Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7(499) 322-06-74 (бесплатно)
Санкт-Петербург и область:
СПб и Лен.область:
+7 (812) 407-24-18 (бесплатно)
Виды административно-правовых норм

Материальные административно правовые нормы примеры

Источники административного права Понятие источника административного права

Под термином «источник административного
права» понимаются официально признаваемые
государственной властью формы выражения
и закрепления правил поведения субъектов
управленческих отношений. Чтобы считаться
источником права, каждая такая форма
должна обладать целым рядом признаков:

  • Содержать одно или несколько правил
    поведения (норм права), обязательных
    для исполнения определенной категорией
    субъектов;

  • Быть признанной официально государственной
    властью в качестве таковой; в результате
    исполнения норм, содержащихся в
    источнике, может быть обеспечено
    принудительной силой государства;

  • Быть практически значимой, активно
    применяться в деятельности субъектов
    административных правоотношений;

  • Иметь основания для совершения
    субъектами административных правоотношений
    каких-либо юридически значимых действий;

  • Вписываться в существующую в стране
    систему права, соответствовать научной
    правовой доктрине.

В юридической литературе к источникам
права относят следующие шесть форм: 1)
нормативный акт; 2) правовой обычай; 3)
судебный прецедент; 4) договор; 5)
обобщение судебной практики; 6) научную
правовую доктрину.

Административно-правовой статус субъектов публичной власти

Президент РФ как субъект административного права в сфере исполнительной власти имеет исключительные полномочия. Хотя Президент РФ по Конституции РФ 1993 г. не является главой исполнительной власти, его роль, функции и полномочия в этой сфере весьма существенны.

Как глава государства он является гарантом прав и свобод человека и гражданина, реализуемых преимущественно в сфере государственного управления, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, в осуществлении которой активно участвуют все субъекты исполнительной власти.

В главе 4 Конституции РФ за Президентом РФ закреплен большой объем полномочий в сфере исполнительной власти. Взаимоотношения Правительства РФ и Президента РФ закреплены в главе V Федерального конституционного закона от 17.12.1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (в ред. 28.10.2010).

— обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие Правительства Российской Федерации и других органов государственной власти;

— руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, утверждает по представлению Председателя Правительства Российской Федерации положения о них и назначает руководителей и заместителей руководителей этих органов, а также осуществляет иные полномочия как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации и Председатель Совета Безопасности Российской Федерации;

Предлагаем ознакомиться:  Когда возникает право собственности на автомобиль

— имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации и на заседаниях Президиума Правительства Российской Федерации;

— может отменять Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации.

а) назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации;

б) имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации;

в) принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;

г) представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

д) по предложению Председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров;

е) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также кандидатуру Генерального прокурора Российской Федерации; вносит в Совет Федерации предложение об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации; назначает судей других федеральных судов;

ж) формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, статус которого определяется федеральным законом;

з) утверждает военную доктрину Российской Федерации;

Материальные административно правовые нормы примеры

и) формирует Администрацию Президента Российской Федерации;

к) назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации;

л) назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации;

м) назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.

Президент по представлению Председателя Правительства утверждает систему и структуру федеральных органов исполнительной власти, вносит в них изменения.

Президент также вносит изменения в состав Правительства, упраздняет, объединяет или преобразует федеральные органы исполнительной власти.

В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент вводит на территории страны или в отдельных ее местностях военное положение. При обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, Президент вводит повсеместно либо в отдельных местностях чрезвычайное положение.

Предлагаем ознакомиться:  Сколько ждать первых алиментов

Президент РФ вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

Указы и распоряжения Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, и не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Особую роль в организации работы Президента РФ играет сформированная им Администрация.

По своей сущности Администрация представляет собой совокупность различного рода подразделений, цель которых – обеспечение деятельности Президента и создание условий для реализации возложенных на него Конституцией РФ полномочий. Соответственно в их задачи входят организация подготовки законопроектов для внесения их Президентом в порядке законодательной инициативы в Государственную Думу;

осуществление контроля и проверки исполнения федеральных законов (поскольку их подписывает Президент), указов, распоряжений и поручений Президента и подготовка соответствующих докладов ему о результатах проверок; обеспечение взаимодействия Президента с политическими партиями и иными общественными объединениями и т.п.

В состав Администрации входят аппараты Совета Безопасности, полномочных представителей Президента в федеральных округах.

В настоящее время функции Администрации Президента РФ можно проследить на примере некоторых ее наиболее значимых подразделений. Так, Государственно-правовое управление осуществляет правовое обеспечение деятельности Президента по реализации его полномочий; аналитическое обеспечение его деятельности по правовым вопросам;

Задачами Контрольного управления (Положение о нем утверждено Указом Президента РФ от 8 июня 2004 г. (в ред. 14.01.2011) № 729) являются осуществление контроля и проверки исполнения указов, распоряжений и поручений Президента, деятельности федеральных органов исполнительной власти, а также подразделений самой Администрации.

Оно вправе вызывать должностных лиц для дачи устных и письменных объяснений по поводу нарушений законодательства, ставить перед руководителями федеральных органов исполнительной власти, а также аналогичных органов субъектов Федерации вопрос о наложении на виновных государственных служащих дисциплинарных взысканий и т.п.

Важную роль играет Управление делами Президента РФ, предназначенное для осуществления административно-хозяйственного обслуживания высших федеральных органов государственной власти. Оно выделено в самостоятельное звено со статусом федерального органа исполнительной власти – федерального агентства.

Предлагаем ознакомиться:  Судебные приставы задолженность город зима

Правительство Российской Федерации осуществляет исполнительную власть в Российской Федерации (статья 110 Конституции РФ и статья 1 ФКЗ «О Правительстве РФ»).

Правительство Российской Федерации – коллегиальный орган общей компетенции, который возглавляет единую систему исполнительной власти на всей территории Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации является органом государственной власти Российской Федерации и состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.

Основные принципы деятельности Правительства Российской Федерации: верховенство Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и федеральных законов, народовластие, федерализм, разделение властей, ответственность, гласность и обеспечение прав и свобод человека и гражданина.

Правительство осуществляет руководство рядом министерств, служб и агентств. Они подчиняются Правительству и ответственны перед ним за выполнение порученных задач. Правительство утверждает положения об этих органах, штаты и размер ассигнований на их содержание в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете;

устанавливает порядок назначения и деятельности заместителей федеральных министров, руководителей федеральных органов исполнительной власти, не являющихся федеральными министрами, и их заместителей, руководителей органов и организаций при Правительстве; утверждает членов коллегий федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти; вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать их действие.

— организация реализации внутренней и внешней политики Российской Федерации;

— осуществление регулирования в социально-экономической сфере;

— обеспечение единства системы исполнительной власти в Российской Федерации, направление и контроль деятельность ее органов;

— формирование федеральных целевых программ и обеспечение их реализации;

— реализация предоставленного ему права законодательной инициативы;

— передача по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществления части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и действующему законодательству РФ;

— осуществление полномочий, переданных ему органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основании соответствующих соглашений;

— представление Государственной Думе ежегодных отчетов о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой (данная часть введена Федеральным конституционным законом от 30.12.2008 № 8-ФКЗ).

Предыдущая запись Какие нужны документы для оформления детских пособий
Следующая запись Две внучки доказывают родство с бабушкой иск подается от обеих

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector