщиков, но могут эффективно быть выполнены представителями малого бизнеса.

Как я уже и говорил ранее, для того чтобы принимать участие в ЭА у участника должна быть квалифицированная электронная подпись, регистрация в ЕИС и аккредитация на электронной площадке. Старый порядок аккредитации на электронных площадках в соответствии со ст. 61 44-ФЗ перестал действовать с 01.01.2019 г.

Теперь новые участники закупок должны пройти регистрацию в ЕИС, после чего будут автоматически аккредитованы на 8-ми «государственных» площадках. Это гораздо удобнее и быстрее, чем отдельная аккредитация на каждой взятой площадке. А вот аккредитация на специализированной площадке «АСТ ГОЗ» осуществляется отдельно.

Участники, у которых до 01.01.2019 г. была пройдена аккредитация на «государственных» ЭТП, смогут принимать участие в закупках в электронной форме без регистрации в ЕИС до 31.12.2019 г. Такие участники могут пройти регистрацию в ЕИС в любое время в течение 2019 года.

Операторы ЭТП не позднее рабочего дня, следующего после дня регистрации участника закупки в ЕИС, осуществляют аккредитацию такого участника на электронной площадке.

Данная аккредитация осуществляется путем информационного взаимодействия ЭТП с ЕИС (ч.4 ст.24.2 44-ФЗ).

Согласно требованиям п. 4 ст. 3 44-ФЗ участником ЭА может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала (за исключением юридического лица, зарегистрированного в офшорной зоне) или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Требования к участникам электронного аукциона устанавливаются в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 44-ФЗ (Примечание: это требования о наличии у участника необходимых лицензий, допусков СРО, требования об отсутствии сведений об участнике в реестре недобросовестных поставщиков (РНП), а также дополнительные требования, установленные Правительством РФ).

Общие требования ко всем участникам закупок установлены в ст. 31 44-ФЗ.

Более подробно узнать о требованиях к участникам закупки вы сможете здесь.

Меня часто спрашивают о том, можно ли узнать информацию об участниках электронного аукциона до проведения торгов. Отвечу что можно, только подкупив оператора электронной площадки, но это незаконно. Тогда возникает следующий вопрос. Есть ли законные способы узнать информацию об участниках электронного аукциона? Да, есть.

Победа на торгах

Кроме ответа на вопрос о том, может ли ИП участвовать в тендере, большинство новичков интересует развитие событий после победы на торгах.

После победы на тендере бизнесмену потребуется обратиться за помощью к специалистам, которые будут контролировать составление договора и проверять его соответствие законодательным нормам.

Для исполнения условий договора между победителем и заказчиком исполнителю потребуется предоставить гарантийное обеспечение контракта (как и в случае с подачей заявки на участие в торгах). В основном сумма обеспечения контракта варьируется в пределах 30% от стоимости заказа – эти денежные средства перечисляются исполнителем на банковский счет заказчика.

Чтобы не попасть в неловкую ситуацию, перед тем, как ИП участвовать в тендерах, он должен тщательно изучить все требования организационной комиссии, рассчитать свои финансовые силы и только потом подавать запрос. В том случае, когда предприниматель получил извещение о своей победе на торгах, но в этот момент у него нет денег на обеспечение контракта, решение организатора аукциона будет отменено, и участник лишится возможности заключить выгодный договор с заказчиком.

10. Информационная карта электронного аукциона

Информационная карта ЭА – «сердце аукционной документации» представляет собой, как правило, сводную таблицу с основными данными (выдержками) о проводимой закупке. Если информация, содержащаяся в информационной карте, имеет разночтение с данными, указанными в общей части аукционной документации, то руководствоваться необходимо той информацией, что указана в информационной карте.

На рисунке ниже показан фрагмент информационной карты электронного аукциона.

Как принять участие в госзакупках и кто может участвовать в тендерах

Более подробно узнать о других частях аукционной документации можно из статьи про состав документации о проводимой закупке.

Предыдущая запись Нарушение арбитражным судом норм процессуального права
Следующая запись Особенности судебного разбирательства в арбитражном процессе

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector