Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7(499) 322-06-74 (бесплатно)
Санкт-Петербург и область:
СПб и Лен.область:
+7 (812) 407-24-18 (бесплатно)
Как оформить в собственность землю под многоквартирным домом

Оформление земельного участка многоквартирного дома в собственность

Кто может

Законодательство допускает различные виды оформления земли под многоквартирным домом:

  • в индивидуальном порядке на каждого собственника жилого или нежилого (места общего пользования) помещения;
  • в коллективном владении, с определением доли для каждого владельца квартиры.

Первый вариант практически не применяется – очень много кропотливой работы по определению доли согласно занимаемым квадратным метрам и сопоставлению его с остальными долевыми участками.

Чаще всего оформляется коллективная собственность, но опять же с определением каждой доли на каждого владельца жилого помещения.

С чего начинается оформление земельного участка под многоквартирным домом?

В соответствии с положениями ст. 16 Федерального закона РФ № 189-ФЗ от 29.12.2004 г. «О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (то есть до 01 марта 2005 года), на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Однако, Конституционный Суд РФ в Постановлении от 28.05.2010 № 12-П признал не соответствующей норму, согласно которой собственник помещения в многоквартирном доме, не уполномоченный на то общим собранием собственников помещений в данном доме, не мог обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Теперь же, в связи с вступлением в силу поправок к Земельному кодексу Российской Федерации с 01.03.2015 образование земельных участков под многоквартирными жилыми домами осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории. Обращение собственника с вышеуказанным заявлением при этом не требуется.

Резюме: с утверждения проекта межевания квартала, в котором находится многоквартирный дом.

Порядок оформления в общую долевую собственность

Чтобы начать оформление, существуют определенные правила, которых следует придерживаться:

  • начинать необходимо с проведения общего собрания собственников жилых помещений многоквартирного дома, на котором вынести вопрос о выделении участка по кадастру. Жилищным Кодексом определен список необходимых документов для полномочности проведенного сбора жителей:
    • схематичное определение долей в праве общей придомовой территории;
    • ксерокопии подписанных уведомлений об их получении собственниками, о том, что будет проведение собрания и вынесенной повесткой;
    • регистрационная справка о количестве собственников в жилом доме;
    • в случае невозможности присутствия, копии доверенностей на уполномоченных лиц, с их правами и обязанностями;
    • протокол собрания и вынесенное решение об обращении в Кадастр за формированием земельного надела под многоквартирным домом

Если решения выносятся в заочном порядке, то список документов может быть изменен.

  • уполномоченное собранием лицо (на основании коллективной доверенности) обращается в Кадастровую Палату с ходатайством о формировании участка под домом. В регионах это могут быть органы местного самоуправления, а по городу Москва эти полномочия переданы Департаменту Городского Имущества. Любой из перечисленных органов будет проверять межевание участка, вынесение его в общий план на местности. Если они соответствуют действительности, после проверки инженерной службой, существующие границы проходят подтверждение. В противном случае назначается межевание существующих в действительности границ;
  • подается заявление о проведении кадастровых работ с установлением межевания границ придомового участка. В большинстве случаев его вносят в единый электронный реестр, что упрощает доступ других государственных органов для сверки;
  • затем обращаются с пакетом установленной документации в службу Кадастрового учета (Росреестр):
    • коллективное заявление о постановке участка на учет;
    • удостоверяющие личность представителя документы и доверенность на все действия по оформлению участка;
    • квитанция об уплате госпошлины за регистрацию нового участка;
    • кадастровый план;
    • выписка из протокола общего собрания жильцов о принятом положительном решении;
    • выписка из протокола об определении долей в праве общей собственности на придворовой участок;
    • ксерокопии и оригиналы правоустанавливающих документов на жилые помещения дома.

Примечание – если составлен межевой план, и он находится в электронной базе данных, то можно сослаться на присвоенный ему номер, чтобы регистратор смог им воспользоваться.

  • после оформления кадастровых документов можно приступить к регистрации индивидуальных прав жильцов на доли придомового участка:
    • подать заявления можно коллегиально или через представителя либо непосредственно в местное отделение Росреестра, либо в МФЦ по месту нахождения земли;
    • отправить всю документацию по почте в виде заказного отправления, в него следует вложить опись и список всей документации;
    • путем подачи заявления через портал Госуслуг в разделе Землепользование.

Оформление участка для передачи его владельцам на общих долях проходит в следующем порядке:

  • проводится сбор жильцов дома, на повестку выносится вопрос о проведении процедуры по регистрации земли в собственность;
  • подписывается протокол, в котором отражается итог принятого решения;
  • в местный орган власти подается заявление с прошением перевести землю под многоквартирным домом в общее долевое владение;
  • предоставляется заявление в местное самоуправление с просьбой о формировании участка;
  • после проведения работ по устройству земли, утверждается проект границ участка;
  • проводится формирование участка.

Межевание участка может потребоваться, если изначально он не имел ориентиров, то есть, границ. Проектная документация отдается на утверждение в местный орган власти.

На основании подготовленного межевания, принимается решение о передаче надела во владение на началах долевой собственности. Закрепляется право в порядке регистрации в Росреестре.

Перевод земли в собственность имеет определенные плюсы и минусы. К плюсам можно отнести:

  • возникновение гарантии того, что без разрешения владельцев использование участка запрещается;
  • не допускается отчуждение участка без получения согласия собственников;
  • дополнительная прибыль (собственники могут сдавать часть участка в аренду или для возмездного пользования);
  • полученные средства можно направить на благоустройство территории.

Отрицательные моменты включают:

  • возникновение налоговых обязательств – наличие во владении доли увеличивает кадастровую стоимость, а параллельно приносит и налоговое бремя;
  • ответственность – дольщики должны отвечать за содержание участка, находящегося во владении.

Безусловно, положительных моментов больше. Соответственно, перевод земель в долевую собственность – это выгодный вариант для жильцов многоквартирного дома.

Что такое утверждение проекта межевания квартала и кто его утверждает?

Утверждение проекта межевания квартала — процедура, целью которой является создание межевого плана, на основании которого впоследствии и происходит постановка земельного участка на кадастровый учет, то есть его юридическое «оформление» в собственность. Межевание — это, по сути, процесс определения границ земельных участков, то есть именно на этом этапе решается, будет ли в состав придомовой территории (то есть в состав земли, принадлежащей собственникам квартир в МКД) входить детская площадка, пройдет ли под Вашим окнами дорога, останется ли во дворе парковка, какие участки будут признаны местами общего пользования и т.п.

Предлагаем ознакомиться:  Регистрация и оформление права собственности в МФЦ: пошаговая инструкция

Государственным заказчиком при разработке проекта межевания выступает Департамент городского имущества города Москвы (далее — ДГИ). Очевидно, что задачи ДГИ вполне предсказуемы — сформировать участки так, побольше земли было «отрезано» у жилых домов и отнесено к земле общего пользования, к улично-дорожной сети, которая будет после проведения межевания оформлена в собственность города Москвы.

Исполнитель проекта межевания — это обычно какой-то проектный институт, типа ООО «Мордоврегионпроект», НИИиПИ Генплана и другие подобные, выигравшие конкурс и заключившие госконтракт.

Перед утверждением ДГИ проект межевания в обязательном порядке проходит «через» процедуру публичных слушаний, на котором присутствуют, как правило, жители конкретного квартала, непосредственно заинтересованные в данном земельном участке. Заключение по результатам публичных слушаний утверждается Окружной комиссией по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве г. Москвы.

Резюме: фактически, это утверждение Департаментом городского имущества границ конкретного земельного участка после их согласования с заинтересованной общественностью.

В период проведения публичных слушаний каждый участник публичных слушаний имеет право представить свои предложения и замечания по обсуждаемому проекту следующими способами: 1) записи в книге (журнале) учета посетителей и записи предложений и замечаний, которая ведется в период работы соответствующей экспозиции;

Оформление земельного участка многоквартирного дома в собственность

2) выступления на собрании участников публичных слушаний; 3) записи в книге (журнале) учета (регистрации) участвующих в собрании участников публичных слушаний; 4) подачи в ходе собрания участников публичных слушаний письменных предложений, замечаний представителю соответствующей окружной комиссии, городской комиссии;

Абсолютно все поступившие предложения и замечания вносятся в протокол публичных слушаний. Срок оформления протокола публичных слушаний составляет не более семи дней.

Чтобы убедиться в полноте и точности внесения в протокол предложений и замечаний, Вы вправе со ссылкой на Градостроительный кодекс г. Москвы потребовать ознакомиться с протоколом публичных слушаний и получить его копию в окружной комиссии.

1. Необходимо периодически заходить на страницу сайта управы Вашего района / Префектуры округа с целью получения информации о предстоящих публичных слушаниях — ведь, по сути, это единственная возможность для граждан выразить свое мнение относительно определения границ земельного участка по их МКД.

2. Непосредственно при посещении публичных слушаний: 1) нужно зарегистрироваться в журнале участников публичных слушаний. Общее количество участников собрания публичных слушаний считается по количеству зарегистрировавшихся в журнале; 2) следить, чтобы все замечания и предложения, даже высказанные устно в микрофон, а также поданные письменно, заносились в протокол;

При подготовке заключения, окружная комиссия может посчитать, что для района со 10 тысячным населением 1 предложение против проекта можно признать некритичным количеством, и написать в заключении: реализовывать проект целесообразно.

3. Если Вы не успели на публичные слушания или не знали о них, но считаете, что необходимо направить еще коллективные или индивидуальные обращения, то в течение семи дней со дня проведения собрания участников публичных слушаний, в соответствующую окружную комиссию можно представить замечания и предложения.

4. Чтобы убедиться, что протокол соответствует действительности, нужно через 7-10 дней после публичных слушаний, обратиться в окружную комиссию за копией протокола. Важно успеть изучить протокол до утверждения заключения, так как после утверждения заключения председателем окружной комиссии, бороться с несправедливостью будет сложнее.

уничтожить газоны и расширить под окнами жилых домов автодорогу или обустроить платные места для парковки машин всех желающих. Во избежание этого, жителям нужно письменно требовать вернуть газоны в состав земельного участка жилого дома, иначе отказываться признавать законность проекта межевания, как нарушающего их законные интересы владельцев и пользователей земельного участка.

6. Любые ссылки проектировщиков на наличие красных линий улично-дорожной сети, которые они якобы не могут «преступить», не должны Вас смущать — это пока лишь проект, и если то, как проходят красные линии в проекте, нарушает Ваши права, нужно требовать отправления проекта межевания на доработку с целью убрать или передвинуть красные линии.

Преимущества и недостатки

Как и другие собственники движимого или недвижимого имущества, так и владельцы земельного надела под многоквартирным домом имеют свои основные преимущественные права:

  • полностью распоряжаться своей собственностью в согласии с другими жильцами и органами местной власти – передавать часть по арендным договорам для получения дополнительной выгоды для всех жильцов. Например, покупку новых лавочек и ремонт старых, оборудования детской или спортивной площадки на собственные средства, посадка деревьев и других растений, благоустраивать общую территорию по своему усмотрению.
  • жители могут сами решить о целесообразности возведения того или иного подсобного или развлекательного сооружения, запретить органам самоуправления распоряжаться в отношении их собственности. Например, не разрешить стройку увеселительного учреждения рядом с домом, которое будет мешать отдыху и спокойным прогулкам возле их дома. Также они могут сами заказать самые различные работы по улучшению общего вида придомовой территории, благоустройству и разведению цветников. Красивый вид из окна или во время прогулки не может не понравиться жителям.

Из недостатков можно выделить несколько моментов:

  • уплата обязательных налогов в казну органов самоуправления, это обязательно для всех собственников и владельцев имущественных прав;
  • невозможность лично распорядиться своей долей земли – никто отдельно ее выделять не имеет права, а значит ни продать, ни обменять, ни сдать в аренду ее нельзя.

Но владение землей всегда имеет свое неоспоримое преимущество – она не может сгореть, пропасть или быть украденной. Поэтому лучше все-таки ее иметь, чем не иметь.

Что такое публичные слушания и как в них принять участие?

Городская комиссия по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве г. Москвы (далее — городская комиссия) и окружные комиссии по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве г. Москвы (далее — окружные комиссии) являются уполномоченными органами по проведению публичных слушаний.

Городская комиссия формируется на уровне города, окружная комиссия на уровне административного округа. Городская комиссия организует публичные слушания реже чем окружная, так как они касаются более глобальных проектов: Генеральный план города Москвы и линейные объекты, например, строительство хорд, которые затрагивают более одного округа и т.д. Окружная комиссия организует публичные слушания постоянно, так как они касаются вопросов районного или окружного масштаба.

Согласно Градостроительному кодексу г. Москвы, участниками публичных слушаний являются: 1) жители города Москвы, имеющие место жительства или место работы на территории, в границах которой проводятся публичные слушания, и представители их объединений; 2) правообладатели земельных участков, объектов капитального строительства, жилых и нежилых помещений на территории, в границах которой проводятся публичные слушания;

Законом гарантировано право каждого участника публичных слушаний ознакомиться с итоговым протоколом, в котором указывается, кто и какие предложения внёс на публичных слушаниях.

Публичные слушания состоят из следующих этапов:1) опубликование, распространение оповещения о проведении публичных слушаний (не позднее чем за семь дней до открытия экспозиции); 2) проведение экспозиции (экспозиций) представляемого на публичных слушаниях проекта (далее — экспозиция); 3) проведение собрания участников публичных слушаний (проведение собраний в нерабочие праздничные дни не допускается;

в рабочие дни собрания начинаются не ранее 19 часов); 4) оформление протокола публичных слушаний (срок оформления протокола публичных слушаний составляет не более семи дней); 5) подготовка и опубликование заключения о результатах публичных слушаний (в течение пяти дней после утверждения заключение о результатах публичных слушаний должно быть опубликовано).

Предлагаем ознакомиться:  Кинули с наложенным платежом

Оформлением итогового протокола по результатам публичных слушаний обычно занимаются сотрудники управы района. После этого протокол передается в Префектуру округа. Далее, на очередном заседании окружной комиссии, этот протокол рассматривается. Сотрудник управы докладывает о том, как прошли публичные слушания, какие замечания, сколько пришло людей и т.д. Если у членов комиссии к протоколу вопросов нет, то протокол публичных слушаний утверждает председатель соответствующей окружной комиссии.

Следующим шагом окружной комиссии является оформление заключения. Заключение о результатах публичных слушанийутверждает председатель соответствующей комиссии. В течение пяти дней после утверждения заключение о результатах публичных слушаний должно быть опубликовано в порядке, установленном для опубликования официальной информации Правительства Москвы или соответствующих территориальных органов исполнительной власти города Москвы.

Правовые основания для оформления земли под многоквартирными домами

ЧИТАЙТЕ ПО ТЕМЕ:

Нововведения о многоквартирных домах, которые вступили в силу в Жилищном кодексе в 2018 году. Законы о недвижимости

В соответствии со ст. 36 Земельного Кодекса РФ в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.

так было ранее, а теперь с 14 июля 2018 года появилась возможность оформления любым жильцом-собственником квартиры в многоэтажном доме) вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (МКД).

Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.

Общие сведения о праве собственности на землю

Оформление земельного участка многоквартирного дома в собственность

С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (п.5 ст.

16 Федерального закона РФ № 189-ФЗ от 29.12.2004 г. «О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»). Иными словами, с той даты, когда участок под МКД поставлен на кадастровый учет, собственники помещений в МКД (как жилых, так и не жилых!) становятся собственниками данного земельного участка.

С этого момента участок находится в их долевой собственности, причем получение отдельных свидетельств на бумажных носителях для подтверждения этого права не требуется. Согласно п. 1 ст. 22 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» постановка на государственный кадастровый учет земельного участка осуществляется на основании межевого плана.

Резюме: с даты постановки этого земельного участка на кадастровый учет.

Согласно Жилищному кодексу РФ, собственники жилых помещений могут реализовать свои права в отношении не только жилья, но и земли, на котором оно расположено. Другими словами, участок, на котором возведен многоквартирный дом, является частью общего имущества жильцов.

Для того чтобы получить право собственности на эту землю под домом, необходимо сформировать земельный участок. Если надел был сформирован до того, как стал действовать новый Жилищный кодекс, то он бесплатно становится собственностью жильцов. Конечно, при условии, что участок занесен в государственный реестр.

У всех владельцев жилья право собственности на квартиры должно быть зарегистрировано. При подаче документов для оформления земли это будет проверено. Если владелец жилья не значиться в реестре, то он обязан представить документы, подтверждающие его право на эту недвижимость. Например, свидетельство о праве на наследство, договор купли-продажи и т. д.

Такого понятия, как свидетельство о праве общей долевой собственности, не существует. Вся информация о том, что гражданин имеет в собственности определенную часть земли под многоквартирным домом, вносится в обычное свидетельство о праве собственности на квартиру. Обязательно описывается объект недвижимости (в данном случае земля) и размер доли владельца.

Если у заявителя оформлено свидетельство на квартиру, то его следует предоставить регистрирующему органу. Иначе заявитель получит документ, подтверждающий его право на квартиру (нужно будет доказать право собственности) и на долю участка. Чтобы не было путаницы, лучше сначала зарегистрировать жилплощадь, а потом оформлять землю.

С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Таким образом, реализованы в Жилищном кодексе РФ и Федеральном законе «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» предписания Конституции РФ. А именно, с учетом правовой природы общего имущества собственников помещений в МКД, законодатель включил правовое регулирование отношений по поводу перехода в общую долевую собственность собственников помещений в МКД земельного участка под этим домом как элемента общего имущества такого МКД.

Как оспорить границы «отмежеваннного» земельного участка под многоквартирным домом?

Законодательство допускает различные способы защиты  нарушенного права в данной ситуации, однако, наиболее распространенными остаются судебное обжалование решения по утверждению проекта межевания квартала и требование об установлении границ земельного участка.

Собственники помещений в МКД также вправе оспорить в судебном порядке с учетом подведомственности дел по правилам положений КАС РФ или главы 24 АПК РФ действия (бездействие) органа власти по: 1) формированию земельного участка, на котором расположен данный дом,  2) по разработке документации по планировке территории (статьи 45 и 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации),  3) предшествующие распоряжению земельным участком действия, в частности решения о предоставлении земельного участка для строительства, о проведении торгов по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды земельного участка и т.д.

В случае, если в результате таких действий органа власти у третьих лиц возникло право на земельный участок, необходимый для эксплуатации многоквартирного дома, собственники помещений в нем могут обратиться в суд к таким третьим лицам с иском, направленным на оспаривание соответствующего права, или с иском об установлении границ земельного участка.

При рассмотрении указанных исков суд разрешает спорные вопросы, связанные с границами данного земельного участка, в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности (часть 1 статьи 36 ЖК РФ). При этом обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для формирования земельного участка в оспариваемых границах и размере, возлагается на соответствующий орган власти.

Решение суда, которым установлены границы земельного участка, является основанием для изменения сведений о данном земельном участке в государственном кадастре недвижимости.

Плюсы и минусы оформления земли под МКД

Если систематизировать плюсы и минусы для собственников помещений в многоквартирных домах, то выглядеть это будет следующим образом.

  1. без согласия собственников невозможно использование земельного участка, как например, прокладка новых дорог, строительство, организация коммерческих и иных предприятий (мойки, автостоянки, гаражи и т.п.) на территории принадлежащей собственникам МКД.
  2. без согласия собственника не возможно какое-либо отчуждение части земельного участка, равно как и невозможен снос (постройка) каких либо строений.
  3. невозможно изъять земельный участок для муниципальных (государственных) нужд бесплатно.

перечень работ по текущему ремонту многоквартирного дома

Собственники вправе сдавать часть земельного участка в аренду или предоставлять его для иного возмездного использования. Кроме того, наличие собственности на землю существенно увеличивает стоимость квадратного метра жилого или нежилого помещения.

Собственники вправе совершать с земельным участком различные действия, в т.ч. направленные на его благоустройство, строительство дополнительных сооружений, детских площадок и иных строений, необходимых для обеспечения нормальной жизнедеятельности МКД.

Предлагаем ознакомиться:  Перечень документов для оформления недвижимости

C 2015 года собственники помещений в МКД освобождены от уплаты налога на землю в соответствии со ст. 389 НК РФ. Однако следует иметь ввиду, что наличие в собственности доли в праве на землю может увеличивать кадастровую стоимость самого помещения, а, следовательно, и налоговое бремя.

Собственники обязаны нести ответственность за содержание своего земельного участка. Следовательно, обязанность по содержанию, ремонту, уборке дорог, элементов благоустройства (газонов, площадок, зеленых зон, парковочных мест и т.п.) несет собственник, а, значит, к нему могут быть применены меры ответственности. Собственник (его ДУК) могут быть оштрафован за неубранный снег, за не вывезенный мусор и т.д.

В качестве минуса также следует указать и увеличение стоимость квадратного метра помещений, поскольку это сужает для собственников круг покупателей и арендаторов, равно как и увеличение расходов на содержание общего имущества МКД.

Как мы видим, количество плюсов перевешивает количество минусов, однако же, на второй взгляд явные плюсы могут стать отрицательными.

В качестве аргумента для скорейшего оформления в собственность земли некоторые жители приводят такой — возможность строительства полезных и нужных для граждан объектов на придомовой территории. Но здесь необходимо знать и помнить, что любая территория в городе имеет свое назначение и на участке под многоквартирным домом ларек, торгующий алкогольной продукцией, например, построить никто не разрешит.

Помимо этого в качестве плюса оформления земли в собственность некоторые считают увеличение рыночной стоимости жилья после оформления общедолевой собственности на землю. На самом деле это не так. Сама по себе доля в земельном участке под многоквартирным домом существует лишь гипотетически: её нельзя продать, подарить, получить под него кредит.

Подводя итог рассуждениям о полезности или вредности приватизации придомовой территории, следует помнить об одном весьма существенном обстоятельстве, передача земельный участков в собственность под МКД в первую очередь снизит финансовую нагрузку органа местного самоуправления, а соответственно, органам власти очень выгодно переносить расходы на содержание домовых территорий на граждан.

Оформление земельного участка многоквартирного дома в собственность

Именно для этого по городу Нижнему Новгороду были проведены публичные слушания по формированию земельного, которые в последствие стали большими сюрпризами для граждан, поскольку власти старались оформить максимально большие участки под МКЖ, включая территорию внутренних проездов, зон прохождения коммуникаций и т.д.

Рекомендации. Если земельный участок под МКД еще не сформирован, задумайтесь о его границах и расходах по его содержанию. Необходимо помнить, что на землях занятых коммуникациями, нельзя строить капитальные строение, а любые временные, в т.ч. и газоны могут быть единовременно разрушены. Если участок уже оформлен, вероятно, стоит задуматься о снижении его кадастровой стоимости, чтобы минимизировать налоговое бремя.

Перед тем, как оформить земельный участок в собственность под многоквартирным домом, необходимо взвесить все плюсы и минусы этой процедуры. К преимуществам передачи земли в собственность жильцам можно отнести следующее:

  1. Без согласия владельцев государственные органы не имеют права использовать землю для прокладки коммуникаций, организации коммерческих предприятий.
  2. Также без разрешения собственников эту землю нельзя отчуждать, нельзя сносить здания и возводить новые.
  3. Собственники могут сдавать часть участка, а средства тратить на благоустройство территории.
  4. Право собственности увеличивает стоимость квартир в данном доме.
  5. Оформление земли возле многоквартирного дома позволяет жильцам совершать различные действия, направленные на улучшение проживания. Имеется в виду строительство детских площадок, паркингов и т. д.

Но есть в праве собственности на землю под многоквартирным домом и свои недостатки:

  1. Владельцам придется ежегодно платить земельный налог. А так как его размер рассчитывается на основании кадастровой стоимости, то это довольно большая сумма. Особенно если учесть тенденции повышения кадастровой стоимости до рыночной.
  2. Жильцы несут ответственность за то, как содержится придомовая территория. Включая ремонт и уборку дорог, зеленых зон, парковок и площадок. Домоуправляющая компания как собственник может быть оштрафована за невыполненные обязательства.
  3. Повышенная стоимость жилья не всегда расценивается жильцами, как преимущество. Просто найти арендаторов или покупателей достаточно трудно именно из-за цены.

Чаще всего именно возможность благоустройства придомовой территории заставляет жильцов обращаться в государственные органы и оформлять землю. Но важно понимать, что некоторые виды объектов, например, предпринимательской деятельности, не везде можно ставить. И тот же алкогольный ларек возле дома просто не разрешат открыть.

Несмотря на то, что вся процедура оформления земли под многоквартирным домом кажется неосуществимой, на практике это не так. Органы власти с радостью идут навстречу жильцам, которые хотят взять на себя такую ответственность. К тому же, для государства выгодными являются увеличение земельного налога.

Получается, что земля и дом являются неотделимыми в юридическом смысле, поэтому свою часть нельзя ни продать, ни заложить, ни подарить. Отсутствие оборотоспособности участка можно назвать еще одним минусом процедуры.

С другой стороны, когда территория возле дома находится в собственности жильцов, качество жизни в таком доме улучшается в разы. Конечно, если свои функции на все 100% выполняет и ТСЖ. Поэтому, если жильцам важно, чья земля и как ее можно использовать, то стоит пройти процедуру и взять эту ответственность.

Законодательная база

К законодательным актам, затрагивающим вопросы прав собственности недвижимости, относятся:

  • Жилищный кодекс РФ;
  • Федеральное законодательство под № 189 от 29.12. 2004 г., № 221 от 24.07.2007 г., № 191 от 29.12.2004 г.;
  • Постановления Правительства № 576 и 1223.

1. Статья  36 Жилищного кодекса РФ.

2. Часть 1 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».

3.Статья 43 пункт 4 Градостроительного Кодека РФ (местоположение границ образуемых и изменяемых земельных участков осуществляется в соответствии с градостроительными регламентами и нормами отвода земельных участков для конкретных видов деятельности, установленными в соответствии с федеральными законами, техническими регламентами; NB (!

4. Совместное Постановление №10/22 от 29.04.2010 Высшего Арбитражного и Верховного судов РФ(раздел «Споры о правах на земельные участки, на которых расположены многоквартирные дома»).

5. Согласно пункту 2.3 СанПиН 2.1.2.2645-10, земельный участок должен предусматривать возможность организации придомовой территории с четким функциональным зонированием и размещением площадок отдыха, игровых, спортивных, хозяйственных площадок, гостевых стоянок автотранспорта, зеленых насаждений.

6. Подпункты е) и ж) пункта 1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства РФ от 13.08.06 № 491,согласно которому  в состав общего имущества включаются:— земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства;

— иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

7. В силу пункта 5.5 раздела 5 «Функционально-планировочная организация территории участка жилой, смешанной жилой застройки» МГСН 1.01-99, участок жилой застройки состоит из площади подошвы застройки и придомовой территории, включающей следующие обязательные элементы: подходы и подъезды к дому, гостевые автостоянки, территории зеленых насаждений с площадками для игр и отдыха.

8. Постановление Правительства Москвы № 118-ПП от 12 апреля 2011 года, где признается наложение тысяч участков улично-дорожной сети (УДС ) на жилые кварталы, и говорится, что выявленные пересечения устраняются «посредством уменьшения участков УДС», однако оговаривается, что делается для участков «ранее учтенных в государственном кадастре недвижимости».

Предыдущая запись Что делать, если вас сократили? — Meduza
Следующая запись Можно ли вносить изменения в приказ о дисциплинарном взыскании ухудшающее положение работника

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector