Как оформить в собственность участок под многоэтажным домом

Кто может

В некоторых случаях, возможно, стоит подумать об уменьшении размера придомовой территории, если она уже включает в себя объекты, которые не могут быть отнесены к общему имуществу конкретного МКД.

В любом случае, дело это непростое и решение в каждом конкретном случае нужно принимать, учитывая все обстоятельства фактического положения дел и дав правовую оценку всем имеющимся документам, а также сроки исковой давности по процессуальному законодательству.

Земельный участок, составляющий придомовую территорию МКД, в целях его содержания

Несмотря на то, что с оформлением права собственности придомовой территории много сложностей в силу пробелов и несовершенства действующего законодательства, то вопросы уборки и содержания придомовой территории судами решаются в большинстве своем единообразно и практику по таким делам можно считать более-менее сформированной в настоящее время.

Согласно ст. 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений МКД  принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им, принятие решений о благоустройстве земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и который относится к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе о размещении, об обслуживании и эксплуатации элементов озеленения и благоустройства на указанном земельном участке.

очистка крышек люков колодцев и пожарных гидрантов от снега и льда толщиной слоя свыше 5 см; сдвигание свежевыпавшего снега и очистка придомовой территории от снега и льда при наличии колейности свыше 5 см; очистка придомовой территории от снега наносного происхождения (или подметание такой территории, свободной от снежного покрова);

очистка придомовой территории от наледи и льда; очистка от мусора урн, установленных возле подъездов, и их промывка, уборка контейнерных площадок, расположенных на придомовой территории общего имущества многоквартирного дома; уборка крыльца и площадки перед входом в подъезд, подметание и уборка придомовой территории, прочистка ливневой канализации.

Апелляционное определение по делу № 33-1328/2015 от 03 апреля 2015 года Верховного суда республики Карелия: «…Дав оценку доводу ответчика Д. B.C. и его представителя о том, что земельный участок под домом не сформирован, в связи, с чем оснований по оплате оказанных ООО «(…)» услуг по уборке земельного участка (придомовой территории) не имеется, суд первой инстанции обоснованно его не принял.

Согласно подпункту «е» пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме в состав общего имущества включается земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.

Подпунктом «г» пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме установлено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества.

Исходя из системного толкования правовых позиций Конституционного Суда РФ, данных в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 28 мая 2010г. № 12-П, и п. 67 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ от 29 апреля 2010г. № 22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» собственники помещений многоквартирного дома являются законными владельцами земельного участка под многоквартирным домом, независимо от проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом».

Апелляционное определение Ульяновского областного суда по делу № 33-3428/2013 от 01 октября 2013 года: «…Анализируя нормы ст. 36, 39 ЖК РФ, а также положения заключенного договора управления многоквартирным домом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок не может свидетельствовать об отсутствии в составе общего имущества многоквартирного дома земельного участка, на котором расположен дом.

В соответствии с положениями статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме и переходит к ним бесплатно на праве общей долевой собственности.

Собственники помещений в многоквартирном доме приобретают право общей долевой собственности на земельный участок, на котором расположен данный дом, с момента государственной регистрации права собственности на помещения.

В том случае, если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично – правового образования.

По смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме.

Такое разъяснение правовых норм дано в пункте 67 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав». 

Суд первой инстанции правильно указал, что собственники помещений в многоквартирном доме, земельный участок под которым не сформирован, фактически осуществляют владение и пользование несформированным земельным участком наравне с собственниками помещений в многоквартирном доме, земельный участок под которым сформирован.

Сам по себе факт расположения дома на земельном участке уже предполагает, что собственники пользуются данным участком и, соответственно, должны содержать его в надлежащем состоянии. Отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок не свидетельствует об отсутствии в составе общего имущества многоквартирного дома земельного участка, на котором дом расположен, и о невыполнении ответчиком работ по уборке придомовой территории.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что отсутствие сформированного и прошедшего государственный кадастровый учет земельного участка под многоквартирным домом, в котором проживает истица, не влияет на определение её доли в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме и не позволяет ей не оплачивать уборку придомовой территории.

Учитывая указанные обстоятельства, а также отсутствие доказательств невыполнения ответчиком работ по уборке территории, суд первой инстанции правомерно отказал истице в удовлетворении заявленных ею требований о возврате денежных средств, оплаченных за работы по уборке придомовой территории».

Законодательство допускает различные виды оформления земли под многоквартирным домом:

  • в индивидуальном порядке на каждого собственника жилого или нежилого (места общего пользования) помещения;
  • в коллективном владении, с определением доли для каждого владельца квартиры.

Первый вариант практически не применяется – очень много кропотливой работы по определению доли согласно занимаемым квадратным метрам и сопоставлению его с остальными долевыми участками.

Чаще всего оформляется коллективная собственность, но опять же с определением каждой доли на каждого владельца жилого помещения.

Плюсы и минусы сделки

Что касается земельного участка под МКД, тут вопрос однозначно решен в законодательном порядке. Согласно статьи 36 Жилищного кодекса РФ (далее по тексту – ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе, и земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.

Аналогичная норма закреплена также в подпункте «е» пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность», утвержденных Постановлением Правительства РФ № 491 от 13.08.

2006 года (далее по тексту – Правила 491): к общему имуществу собственников помещений МКД относится, в том числе, и земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.

Такая размытая формулировка в законе понятия земельного участка, составляющего придомовую территорию, на практике часто приводит к спорам между управляющими организациями, обслуживающими соседние МКД, и муниципалитетами, также ответственными за содержание территории муниципального образования. Если сюда добавить многолетнюю анархию и неразбериху в вопросах оформления и межевания земли, длительную законодательную неурегулированность и непрозрачность всего механизма ее оформления, реформирование (не всегда в лучшую сторону) и многочисленные изменения в законы, ну, и, чего скрывать, коррупцию в органах нашей власти на всех ее уровнях, о которой трубят во всех СМИ, так как земля, особенно в крупных городах, всегда является лакомым объектом собственности, то неудивительно, что сейчас практически нереально осуществить собственникам МКД свое законное право на оформление и регистрацию земельного участка придомовой территории. В силу вышеназванных причин в судах нашей страны земельные споры в рейтинге самых популярных.

Проверка соответствия положений ст. 36 ЖК РФ и ФЗ № 189 от 29.12.2004 года «О введение в действие Жилищного кодекса РФ» от 29.12.2004 года «О введение в действие Жилищного кодекса РФ» (далее по тексту — ФЗ 189) Конституции РФ отражена в Постановлении Конституционного суда РФ от 28.05.2010 № 12-п «По делу о проверке конституционности частей 2, 3 и 5 статьи 16 федерального закона «О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации», частей 1 и 2 статьи 36 Жилищного Кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 3 и пункта 5 статьи 36 Земельного Кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Е.Ю. Дугенец, В.П. Минина и Е.А. Плеханова» (далее по тексту – Постановление КС РФ № 12-п).

Как оформить в собственность участок под многоэтажным домом

КС РФ признал положения частей 2 и 5 статьи 16 ФЗ 189 во взаимосвязи с частями 1 и 2 статьи 36 ЖК РФ, пунктом 3 статьи 3 и пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса РФ, как предусматривающие переход в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме сформированного и поставленного на кадастровый учет земельного участка под данным домом без принятия органами государственной власти или органами местного самоуправления решения о предоставлении им этого земельного участка в собственность и без государственной регистрации перехода права собственности на него, не противоречащими Конституции РФ.

«…Таким образом, реализовав в Жилищном кодексе Российской Федерации и Федеральном законе «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» предписания статьи 36 Конституции Российской Федерации с учетом правовой природы общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, федеральный законодатель включил правовое регулирование отношений по поводу перехода в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме земельного участка под этим домом, как элемента такого общего имущества в сферу именно жилищного законодательства.

Это означает, что, в отличие от порядка приобретения гражданами и юридическими лицами прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, который установлен Земельным кодексом Российской Федерации, для бесплатного перехода земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимо и достаточно осуществления органами государственной власти или органами местного самоуправления формирования данного земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности и проведения его государственного кадастрового учета, при том, что ни специального решения органов публичной власти о предоставлении земельного участка, ни государственной регистрации права общей долевой собственности на данный земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не требуется».

В своем постановлении КС РФ указал на роль муниципальных органов в решении вопросов формирования земельных участков: «…Реализуя свои дискреционные полномочия в этой сфере, федеральный законодатель возложил на органы местного самоуправления осуществление управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (часть 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации), а также распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (статья 10 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).

В существующей застройке поселений переход к собственникам помещений в многоквартирном доме права собственности на земельный участок, на котором он расположен, учитывая, что такой земельный участок, как и другое общее имущество в многоквартирном доме, не имеет самостоятельной потребительской ценности и иного назначения, кроме обслуживания жилых и нежилых помещений в этом доме, не может расцениваться как ущемление прав соответствующего публичного образования, которое фактически не имеет возможности использовать земельный участок под многоквартирным домом иначе, как путем распоряжения правом на него (например, с помощью заключения договоров аренды)».

«…Предусмотрев в части 3 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», что в случае если земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, не был сформирован до 1 марта 2005 года, любое уполномоченное общим собранием собственников помещений в этом доме лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании такого земельного участка, федеральный законодатель преследовал цель обеспечить предоставление собственникам помещений в многоквартирном доме права собственности на общее имущество в этом доме, включая земельный участок, предусмотренного частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Между тем в силу различий в статусе жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме и обусловленных этим различий интересов собственников соответствующих помещений, при том, что все они фактически пользуются земельным участком, на котором расположен такой дом, принятие общим собранием решения становится практически невозможным.

В рамках действующего правового регулирования это означает, сохранение на неопределенное время различного правового режима земельных участков под такими домами и нарушение одного из основных принципов земельного законодательства, единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.

Как оформить в собственность участок под многоэтажным домом

Кроме того, собственники помещений (как жилых, так и нежилых) в многоквартирном доме, земельный участок под которым не сформирован, не несут связанное с использованием земельного участка налоговое бремя, хотя, как показывает правоприменительная практика, в некоторых случаях собственники нежилых помещений вынуждены уплачивать арендную плату за пользование этим земельным участком.

Следовательно, вытекающая из части 3 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» зависимость формирования земельного участка под многоквартирным домом (и, следовательно, перехода его в общую долевую собственность) от решения, принимаемого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, ведет к нарушению защищаемых статьями 35 и 36 Конституции Российской Федерации прав собственников, а также к искажению принципа всеобщности и равенства налогообложения (статьи 19 (часть 1) и 57 Конституции Российской Федерации, статья 3 Налогового кодекса Российской Федерации)».

По мнению Конституционного суда, «… Признание конкретного земельного участка, не имеющего, как правило, естественных границ, объектом гражданских прав, равно как и объектом налогообложения невозможно без точного определения его границ в соответствии с федеральными законами, как того требует статья 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи со статьями 11 и 389 Налогового кодекса Российской Федерации.

Предлагаем ознакомиться:  Органы опеки и попечительства понятие структура порядок создания

Именно поэтому федеральный законодатель обусловил переход земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в его состав объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимостью формирования данного земельного участка по правилам земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности, возложив его осуществление на органы государственной власти или органы местного самоуправления».

Порядок оформления земли в собственность под многоквартирным домом

Чтобы начать оформление, существуют определенные правила, которых следует придерживаться:

  • начинать необходимо с проведения общего собрания собственников жилых помещений многоквартирного дома, на котором вынести вопрос о выделении участка по кадастру. Жилищным Кодексом определен список необходимых документов для полномочности проведенного сбора жителей:
    • схематичное определение долей в праве общей придомовой территории;
    • ксерокопии подписанных уведомлений об их получении собственниками, о том, что будет проведение собрания и вынесенной повесткой;
    • регистрационная справка о количестве собственников в жилом доме;
    • в случае невозможности присутствия, копии доверенностей на уполномоченных лиц, с их правами и обязанностями;
    • протокол собрания и вынесенное решение об обращении в Кадастр за формированием земельного надела под многоквартирным домом

Как оформить в собственность участок под многоэтажным домом

Если решения выносятся в заочном порядке, то список документов может быть изменен.

  • уполномоченное собранием лицо (на основании коллективной доверенности) обращается в Кадастровую Палату с ходатайством о формировании участка под домом. В регионах это могут быть органы местного самоуправления, а по городу Москва эти полномочия переданы Департаменту Городского Имущества. Любой из перечисленных органов будет проверять межевание участка, вынесение его в общий план на местности. Если они соответствуют действительности, после проверки инженерной службой, существующие границы проходят подтверждение. В противном случае назначается межевание существующих в действительности границ;
  • подается заявление о проведении кадастровых работ с установлением межевания границ придомового участка. В большинстве случаев его вносят в единый электронный реестр, что упрощает доступ других государственных органов для сверки;
  • затем обращаются с пакетом установленной документации в службу Кадастрового учета (Росреестр):
    • коллективное заявление о постановке участка на учет;
    • удостоверяющие личность представителя документы и доверенность на все действия по оформлению участка;
    • квитанция об уплате госпошлины за регистрацию нового участка;
    • кадастровый план;
    • выписка из протокола общего собрания жильцов о принятом положительном решении;
    • выписка из протокола об определении долей в праве общей собственности на придворовой участок;
    • ксерокопии и оригиналы правоустанавливающих документов на жилые помещения дома.

Примечание – если составлен межевой план, и он находится в электронной базе данных, то можно сослаться на присвоенный ему номер, чтобы регистратор смог им воспользоваться.

  • после оформления кадастровых документов можно приступить к регистрации индивидуальных прав жильцов на доли придомового участка:
    • подать заявления можно коллегиально или через представителя либо непосредственно в местное отделение Росреестра, либо в МФЦ по месту нахождения земли;
    • отправить всю документацию по почте в виде заказного отправления, в него следует вложить опись и список всей документации;
    • путем подачи заявления через портал Госуслуг в разделе Землепользование.

Ну, а федеральному законодателю рекомендовано Конституционным судом РФ следующее: «…с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в настоящем Постановлении, — внести в жилищное законодательство изменения, направленные, как на уточнение порядка рассмотрения заявления о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в случае если с таким заявлением обращается собственник жилого или нежилого помещения в этом доме, не уполномоченный на то решением общего собрания, так и на регулирование соответствующих действий органов публичной власти, в том числе в части определения предельных сроков их совершения».

С вопросом о законности ст.36 ЖК РФ и ст.16 ФЗ 189 внесена ясность рассмотренным Постановлением КС РФ. Но сам порядок оформления и согласования границ придомовой территории при МКД, конкретно не прописан в жилищном законодательстве, что не всегда позволяет определить ее размер и оформить право собственности на земельный участок придомовой территории собственникам МКД.

Таким образом, как сказано выше, границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Статьями 39, 40 Закона о кадастре предусмотрен порядок согласования границ земельных участков, статей 42.8 установлен порядок уточнения их границ. Градостроительным кодексом РФ установлены основные начала территориального планирования и зонирования территорий поселений, а также вопросы правил землепользования.

Постановлением Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 г. № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» предусмотрено:«…П. 68. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе оспорить в судебном порядке с учетом подведомственности дел по правилам главы 25 ГПК РФ или главы 24 АПК РФ действия (бездействие) органа власти по формированию земельного участка, на котором расположен данный дом, по разработке документации по планировке территории (статьи 45 и 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а также предшествующие распоряжению земельным участком действия, в частности, решения о предоставлении земельного участка для строительства, о проведении торгов по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды земельного участка и т. д.

В случае если в результате таких действий органа власти у третьих лиц возникло право на земельный участок, необходимый для эксплуатации многоквартирного дома, собственники помещений в нем могут обратиться в суд к таким третьим лицам с иском, направленным на оспаривание соответствующего права, или с иском об установлении границ земельного участка.

Как оформить в собственность участок под многоэтажным домом

При рассмотрении указанных исков суд разрешает спорные вопросы, связанные с границами данного земельного участка, в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности (часть 1 статьи 36 ЖК РФ). При этом обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для формирования земельного участка в оспариваемых границах и размере, возлагается на соответствующий орган власти.

Резюмируя ранее сказанное, можно отметить, что для оформления права собственности на земельный участок, составляющий придомовую территорию, необходимо решение общего собрания собственников помещений, но, в порядке подготовки к такому собранию провести работу по уточнению и согласованию границ указанной придомовой территории, согласно положениям земельного и градостроительного законодательства РФ, определению их фактического положения и иные обстоятельства, в том числе и интересы третьих лиц и муниципальные нормативные акты, которые могут в дальнейшем повлиять на его регистрацию.

Суть оформления земли под домом в собственность

До проведения данной процедуры земля под домом и вокруг него является муниципальной, то есть ей распоряжаются местные власти. После этого она переходит в общую собственность жильцов.

Предлагаем ознакомиться:  Два собственника на один земельный участок

Пользоваться и распоряжаться ей они могут только вместе, решения принимаются на общем собрании большинством голосов. При подсчёте голосов учитывается метраж квартиры. Землю нельзя поделить на отдельные участки, принадлежащие конкретным людям.

Но содержать, ремонтировать и благоустраивать территорию должны её собственники. На проживающих даже может быть наложен штраф за свалку мусора в неположенном месте.

Поэтому перед тем, как принимать решение, надо продумать последствия. И взвесить возможные положительные и отрицательные его стороны.

Документы

Главными документами для оформления земли в собственность под многоквартирным домом являются:

  • выписка из протокола общего собрания о принятом решении в отношении оформления собственности либо коллективно, либо с выделением долей на каждого владельца жилого или нежилого помещения (если первые этажи отданы под коммерческое использование);
  • наличие межевого плана и выделение участка на плане местности;
  • выписка из Реестра о присвоении участку кадастрового номера и занесение в общую электронную базу данных;
  • нотариально оформленная доверенность о полномочиях представителя жильцов дома о постановке на учет и оформление прав собственности на весь придомовый участок;
  • выписки из Росреестра о собственности в долях либо коллективного владения.

Кому принадлежит участок после сделки? Условия его использования

  • возможность защититься от нежелательной застройки – возведения новых домов, магазинов и другой коммерческой недвижимости.
  • Возможность получения прибыли за счёт арендной платы.
  • Уточнение территории и корректировка затрат на её содержание.
  • Повышение стоимости квартир.
  • Можно благоустраивать участок по собственному желанию (по общему согласию жильцов).

Важно! Полученную таким образом прибыль можно тратить только не ремонт и благоустройство дома или участка перед ним.

Но есть и минусы:

  1. Содержание и ремонт территории (в том числе дорог) придётся оплачивать жильцам.
  2. Также придётся платить налог на землю.

Размер налога рассчитывается пропорционально доле в общей собственности, то есть размеру квартиры.

Нужно не забывать оформлять протоколы и результаты голосования.

Что же можно сделать с этой землёй? Есть несколько вариантов:

  1. благоустроить её, то есть озеленить, разместить детские и спортивные площадки, скамейки, беседки и т. д.
  2. Как оформить в собственность участок под многоэтажным домомОтдельные части можно продать или сдать в аренду. Здесь можно разместить магазины или другие объекты, приносящие доход.
  3. Владельцы квартир, устроенных на первом этаже, могут устроить отдельный вход в своё жильё. Для этого земля под крыльцо выкупается или арендуется. В дальнейшем такую недвижимость можно будет перевести в нежилую. И в ней возможно будет разместить коммерческий объект или продать.
  4. Этот вариант больше актуален для жарких регионов. Часть участка может использовать в качестве приусадебного хозяйства. Но согласие даётся только конкретному человеку. То есть после продажи квартиры эта доля земли не переходит к новому владельцу.
  5. Можно ограничить проход по территории, если есть другая дорога. Для этого ставятся заборы, шлагбаумы и т. п.
  6. Также можно не дать согласие на прокладку коммуникаций по участку.

Итак, приватизация участка перед малоэтажным или высотным домом даёт больше возможностей им распоряжаться. Но одновременно увеличиваются и затраты на его содержания. А вот сама процедура приватизации бесплатна.

Преимущества и недостатки

Как и другие собственники движимого или недвижимого имущества, так и владельцы земельного надела под многоквартирным домом имеют свои основные преимущественные права:

  • полностью распоряжаться своей собственностью в согласии с другими жильцами и органами местной власти – передавать часть по арендным договорам для получения дополнительной выгоды для всех жильцов. Например, покупку новых лавочек и ремонт старых, оборудования детской или спортивной площадки на собственные средства, посадка деревьев и других растений, благоустраивать общую территорию по своему усмотрению.
  • жители могут сами решить о целесообразности возведения того или иного подсобного или развлекательного сооружения, запретить органам самоуправления распоряжаться в отношении их собственности. Например, не разрешить стройку увеселительного учреждения рядом с домом, которое будет мешать отдыху и спокойным прогулкам возле их дома. Также они могут сами заказать самые различные работы по улучшению общего вида придомовой территории, благоустройству и разведению цветников. Красивый вид из окна или во время прогулки не может не понравиться жителям.

Из недостатков можно выделить несколько моментов:

  • уплата обязательных налогов в казну органов самоуправления, это обязательно для всех собственников и владельцев имущественных прав;
  • невозможность лично распорядиться своей долей земли – никто отдельно ее выделять не имеет права, а значит ни продать, ни обменять, ни сдать в аренду ее нельзя.

Но владение землей всегда имеет свое неоспоримое преимущество – она не может сгореть, пропасть или быть украденной. Поэтому лучше все-таки ее иметь, чем не иметь.

Как приватизировать придомовую территорию?

Процесс оформления зависит от некоторых нюансов. Может быть три типа ситуаций относительно этой территории:

  1. дом введён в эксплуатацию до принятия Жилищного Кодекса, и при этом участок вокруг него сформирован.
  2. Дом принят до этого времени, но участок не сформирован.
  3. Здание построено после 2005 года.

Жилищный Кодекс вступил в силу с 1 марта 2005 года.

В первом случае процедура достаточно простая. Нужно провести собрание собственников, посвящённое этому вопросу.

Созвать его имеет право любой владелец квартиры в этом доме.

Чтобы решение имело законную силу, надо, чтобы участвовало такое количество собственников, у которого более половины голосов.

Голоса считаются пропорционально доле в общей собственности, т. е. площади квартир.

Собрание проводит председатель. Решение принимается большинством голосов.

В процессе оформляются такие документы, как:

  • лист регистрации собственников (или их представителей);
  • протокол общего собрания;
  • и т. п.

Если большинство согласно, выбирается представитель. Им в органы местного самоуправления или исполнительной власти направляется заявление с просьбой о приватизации.

В нём необходимо указать:

  1. куда оно подаётся (название органа).
  2. От кого (ФИО, адрес проживания, можно указать и контактный телефон).
  3. Адрес и кадастровый номер квартиры.
  4. Просьбу предоставить в собственность участок, на котором располагается здание.
  5. Список приложений.
  6. Дату.

Заявления составляется в двух экземплярах. Один из них остаётся у собственников (их представителе), на нём нужно поставить отметку о приёме. При отказе в приватизации с ним можно будет обращаться в суд.

Потребуется приложить такие документы:

  • Как оформить в собственность участок под многоэтажным домомпаспорт;
  • технический план участка (можно получить в БТИ);
  • кадастровый план участка;
  • решение общего собрания;
  • план многоквартирного дома.

В течение двух недель после этого должно быть принято решение. О нём письменно извещается заявитель.

Во второй ситуации предварительно придётся определить границы территории. Для этого проводится процедура межевания. Для её проведение придётся пригласить кадастрового инженера.

Эта услуга платная, обойдётся примерно в 15 – 35 тысяч рублей (стоимость зависит от размера и «изломанности» территории, а также от региона и расценок конкретной компании). Затем участок ставится на кадастровый учёт в «Росреестре». И только после этого можно заниматься оформлением в собственность.

Внимание! Во всех случаях приватизация территории бесплатна.

При строительстве новостроек оформлением придомового участка занимается компания-застройщик. Покупающие квартиры приобретают и долю собственности в нём. Это удобнее, но увеличивает стоимость недвижимости.

С уважением, Ильмира Носик

Предыдущая запись Инвалидные парковочные разрешения выдаются на какой срок
Следующая запись Образец заявления на чтоб исправили ошибку в исковом заявлении

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector