Как мошенники, используя суды, похищают у граждан деньги? Пострадать может любой! - Шведов Сергей Алексеевич, 21 июля 2019

Мошенничество в банке: как не стать жертвой аферистов

3 основные способа мошенничества сотрудников в банке

Уголовный Кодекс нашей страны квалифицирует мошенничество как хищение чужого имущества или приобретение на него права незаконным путем (обман или злоупотребление доверием). Предусмотрено довольно суровое наказание: от штрафа до лишения свободы. Но доказать факт противоправных деяний, относящихся к категории «мошеннические действия», на деле иногда просто невозможно.

А к ответственности злоумышленники привлекаются и вовсе в единичных случаях. Сами правоохранители говорят, что проще не стать жертвой мошенников, чем доказать их вину. Они регулярно предупреждают граждан о появлении новых схем воровства, рассказывают о порядке действий, если вам позвонили мошенники, и т.д. Но банковская сфера в этих сообщениях не затрагивается (кроме махинаций с пластиковыми картами).

https://www.youtube.com/watch?v=upload

А между тем даже простой обыватель сможет назвать пару на его взгляд нечестных уловок финансовых организаций: одна только страховка кредита чего стоит, а ведь еще есть навязываемый мобильный банк, кредитные карты, скачиваемое приложение и т.д. Но банковские служащие – тоже люди, и они тоже любят деньги, а потому не гнушаются в целях личной наживы использовать и гораздо более откровенные способы.

1. Мошенничество в банке с кредитами

Наиболее распространенный вид махинаций, ставший бичом розничного кредитования. Сравнительно небольшие суммы выдаются огромному количеству заявителей, что затрудняет контроль как за деньгами, так и за недобросовестными сотрудниками.

Мошенничество в банке: как не стать жертвой аферистов

Обыватели правы: со страховкой кредита все как-то туманно. Вроде бы уже доказано, что обязательно страховать нужно только предмет залога, а в остальных случаях это личное дело заемщика. Но страховки продолжают навязываться и являться одним из основных условий одобрения кредита. Клиента еще и вводят в заблуждение, обещая возврат страховой суммы после выплаты кредита.

На самом деле, никто ее потом не вернет. В некоторых случаях в 14-дневный срок (так называемый период охлаждения) заемщик еще вправе отказаться от страховки без последствий. Чтобы узнать, сможете ли вы вернуть страховую сумму. Нужно внимательно читать кредитный договор.

Что дает мошенникам возможность использовать суды?

Для того чтобы дать ответ на этот вопрос, необходимо понять, что такое судебный приказ. В соответствии со ст. 121 Гражданского процессуального кодекса РФ (ссылка), судебный приказ может быть использован в качестве исполнительного документа при взыскании задолженности, не превышающей 500 000 рублей.

В соответствии с ч. 2 ст. 126 Гражданского процессуального кодекса РФ (ссылка), для вынесения судебного приказа не требуются проведение судебного разбирательства и вызов сторон.

С помощью данного документа возможен возврат любых задолженностей: занятых под расписку денег, долгов по выплате зарплаты, по кредитам, алиментам, коммунальным услугам и т. д.

В соответствии со ст. 128 Гражданского процессуального кодекса РФ (ссылка), копия судебного приказа должна быть направлена должнику, у которого в течение 10 дней после ее получения есть право на обжалование.

Как не стать жертвой мошенничества в интернет-банке

В интернете злоумышленники используют те же приемы, что и в объективной реальности. Только интересует их не наличность, а данные банковских карт и электронных кошельков. С них ваши деньги будут сняты и, пройдя через несколько счетов, окажутся в руках жуликов. Мошенники раскинули свои сети повсюду.

Предлагаем ознакомиться:  Отпуск за свой счет смерть близкого родственника

Они практикуют взлом баз данных (банков, интернет-магазинов) и фишинг, запрашивая данные карты от имени полиции, банка, или сообщая радостную новость о баснословной удаче в лотерее.

Разрабатывают вредоносное программное обеспечение (вирусы). Вы вводите данные карты для оплаты покупки онлайн, и ПО тут же отправляет их мошенникам.

Создают мошеннические сайты, которые всего за день существования приносят огромную выгоду.

Рассчитываясь картой в ресторанах и магазинах, помните, что, отдавая ее сотруднику, вы искушаете его. Конечно, воровать данные будут только нечистые на руку официанты и менеджеры, но зачем на личном опыте убеждаться в этом?

Карта – это кусочек пластика. Гораздо важнее цифры, нанесенные на нее. Именно они становятся достоянием преступников и открывают им широкие возможности покупок в интернете. Банки стараются дать адекватный ответ. Примером внимания к безопасности онлайн-платежей стала 3-DSecure, разработанная компаниями Visa («Verified by Visa») и MasterCard («MasterCard SecureCode»).

Как бы банки ни старались защитить средства своих клиентов, мошенничество в онлайн банке процветает. Все больше экспертов сходятся во мнении: предпринимаемые меры станут эффективными только при условии личной ответственности человека за сохранность денег. Есть рекомендованные правила безопасности:

  • убедиться в использовании защищенного соединения (адрес сайта в адресной сроке начинается с https://) и действительности сертификата шифрования сайта при вводе данных карты для оплаты;
  • установить нулевой лимит или заблокировать карту для онлайн-платежей после оплаты в интернете;
  • не предоставлять полные реквизиты своей платежной карты (в том числе код CVV2/CVC2) сторонним лицам, даже если они представляются сотрудниками банка или правоохранительных органов;
  • не вводить реквизиты своей карты на подозрительных сайтах (если получено сообщение о выигрыше с просьбой указать реквизиты карты для зачисления приза);
  • совершать покупки только со своего личного компьютера (не интернет-кафе);
  • регулярно обновлять антивирусные программы и проверять компьютер на наличие вредоносного ПО;
  • подключить услугу СМС-уведомления о проведенных операциях;
  • немедленно обратиться в банк и заблокировать карту, если возникло подозрение о мошеннической атаке;
  • использовать для платежей в Сети специальную карту (VisaVirtuon, MasterCard Virtual), с которой нельзя снять деньги в банкомате или оплатить обед в кафе. Клиент переводит на нее средства с основной карты, совершает платеж онлайн и забывает о ней до следующей покупки в интернете.

Суть преступной схемы

Мошенничество в банке: как не стать жертвой аферистов

Мошенник собирает поддельные документы, доказывающие наличие задолженности. Некоторые из них добываются обманным путем или при помощи сообщников, например, работающих в банке.

Предлагаем ознакомиться:  Мошенничество через Сбербанк онлайн

Мошенник хорошо изучает жертву, которую собирается обокрасть – он знает, что та не сможет своевременно обжаловать судебный приказ. Для этого выбирается гражданин, который не проживает по месту регистрации, либо находится в отпуске или командировке и попросту не может в срок ознакомиться с входящей корреспонденцией. Либо копия приказа просто похищается злоумышленником из почтового ящика.

После того как ничего не подозревающий «должник» на протяжении указанного срока игнорирует приказ и не пытается его обжаловать, оригинал документа отдается взыскателю-аферисту, тот идет в банк, и с его помощью со счетов и банковских карт жертвы снимаются денежные средства. Конечно, речь идет не только о сбережениях – могут быть списаны даже средства заработной платы, пенсии и т. д.

Куда обращаться, если вы столкнулись с мошенничеством в банке

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

При любом внутреннем банковском мошенничестве подавайте официальную претензию руководству организации – это необходимый шаг. Обязательно укажите причину обращения и требования (общая проверка или привлечение к ответственности конкретного сотрудника). Бывает, что банк заинтересован в чистке рядов, и ваш вопрос решится уже на этом этапе.

Но даже если заявление не принимают или ответ на него не удовлетворил вас, обязательно сохраните эти бумаги для последующего предъявления в суде. Если банк не желает контактировать и решать вопрос в мирном порядке, далее последует обращение в Центробанк, судебные инстанции, полицию. Правоохранительные органы будут заниматься и расследованием факта телефонного мошенничества.

Теперь подробнее о документах. Претензия к банку оформляется следующим образом:

obrazec_pretenzii_v_bank

  • наименование банка и ФИО адресата;
  • ФИО заявителя номер контактного телефона и адрес для ответа;
  • «Претензия»;
  • факты, отражающие суть;
  • ссылки на положения договора, номера законов и других нормативных актов;
  • требования к банку;
  • просьба рассмотреть обращение в определенный срок;
  • подпись клиента и дата составления претензии.

Приложите копии кредитного договора, распечатанные скрины экрана с сообщениями о списании средств и т.д.Необходимо оформить претензию в двух экземплярах, при этом проследите, чтобы на вашем комплекте обязательно стояла печать о вхождении. Это проще при личном обращении, но можно отправить документы заказным письмом с уведомлением о вручении.

Срок рассмотрения претензий регулируется внутренним регламентом финансовой организации, но может быть также прописан в договоре. Стандартным является 30-дневный период, который сокращается до оговоренных в Законе «О защите прав потребителей» 10 дней, если речь идет о нарушении этих прав и условий договора.

Если потребуется дальнейшее обращение в правоохранительные органы, то полученный ответ нужно приложить к заявлению вместе с другими имеющимися у вас доказательствами мошенничества. В документе следует изложить обстоятельства преступления, нанесенный ущерб, описать действия преступников. Но и это не обязательно окончательный шаг, потому что, рассмотрев заявление, полиция может вынести решение об отказе в возбуждении уголовного дела. Тогда вам придется писать заявление уже в прокуратуру, а к нему присовокупить, помимо прочего, и ответ правоохранителей.

Предлагаем ознакомиться:  Жалоба уфссп на бездействие

Мошенничество в банке: как не стать жертвой аферистов

Отдельно стоит рассмотреть мошенничество в мобильном банке, которое сложно квалифицировать как сугубо внутрибанковское, ведь данные карты могли достаться злоумышленникам разными путями. С карты пропадает определенная сумма, но это не означает, что клиент должен впасть в отчаяние и оплакивать украденные деньги.

Проанализируйте: нет ли долгов, которые могут взыскать приставы, не является ли списание платой за годовое обслуживание карты, а, может, это автоплатеж за коммунальные услуги. Если ничего подобного в голову не приходит, нужно немедленно обратиться в банк с требованием блокировки карты, затем написать заявления: о несогласии с транзакцией – в финансовую организацию, о хищении денежных средств и мошенничестве – в правоохранительные органы.

Ответственность за мошенничество в банке

Мошенники существовали всегда: картежники, наперсточники, гадалки, целители. С развитием рыночных отношений возникли новые виды обмана, и банковское мошенничество в их числе. Законодательно такие махинации совсем недавно выделены в отдельные статьи Уголовного кодекса. Но теперь мошенничество в банке (статья 159.1, 159.

Хищение может рассматриваться как мошенничество только в случаях, когда:

  • есть потерпевший, из-за обмана лишившийся имущества или денег;
  • преступник действовал умышленно;
  • преступление совершено через обман или злоупотребление доверием (без насилия и угроз);
  • преступник может завладеть не только имуществом, но и правами на него.

Для наступления уголовной ответственности по ст. 159 Уголовного кодекса Российской Федерации необходимо, чтобы в деяниях обвиняемого содержались все признаки состава данного преступления. Но вот именно это доказать труднее всего. Ведь зачастую на документах – собственноручно поставленные подписи клиента, не посчитавшего нужным прочесть договор и квитанции.

А доказать обман (то есть сообщения заведомо ложной информации или умалчивания некоторых фактов) еще сложнее. В качестве доказательства суд рассмотрит только качественные аудио- и видеозаписи, но, обращаясь за кредитом в банк, редкий клиент озаботиться созданием такого архива «на всякий непредвиденный случай». В результате мошенники остаются безнаказанными, а число их преступлений продолжает неуклонно расти.

Норма статьи 159.1 (мошенничество в сфере кредитования) распространяется на заемщиков, предоставивших банку ложные сведения о себе. А вот ответчиками за мошенничество с использованием платежных карт (ст. 159.3 УК РФ) могут стать и сотрудники банков. Но, попавшись на уловки злоумышленников, вы не обязаны квалифицировать их действия, для этого есть специальные структуры. Вам нужно лишь указать на статью «Мошенничество» и представить свои доказательства.

Наказание зависит от состава преступления и наличия отягчающих обстоятельств (предварительный сговор, использование служебного положения, размер ущерба и др.). В статье семь частей и в каждой описаны санкции, применяемые к обвиняемому. С увеличением размера причиненных убытков наказание становится строже:

3 основные способа мошенничества сотрудников в банкеhttps://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

Но помните, что такие преступления легче предупредить, чем расследовать. И, чтобы не задаваться тяжелым вопросом: «Я узнал про мошенничество в банке, что делать?», стоит проявлять предельное внимание к используемым банковским продуктам. Лучше перестраховаться, чем лишиться кровно заработанных средств.

Предыдущая запись Ходатайство о помиловании президенту — образец 2020, от осужденного, от матери, от жены, как правильно написать
Следующая запись Порядок действий потерпевшего в случае если виновник ДТП скрылся

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector