Обязательно ли ставить печать на договоре? -Статьи

Какая печать ставится на договорах

Какой должна быть печать для документов?

Организации и ИП в целях заверения документов могут использовать печать:

  • основную;
  • структурного подразделения;
  • специальную (например, печать для документов для внутреннего использования).

В законодательстве РФ не содержится какой-либо классификации печатей — использование вышеуказанных разновидностей сложилось на практике.

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

Необходимость в задействовании печатей для документов, отличных от основной, может быть обусловлена трудностью получения структурными подразделениями фирмы или конкретными сотрудниками оперативного доступа к основной печати. Поэтому им может быть предоставлена возможность пользоваться соответствующими альтернативными инструментами для заверения документов.

С юридической точки зрения все типы печатей, применяемых фирмой, равнозначны, если:

  • посредством них возможна фиксация на бумаге полного наименования компании, а также ее адреса;
  • они имеют круглую форму;
  • название используемой разновидности печати (например, «Для отдела кадров») не противоречит сфере ее использования (то есть отдел кадров не может удостоверять своей печатью документы отдела продаж).

Если документ направляется в государственный орган, заверять его следует только основной печатью. Использование фирмой специальных или соответствующих структурным подразделениям печатей при взаимодействии с партнерами и контрагентами осуществляется с их согласия.

В соответствии с поправками, внесенными законом от 06.04.2015 № 82-ФЗ в ряд федеральных НПА, российские организации в общем случае не обязаны использовать печать в правоотношениях, если иное прямо не предписано отдельными нормами права.

Требования к компаниям иметь печать

Российское законодательство устанавливает обязанность обществ с ограниченной ответственностью и акционерных обществ иметь печать общества.

«Общество должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на местонахождение общества. Печать общества может содержать также фирменное наименование общества на любом языке народов Российской Федерации и (или) иностранном языке».

Предлагаем ознакомиться:  Какие документы нужны для подачи на гражданство рф 2019 по браку после внж — Ведущий Юрист

«Общество должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место его нахождения. В печати может быть также указано фирменное наименование общества на любом иностранном языке или языке народов Российской Федерации».

Похожие требования о необходимости компании иметь печать также установлены:

  • для жилищных накопительных кооперативов (Федеральный закон от 30.12.2004 N 215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах»);
  • для унитарных предприятий (Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»);
  • для некоммерческих организаций (Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»);
  • для некоторых других лиц.

Таким образом, на настоящий момент практически все организации, образованные в соответствии с российским законодательством, должны иметь печать.

В какую часть документа ставится печать?

Проставляется печать для документов в большинстве случаев рядом с подписью лица, заверившего официальную бумагу. Как правило, в соответствующей области документа присутствует аббревиатура «М.П.» (место для печати). Но если она не предусмотрена исходной формой, не стоит прописывать ее вручную.

Куда можно ставить печать для документов при их заверении? Итак, на заверяемом документе печать должна стоять так, чтобы она позволяла:

  • распознавать иные значимые реквизиты документа (наименования граф и сведения, которые в них содержатся);
  • удостоверить подлинность подписи лица, заверившего документ.

Желательно также, чтобы печать частично захватывала одно из слов, составляющих название должности лица, подписавшего документ.

Контрагентами, налоговиками и иными госструктурами всегда приветствуется как можно более четкий оттиск печати на бумаге (но не жирный).

Обязательное использование печати

Требования к форме сделки закреплены в гл. 9 Гражданского кодекса РФ. Анализ этой главы позволяет сделать вывод, что на самом деле наличие печати на договоре необязательно для его действительности.

Какая печать ставится на договорах

Это подтверждает и существующая судебная практика.

Предлагаем ознакомиться:  Какие знаки разрешают порковаться инвалидам

«Гражданским законодательством России наличие или отсутствие на договоре печати не является основанием для признания сделки незаключенной либо недействительной, наличие печати в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации не является обязательным реквизитом при заключении сторонами договора».

«Ссылка ответчика в жалобе на несоответствие подписи истца в различных документах и отсутствие печати истца в договоре поставки нефтепродуктов также не может служить основанием к отмене решения. Эти доводы мог бы привести истец, поскольку они касаются его подписи и его печати, но не ответчик, чьи подписи и печати соответствуют его подписям и печатям в документах, на основании которых осуществлялась поставка нефтепродуктов.

Какие-либо права и законные интересы покупателя приведенные ответчиком доводы не затрагивают. Печать не является основанием для признания сделки незаключенной либо недействительной, если она подписана уполномоченным руководителем юридического лица. Статья 153 Гражданского кодекса Российской Федерации, на которую ссылается заявитель жалобы, не содержит такого обязательного условия действительности сделки, как наличие печати».

Таким образом, на настоящий момент отсутствует обязательное требование скреплять сделки печатью компании, если иное не предусмотрено законодательством или соглашением сторон. Однако если стороны все-таки поставили печать, то это ни в коем случае не создает дефектности формы сделки и не влечет за собой недействительность такой сделки.

Образцы печатей для документов

Однако из правила о том, что печать не является необходимой, существует несколько исключений. В частности, печать на документах будет необходима, если это установлено в законе, иных правовых актах и соглашениях сторон {amp}lt;1{amp}gt;.

Рассмотрим некоторые случаи.

  1. Соглашением сторон требуется, чтобы документ был скреплен печатью.

До сих пор достаточно часто в договорах можно встретить положения, что договоры и изменения к ним должны быть заверены печатью сторон договора.

Все доверенности от имени юридического лица должны быть скреплены печатью. Доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, с приложением печати этой организации {amp}lt;2{amp}gt;.

Предлагаем ознакомиться:  Как подать исковое заявление в Арбитражный суд

«Ксерокопия доверенности от 1 июля 2005 года на имя Т. не может являться доказательством его полномочий на подписание искового заявления от имени ООО «СФ»Вест», поскольку подписана неустановленным лицом, доказательства полномочий которого отсутствуют, отсутствует печать организации (п. 5 ст. 185 Гражданского кодекса Российской Федерации)».

«Требование о приложении к выданной от имени юридического лица доверенности печати этого юридического лица установлено п. 5 ст. 185 Гражданского кодекса Российской Федерации. Каких-либо исключений из этого правила законом не предусмотрено.

Исходя из положений названных норм права, суды пришли к правильному выводу о том, что требования регистрирующего органа о представлении истцом подлинного свидетельства о праве собственности на землю, а также доверенности с приложением печати основаны на положениях законодательства».

  1. При выпуске ценных бумаг такой документ, как решение о выпуске, должен иметь печать эмитента {amp}lt;3{amp}gt;.
  1. Аудиторские заключения должны быть скреплены печатью {amp}lt;4{amp}gt;.
  1. Некоторые иные случаи.

Итоги

В целях оптимизации документооборота российские фирмы вправе использовать не только основную, но и дополнительные печати для документов. Однако в официальные структуры следует направлять документы, заверенные только основной печатью.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

Важно обеспечить отражение в структуре основной и дополнительных печатей для документов названия и адреса фирмы. Все типы печатей для документов, используемые компанией для их заверения, направляемых в адрес внешних субъектов — контрагентов, госструктур, должны быть круглыми.

Куда ставится печать на документах?  Она должна быть проставлена так, чтобы не  закрывались другие значимые записи, присутствующие в документе.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

Ознакомиться с прочими нюансами применения печати при организации документооборота на предприятии вы можете в статье «В трудовых книжках лучше ставить круглую печать».

Предыдущая запись Можно ли двигаться по трамвайным путям попутного направления на перекрестке © Юрист Горячая линия
Следующая запись Главный бухгалтер ип право подписи

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector