Налоговое уведомление (образец)

Общие правила

В соответствии со ст. 52 НК, плательщик самостоятельно рассчитывает суммы, подлежащие отчислению в бюджет за отчетный период. Исчисление производится, исходя из базы, ставки и льгот (при наличии). Законодательство, однако, в ряде случаев возлагает эту обязанность на территориальное подразделение ФНС.

Плательщики налога

^К началу страницы

Плательщиками земельного налога признаются физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (п. 1 ст. 388 НК РФ).

Не признаются налогоплательщиками физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного пользования, в том числе праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

Статья 52 НК

На основании этой нормы подразделение ФНС формирует налоговое уведомление. Сроки его отправки привязаны ко дню наступления платежа. В ст. 52 указано, что документ должен быть направлен субъекту за 30 дней до отчетной даты. Форма налогового уведомления утверждена Приказом ФНС. В документе должна присутствовать сумма, подлежащая отчислению, расчет базы, а также отчетная дата, до которой следует погасить обязательство.

Объект налогообложения

^К началу страницы

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог (ст. 389 НК РФ).

Не признаются объектом налогообложения:

  • земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками;
  • земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома.

Налоговая база

^К началу страницы

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Налогового кодекса Российской Федерации.

Сведения о кадастровой стоимости земельных участков размещаются на официальном сайте
Росреестра в сети Интернет.

Налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности, а в случае нахождения в общей совместной собственности — в равных долях.

Начиная с налогового периода 2019 года в

будут предусмотрены следующие правила применения кадастровой стоимости в качестве налоговой базы по налогу:

  • применяется кадастровая стоимость земельного участка, внесённая в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода с учётом нижеприведённых особенностей;
  • изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие изменения качественных и (или) количественных характеристик земельного участка учитывается при определении налоговой базы со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости;
  • в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о величине кадастровой стоимости, а также в случае уменьшения кадастровой стоимости в связи с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, пересмотром кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в случае недостоверности сведений, использованных при определении кадастровой стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости;
  • в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

Вышеперечисленные правила, устанавливающие порядок применения с 2019 года измененной в течение налогового периода кадастровой стоимости, подлежат применению к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в Единый государственный реестр недвижимости по основаниям, возникшим с 1 января 2019 года.

В каких случаях составляется извещение?

В НК присутствуют статьи, которые обязывают подразделение ФНС формировать налоговые уведомления. Уплату налога субъект производит самостоятельно по извещению. ФНС рассчитывает только определенные суммы для физлиц. Уведомление направляется по налогам:

  1. Транспортному (363 статья, п. 3).
  2. Земельному (ст. 397, п. 4).
  3. С имущества (ст. 408).

Ставки налога

^К началу страницы

процента исходя из кадастровой стоимости в отношении следующих земельных участков:

  • отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
  • занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
  • (до налогового периода 2020 года) приобретённых (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
  • (с налогового периода 2020 года) не используемых в предпринимательской деятельности, приобретённых (предоставленных) для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, а также земельных участков общего назначения, предусмотренных Федеральным законом от 29 июля 2017 года № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
Предлагаем ознакомиться:  Трудовой договор аренды автомобиля

процента исходя из кадастровой стоимости в отношении прочих земельных участков.

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка, а также в зависимости от места нахождения объекта налогообложения применительно к муниципальным образованиям, включенным в состав внутригородской территории города федерального значения Москвы в результате изменения его границ, в случае, если в соответствии с законом города федерального значения Москвы земельный налог отнесен к источникам доходов бюджетов указанных муниципальных образований (п. 2 ст. 394 Кодекса).

В случае правообладания земельным участком в течение
неполного налогового периода, применяется коэффициент, который определяется как
отношение числа полных месяцев, в течение которых участок находился в
собственности, постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении к числу календарных месяцев в налоговом периоде.

Перейти

Подробную информацию об установленных налоговых ставках можно узнать, воспользовавшись информационным ресурсом:

«Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам»

До 1 января года, следующего за годом утверждения на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя результатов массовой кадастровой оценки земельных участков, налоговая база в отношении земельных участков, расположенных на территориях указанных субъектов Российской Федерации, определяется на основе нормативной цены земли, установленной на 1 января соответствующего налогового периода органами исполнительной власти Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

Обязанности физлиц

Законодательство предписывает гражданам извещать территориальное подразделение ФНС о своей недвижимости и ТС, если уведомление налоговой инспекции им не было направлено. Законом №52 была внесена поправка в ст. 23 НК. С 1 января 2015 г. в ней начал действовать п. 2.1. Он определил, что плательщики физлица по суммам, отчисляемым ими на основании уведомлений, кроме обязанностей, установленных в пункте 1 23 статьи, должны сообщать об имеющихся у них недвижимости или ТС, выступающих в качестве объектов обложения, при неполучении ими налогового уведомления и неуплаты ими установленных налогов.

Известить необходимо территориальное подразделение по адресу проживания либо местонахождения соответствующего имущества. К сообщению прилагаются копии правоустанавливающих документов либо подтверждающих госрегистрацию ТС, на каждый объект обложения. Указанные бумаги подаются однократно до 31.12 того года, который следует за завершившимся отчетным периодом. Соответственно, если субъекту поступало уведомление налогового органа о суммах, рассчитанных по этим объектам, то сообщать о них нет необходимости.

Льготы по налогу

^К началу страницы

Освобождаются от налогообложения физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общины таких народов — в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов;

При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление величины налогового вычета для отдельных категорий налогоплательщиков.

С информацией о налоговых льготах (по всем видам имущественных налогов во всех муниципальных образованиях) можно ознакомиться в рубрике «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам», либо обратившись в налоговые инспекции или в контакт-центр ФНС России (тел. 8 800 – 222-22-22).

При расчете земельного налога налоговая база уменьшается на величину кадастровой стоимости 600 квадратных метров площади земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении налогоплательщиков, относящихся к одной из следующих категорий:

  • категории лиц, перечисленные в пункте 5 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ):
    • Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы;
    • инвалиды I и II групп инвалидности;
    • инвалиды с детства, дети-инвалиды;
    • ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, а также ветераны и инвалиды боевых действий;
    • физические лиц, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года N 3061-1), в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»;
    • физические лица, принимавшие в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;
    • физические лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику;
    • пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лица, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание;
    • физические лица, соответствующие условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31 декабря 2018 года (с 01.01.2019 года);
    • физические лица, имеющие трёх и более несовершеннолетних детей.
    Предлагаем ознакомиться:  Как можно оспорить договор дарения на квартиру
  • Уменьшение налоговой базы (далее – налоговый вычет) производится в отношении одного земельного участка по выбору налогоплательщика (независимо от категории земель, вида разрешенного использования и местоположения земельного участка в пределах территории Российской Федерации).

    Право на налоговый вычет реализуется посредством представления налогоплательщиком в любой налоговый орган уведомления о выбранном земельном участке, в отношении которого применяется налоговый вычет (далее – Уведомление).

    При непредставлении Уведомления налоговый вычет предоставляется в отношении одного земельного участка с максимальной исчисленной суммой налога.

    В случае, если при применении налогового вычета налоговая база принимает отрицательное значение, в целях исчисления налога такая налоговая база принимается равной нулю.

    Для лиц, указанных в пункте 5 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации, не требуется дополнительно представлять заявление о предоставлении налоговой льготы в виде вычета, предусмотренное пунктом 10 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации, если у налогового органа имеются документированные сведения, позволяющие подтвердить право налогоплательщика на налоговую льготу в виде вычета. Например, ранее налогоплательщикам предоставлены и применялись налоговым органом налоговые льготы по земельному налогу в виде уменьшения налоговой базы на не облагаемую налогом сумму в соответствии с пунктом 5 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции до вступления в силу Закона № 436-ФЗ), по налогу на имущество физических лиц (в т.ч. на основании подпунктов 1 — 3, 4, 6, 8, 10, 12 пункта 1 статьи 407 Налогового кодекса Российской Федерации) и (или) налоговые льготы при налогообложении имущества в соответствии с законами субъектов Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

    Органы местного самоуправления, соответствующие органы власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя имеют право устанавливать дополнительные налоговые льготы по земельному налогу, не предусмотренные федеральным законодательством.

    С информацией о налоговых льготах (по всем видам имущественных налогов во всех муниципальных образованиях) можно ознакомиться в рубрике «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам», либо обратившись в налоговые инспекции или в контакт-центр ФНС России (тел. 8 800 – 222-22-22).

    Убедившись, что налогоплательщик относиться к категориям физических лиц, имеющим право на налоговую льготу, но льгота не учтена в полученном налоговом уведомлении или возникла впервые, целесообразно подать в любой налоговый орган заявление о предоставлении льготы по транспортному налогу, земельному налогу, налогу на имущество физических лиц по установленной форме (приказ ФНС России от 14.11.2017 № ММВ-7-21/897@).

    Формат и порядок заполнения заявления можно посмотреть

    Если заявление о предоставлении налоговой льготы направлялось в налоговый орган и в нём не указывалось на то, что льгота будет использована в ограниченный период, заново представлять заявление не требуется.

    Подать заявление о предоставлении налоговой льготы в налоговый орган можно любым удобным способом:

    • через «Личный кабинет налогоплательщика» (для пользователей Личного кабинета налогоплательщика);
    • почтовым сообщением в налоговую инспекцию;
    • путем личного обращения в любую налоговую инспекцию;
    • через уполномоченный МФЦ, с которым налоговым органом заключено соглашение о возможности оказания соответствующей услуги.

    ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГА

    ^К началу страницы

    1. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками — физическими лицами, исчисляется налоговыми органами как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
    2. В случае, если сумма налога, исчисленная в отношении земельного участка в соответствии со статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации (без учета положений пунктов 7, 71, абзаца пятого пункта 10 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации), превышает сумму налога, исчисленную в отношении этого земельного участка (без учета положений пунктов 7, 71, абзаца пятого пункта 10 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации) за предыдущий налоговый период с учетом коэффициента 1,1, сумма налога подлежит уплате налогоплательщиками — физическими лицами в размере, равном сумме налога, исчисленной в соответствии со статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации (без учета положений пунктов 7, 71, абзаца пятого пункта 10 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации) за предыдущий налоговый период с учетом коэффициента 1,1, а также с учетом положений пунктов 7, 71, абзаца пятого пункта 10 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации, примененных к налоговому периоду, за который исчисляется сумма налога.

      Положения настоящего пункта не применяются при исчислении налога с учетом положений пунктов 15 и 16 настоящей статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации.

    3. Особенности применения кадастровой стоимости в качестве налоговой базы:

      а) для целей налогообложения применяется кадастровая стоимость объекта налогообложения, указанная в Едином государственном реестре недвижимости (далее — ЕГРН) и подлежащая применению по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, за исключением нижеперечисленных случаев;

      б) изменение кадастровой стоимости вследствие изменения качественных и (или) количественных характеристик объекта налогообложения (уточнения площади, назначения, разрешенного использования, категории и т.п.) учитывается со дня внесения в ЕГРН сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости;

      в) в случае оспаривания кадастровой стоимости и установления начиная с 01.01.2019 рыночной стоимости объекта налогообложения по решению комиссии при управлении Росреестра или по решению суда, сведения о вновь установленной кадастровой стоимости (рыночной стоимости объекта налогообложения), внесенные в ЕГРН, учитываются начиная с даты начала применения оспоренной кадастровой стоимости;

      г) в случае изменения кадастровой стоимости вследствие исправления технической ошибки в сведениях ЕГРН, а также уменьшения кадастровой стоимости в связи с исправлением ошибок, допущенных при ее определении, пересмотром кадастровой стоимости по решению комиссии или суда из-за недостоверности сведений, использованных при ее определении, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в ЕГРН, учитываются с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.

    4. В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении данного земельного участка производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых этот земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении) налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.
      Если возникновение права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно или прекращение указанного права произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц возникновения (прекращения) указанного права.
      Если возникновение права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) произошло после 15-го числа соответствующего месяца или прекращение указанного права произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц возникновения (прекращения) указанного права не учитывается при определении коэффициента, указанного в настоящем пункте.
    5. В отношении земельного участка (его доли), перешедшего (перешедшей) по наследству к физическому лицу, налог исчисляется с месяца (с 1 января 2019 года — со дня) открытия наследства.
    6. В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами, исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока строительства начиная с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости. В случае завершения такого жилищного строительства и государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости до истечения трехлетнего срока строительства сумма налога, уплаченного за этот период сверх суммы налога, исчисленной с учетом коэффициента 1, признается суммой излишне уплаченного налога и подлежит зачету (возврату) налогоплательщику в общеустановленном порядке.
    7. В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 4 в течение периода, превышающего трехлетний срок строительства, вплоть до даты государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.
    8. В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими лицами для индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 по истечении 10 лет с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.
    9. Налоговые уведомления об уплате налога направляются плательщикам налоговыми органами в порядке и сроки, которые установлены Налоговым кодексом Российской Федерации (ст. 52 НК РФ).
      Уплата налога производится не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
    Предлагаем ознакомиться:  Договор на осуществление безвозмездной благотворительной помощи

    Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

    Дополнительно

    Налоговые уведомления отправляются всем физлицам, имеющим соответствующие объекты обложения, кроме льготников. Собственникам, купившим недвижимость или транспорт в течение 2013-2016 гг., заявившим об этом в 2017 г., суммы, подлежащие отчислению в бюджет, будут рассчитаны за весь период владения. При этом не стоит забывать об ответственности за непредоставление (несвоевременное предоставление) информации об имеющемся имуществе. К извещению прилагается анкета-корешок. Она заполняется при выявлении ошибки в сведениях, указанных инспекцией.

    Исключения

    В нормах закрепляются случаи, когда налоговый орган может не направлять уведомление. В частности, извещение не получат субъекты, зарегистрированные на сайте ФНС и имеющие «Личный кабинет». Не направляется уведомление гражданам, не написавшим заявления о сохранении возможности получать документ почтой.

    Если у физлица имеются льготы или вычеты, полностью освобождающие его от обязанности осуществлять отчисление в бюджет, ему также извещение отправлено не будет. Еще одна ситуация, в которой гражданин не получит уведомление, — наличие задолженности по налогу, сумма которой меньше ста рублей. Обязанность по отчислению в бюджет у лица сохраняется. Извещение ему будет направлено, когда сумма превысит сто рублей.

    Личный кабинет

    Зарегистрировавшись на официальном сайте ФНС, субъект может:

    1. Получать актуальные сведения о недвижимых объектах и ТС, сумах начисленного и уплаченного налога, наличии переплат и задолженностей.
    2. Контролировать расчеты с бюджетом.
    3. Получать, распечатывать уведомления и квитанции.
    4. Отчислять установленные суммы с помощью сервисов банков-партнеров.
    5. Скачивать программы для оформления деклараций (3-НДФЛ), заполнять их в онлайн-режиме, направлять в инспекцию документы в электронном виде.
    6. Отслеживать состояние камеральной проверки отчетности.
    7. Обращаться к специалистам без визита в территориальное подразделение.
    Предыдущая запись Как продлить просроченные права на вождение
    Следующая запись Исчисление процентов по договору займа

    Ваш комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Adblock detector