Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7(499) 322-06-74 (бесплатно)
Санкт-Петербург и область:
СПб и Лен.область:
+7 (812) 407-24-18 (бесплатно)
Закон об установке тахографов на грузовые автомобили - Автосправочник

Закон об установке тахографов на грузовые автомобили

Аналоговые приборы – в утиль

Введение закона о тахографах в 2013 году предусматривало постепенное переоснащение грузового автопарка страны новым оборудованием. В этих целях был разработан график до 2018 года. Согласно этому документу тахографами нового образца к 2015 году уже должны были быть обеспечены все грузовые автомобили полной массой свыше 3,5 тонн.

Однако еще в прошлом году появились слухи о возможном «ускорении» переоборудования коммерческого транспорта. А 2 декабря слухи стали реальностью. В законе был зафиксирован запрет на эксплуатацию автомобилей с аналоговым тахографом с 1 июля 2016 года. Учитывая, что только в 2015 году сотрудниками полиции и проверяющими органами министерства были выявлены порядка 100 тысяч нарушений правил эксплуатации тахографов, во второй половине этого года их количество может еще увеличиться.

Причем нововведения коснулись не только отдельных категорий транспорта, как прежде, но и всех остальных:

  • грузовиков под перевозку опасных грузов;
  • пассажирских ТС массой до 5 тонн (M2);
  • пассажирского транспорта массой более 5 тонн (M3);
  • грузовиков снаряженной массой 3,5 – 12 тонн (N2);
  • грузовиков массой более 12 т (N3).

Новый Закон о тахографах

Приказ Минтранса от 21 августа 2013 г. №273 с изменениями, внесенными Приказом от 02.12.2015 №348 «Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств тахографами» для владельцев грузовиков — закон. Тахограф 1 июля 2016 года должен быть установлен на всех грузовых и пассажирских автомобилях нижеописанных категории.

Краны-манипуляторы попали под приказ

Еще одно важное изменение коснулось правил эксплуатации отдельных видов спецтехники, а именно, манипуляторов. Согласно приказу №16 от 28 января 2016 года из 10 абзаца Приказа №36 О требованиях к тахографам были исключены «транспортные средства, оснащенные кранами-манипуляторами». А значит это, что владельцы таких ТС в течение полугода с момента подписания приказа, должны пройти процедуру установки электронных тахографов нового образца.

Эксперты считают это началом следующего этапа внедрения тахографов в коммерческий транспорт. Далее возможны аналогичные исключения других ТС специального назначения.

Пока на следующие виды техники тахографы СКЗИ не требуются:

  • пассажирский городской и пригородный транспорт;
  • международный грузовой транспорт (они оснащаются системами европейского стандарта);
  • троллейбусы;
  • спецтехника (полный список в Приложении №2 к 36-му приказу);
  • транспорт военного ведомства и МВД.

Также в список исключений в 2016 году были внесены две позиции: учебный транспорт, предназначенный для сдачи экзаменов на право управления грузовыми ТС, и транспорт, находящийся на дорожных испытаниях.

Однако действует поправка, что если транспорт этого назначения будет задержан при выполнении несвойственных ему функций (на коммерческой перевозке грузов), владелец будет подвергнут наказанию на общих условиях.

Категории транспорта, где установка тахографа обязательна

  • Пассажирского транспорта категорий М2 и М3;
  • Грузовиков категорий N2 и N3;
  • Грузовиков, предназначенных для транспортировки опасных грузов.

Пока изменения (как гласит принятый Закон о тахографах с 1 июля 2016) не коснулись «первых» номеров этих категорий – М1 и N1. Но в дальнейшем и такие ТС могут попасть в список транспорта, оснащаемого приборами нового образца в обязательном порядке.

Установить электронный тахограф следовало уже к 1 июля 2016 года
Установить электронный тахограф следовало уже к 1 июля 2016 года

Установка тахографов для физических лиц

Не коснулся Закон о тахографах 2016 физических лиц. На практике это означает, что физическим лицам, не оказывающим транспортных услуг на коммерческой основе, не требуется устанавливать приборы на собственное авто. Они могут использовать автомобиль для перевозок исключительно в личных целях. Причем данный факт должен подтверждаться документально. Под действие закона не попадают следующие ситуации:

  • Использование ТС в личных целях. Допустим, вы везете стройматериалы на собственный участок. В таком случае, готовьтесь предъявить при необходимости именной счет-фактуру, оформленный на ваше имя.
  • Аренда (временная, безвозмездная) машины для использования в личных целях. Закон об установке тахографов 2016 утверждает, что используемое для перевозки личных вещей ТС не нуждается в оснащении прибором. Опять же, потребуются документы, подтверждающие данный факт: временная доверенность, счет-фактура и договор аренды.

Это все категории, указанные в Законе о тахографах 2016, кому не надо устанавливать прибор.

Установка тахографов для юр.лиц и ИП

При оказании коммерческих услуг по перевозке наличие контролирующего прибора обязательно для:

  • Физических лиц – ИП, осуществляющих коммерческую деятельность в сфере грузоперевозок.
  • Физических лиц не являющихся ИП или юридическим лицом, но оказывающих коммерческие услуги по грузоперевозке на любой другой основе. При этом, тахограф (закон для грузовиков 2016) оформляется не на владельца авто, а на эксплуатирующую организацию. В СКЗИ вносятся данные о заказчике услуг (эксплуатирующей организации), и при окончании контракта возникает необходимость смены СКЗИ.
Цифровой тахограф практически невозможно взломать
Цифровой тахограф практически невозможно взломать

Кому не надо устанавливать тахограф:

  • Пассажирский транспорт (городской и пригородный, в том числе, троллейбусы);
  • Учебный транспорт (принадлежащий автошколам) и находящийся на дорожном испытании;
  • Международные грузовики (на них устанавливаются приборы европейского стандарта);
  • ТС, находящиеся на балансе силовых ведомств (МВД и военные);
  • Специальная техника, включенная в список Приложения №2 к принятому закону (см. тахограф закон для грузовиков приказ №36).
Предлагаем ознакомиться:  Отгул за сдачу донорской крови

Как видите, после внесения изменений в Приказ Минтранса, под штрафные санкции попадает транспорт из перечисленных выше категорий с обязательным наличием контролирующего прибора при его отсутствии или неисправности. Также основанием для штрафов может быть использование аналогового устройства или при выявлении фактов фальсификации его показаний. Устанавливаются тахографы на грузовые автомобили (закон 2016), попадающие в обязательный список, нового образца (электронные).

Реставраторы могут спать спокойно

Еще одно изменение коснулось грузового и пассажирского транспорта, который не используется в коммерческих целях. Правда речь, к сожалению, идет только об автобусах и грузовых автомобилях до 1986 года выпуска и при соблюдении жестких требований:

  • наличие оригинального двигателя, кузова и рамы;
  • сохранение в оригинальном состоянии или после восстановления до такового;
  • отсутствие утилизационного сбора.

Однако отметим, что пересмотр этого правила был инициирован из-за жалоб фермеров, которые используют грузовики для нужд индивидуального хозяйства. Но нововведение проблемы не решило – эти машины так и остались в «подвешенном» состоянии между индивидуальным и коммерческим транспортом. А значит, вопрос о легитимности штрафов за отсутствие тахографов в их отношении так и останется в ведомстве конкретных инспекторов дорожной полиции и региональных судов.

А вот «многочисленные» реставраторы действительно могут успокоиться. Музейные «Икарусы» и «ГАЗоны» тахографами оснащать не нужно.

Установка тахографов для физических лиц

Не коснулся Закон о тахографах 2016 физических лиц. На практике это означает, что физическим лицам, не оказывающим транспортных услуг на коммерческой основе, не требуется устанавливать приборы на собственное авто. Они могут использовать автомобиль для перевозок исключительно в личных целях. Причем данный факт должен подтверждаться документально. Под действие закона не попадают следующие ситуации:

  • Использование ТС в личных целях. Допустим, вы везете стройматериалы на собственный участок. В таком случае, готовьтесь предъявить при необходимости именной счет-фактуру, оформленный на ваше имя.
  • Аренда (временная, безвозмездная) машины для использования в личных целях. Закон об установке тахографов 2016 утверждает, что используемое для перевозки личных вещей ТС не нуждается в оснащении прибором. Опять же, потребуются документы, подтверждающие данный факт: временная доверенность, счет-фактура и договор аренды.

Это все категории, указанные в Законе о тахографах 2016, кому не надо устанавливать прибор.

Штрафы по «делу тахографов»

Если конкретнее, в соответствие со статьей 11.23 КоАП штраф в 1-3 тысячи рублей частнику или 5-10 тысяч должностному лицу предприятия накладывается в следующих случаях:

  1. отсутствие тахографа;
  2. неработоспособность (блокировка, установка «подмоток» и прочих незаводских комплектаций, неисправность);
  3. нарушения порядка регистрации информации (фальсификация показаний);
  4. установка тахографа незарегистрированного образца, в том числе, аналогового.

При нарушении режима отдыха на водителя налагается штраф в 1-3 тысячи рублей. Впрочем, предполагается, что уже в этом году величина штрафа для должностных и юридических лиц может быть увеличена до 20 – 30 тысяч. Именно такие цифры озвучивают представители министерства транспорта.

Установка тахографов для юр.лиц и ИП

При оказании коммерческих услуг по перевозке наличие контролирующего прибора обязательно для:

  • Физических лиц – ИП, осуществляющих коммерческую деятельность в сфере грузоперевозок.
  • Физических лиц не являющихся ИП или юридическим лицом, но оказывающих коммерческие услуги по грузоперевозке на любой другой основе. При этом, тахограф (закон для грузовиков 2016) оформляется не на владельца авто, а на эксплуатирующую организацию. В СКЗИ вносятся данные о заказчике услуг (эксплуатирующей организации), и при окончании контракта возникает необходимость смены СКЗИ.
Цифровой тахограф практически невозможно взломать
Цифровой тахограф практически невозможно взломать

Кому не надо устанавливать тахограф:

  • Пассажирский транспорт (городской и пригородный, в том числе, троллейбусы);
  • Учебный транспорт (принадлежащий автошколам) и находящийся на дорожном испытании;
  • Международные грузовики (на них устанавливаются приборы европейского стандарта);
  • ТС, находящиеся на балансе силовых ведомств (МВД и военные);
  • Специальная техника, включенная в список Приложения №2 к принятому закону (см. тахограф закон для грузовиков приказ №36).

Как отреагировал рынок

Весной 2016 года был отмечен ажиотаж на установку тахографов нового образца и дооснащение существующих блоками СКЗИ. Это спровоцировало рост цен на услуги. По статистике мастерских:

  • средняя стоимость электронного тахографа с установкой составляет 45–60 тыс. рублей (рост на 15-50% в сравнении с 2015 годом);
  • средняя цена дооснащения тахографа блоком СКЗИ составила 15-25 тысяч рублей (рост на 15-20%).

Причем средние сроки изготовления водительских карт под СКЗИ из-за количества заказов выросли с 2-3 недель в 2015 году до 1,5 – 2 месяцев в первом полугодии 2016. Некоторая стагнация и нормализация рынка ожидается к концу лета-осени, но ждать существенного снижения цен на тахографы пока не стоит.

Закон об установке тахографов на грузовые автомобили

Не стоит забывать, что тахограф должен входить в перечень разрешенных к установке. В 2016 году в этом списке 10 моделей:

  • Штрих ТахоRUS 13 и 14 модели;
  • АТОЛ Drive 5 и SMART;
  • Касби-20;
  • Меркурий-001;
  • ТЦА-02НК и 02НК-У;
  • EFAS V2;
  • DTCO 3283.
Предлагаем ознакомиться:  Вернуть долг с процентами

Все остальные тахографы не прошли подтверждения на соответствие требованиям, указанным в Приказе №36.

Установка тахографа на автомобиль — инструкция

Инженерное средство контроля, которое непрерывно фиксирует скоростные данные, называется тахографом. С помощью данного технического механизма можно отследить весь маршрут движения, время работы и отдыха водителя авто. Главными целями введения данных устройств является снижение аварийности на дорогах, отслеживание положения автомобилей в пути, а также контроль работы водителей.

Настоящий закон о тахографах был принят участниками Госдумы 25 мая 2012 года и одобрен Советом Федерации 6 июня.

В соответствии с Федеральным законом, все транспортные средства, осуществляющие перевозку людей, а также грузовые автомобили, должны быть оборудованы тахометрами.

Распространяется данное правило на транспортные средства, которые имеют общую массу свыше трех с половиной, но не менее двенадцати тонн.

Глава 1. Основные положения закона. Состоит из следующих статей:

  • статья 1. Процедура оснащения транспортных средств тахографами;
  • ст 2. Порядок применения закона о тахографах в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
  • ст 3. Процедура оснащения тахометрами грузовых автомобилей, за исключением транспортных средств, перечисленных в Приказе Минтранса;

Глава 2. Оборудование транспортных средств тахографами. Включает в себя следующие статьи:

  • ст 4. Перечень грузовых машин, которые должны быть оснащены тахографами;
  • ст 5. Выполнение работ по оснащению транспортных средств специальным оборудованием;
  • ст 6. Установка, активизация, калибровка, опломбирование технического механизма;
  • ст 7. Установка оборудования на транспортное средство отечественного производства;
  • ст 8. Активизация механизма и блока СКЗИ;
  • ст 9. Реализации калибровки, после активизации тахографа и блока СКЗИ;
  • ст 10. Нормы распечатки чека с указанием обязательных реквизитов;
  • ст 11. Порядок опломбирования;
  • ст 12. Повторная калибровка технического механизма.

Федеральный закон от 14 июня 2012 г. № 78-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном» за основу взял Приказ Министерства транспорта № 273.

Последние изменения

Последние изменения в Федеральный закон о тахографах на грузовые автомобили вносились в 2016 году, вступившие в правовую силу с 01 января 2017 г. В общем нововведения предусматривают, что данное оборудование подлежит метрологической проверке в определенном порядке, установленном законодательством РФ. Водителям строго запрещено оборудование грузового автомобиля непроверенным тахометром.

Статья 1

Было принято решение дополнить первый абзац следующим текстом: «оборудовать транспортные средства промышленными средствами контроля, которые будут обеспечивать непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте автомобиля. Нормы и требования к тахографам, категории, виды и порядок их оснащения устанавливается в соответствии с Правительством Российской Федерации».

Ознакомьтесь  Федеральный закон 390 «О безопасности»

Статья 7

Закон о тахографах с 1 января 2017 года, изложил ст 7 в следующей редакции: «Регулирование транспортным средством для перевозки и (или) пассажиров без технического средства надзора, нарушение лицом, управляющим автомобилем для перевозки и (или) пассажиров, режима труда и отдыха».

Порядок установки

Закон о тахографе на грузовые автомобили предусматривает несколько основных этапов, в течение которых все автомобили должны быть оборудованы тахометрами.

Тахометры должны быть установлены в следующем порядке:

  • до 1 апреля 2014 г. — грузовой автомобиль категорий N2 и N3, которые занимаются перевозкой опасных грузов;
  • до 1 июля 2014 г. — автобусы категорий M2 и M3, которые перевозят пассажиров;
  • до 1 сентября 2014 г. — грузовой автомобиль категории N3, перевозящие неопасные грузы;
  • до 1 апреля 2015 г. — грузовики категории N2, перевозящие также неопасные грузы.

Стоит отметить, что если грузовые автомобили были оборудованы тахометрами старого образца, в этом случае их необходимо заменить на новые до 1 января 2018 года.

В соответствии со статьей 11.23 КоАП штраф за отсутствие данного оборудования накладывается в размере от 1000 рублей до 10 000 тысяч рублей. Частник обязуется оплатить штраф в 1-3 тысячи рублей, а государственный служащий предприятия в 5-10 тысяч рублей.

Штраф может быть наложен и в других случаях:

  • неработоспособность, а именно: блокировка, неисправность или установка «подмоток» и других незаводских комплектов;
  • несоблюдение порядка регистрации сведений или фальсификация показаний;
  • установка технического оборудования незарегистрированного образца, в том числе и аналогового.

Представители Министерства транспорта предположили, что в конце 2017 года, штрафы за отсутствие тахометра могут быть увеличены до 20-30 тысяч рублей.

Закон об установке тахографов на грузовые автомобили

Длительные поездки приводят к повышенной утомляемости водителя. Это, в свою очередь, может стать причиной аварии на дорогах. Поэтому жизненно важно соблюдать режим работы и отдыха водителя.

Желание больше заработать или сэкономить время повышает риск и вероятность наступления роковых последствий. Под удар попадает не только жизнь водителя, но и других участников возможного ДТП.

Обезопасить себя и окружающих существенно помогает закон о тахографах, контролирующий режим работы, который издал Минтранс России.

Появление Приказа

Приказ 273 Минтранс России связан с ЕСТР. Это европейское соглашение, в котором определяется режим работы и отдыха водителя. ЕСТР появилось как законодательная мера для снижения процента аварий, вызванных усталостью водителя. В России решили следовать этому примеру.

Стоит отметить и то, что в европейских странах в связи с появлением ЕСТР было много недовольства. В России следует ожидать того же, если не хуже. Ведь погоня за деньгами самого водителя и жадность собственника, на которого он работает, могут лишить жизни первого и прибыли второго.

Предлагаем ознакомиться:  Генеральная доверенность на автомобиль с правом продажи: сколько стоит, как оформить и бланк 2019 года

С появлением ЕСТР процент аварий действительно снизился. Вероятно, и в России произойдёт то же самое.

Вступивший в силу Приказ 273 Минтранс России имеет много положительных моментов. Например, режим работы водителя будет строго нормирован, контроль местоположения автомобиля не позволит перевозить посторонние грузы. Последнее не порадует недобросовестного водителя, порядочным же, наоборот, станет легче работать.

Приказ 273 Минтранс России приносит пользу не только водителям, но и казне. Появившиеся штрафы несколько пополнят государственный бюджет, система контроля теперь позволит выявить злостных неплательщиков транспортного налога.

Сущность Приказа

Знание того или иного закона необходимо для того, чтобы избежать его нарушений, следовательно, ответственности за это.

Тахографы на грузовые автомобили - закон 2016

Кроме того, осведомлённость и юридическая грамотность помогает не стать жертвой разных мошенников, предлагающих свои услуги.

К сожалению, по причине незнания многие люди страдают материально, будучи обманутыми и боящимися того, что им не грозит. Ведь для некоторых лучше заплатить кому-то или воспользоваться его услугами, чем потом нести ответственность.

Кому же всё-таки нужен тахограф согласно закону? Это важно знать, чтобы избежать лишних затрат на его приобретение и установку.

Приказ 273 Минтранс обязует к установке следующие категории транспортных средств:

  • Автомобили, которые перевозят опасные грузы (категории N2 и N3);
  • Автомобили для междугородних маршрутов категории N3, полная масса которых превышает 15 тонн;
  • Автобусы, которые используются для перевозки пассажиров (категория М2 и М3);
  • Транспортные средства, которые используют для перевозки неопасных грузов (категория N2);
  • Автомобили, которые уже оснащены соответствующими средствами контроля мастерскими (категории M2, M3, N3, N2);
  • Автомобили, на которые установлены соответствующие средства заводом-изготовителем.

Приведённая информация показывает то, что не всем нужен тахограф. Он необходим для грузовиков, масса которых начинается от 3,5 тонны. Соответственно, Газель в нём не нуждается.

Этот Приказ распространяется на пассажирский и грузовой транспорт, не относится к легковым автомобилям. Газель является грузовым автомобилем, но его масса 1,5 тонны, поэтому тахограф не нужен. Пассажирская Газель должна быть оборудована этим прибором.

Законодательные акты, касающиеся установки и применения тахографов на грузовых транспортных средствах, периодически претерпевают изменения. В связи с этим в последнее время все чаще возникает вопрос – нужен ли тахограф на личный грузовик – обязательно ли его наличие на ЗИЛе, бычке, если масса грузового автомобиля не превышает 3 тонны?

На данный момент используется два вида устройства тахографов:

  • Аналоговый и электромеханический. При использовании такого способа все данные отражаются на специальных тахографах или специальных бумажных носителях. Стоит отметить, что подобный способ сейчас уже редко применяется и все транспортные средства, на которые осуществляется установка приборов, измеряющих режим работы водителей, оснащается более совершенными моделями;
  • Цифровой. В такой ситуации вся имеющаяся информация записывается исключительно во внутренней памяти устройства. Нужно ли менять аналоговый тахограф на цифровой – на данный момент существуют некоторые исключения – официальный сайт Министерства транспорта содержит информацию о допустимых к применению марках устройств аналогового типа. Если же ваш тахограф к таковым не относится, в обязательном порядке он подлежит замене.

Нужен ли тахограф для установки на личное транспортное средство, которое по своим параметрам и характеристике относится к грузовикам? Для ответа на данный вопрос в первую очередь стоит рассмотреть, на какие машины устанавливается данное устройство. Так, монтаж его будет необходим на такие ТС:

  • Машины, относящиеся к тягачам и большегрузам, вес каких находится в диапазоне от 3,5 до 12 тонн. Таким образом все грузовики, не зависимо от того, сколько они будут весить – 5 тонн, 7 или 10, относясь к такой категории автоматически попадают в группу и должны оборудоваться тахографом. Отдельной особенностью установки является принадлежность такого транспортного средства к выполнению коммерческих перевозок – то есть машина должна быть зарегистрирована на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо;
  • Различные виды транспорта, относящиеся к грузовым и осуществляющие перевозки международного типа;
  • Автобусы – транспортные средства, в которых количество мест, предназначенных для пассажиров, превышает восемь.

В заключение

В целом, в 2016 году подошел к логическому завершению трехлетний переходной период внедрения в отечественную транспортную систему тахографии. Уже в ближайшем будущем стоит ожидать ужесточения законодательства в плане ответственности владельцев коммерческого транспорта за нарушение регламента.

Скорее всего, эти меры окончательно освободят рынок от мелких частников, а небольшим предприятиям, которые до последнего тянули с переоснащением, придется перестроиться под новые условия, чтобы продолжать работать.

Вряд ли стоит ожидать уже в ближайшее время нововведений, которые затронут малотоннажный транспорт, но рано или поздно произойдет и это. В каких формах и в какие сроки – узнаем и расскажем в числе первых.

Предыдущая запись Увольнение в выходной и праздничный день (можно или нет)
Следующая запись Доверенность на получение тмц и подписание документов

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector