Дисциплинарная ответственность государственных служащих

Ответственность государственных служащих — Студопедия

Служебная дисциплина на государственной гражданской службе

Научные дискуссии были вызваны характером ответственности, когда ее применение происходит через суд: трудовая, служебная или административная.

Определение 2

Так, дисциплинарная ответственность представляет собой ответственность в соответствии с подчиненностью. По существу, дисциплинарная ответственность — это повиновение установленному порядку.

Сознательное исполнение собственных обязанностей в некоторых случаях предполагает неповиновение (например, неправомерный приказ).

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

Основание ответственности в этом случае представлено дисциплинарным (должностным) проступком. Также сюда можно включить должностные упущения и некачественные акты управления, которые издаются должностным лицом. В последующем они способны порождать иски граждан.

Основным нормативным актом, регламентирующим служебные отношения, является Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Закон N 79-ФЗ).

Статьей 15 Закона N 79-ФЗ установлены основные обязанности гражданского служащего, среди которых:

  • исполнение должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом;
  • исполнение поручений соответствующих руководителей, данных в пределах их полномочий, установленных законодательством РФ;
  • соблюдение при исполнении должностных обязанностей прав и законных интересов граждан и организаций;
  • соблюдение служебного распорядка государственного органа;
  • поддержание уровня квалификации, необходимого для надлежащего исполнения должностных обязанностей;
  • неразглашение сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведений, ставших известными гражданскому служащему в связи с исполнением им своих должностных обязанностей, в том числе сведений, касающихся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающих их честь и достоинство;
  • бережное отношение к государственному имуществу, в том числе к имуществу, предоставленному для исполнения должностных обязанностей;
  • соблюдение ограничений, выполнение обязательств и требований к служебному поведению, ненарушение запретов, которые установлены Законом N 79-ФЗ.

Более того, в ст. 18 Закона N 79-ФЗ одним из первых требований к служебному поведению гражданского служащего названо добросовестное исполнение должностных обязанностей на высоком профессиональном уровне.

Должностные обязанности, права и ответственность гражданского служащего за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей в соответствии с административным регламентом государственного органа, задачами и функциями структурного подразделения государственного органа и функциональными особенностями замещаемой в нем должности гражданской службы достаточно подробно прописываются в должностном регламенте. Именно на основании этого локального документа осуществляется профессиональная деятельность гражданского служащего (ст. 47 Закона N 79-ФЗ).

Кроме того, служебным регламентом устанавливается порядок служебного взаимодействия гражданского служащего в связи с исполнением им должностных обязанностей с другими служащими того же государственного органа, гражданскими служащими иных государственных органов, другими гражданами, а также с организациями.

Обратите внимание! В силу ст. 56 Закона N 79-ФЗ под служебной дисциплиной на гражданской службе понимается обязательное соблюдение служебного распорядка государственного органа и должностного регламента, установленных в соответствии с Законом N 79-ФЗ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, нормативными актами государственного органа и служебным контрактом.

Отметим, что представитель нанимателя обязан создавать условия, необходимые для соблюдения гражданскими служащими служебной дисциплины. Так, гражданскому служащему должны быть обеспечены:

  • возможность прохождения гражданской службы и замещения определенной должности такой службы (ст. 23 Закона N 79-ФЗ);
  • надлежащие организационно-технические условия, необходимые для исполнения должностных обязанностей (ст. 14 Закона N 79-ФЗ);
  • необходимые информация и материалы — локальные нормативные акты, касающиеся служебной деятельности (ст. 14 Закона N 79-ФЗ);
  • безопасность, охрана и гигиена труда (ст. 212 ТК РФ);
  • своевременная и в полном объеме оплата труда (ст. ст. 14, 52 Закона N 79-ФЗ).

Примечание. Не может считаться виновным невыполнение или ненадлежащее выполнение должностных обязанностей по причинам, не зависящим от гражданского служащего (например, из-за отсутствия необходимых условий, недостаточной квалификации служащего, в связи с его болезнью).

Гражданский служащий также должен соблюдать служебный распорядок государственного органа, который утверждается представителем нанимателя с учетом мнения выборного профсоюзного органа данного государственного органа. Отметим, что Закон N 79-ФЗ не содержит порядка учета мнения представительного органа.

Однако в силу ст. 73 указанного Закона федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ, законы и другие нормативные правовые акты субъектов РФ, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Законом N 79-ФЗ. Поскольку в отсутствие специального правила, предусмотренного законодательством о государственной гражданской службе, подлежат применению общие правила трудового законодательства, рекомендуем для учета мнения выборного профсоюзного органа при принятии служебного распорядка руководствоваться ст. 372 ТК РФ.

Ответственность государственных служащих — Студопедия

Итак, перечислим обстоятельства, позволяющие квалифицировать проступок гражданского служащего как дисциплинарный:

  • невыполнение действий, установленных должностным регламентом, совершение действий, не предусмотренных им, или нарушение локальных нормативных актов;
  • неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей;
  • противоправное поведение гражданского служащего, связанное с исполнением им должностных обязанностей;
  • признание совершенного действия (бездействия) виновным.

Ответственность за дисциплинарный проступок может последовать только в том случае, если все вышеназванные обстоятельства есть в наличии.

На основании ст. 192 ТК РФ за совершение работником дисциплинарного проступка работодатель вправе применить к нему дисциплинарное взыскание в виде замечания, выговора или увольнения по соответствующим основаниям.

Предлагаем ознакомиться:  Ответственность за нарушение трудового законодательства

Однако федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены и другие дисциплинарные взыскания. В частности, к таким категориям относятся государственные служащие.

В силу ст. 57 Закона N 79-ФЗ за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, представитель нанимателя вправе применить к нему следующие дисциплинарные взыскания:

  1. замечание;
  2. выговор;
  3. предупреждение о неполном должностном соответствии;
  4. освобождение от замещаемой должности гражданской службы;
  5. увольнение с гражданской службы (ч. 1 ст. 37 Закона N 79-ФЗ):
  • за неоднократное неисполнение гражданским служащим без уважительных причин должностных обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание (п. 2);
  • за прогул (отсутствие на служебном месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение служебного дня) (пп. «а» п. 3);
  • за появление на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения (пп. «б» п. 3);
  • за разглашение сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, и служебной информации, ставших известными гражданскому служащему в связи с исполнением им должностных обязанностей (пп. «в» п. 3);
  • за совершение по месту службы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного уничтожения или повреждения такого имущества, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях (пп. «г» п. 3);
  • за принятие гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории «Руководители», необоснованного решения, повлекшего нарушение сохранности имущества, его неправомерное использование или иное нанесение ущерба имуществу государственного органа (п. 5);
  • за однократное грубое нарушение гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории «Руководители», своих должностных обязанностей, повлекшее причинение вреда государственному органу и (или) нарушение законодательства РФ (п. 6).

Примечание. За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

Отметим, что при принятии к гражданскому служащему мер дисциплинарного взыскания в виде освобождения от замещаемой должности он не увольняется со службы, а включается в резерв для замещения иной должности гражданской службы на конкурсной основе.

Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ {amp}lt;1{amp}gt; Закон N 79-ФЗ был дополнен ст. 59.1, которой введена ответственность за несоблюдение гражданским служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Законом N 79-ФЗ и Федеральным законом от 25.12.

2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции». За это гражданскому служащему можно объявить замечание, выговор или предупреждение о неполном должностном соответствии. Кроме того, ст. 59.2 Закона N 79-ФЗ предусмотрена возможность увольнения за утрату доверия, если гражданский служащий, например, не принял мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, или не представил сведений о своих доходах, имуществе. Порядок применения наказания по ст. ст. 59.1 и 59.2 установлен ст. 59.3 Закона N 79-ФЗ.

Порядок привлечения государственных служащих к дисциплинарной ответственности определен ст. 58 Закона N 79-ФЗ.

Прежде всего, при обнаружении нарушения трудовой дисциплины или несоблюдения служебных обязанностей необходимо зафиксировать данный факт. Сделать это можно путем составления акта или докладной записки. Приведем пример.

Основа юридической ответственности госслужащих

Юридическая ответственность государственных служащих применяется по отношению к государственным служащим. Она состоит из всех известных видов юридической ответственности:

  • дисциплинарной,
  • административной,
  • уголовной,
  • материальной.
Замечание 1

Иногда за материальные последствия может отвечать государственный орган, в котором служит работник. 

Дисциплинарная ответственность представляет собой основной вид ответственности госслужащих в современном аппарате нашей страны по причине ее оперативного характера, непосредственности и возможности учитывать конкретную обстановку правонарушений, которые совершает компетентной в ситуации лицо – вышестоящий начальник государственного служащего.

ФЗ от 31.12.99 г. № 228-ФЗ «О выборах президента РФ» в ст. 16 «Статус члена избирательной комиссии» дается определение для непосредственного подчинения.

Определение 1

Непосредственное подчинение включает служебные отношения подчиненного и руководителя, где руководитель обладает в отношении подчиненного властными (распорядительными) полномочиями. Он обладает правом принимать и увольнять, в пределах должностных полномочий отдает приказы, распоряжения, дает указания, которые обязательны для исполнения, применяет поощрительные меры и меры дисциплинарного взыскания

Этот ФЗ заменил Федеральный закон от 10.01.03 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента РФ», который уже не включает в себя рассмотренное определение. Тем не менее, оно является важным с позиции выяснения иерархических отношений между органами и должностными лицами, используется для точной организации разрешения споров.

Административная и уголовная ответственность государственных служащих

Административная ответственность характерна для должностного лица в случае, когда он совершает административное правонарушение по причине неисполнения или ненадлежащего исполнения своих служебных обязанностей. Подобный вид ответственности определен тем (Ю. Н. Старилов), что основание для привлечения должностного лица к этому типу ответственности представлено совершением им административного правонарушения, которое связано с несоблюдением правил.

Предлагаем ознакомиться:  Через сколько можно снять дисциплинарное взыскание

По этой причине проявляется проблема двойной ответственности за одно и то же нарушение, что предусматривает дисциплинарный и административный порядок. Здесь проявляется и вопрос реальной общественной реакции на правонарушение, поскольку действием (бездействием) служащих в качестве должностных лиц может быть причинен такой убыток обществу (например, использование радиоактивных отходов и загрязнение природы, который они не в состоянии компенсировать.

Здесь проявляется и проблема ответственности государственных органов, в которых трудятся виновные лица. Перед лицом убытков для общества возникает проблема допуска некоторых лиц к определенной государственной службе, учета их правонарушений, измерения качеств  работника и риска для общества с выполнением его должностных обязанностей, средствами дублирующего контроля и резерва опасных участков.

Замечание 6

Если юридическому лицу назначено административное наказание, то это не освобождает от административной ответственности за рассматриваемое правонарушение виновного работника (физическое лицо). Наравне с эти и привлечение к уголовной или административной ответственности работника не освобождает юридическое лицо от подобной ответственности за это правонарушение.

Административная ответственность госслужащих обладает выгодными чертами, если сравнивать ее с дисциплинарной. Это проявляется в том, что она является внешней по отношению к органу, в котором служит работник. Помимо этого, ее сопровождают материальные убытки для нарушителей в форме штрафов в качестве преобладающего типа административного наказания.

Также келейно и ведомственно степень административной ответственности фиксируется (должна быть зафиксирована) в государственных органах, поскольку для нее характерен рецидив. Если же в течение года повторно совершен аналогичный административный проступок, то нарушители несут более высокую степень административной ответственности (даже часто уголовную). Это проявляется, когда учет совершенных административных правонарушений правильно налажен.

Уголовная ответственность государственных служащих представляет собой самую тяжелую меру ответственности в законодательстве нашей страны. Это обусловлено тем, что в большом числе своих составов такая ответственность предусматривает большой размер штрафов, лишение свободы. При этом ее исполнение оставляет порочащий след для лиц в виде судимости, которая иногда накладывает ограничения для лица использовать некоторые свои права.

Самое распространенное преступление — это «злоупотребление должностными полномочиями» (статья 285 УК РФ).

  1. Использование должностными лицами собственных полномочий на службе вопреки ее интересам. Это деяние должно быть совершено в корыстных или прочих личных целях и вести к существенному нарушению прав и законных интересов предприятий или граждан или общественных, охраняемых законом интересов. Наказание предусмотрено в виде штрафа в размере до 80 тыс. руб. или в размере заработка (прочего дохода осужденного) за период до полугода, лишением права занимать определенные должности или лишение права заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет, арестом 4-6 месяцев, лишением свободы до 4 лет.
  2. Такое же деяние, которое совершено лицом, находящимся на государственной должности РФ или ее субъекта (глава органа местного самоуправления) должно быть наказано штрафом (100-300 тыс. руб.) или в размере зарплаты за период 1-2 лет, лишением свободы до 7 лет, включая лишение прав занимать соответствующую должность или вести определенную деятельность до 3 лет.
  3. Деяние, которое предусмотрено 1 и 2 частью статьи. Влекут за собой тяжкие последствия и наказание в виде лишения свободы (до 10 лет), включая лишение прав занимать должность или вести деятельность (до 3 лет).

Также уголовное наказание предусматривается за служебный подлог. В соответствии со ст. 292 УК РФ служебный подлог представляет собой внесение должностными лицами, а также государственными служащими или служащими органа местного самоуправления, которые не являются должностными лицами, в официальный документ изначально ложной информации, включая внесение в них таких исправлений, которые способны исказить действительное содержание документа.

Преступление признается, когда деяние совершено в корыстных или иных личных целях. Подлежит наказанию штрафом (до 80 тыс. руб.), суммой заработной платы, или иным доходом осужденного (до 6 месяцев), обязательными работами (180-240 часов), исправительными работами (1-2 года), арестом (3-6 месяцев), лишением свободы (до 2 лет).

В случае существенного нарушения прав и законных интересов лиц или предприятий, а также законодательно охраняемых интересов государства и общества служебный подлог предусматривает наказание штрафом (100-500 тыс. руб.) или в сумме зарплаты (дохода) осужденного (1-3 года), лишение свободы (до 4 лет), включая лишение прав занимать определенную должность или осуществлять соответствующую деятельность (до 3 лет или бессрочно).

Уголовный кодекс предусматривает не менее жестокие наказания за получение взяток. Так, в статье 290 УК РФ указано, что личное или через посредника получение должностным лицом взятки (деньги, ценные бумаги, прочее имущество, выгоды имущественного характера за действие (бездействие) в пользу взяткодателей или представляемых им людей, если они включены в служебное полномочие должностного лица либо оно по причине должностного положения способствует подобным действиям (бездействию), общее покровительство или попустительство) должно понести за собой наказание в виде штрафа (100-500 тыс. руб.

), суммы зарплаты (прочего дохода осужденного) за период от 1-3 лет, лишения свободы (до 5 лет), включая лишение прав занимать должность или вести определенную деятельность (до  3 лет). Что касается получения должностными лицами взяток за незаконные действия (бездействие), то оно подлежит наказанию в виде лишения свободы (3-7 лет), включая лишение прав занимать должность или вести определенную законом деятельность (до 3 лет).

Предлагаем ознакомиться:  Протокол об административном правонарушении срок составления

Подобные действия, которые совершает человек, исполняя государственные обязанности или занимая государственную должность субъекта РФ, включая глав органов местного самоуправления, должны наказываться лишением свободы (5-10 лет), включая исключение прав занимать определенные должности или вести соответствующую деятельность (до 3 лет).

Подобные действия, которые совершает группа сотрудников по предварительному сговору или организованная группа, включая вымогательство взятки или в крупных размерах, должны наказываться лишением свободы (7-12 лет), наложением штрафа (до 1 млн. руб.), выплатами в  сумме зарплаты (прочего дохода осужденного).

Замечание 7

Государственный служащий иногда игнорирует судебные и арбитражные решения, не выплачивая присужденные средства и не выполняя в натуре требуемые действия.

В Уголовный кодекс РФ включена для этого специальная статья 315 «Неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта». Она гласит, что злостное неисполнение со стороны госслужащего или организации вступивших в законную силу приговора суда, судебного решения или прочего акта суда, включая препятствия для их исполнения, должно наказываться штрафом (до 200 тыс.руб.

Можно сказать, что законодательство обладает достаточными диспозициями для гарантии правомерного поведения госслужащего. Те мне менее, коррумпированность аппарата государства за годы правления В. В. Путина достигает огромных масштабов. Здесь даже должности государственного аппарата для их занятия оцениваются через суммы взяток.

Профессором В. В. Лунеев было констатировано, что все необходимые нормы борьбы с коррупционерами уже давно и точно зафиксированы тремя конвенциями Совета Европы и ООН. Он пишет: «Мы их подписали, но, как показало время, их никто не выполняет». «Коррупция становится нашей конституцией, а безответственность за нее представляет собой повседневную практику».

Замечание 8

Если соглашаться с оценкой фактов коррупции В. В. Лунеева, то не хочется воспринять захватившие его безнадежие, пессимизм и уныние, которые были выражены следующими словами: «все правильные фразы о коррупции уже сказаны, требуемая документация многократно разработана и переработана, опыт других государств, в которых успешно проходит борьба с этим явлением исследован, поэтому ничего нового предложить или сказать уже нельзя. Интеллектуальные возможности исчерпаны».

Законодательством зарубежных государств некоторые правоотношения, которые связаны с привлечением госслужащего к уголовной ответственности, также регулируются. Статья 80 Устава Римской курии включает положение о том, что порядок дисциплинарных взысканий не должен использоваться при увольнении по причине вынесения компетентным органом власти государства города Ватикан или прочих стран обвинительных приговоров за совершение умышленных преступлений.

Материальная ответственность госслужащего представляет собой значительно менее ощутимый тип государственного воздействия для него. Никакой работник государственной службы по закону не способен обладать уровнем материального благосостояния, дающим ему возможность при причинении ущерба стране рассчитаться с государством из собственных материальных средств.

АКТ об отказе предоставить объяснения

 г. Нижний Новгород 30 марта 2012 г.

Мною, главным специалистом правового отдела Шатиной О.Н., в присутствии заместителя руководителя Орловой В.В. и начальника отдела бюджетного учета — главного бухгалтера Журовой Е.Д. составлен настоящий акт о том, что 30.03.2012 главный специалист правового отдела Занозина А.И. отказалась давать объяснения о причинах отсутствия на административной комиссии в 11.00 27.03.2012.

Причину, по которой отказалась давать объяснения, не сообщила.

 Содержание акта подтверждаем личными подписями:
Орлова
Заместитель руководителя ------ /Орлова В.В./
Шатина
Главный специалист ------ /Шатина О.Н./
Начальник отдела бюджетного учета - Журова
главный бухгалтер ------ /Журова Е.Д./

От ознакомления с актом Занозина А.И. отказалась.

 Орлова
Заместитель руководителя ------ /Орлова В.В./
Шатина
Главный специалист ------ /Шатина О.Н./
Начальник отдела бюджетного учета - Журова
главный бухгалтер ------ /Журова Е.Д./

Акт об отказе в даче объяснения может быть составлен и комиссией, которая проводит служебную проверку, и приобщен к материалам проверки.

После получения объяснений государственного служащего и заключения по результатам проведения служебной проверки представителю нанимателя необходимо определить меру дисциплинарного наказания. При ее выборе стоит учитывать тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых был совершен проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.

Сроки применения дисциплинарного взыскания

  • на периоды временной нетрудоспособности;
  • на время пребывания в отпуске;
  • на период проведения служебной проверки;
  • на другие периоды отсутствия на гражданской службе по уважительным причинам (командировки, использование отгулов, повышение квалификации и т.п.).

Обратите внимание! Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев с момента совершения дисциплинарного проступка, а по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки — позднее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.

Днем обнаружения дисциплинарного проступка считается день, когда непосредственному руководителю гражданского служащего стало известно о совершенном проступке.

В случае увольнения гражданского служащего за длительный прогул (пп. «а» п. 3 ч. 1 ст. 37 Закона N 79-ФЗ) днем обнаружения проступка является первый день выхода на службу, а не первый день отсутствия на службе.

Дисциплинарные взыскания налагает представитель нанимателя — руководитель государственного органа. Для этого издается приказ или распоряжение, в котором указывается, за совершение какого дисциплинарного проступка наказан гражданский служащий и какое дисциплинарное взыскание на него наложено.

Копия акта о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания с указанием оснований для его применения вручается гражданскому служащему под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта (п. 6 ст. 58 Закона N 79-ФЗ). Если гражданский служащий отказался от подписи, необходимо составить акт, в котором нужно зафиксировать такой отказ.

К сведению. Если на момент издания распорядительного акта о применении дисциплинарного наказания государственный служащий отсутствует на службе (например, болеет или находится в командировке), копия документа вручается ему в первый день выхода на службу.

Снятие дисциплинарного взыскания

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

Однако дисциплинарное взыскание может быть снято и досрочно. Так, представитель нанимателя может сделать это на основании письменного заявления гражданского служащего, по ходатайству его непосредственного руководителя или по своей инициативе. Чаще всего досрочное снятие взыскания возможно, если служащий изменил свое отношение к службе и исполнению обязанностей, возложенных на него должностным регламентом. Досрочное снятие взыскания должно быть оформлено актом.

Предыдущая запись Что можно рассказать о себе человеку?
Следующая запись Договор залога имущества в обеспечение договора займа

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector