Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7(499) 322-06-74 (бесплатно)
Санкт-Петербург и область:
СПб и Лен.область:
+7 (812) 407-24-18 (бесплатно)
Обжалование действий инспекции труда 2019

Обжалуем решения государственного инспектора труда

Судебное обжалование предписаний инспекции труда

Обжаловать документы, составленные инспектором, можно не только в том случае, если работодатель не согласен с инкриминируемым правонарушением или действиями проверяющих. Иногда инспекторы, составляя тот или иной документ, пренебрегают правилами их составления и забывают указать некоторые обязательные условия.

Названная статья содержит требования к составлению протокола, которые продиктованы обязанностью обеспечить гарантии защиты лиц, привлекаемых к ответственности. В частности, в протоколе отражается объяснение законного представителя юридического лица по поводу вменяемого правонарушения (ч. 2); то, что при составлении протокола названному лицу разъяснены его права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ (ч.

3), что указанному лицу предоставлена возможность ознакомления с протоколом и оно вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (ч. 4). Причем это лицо должно подписать протокол, а в случае отказа от подписания в нем делается соответствующая запись (ч. 5). Копия протокола об административном правонарушении вручается под расписку законному представителю юридического лица (ч. 6).

Например, если инспекторы ГИТ не предприняли необходимых и достаточных мер для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении, то проверяющие не обеспечили возможность проверяемым воспользоваться правами, предусмотренными ст. 28.

Также смело можно обжаловать результаты проверочных мероприятий, если:

  • лицо, осуществляющее проверку, не предъявило приказ (распоряжение) о проведении контрольных мероприятий;
  • в приказе о проведении проверки отсутствуют номер и дата, наименование государственной инспекции труда, ФИО и должность лица, уполномоченного на проведение мероприятий по контролю, цели, задачи и предмет проверки;
  • проверочные мероприятия осуществляются не тем лицом, которое указано в приказе (распоряжении) о проверке.

В.П.Ющин

Эксперт журнала

«Отдел кадров»

После проверки, будь она выездная или документарная, работодателю выдается акт и копии сопроводительных документов. Если нарушений со стороны работодателя не было выявлено, на руки он получает один акт, где отражены результаты проверки. Если же были выявлены нарушения, которые подлежат устранению, выдается предписание.

Работодатель может согласиться с содержанием документа, но если он считает, что постановление составлено безосновательно, его можно оспорить.

Обжалование предписания инспекции труда не носит обязательный досудебный порядок, в связи с чем заявление можно подавать сразу в суд.

Преимущество подачи жалобы сразу в судебные органы состоит в том, что согласно ст.254 ч.4 ГПК РФ судья вправе приостановить действие предписания на время разбирательства, а подача заявления по принципу подчиненности (руководителю инспекции) такой возможности не предусматривает.

После рассмотрения заявления судья может вынести решение об отмене некоторых пунктов в постановлении инспектора или о признании недействительным всего документа (ст.258 ч.1 ГПК РФ).

Образец

Неважно, куда будет подаваться заявление об оспаривании, непосредственно в инспекцию, или в суд – в нем обязательно должны содержаться следующие пункты:

  1. Реквизиты организации, куда подается заявление.
  2. Реквизиты инспекции, проводившей проверку.
  3. Данные заявителя.
  4. Номер и дата оспариваемого предписания.
  5. Обоснование жалобы с детальным пояснением причин, по которым обжалуемый документ можно считать незаконным.
  6. Требования заявителя (отмена нескольких пунктов или признание незаконности всего предписания).
  7. Подпись, печать, дата.

Заявление следует составлять в 2 экземплярах, один из которых должен оставаться у заявителя с отметкой о принятии.

При подаче заявления в суд необходимо соблюсти все формальности – сроки подачи, формат заявления, оплату госпошлины. При оспаривании постановления на устранения нарушений, госпошлина будет составлять 200 руб. (ст. 333.19 п.1 пп.7 НК РФ). Если обращение подается с целью отмены штрафа за административное правонарушение, госпошлина не платится (ст.30.2 КоАП РФ, ч.5).

Рассмотрим вопрос о временных промежутках обжалования предписания трудовой инспекции. В случае подачи обращения по принципу подчиненности, в законе не прописано четких требований по срокам. Но здесь юристы рекомендуют не затягивать с подачей. А причина вот в чем: при рассмотрении жалобы в руководстве ГИТ, срок устранения нарушений по результатам проверки не продлевается.

Невыполнение обязательств в назначенный срок может грозить работодателю штрафом. Кроме того, если решение инспекции не принесет должного результата, есть риск пропустить срок обжалования заявления в судебном порядке.

Если есть четкие доказательства о незаконном вынесении предписания, лучше сразу написать исковое заявление. В этом случае можно будет написать просьбу о приостановлении действия решения ГИТ на время судебного разбирательства.

Что касается сроков обжалования решения инспекции через суд, то у экспертов нет однозначного мнения на этот счет. Согласно ст.256 п.1 ГПК РФ работодателю на обжалование данного документа дается срок в 90 дней. Однако данная статья имеет силу только в том случае, если проверка была плановая. Если же проверка была проведена по жалобе работника профсоюза или группы сотрудников, то на обжалование предписания инспектора дается не более 10 дней.

Исходя из этого, практикующие юристы советуют обжаловать результаты проверки в 10-ти дневный срок.

Законом не запрещено подавать заявление в суд и в ГИТ. Однако нет смысла направлять заявление сразу в 2 инстанции. Согласно ст.30.1 КоАП РФ, если жалоба будет подана в судебном порядке и в порядке подчиненности, дело все равно будет рассматривать только суд.

Обжалование предписания на устранение нарушений рассматривается в суде общей юрисдикции по месту нахождения проверяющего органа – инспекции или по месту нахождения работодателя.

Хотя в законодательстве и предоставлено право выбора подачи заявления без привязки к месту нахождения, юристы все-таки советуют обращаться в суд, который территориально относится к району нахождения инспекции, проводившей проверку.

А вот подача заявление на отмену постановления об административном нарушении до сих пор вызывает немало споров. Дело в том, что данные заявления должны рассматриваться в арбитражном суде (ч.3 ст.30.1 КоАП РФ).

Однако, согласно разъяснению Конституционного Суда, так как нарушение не связано с предпринимательской и экономической деятельностью, арбитражный суд не вправе рассматривать дело. Поэтому иск о признании постановления незаконным, рассматривается также в суде общей юрисдикции.

Оспаривание решений трудовой инспекции в порядке КАС РФ

Согласно Статье 22 КАС РФ, административное исковое заявление о признании решения государственного органа или должностного лица незаконным подается в суд общей юрисдикции по месту нахождения этого органа или органа, в котором данное должностное лицо исполняет свои обязанности. Требования к форме искового заявления о признании решения государственного органа или должностного лица незаконным устанавливаются Статьями 125 и 220 КАС РФ.

Исковое заявление подается в письменной форме с указанием наименования суда, в который подается административное исковое заявление, наименование или ФИО административного истца, наименования или ФИО административного ответчика, сведений об иных лицах, участвующих в деле, сведений о нарушенных правах, свободах и интересах истца, требований и доводов истца, сведений о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора, сведений о подаче жалобы в порядке подчиненности и результатах ее рассмотрения, если такая жалоба подавалась, иных сведений и перечня прилагаемых документов.

Также истец должен представить ответчику и другим лицам, участвующем в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов – через суд или лично заказным письмом с уведомлением. Необходимо отметить, что часть 1 Статьи 55 КАС РФ устанавливает требование квалифицированного представительства — представителями в суде по административным делам могут быть только лица, имеющие высшее юридическое образование, подтвержденное соответствующими документами.

Оспаривание решений трудовой инспекции в порядке КоАП РФ

Обжалуем решения государственного инспектора труда

Результат любой проверки, независимо от того плановая это была проверка или внеплановая, документарная или выездная должен быть оформлен документально.

Независимо от результата по окончании проведения проверки соблюдения работодателем трудового законодательства, государственными инспекторами трудовой инспекции составляется акт. Акт составляется по типовой форме (утв. Приказом Министерства экономического развития РФ от 30 апреля 2009 г. N 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля») непосредственно после завершения проверки в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю (или уполномоченному лицу) под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении.

Отметим, что сам акт проверки не является распорядительным документом, каким-либо образом нарушающим права работодателя или налагающим на него обязанности. В акте лишь фиксируются сведения о результатах проведенной проверки, в том числе о выявленных нарушениях работодателем трудового законодательства.

  • об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;
  • об изменении постановления;
  • об отмене постановления и о прекращении производства по делу;
  • об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение;
  • об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.
  • нарушении срока проведения проверки;
  • требовании у работодателя документов, не являющихся объектом проверки или не относящихся к предмету проверки;
  • отказе принять от работодателя документы, относящиеся к предмету проверки;
  • затребовании с работодателя платы за проведение мероприятий по надзору (контролю) за соблюдением обязательных требований трудового законодательства;
  • отказе в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных по результатам проверки документах.
  • об удовлетворении жалобы, в том числе в форме отмены и прочее, устранения опечатки, возвращения денежных средств;
  • об отказе в удовлетворении жалобы.
Предлагаем ознакомиться:  Имеет ли право на наследство сын от первого брака Документы и образцы Консультации Информационный ресурс

Внимание

А перечень таких документов укажите в самой жалобе. Жалобу оформляйте на имя руководителя трудового инспектора, который проводил проверку. Кроме того, возражения можно направить главному государственному трудовому инспектору. При этом действия (бездействие) самого главного государственного трудового инспектора можно обжаловать только в суде.

Не нашли, что искали?

Обжалование результатов проверки трудовой инспекции Если работодатель не согласен с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений, он вправе обжаловать эти документы в досудебном (внесудебном) порядке руководителю государственной инспекции труда или сразу в суд (ст. 361 ТК РФ, ч. 12 ст.

16 Закона N 294-ФЗ, п.п. 63, 113 Регламента N 354н). Кроме того, если по результатам проверки работодатель привлечен к административной ответственности, то он также вправе обжаловать и постановление о назначении административного наказания (ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ). Внимание КоАП РФ не предусматривает возможности обжалования протокола об административном правонарушении. Протокол согласно ч. 1 ст.

А между тем этому суду такой спор разрешать не положено, так как работодатель привлекается к административной ответственности не в качестве субъекта предпринимательской деятельности, а как участник трудовых отношений, допустивший нарушение законодательства о труде (Постановления ФАС СЗО от 14.08.2013 по делу N А05-2063/2013, Десятого арбитражного апелляционного суда от 13.10.

2011 по делу N А41-4242/11, ФАС МО от 05.12.2011 по делу N А41-4242/11). Подчеркнем, что не стоит обращаться одновременно и в суд, и к соответствующему руководителю инспектора по подчиненности — в силу ст. 30.1 КоАП РФ жалобу будет рассматривать только суд. Сроки обжалования В соответствии с п. 12 ст.

Обжалование решения государственного инспектора труда в каком суде

Такая жалоба подается руководителю государственной инспекции труда в письменной форме на бумажном носителе по почте или при личном приеме, в электронной форме, посредством электронной почты либо путем заполнения специальной формы на официальном сайте трудовой инспекции соответствующего субъекта РФ (п.п. 107, 113 Административного регламента N 354н).

Все могут ошибаться, в том числе инспекторы по труду. В частности, проверяя организацию, они могут неправильно применить нормы законодательства или нарушить процедуру привлечения к ответственности. Возможно, работодатель просто не согласится с мнением инспектора и воспользуется своим правом на обжалование его решения. О том, как правильно это сделать, в какой орган обратиться и в какие сроки, вы узнаете из статьи.

Обжалуем решения государственного инспектора труда

В силу ст. 353 ТК РФ федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 N 875 «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» (далее — Положение).

По результатам проверки государственной инспекцией труда (ГИТ) юридическое лицо, а также руководители и иные должностные лица организаций, виновные в нарушении трудового законодательства и других актов, содержащих нормы трудового права, несут ответственность в случаях и порядке, определенных ТК РФ и прочими федеральными законами.

— акт проверки — в нем указываются сведения о результатах проверки. Акт составляется непосредственно после проверки, в двух экземплярах, один из которых передается работодателю. При этом не имеет значения, был ли обнаружен факт нарушения трудового законодательства и охраны труда. Если нарушения были обнаружены, в акте фиксируются характер нарушений и лица, их допустившие.

— предписание об устранении нарушений — выдается одновременно с актом проверки, непосредственно после окончания проверки (п. 3 ст. 16 Закона N 294-ФЗ). В предписании указываются выявленные нарушения и сроки их устранения;

— протокол об административном правонарушении — составляется в случае обнаружения правонарушений. Копия протокола направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня его составления. Протокол подписывается инспектором по труду, его составившим, и законным представителем работодателя.

— постановление о назначении административного наказания или о прекращении производства по делу об административном правонарушении. Оно составляется в течение 15 дней с даты составления протокола после рассмотрения дела об административном правонарушении. Копия вручается работодателю (представителю работодателя) под расписку либо высылается по почте в течение трех дней со дня вынесения этого постановления (п. 2 ст. 29.11 КоАП РФ).

Обжалуем решения государственного инспектора труда

— административное приостановление деятельности работодателя.

При этом если привлекать к административной ответственности и приостанавливать деятельность организации имеет право инспектор по труду, то дисквалификация осуществляется только по решению суда. То есть если инспектор выявит правонарушение, за которое предусмотрена ответственность в виде дисквалификации, он составляет протокол и в течение трех суток передает документы в суд (который рассматривает дело и выносит постановление), а работодателю направляет копию протокола.

Саранска Республики Мордовия от 2 апреля 2014 г., вынесенное по жалобе на постановление начальника отдела (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Республике Мордовия от 28 февраля 2014 г. N7 «N» в отношении ООО «СаранскСтройТранс» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.

Внимание

Подразумевалось, что с этого момента предписания трудовой инспекции нужно обжаловать по правилам нового кодекса. См. статью «Обжалуем итоги проверки инспекции труда» Однако на практике суды не имели единой точки зрения: одни считали, что работодатель должен подать жалобу на предписание трудовой инспекции по правилам КАС РФ, другие — по нормам ГПК РФ. В течение 2015-2016 годов не мог определиться со своей позицией по этому вопросу даже Верховный Суд РФ.

Так, в письме от 05.11.2015 № 7-ВС-7105/15 Верховный Суд РФ указал, что предписания ГИТ затрагивают права работников, поэтому при рассмотрении дел об оспаривании предписаний судам следует руководствоваться нормами гражданского судопроизводства.

Иные основания оспаривания предписания и протоколов об административном правонарушении, составленных ГИТ

В силу ст. 361 ТК РФ решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда РФ и (или) в суд. Решения главного государственного инспектора труда РФ могут быть обжалованы в суд.

Предлагаем ознакомиться:  Какие документы должен изьять пристав при аресте автомобиля

Согласно п. 12 ст. 16 Закона N 294-ФЗ юридическое лицо, проверка которого проводилась, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений вправе обжаловать эти документы в трудовую инспекцию, приложив документы, подтверждающие обоснованность возражений.

Обратите внимание! Предписание об устранении выявленных нарушений обязательно для исполнения. Если организация его не выполнит, она будет привлечена к административной ответственности по п. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.

Руководствуясь ст. 361 ТК РФ, работодатель может обжаловать любой документ — акт, предписание, протокол, постановление о привлечении к административной ответственности. При этом обычно акт обжалуют вместе с предписанием, а протокол с постановлением.

Кроме того, работодатель может обжаловать действия инспектора его руководителю или главному государственному инспектору. В силу ст. 364 ТК РФ за противоправные действия или бездействие государственные инспекторы труда несут ответственность, установленную федеральными законами.

Государственный контроль и надзор трудовой инспекции регулируется Федеральным законом от 08.08.2001 N 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)». Независимо от вида (плановое или внеплановое) контрольные мероприятия должны проводиться на основании распоряжения (приказа) инспекции труда, копия которого вручается руководителю или иному должностному лицу организации.

В случае выявления при проверке каких-либо нарушений действующего законодательства в обязательном порядке требуются объяснения от руководителя организации или его представителей. Как правило, сотрудники инспекции требуют представить такие объяснения непосредственно после выявления нарушений, и чем меньше этих объяснений, тем проще в дальнейшем будет выстроить свою позицию при обжаловании решений инспекции, вынесенных по результатам проверки.

В случае обнаружения очевидных нарушений трудового законодательства в срок не более двух суток (ст. 28.5 КоАП РФ) составляется протокол об административном правонарушении, в котором отражается место, время совершения и суть правонарушения со ссылкой на нарушенные законы и иные нормативные акты по пунктам.

Подписание руководителем или представителем учреждения протокола не означает согласия с его содержанием. Хотя инспектор может ограничиться предписанием об устранении выявленного нарушения. В нем проверяющий перечисляет требования об устранении нарушений и указывает срок их устранения. К этому сроку учреждение обязано предоставить письменную информацию об устранении выявленных нарушений или принятии мер по их устранению (нужно приложить копии локальных нормативных актов по данному вопросу).

Когда инспектором проведены все проверочные мероприятия, составляется акт установленной формы в двух экземплярах. Один экземпляр с копиями приложений вручается руководителю организации или его заместителю под расписку либо направляется почтой с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта, остающемуся в деле ГИТ.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны вести журнал учета мероприятий по контролю, в котором производится запись о наименовании ГИТ, дате, времени проведения, основаниях, целях, задачах и предмете мероприятия, о выявленных нарушениях, составленных протоколах, выданных предписаниях.

Судебная практика по делам об оспаривании решений инспекторов ГИТ о привлечении работодателей к административной ответственности за нарушение трудового законодательства позволяет сделать вывод, что основанием для применения мер ответственности являются как единичные нарушения требований ТК РФ, так и их совокупность.

Таким образом, при наличии признаков состава правонарушения, предусмотренного КоАП РФ, а также при установлении вины работодателя или руководителя организации в совершении правонарушения к административной ответственности за нарушение трудового законодательства могут быть привлечены названные лица одновременно или одно из них в зависимости от конкретных обстоятельств дела.

Решения инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, Главному государственному инспектору труда РФ и (или) в суд. Решения Главного государственного инспектора труда РФ обжалуются только в суд.

Обжалуем решения государственного инспектора труда

Работодатель может обратиться в вышестоящие уполномоченные органы с требованием отменить тот или иной акт либо дать оценку действиям соответствующих органов и должностных лиц, которые, по его мнению, нарушают его права либо законные интересы. Так, например, подписание акта проверки еще не означает, что работодатель согласен с его содержанием, а свидетельствует лишь о том, что работодатель ознакомлен с данным документом. При подписании протокола, составленного на основании нарушения трудового договора, работодатель может отразить в нем также все свои замечания.

Порядок рассмотрения дел по трудовым спорам в судах определяется гражданским процессуальным законодательством РФ (ст. 383 ТК РФ).

В.П.Ющин

Эксперт журнала

«Отдел кадров»

Требования к форме искового заявления о признании решения государственного органа или должностного лица незаконным устанавливаются Статьями 125 и 220 КАС РФ.Исковое заявление подается в письменной форме с указанием наименования суда, в который подается административное исковое заявление, наименование или ФИО административного истца, наименования или ФИО административного ответчика, сведений об иных лицах, участвующих в деле, сведений о нарушенных правах, свободах и интересах истца, требований и доводов истца, сведений о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора, сведений о подаче жалобы в порядке подчиненности и результатах ее рассмотрения, если такая жалоба подавалась, иных сведений и перечня прилагаемых документов.

  • Об оставлении решения трудовой инспекции без изменения;
  • Об изменении решения трудовой инспекции;
  • Об отмене решения трудовой инспекции.

Так или иначе, данное решение суда впоследствии также может быть оспорено. При возникновении правового спора с государственной инспекцией труда необходимо особо тщательно подойти к подготовке необходимых документов и собиранию доказательственной базы, ведь доказать свою правоту в данной категории дел бывает крайне непросто.

Обжалуем решения государственного инспектора труда

Правительства Российской Федерации к проектам федеральных законов, подготовленным федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями, при проведении их правовой экспертизы; 14) осуществляет государственную регистрацию нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, а также актов иных органов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

осуществляет функции в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния в случае их временного изъятия Правительством Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; #14 IP/Host: 213.87.241. Дата регистрации: 29.03.2012Сообщений: 5,410 Re: обжалование постановления ГИТ.

Если основной закон региона это Устав, то что является основным законом федерации? — Конституция. Ежели региональный закон регистрируется в минюсте и вступает в силу только после данной регистрации то почему федерального законодательства нет в минюсте? #19 IP/Host: 80.237.110. Дата регистрации: 05.09.2013Сообщений: 1,341 Re: обжалование постановления ГИТ. а если уже постановления обжаловались в роструд и были оставлены без изменения, то я же должна обжаловать в

Инфо

Москву именно это решение роструда? Мягкой и пушистой быть нельзя — растащат на воротники! #20 IP/Host: 213.87.240. Дата регистрации: 29.03.2012Сообщений: 5,410 Re: обжалование постановления ГИТ. Сообщение отОльга Абрамович pмто я же должна обжаловать в Москву именно это решение роструда? выше по инстанции с приложением всех документов с чего все началось #21 IP/Host: 80.237.110.

Кроме того, обжалование предписания в порядке административного судопроизводства облегчает работодателю бремя доказывания, так как не он обязан подтверждать незаконность оспариваемого предписания, а ГИТ придется доказывать, что предписание вынесено в соответствии с положениями действующего законодательства.

Отметим, что однозначно определить срок обжалования затруднительно, поскольку при внесении в КАС РФ ранее исключенного из ГПК РФ положения о сроке обжалования предписаний (ч. 1 ст. Не нашли, что искали? Важно Эти положения утратили силу 15.09.2015, когда вступил в силу Кодекс административного судопроизводства РФ (далее — КАС РФ).

Подведомственность и сроки обжалования

Если работодатель решил обжаловать предписание в государственную инспекцию труда, сделать это он должен в течение 15 дней с момента получения акта и предписания (п. 12 ст. 16 Закона N 294-ФЗ). Обратите внимание: если в период рассмотрения жалобы наступит срок устранения нарушений, указанный в предписании, а они не будут устранены, работодатель может быть привлечен к административной ответственности.

Предлагаем ознакомиться:  Продление приватизации на квартиру

Некоторые работодатели одновременно обращаются и в трудовую инспекцию, и в суд. Делать это не стоит, поскольку тогда жалобу будет рассматривать только суд (п. 2 ст. 30.1 КоАП РФ).

Обжалование предписаний в судебном порядке осуществляется по правилам, установленным ГК РФ. Однако здесь возникают некоторые противоречия по поводу сроков. Так, в силу п. 1 ст. 256 ГПК РФ работодатель может обратиться в суд в течение трех месяцев со дня получения предписания. Но есть ст. 357 ТК РФ, согласно которой в случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение 10 дней со дня его получения работодателем или его представителем.

Если воспринимать норму дословно, то работодателю дается 10 дней на обжалование, если в инспекцию обратился профсоюз или работник по вопросам, связанным с трудовыми спорами.

Судебная практика по вопросу, какие же сроки применять — 10 дней или три месяца, противоречива, поэтому работодателю в любом случае рекомендуется не затягивать с подачей жалобы и уложиться в 10 дней с даты получения предписания.

При этом, чтобы работодателя не привлекли к ответственности за неисполнение предписания во время рассмотрения жалобы, к жалобе следует приложить заявление о приостановлении действия предписания. Сделать это суд может и самостоятельно, но это только его право, а не обязанность.

К сведению. Вопрос о приостановлении действия оспариваемого решения может разрешаться судом на любой стадии производства по делу: при подготовке дела к судебному разбирательству, в ходе рассмотрения дела, а также после разрешения дела, но до момента вступления решения суда в законную силу, если из приобщенных к делу материалов, объяснений заявителя следует, что приостановление действия оспариваемого решения может предотвратить возможные негативные последствия для заявителя (п. 19 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2009 N 2 ).

Обжалование постановления о привлечении к административной ответственности происходит соответственно в административном порядке. Жалоба на постановление в силу п. 1 ст. 30.3 КоАП РФ подается в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления. Если жалоба подается в трудовую инспекцию, срок ее рассмотрения составляет 10 дней, если в суд — два месяца (п. 1.1 ст. 30.5 КоАП РФ).

Отметим, что жалоба подается в суд общей юрисдикции, а не в арбитражный суд, как это установлено ст. 30.1 КоАП РФ, поскольку в силу ст. 207 АПК РФ арбитры рассматривают дела о привлечении к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Трудовые же отношения подведомственны судам общей юрисдикции.

Иные основания оспаривания предписания и протоколов об административном правонарушении, составленных ГИТ

В.П.Ющин

Эксперт журнала

«Отдел кадров»

Также истец должен представить ответчику и другим лицам, участвующем в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов – через суд или лично заказным письмом с уведомлением.Необходимо отметить, что часть 1 Статьи 55 КАС РФ устанавливает требование квалифицированного представительства — представителями в суде по административным делам могут быть только лица, имеющие высшее юридическое образование, подтвержденное соответствующими документами.

Оспаривание решений трудовой инспекции в порядке КоАП РФ Согласно пунктам 2, 3 части 1 Статьи 30.1 КоАП РФ, постановления по делу об административном правонарушении, вынесенные коллегиальным органом власти, оспариваются в районном суде по месту нахождения данного органа, а вынесенные должностным лицом – в районный суд по месту рассмотрения дела.

Обжалование постановления о привлечении к административной ответственности происходит соответственно в административном порядке. Жалоба на постановление в силу п. 1 ст. 30.3 КоАП РФ подается в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления. Если жалоба подается в трудовую инспекцию, срок ее рассмотрения составляет 10 дней, если в суд — два месяца (п. 1.1 ст. 30.5 КоАП РФ).

Отметим, что жалоба подается в суд общей юрисдикции, а не в арбитражный суд, как это установлено ст. 30.1 КоАП РФ, поскольку в силу ст. 207 АПК РФ арбитры рассматривают дела о привлечении к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

В заключение обратим внимание на процессуальные моменты, при которых организация не может быть привлечена к административной ответственности. Это прежде всего нарушение сроков привлечения к ней.

Так, постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения нарушения. А за административные правонарушения, влекущие дисквалификацию руководителя, он может быть привлечен к ответственности не позднее одного года со дня совершения правонарушения (п. 3 ст. 4.5 КоАП РФ).

При длящемся административном правонарушении двухмесячный срок начинает исчисляться со дня обнаружения этого нарушения.

К сведению. Длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения .

Обжалуем решения государственного инспектора труда

Помимо нарушения сроков инспектор по труду может также нарушить процессуальные нормы при составлении протокола об административном нарушении. Поскольку КоАП РФ установлена специальная процедура составления и заполнения протокола, ее нарушение тоже может стать причиной освобождения от административной ответственности. Но такие нарушения должны быть существенными. Требования к составлению протокола установлены ст. 28.2 КоАП РФ.

Согласно п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления при условии, что указанные нарушения носят существенный характер.

Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.

Если по результатам проверки работодатель привлечен к административной ответственности, он вправе обжаловать и это постановление (ч.1 ст. 30.1 КоАП РФ) соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда Российской Федерации и (или) в суд. Решения главного государственного инспектора труда Российской Федерации могут быть обжалованы в суд (ст. 361 ТК РФ).

То есть, если жалоба на постановление по делу об административном правонарушении поступила в суд, в вышестоящий орган и вышестоящему должностному лицу, то жалобу рассматривает непосредственно суд (ч. 2 ст. 30.1 КоАП). По результатам рассмотрения жалобы выносится решение.

Если постановление о назначении административного наказания обжалуется в порядке подчиненности руководителю государственной инспекции труда или в вышестоящий орган (Роструд), то жалоба на постановление должна быть рассмотрена соответствующим должностным лицом в 10-дневный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела (ч. 1 ст. 30.5 КоАП РФ).

Жалобу необходимо подавать в районный суд по месту рассмотрения дела об административном правонарушении. Подача жалобы на постановление о назначении административного наказания госпошлиной не облагается (ч. 5 ст. 30.2 КоАП РФ).

Обжалование действий (бездействий) инспекторов труда в ходе проведения проверки

Предыдущая запись Что делать дальше после получения РВП в 2019 году
Следующая запись Как проводить эффективные совещания

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector