Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7(499) 110-93-26 (бесплатно)
Санкт-Петербург и область:
СПб и Лен.область:
+7 (812) 317-74-92 (бесплатно)
Регионы (вся Россия):
8 (800) 550-95-86 (бесплатно)
ПРАВОВЫЕ АКТЫ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРАВОВЫЕ АКТЫ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Понятие и общая характеристика горных правоотношений

Как
уже говорилось, каждая отрасль права
характеризуется особым
предметом
правового регулирования, группой
общественных отношений^на
которые и
направлено это регулирование. Предмет
правового регулирова-
ния горного
права определен в преамбуле и ст. 1 Закона
РФ «О недрах». В со-
ответствии с этими
положениями горное законодательство
распространяет-
ся на отношения,
связанные с геологическим изучением,
использованием и
охраной недр РФ и
континентального шельфа РФ.

С использованием
отхо-
дов горнодобывающей и связанной
с ней перерабатывающей промышлен-
ности,
торфа, сапропелей, подземных вод, рассолов
и рапы соляных озер,
заливов морей и
иных специфических ресурсов. Такой
подход определяет
предмет регулирования
не по содержанию отношений, а по их
объектам.

Горное
правоотношение –
вид общественных отношений, урегулиро-
ванный
нормами горного законодательства.
Элементами отношений являются:
стороны, т. е. субъекты, между которыми
они складываются, объекты
отношений,
по поводу которых они складываются,
повод отношений, в свя-
зи с которым
они складываются, и содержание отношений
(совокупность
прав и обязанностей).

В
процессе правового регулирования
определяется
содержание правоотношений
с учетом всех элементов материальных
отно-
шений. Вместе с тем, правоотношение
приобретает некоторую видимость
самостоятельности
и может существовать и после прекращения
части мате-
риальных отношений.
Например, отказ от недропользования не
прекращает
обязанностей недропользователя
по ликвидации или консервации
производ-
ства, рекультивации земельного
участка и не исключает ответственности
за
неисполнение этих обязанностей.

В
этом все-таки отражается правовая
сто-
рона общественного отношения,
связанного с экологическими и
имущест-
венными интересами. Кроме
того, правовое регулирование может
породить
особую группу организационных
правоотношений, существование которых
вне
правового поля невозможно. Организационные
правоотношения испол-
няют роль
юридических фактов – оснований
возникновения, изменения и
прекращения
прав и обязанностей, а также определяют
порядок такой ди-
намики.

Элементы
общественных отношений в процессе
правового регулирова-
ния трансформируются
в элементы правоотношения. К ним
относятся:
субъекты, объекты и
юридические факты, при этом во внимание
принима-
ется правовая характеристика
каждого из этих элементов, способная
влиять
на содержание правоотношений.

Предлагаем ознакомиться:  Гостехнадзор проверить трактор на ограничения

Горные
отношения складываются по поводу
разнообразных объектов,
которые
определяют их содержание. Можно выделить
несколько видов
та-
ких отношений
по их объекту: отношения по поводу
присвоения, передачи
и использования
объектов материального мира (вещные),
по поводу инфор-
мации (информационные),
и по поводу прав недропользования.

ПРАВОВЫЕ АКТЫ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Объектами
вещных отношений могут быть сами недра,
как единый
комплексный ресурс. Участки
недр, включая горные и геологические
отво-
ды, отдельные ресурсы недр –
полезные ископаемые в недрах,
месторожде-
ния полезных ископаемых,
добытые полезные ископаемые, а также
имуще-
ственные комплексы, предназначенные
для осуществления недропользова-
ния.

Под
источником права понимается форма
выражения правовых
норм, из которой
можно выявить их содержание. Источники
правовых норм
находятся в иерархичной
системе. Знание этой системы позволяет
правиль-
но определить содержание
нормы, подлежащей применению к
конкретному
отношению.

Основу
системы источников правовых норм
составляют нормативные
акты, т. е.
принятые в установленном порядке и
форме, вступившие в силу акты
публично-правовых образований,
уполномоченных органов власти,
содержащие
общеобязательные правила поведения
(правовые нормы). Пра-
вовая норма –
общеобязательное предписание постоянного
или временного
характера, рассчитанное
на неоднократное применение.

Юридическая
сила
нормативного акта во многом
определяется требуемой формой и
компетен-
цией принимающего органа.
Нарушение формальных критериев или
пре-
вышение компетенции позволяют
оспаривать юридическую силу акта.
В
судебной практике существует
возможность признания таких актов
недей-
ствительными (т. е.

несуществующими)
или недействующими (т. е. не под-
лежащими
применению). В первом случае требуются
специальные полно-
мочия суда, которые
предусмотрены только для некоторых
отраслей зако-
нодательства. Полномочие
же не применять ajcr, не соответствующий
тре-
бованиям законодательства,
является общепризнанным.

В
нашей стране иные формы выражения
правовых норм (не являющие-
ся
нормативными актами) могут применяться
только при отсутствии норма-
тивных
актов.

Предлагаем ознакомиться:  Условия переквалификации гражданско правового договорав трудовой

Нормативные
акты составляют иерархическую систему
по юридиче-
ской силе. Основы системы
нормативных актов в Российской
Федерации
установлены в статьях 15,
55, 71, 72, 76 Конституции РФ.

2. Конституция Российской Федерации

Актом
высшей юридической силы является
Конституция Российской
Федерации от
25.12.1993 г., это закреплено в ст. 15 самой
Конституции.
Конституция является
важнейшим документом в правовом
государстве, поскольку устанавливает
его правовые основы.

При
этом важно ее непосредственное действие
(см. ст. 15 Конституция РФ). В СССР также
были Конституции, в них содержались
признаки правового государства, но их
положения могли применяться при наличии
специального законодательства, поэтому
правовое значение этих конституций
было ограничено. Важнейшей
составной
частью Конституции РФ является ее глава
1 «Основы конститу-
ционного строя».
Согласно ст.

16 Конституции РФ, другие
положения Кон-
ституции не могут
противоречить главе 1. Статья 9
Конституции
РФ устанавливает, что
земля и другие природные ресурсы (включая
ресур-
сы недр) используются и охраняются
как основа жизни и деятельности на-
родов,
проживающих на соответствующей
территории.

Это положение по-
могло
Конституционному суду РФ определить
правовой режим недр, о чем
будет сказано
ниже. Либеральная сторона Конституции
РФ отражена в гла-
ве второй, которая
также может изменяться только в порядке,
установлен-
ном Конституцией. Статья
18 Конституции РФ указывает, что права
и
свободы определяют смысл, содержание
и применение законов, деятель-
ность
органов государственной власти и
местного самоуправления, а ст.

55
устанавливает принцип ограничения
этих прав федеральными
законами.
Поскольку горное законодательство
относиться к совместному
ведению
Российской Федерации и субъектов РФ
(ст. 72 Конституции РФ),
для него имеет
важное значение разграничение полномочий
и соотношение
федерального и
регионального нормативного регулирования.
Эти вопросы
разрешаются на основании
толкования Конституции РФ.

Предыдущая запись Увольнение на испытательном сроке
Следующая запись Расторжение договора аренды арендодателем в одностороннем порядке

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector