Расчет и региональные особенности оптимизации транспортного налога

Особенности исчисления транспортного налога

Региональные особенности

Региональное законодательство определяет не только ставки транспортного налога, но и льготы по нему. И один и тот же транспорт в одном субъекте может вообще не облагаться налогом, а в соседнем он будет взиматься по максимуму. В этих условиях компании выгодно отыскать именно тот регион, где в соответствии с видом ее деятельности и характеристиками машин налог будет минимальным или нулевым. При большом количестве транспорта это может быть экономически оправданным.

Так, несколько регионов Российской Федерации дифференцировали ставки налога в зависимости от тех или иных объективных характеристик автомобиля. Например, в Приморском крае, Сахалинской и Иркутской областях указано, что льгота предоставляется в зависимости от возраста машины: чем старше автомобиль, тем меньше ставка транспортного налога. В Приморском крае такая норма введена по легковым и грузовым автомобилям, а в Сахалинской и Иркутской областях — только по легковым.

Сравним указанные льготы с московскими и нижегородскими нормами, где, соответственно, зарегистрировано больше всего автомобилей и установлены максимально возможные ставки налога. Так, налог на грузовой автомобиль 1999 года выпуска с мощностью двигателя 400 л. с. в Москве составит 28 000 руб. (400 л. с. x 70 руб/л. с.), в Нижнем Новгороде — 34 000 руб. (400 л. с. x 85 руб/л. с.), а в Приморье — только 12 000 руб. (400 л. с. x 30 руб/л. с.).

Кроме того, в Воронежской области освобождены от налога легковые авто старше 25 лет с двигателем до 100 л. с. В некоторых регионах введены льготы в зависимости от срока полезного использования авто. В частности, в Кабардино-Балкарии, Северной Осетии — Алании и Чечне на данный момент установлены пониженные ставки налога для транспорта с большим сроком полезного использования. Тогда как в Москве и Московской области, наоборот, с меньшим сроком, правда, только в отношении грузовых автомобилей и автобусов.

Чиновники всячески настаивают на том, что имеется в виду возраст автомобиля (Письмо Минфина России от 7 июля 2009 г. N 03-05-05-04/07). С 2010 г. их позиция официально закреплена в п. 3 ст. 361 НК РФ. Там слова «срок полезного использования» заменили на «количество лет, прошедших с даты выпуска» (Федеральный закон от 28 ноября 2009 г. N 282-ФЗ).

Особенности исчисления транспортного налога

В Еврейской автономной области снижены ставки для автомобилей с небольшой грузоподъемностью. Так, если она не превышает 1,5 т и машина имеет мощность двигателя 100 л. с., то налог в этом регионе будет равен 1190 руб. Для сравнения: в Москве — 1500 руб., в Нижнем Новгороде — 2500 руб.

В Республике Алтай установлена почти минимально возможная ставка налога для легковых автомобилей отечественного производства с двигателем мощностью до 90 л. с. — 5 руб. за 1 л. с. Для сравнения: для аналогичного транспорта в Москве ставка равна 7 руб. за 1 л. с., в Нижнем Новгороде — 25 руб.

Также во многих субъектах России от уплаты транспортного налога освобождены общественные организации инвалидов. Кроме того, в регионах очень популярны льготы в зависимости от вида деятельности налогоплательщика. Таким образом, компания, выбирая место регистрации автотранспорта, может выбрать регион, где будут предоставлены льготы.

Большинство регионов освободили от уплаты налога сельхозпроизводителей. В Красноярском крае — изготовителей оборудования для инвалидов, а в Липецкой — тракторные производства. В Московской области налог в половинном размере платят производители детского питания. В Тюменской области освобождены от уплаты налога производители пива и слабоалкогольных напитков, а также оборудования и комплектующих для нефтедобычи.

Многие субъекты дали льготу компаниям, занимающимся общественными пассажироперевозками. Кроме того, Московская, Рязанская, Нижегородская, Свердловская, Брянская и Тверская области установили пониженные ставки (40 — 60% от общей ставки) для компаний, занимающихся международными перевозками.

В двух регионах России даны льготы лизинговым компаниям. Так, в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре лизинговая компания не уплачивает налог по авиатехнике, переданной в лизинг. А в Татарстане — по грузовым автомобилям и автобусам, соответствующим экологическим нормам ЕВРО-2.

Многие российские регионы с помощью освобождения от транспортного налога пытаются стимулировать инвесторов. Подобные нормы включены в законы Саратовской, Ярославской, Вологодской, Новгородской, Курганской и Кировской областей, а также Хакассии, Адыгеи и Еврейской автономной области. Но использование этой льготы часто ограничено необходимостью заключения инвестиционного договора с правительством региона.

И только в Саратовской области этого не требуется. Согласно местному законодательству освобождаются от уплаты транспортного налога вновь создаваемые организации-инвесторы, осуществившие капитальные вложения в расположенные на территории области основные средства в размере не менее 50 млн руб. В отношении транспорта местом расположения считается место его государственной регистрации.

Также регионы часто предусматривают льготы не по налогоплательщику в целом, а только в отношении отдельных видов транспортных средств. Если компания использует такие виды транспорта, ей выгоднее зарегистрировать технику в одном из следующих субъектов или арендовать машины в таких областях. Этот вариант тоже может сработать, поскольку в законах этих регионов нет условия, что транспорт обязательно должен использоваться на их территории.

Так, в Тульской и Курской областях не облагаются налогом автомобили, использующиеся автошколами при обучении. Кроме того, в Тульском регионе не платится налог со спецавтомобилей, предназначенных для перевозки крупногабаритных строительных панелей. В Ставропольском крае освобожден от налога корпоративный транспорт, который доставляет работников до места работы. В Брянской области, а также в Республике Марий-Эл — мусоровозы. А в Псковской области — автомагазины и молоковозы.

Предлагаем ознакомиться:  Какие реквизиты нужны для заключения договора

Особенности исчисления транспортного налога

В Нижегородской области транспортный налог по половинной ставке платят за автомобили с установленным газобаллонным оборудованием. Для этого в налоговый орган нужно представить справку о том, что такое оборудование было установлено. Правда, учитывая максимальный размер ставок в этом регионе, даже половинная ставка не делает выгодной регистрацию в нем транспорта.

В Кабардино-Балкарии компания может не платить транспортный налог по неисправным и законсервированным транспортным средствам. Для этого в налоговый орган нужно представить справку из ГАИ.

Некоторые регионы освободили от транспортного налога компании, зарегистрированные в пределах определенных территорий данного субъекта. Как правило, это касается резидентов особых экономических зон. Такие льготы предоставили Москва, Томская и Липецкая области, Краснодарский край и Татарстан. Однако есть регион, где подобная льгота не связана с особой экономической зоной, — это Ростовская область.

На ее территории местная администрация определила перечень шахтерских территорий (например, г. г. Новошахтинск и Шахты), которым необходима поддержка. Компании и их подразделения, зарегистрированные на этих территориях, не платят транспортный налог вовсе. Для получения льготы компания должна заключить договор о поддержке региона с местной администрацией. Но он в отличие от инвестиционного соглашения не влечет для компании-налогоплательщика практически никаких финансовых обязательств.

М.Беспалов

Эксперт журнала

Налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год ( ст. 360 Налогового кодекса РФ). Для организаций могут быть установлены также отчетные периоды (I, II и III кварталы), по истечении которых необходимо исчислять и уплачивать авансовые платежи по транспортному налогу. Как правило, органы законодательной власти субъектов РФ пользуются правом не устанавливать отчетные периоды.

В отличие физических лиц, юридические лица во всех регионах РФ самостоятельно рассчитывают сумму транспортного налога, подлежащую перечислению в бюджет. Перечень транспортных средств, которые признаются объектом обложения транспортным налогом, приведен в пункте 1 статьи 358 Налогового кодекса РФ. Он включает:

  • наземные (автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, снегоходы, мотосани);
  • воздушные (самолеты, вертолеты и др.);
  • водные (теплоходы, яхты, парусные суда, катера, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые) суда и др.).

Перечень объектов, не подлежащих обложению транспортным налогом, приведен в пункте 2 статье 358 НК РФ. В бюджетных учреждениях к необлагаемым объектам, как правило, относятся транспортные средства, которые:

  • принадлежат на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;
  • находятся в розыске, при условии документального подтверждения факта их угона (кражи) справкой об угоне, выданной органами внутренних дел.

Поскольку транспортный налог относится к региональным, не только сроки представления отчетности, но и ставки налога, а также порядок и сроки его уплаты устанавливаются законодательными актами субъектов РФ ( ст. 356 Налогового кодекса РФ). Также законодательные (представительные) органы власти в регионах могут предусматривать налоговые льготы и особые основания для применения таких льгот.

От каких показателей зависит размер транспортного налога

По такой схеме производится расчет налога в год за лошадиные силы мощности двигателя автомобиля.

О повышающих коэффициентах транспортного налога читайте здесь.

В отдельных регионах предусмотрены промежуточные (внутригодовые) платежи по транспортному налогу. Нюансы их расчета раскроем далее.

Изменение налоговой базы по транспортному налогу

Средняя стоимость автомобиля Время, прошедшее с года выпуска
Не более 1 года от 1 до 2 лет от 2 до 3 лет от 3 до 5 лет от 5 до 10 лет от 10 до 20 лет Свыше 20 лет
от 3 до 5 млн руб. 1,5 1,3 1,1 1 1 1 1
от 5 до 10 млн руб. 2 2 2 2 1 1 1
от 10 до 15 млн руб. 3 3 3 3 3 1 1
от 15 млн руб. 3 3 3 3 3 3 1

Размер коэффициента зависит от средней стоимости легкового автомобиля и от срока, прошедшего с года выпуска легкового автомобиля. Исчисление этого срока начинается с года выпуска соответствующего легкового автомобиля. Порядок расчета средней стоимости легковых автомобилей для целей исчисления транспортного налога определяет федеральный орган исполнительной власти, отвечающий за выработку государственной политики и нормативное регулирование в сфере торговли, – Минпромторг России.

Это же ведомство рассчитывает среднюю стоимость всех легковых автомобилей и формирует перечень легковых автомобилей со средней стоимостью от 3 млн руб., в отношении которых транспортный налог уплачивается с повышающим коэффициентом. Такой перечень Минпромторг России обновляет ежегодно не позднее 1 марта.

Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, зарегистрированные в установленном порядке. Налогоплательщиками являются лица, на которых транспортные средства зарегистрированы.

Налоговая база в отношении видов транспорта, имеющих двигатели, определяется как мощность двигателя в лошадиных силах.

Налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год, отчетными периодами — I, II, III кварталы. При этом субъекты РФ могут не устанавливать отчетные периоды (п. 3 ст. 360 НК РФ).

Предлагаем ознакомиться:  Налог с сдачи квартиры в наем

Сумму налога и авансовых платежей, уплачиваемых в течение года, организации исчисляют самостоятельно. Расчет производится так. Налог определяется по каждому транспортному средству как произведение соответствующей налоговой базы и ставки. Авансовые платежи по истечении каждого отчетного периода исчисляются в размере 1/4 суммы налога. По итогам налогового периода организация перечисляет в бюджет разницу между начисленной суммой налога и суммами уплаченных ранее авансов.

Компании (у которых есть зарегистрированный на них транспорт) по окончании налогового (отчетного) периода представляют декларацию (авансовый расчет) в налоговый орган по местонахождению транспортных средств. Сроки сдачи отчетности установлены в п. 3 ст. 363.1 НК РФ:

  • для декларации — не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом;
  • для авансовых расчетов — не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Формы налоговой декларации и налогового расчета по авансовым платежам утверждены Приказами Минфина России от 13 апреля 2006 г. N 65н и от 23 марта 2006 г. N 48н соответственно. Отметим, что если региональным законом отчетные периоды не установлены, то авансовые расчеты представлять не нужно.

Уплата налога и авансовых платежей производится по местонахождению транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов РФ.

Сроки уплаты налога и авансовых платежей для регионов не могут быть установлены ранее тех, что указаны в Налоговом кодексе РФ. Причем если раньше это касалось только самого налога, то с 1 января 2010 г. правило распространяется и на авансовые платежи (изменения в п. 1 ст. 363 НК РФ внесены Федеральным законом от 28 ноября 2009 г. N 283-ФЗ). Следовательно, регионы не могут установить дату уплаты авансовых платежей раньше, чем 30 апреля, 31 июля и 31 октября.

Особенности исчисления транспортного налога

Таким образом, региональные власти определяют три основных компонента закона: ставки налога (в пределах, установленных Налоговым кодексом РФ), порядок и сроки его уплаты. Кроме того, при принятии закона субъектами РФ могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Далее рассмотрим изменения в законодательстве. Так, изначально федеральные законодатели пытались увеличить с 2010 г. сами ставки транспортного налога. Однако затем все проблемы, связанные с повышением налога, решили переложить на плечи региональных коллег и осуществили это в Федеральном законе от 28 ноября 2009 г. N 282-ФЗ. В целом с 2010 г. произошли следующие изменения.

  1. Налоговые ставки по регионам разрешено увеличивать (уменьшать) не более чем в 10 раз (п. 2 ст. 361 НК РФ). Ранее законодательство позволяло пятикратную корректировку. В Письме Минфина России от 3 декабря 2009 г. N 03-05-06-04/401 разъяснено, что внесенные Законом N 282-ФЗ поправки не влекут автоматического увеличения налоговых ставок, а расширяют диапазон возможностей для принятия решений органами власти субъектов РФ по их установлению.
  2. Расширены критерии, по которым субъекты РФ имеют право вводить дифференцированные ставки. Ранее различие допускалось в зависимости от категории и срока полезного использования транспортного средства. Теперь ставки разрешено дифференцировать в зависимости от года выпуска техники и ее экологического класса (вместо срока полезного использования). Обычно они уменьшаются для новых автомобилей, которые и экологичнее, и имеют меньший срок, прошедший с года их выпуска.

Напомним, что категория транспортного средства в целях налогообложения должна определяться исходя из типа и назначения (категории), указанных в паспорте транспортного средства. Об этом сказано в Письме Минфина России от 17 января 2008 г. N 0305-04-01/1.

  1. Уточнено, что количество лет, прошедших с года выпуска транспортного средства, определяется по состоянию на 1 января текущего года в календарных годах с года, следующего за годом выпуска. Например, если автомобиль выпущен в декабре 2005 г., то при исчислении налога за 2010 г. количество лет, прошедших с года его выпуска, составит четыре года: 2006, 2007, 2008 и 2009 гг. То есть узаконен порядок, прописанный в п. 27 Методических рекомендаций, утвержденных Приказом МНС России от 9 апреля 2003 г. N БГ-3-21/177.

Так как в разных регионах страны ставки налога могут существенно отличаться, то у организаций имеется законная возможность уменьшить сумму транспортного налога, зарегистрировав транспорт по местонахождению тех своих филиалов, где ставки ниже.

В настоящее время в п. 24 Порядка регистрации транспортных средств (Приложение N 1 к Приказу МВД России от 24 ноября 2008 г. N 1001) прямо установлено, что регистрация транспортных средств производится по местонахождению юридических лиц, определяемому местом их государственной регистрации, или по местонахождению их обособленных подразделений.

В то же время увлекаться такой оптимизацией не стоит. Например, некоторые организации (особенно те, у которых транспорта много) специально открывают для этих целей обособленное подразделение. Напомним, в ст. 11 НК РФ под ним понимается любое территориально обособленное подразделение, по местонахождению которого оборудованы стационарные рабочие места на срок более одного месяца. Формально это может быть одно рабочее место с одним сотрудником.

Особенности исчисления транспортного налога

Конечно, налоговики будут сопротивляться. Их основной задачей (в целях недопущения уменьшения налоговых поступлений) станет сбор доказательств, что на самом деле транспорт по месту регистрации не используется и его регистрация — это фикция. Хотя никакой привязки уплаты налога к месту эксплуатации автомобилей в законодательстве и нет, при налоговом планировании этот момент все же следует учитывать.

Предлагаем ознакомиться:  Как начисляются налог на квартиру

Далее отметим, что вопрос, как платить транспортный налог, когда перерегистрация происходит в середине года, разъясняется в Письме Минфина России от 27 августа 2009 г. N 03-05-05-04/11. Если автомобиль снят с учета в одном субъекте России и в том же месяце перерегистрирован на ту же организацию в другом регионе, то налог за данный месяц нужно уплачивать по месту регистрации транспорта по состоянию на 1-е число этого месяца.

По новому местонахождению автомобиля налог начинают платить со следующего месяца. При этом используется коэффициент, определяемый как отношение числа полных месяцев, в течение которых транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика в одном субъекте РФ, к числу календарных месяцев в налоговом или отчетном периоде. Причем в число полных месяцев включается и месяц перерегистрации.

Рассмотрим следующий пример.

Пример. ООО «Стрела» находится в регионе, где ставка для грузовых автомобилей с мощностью свыше 250 л. с. (свыше 183,9 кВт) установлена в размере 85 руб. То есть значение, установленное в Налоговом кодексе РФ, увеличено пятикратно (17 руб. x 5). В соседнем регионе аналогичная ставка равна 68 руб. Общество имеет 10 автомобилей с мощностью двигателя свыше 250 л. с.

Организация занимается прокладкой трубопроводов, то есть ведет работы не по месту своей регистрации, а на различных территориях, включая и соседний регион. Поэтому было решено открыть в соседней области обособленное подразделение и перевести туда все указанные автомобили. Перерегистрация была произведена в апреле 2010 г.

  • по месту головной организации — 70 833 руб. (250 л. с. x 85 руб/л. с. x 10 авт. x 4 мес. : 12 мес.);
  • по месту филиала — 113 333 руб. (250 л. с. x 68 руб/л. с. x 10 авт. x 8 мес. : 12 мес.). Сравнив ее с первоначальной суммой годового налога, увидим, что экономия за год при таком варианте составит 28 334 руб. (212 500 руб. — 184 166 руб.).

Внутригодовые платежи: как определить сумму

Упоминание в региональных НПА о необходимости внесения авансовых платежей по транспортному налогу потребует:

  • исчисления их суммы;
  • своевременной отправки в бюджет (в установленные региональными НПА сроки);
  • уменьшение по итогам года суммы налога на уплаченные авансы.

Как рассчитать авансы и налог за автомобиль за год, расскажем на примере.

Разобраться с расчетом внутригодовых платежей (авансов) и определением суммы налога после завершения года нам поможет пример.

Транспортное средство

Налоговая база, л. с.

Ставка налога, руб./л. с.

Сумма авансового платежа, руб.

ГАЗ-53

180

50

¼ × 180 ×50= 2 250

Volkswagen Passat

220

75

¼ × 220 × 75= 4 125

Итого

6 375

(180 × 50 220 × 75) — (6 375 6 375 6 375) = 6 375 руб.

Таким образом, по окончании года нужно уплатить сумму, равную ежеквартальному авансовому платежу. Это правило справедливо для случая, когда налогоплательщик владел транспортным средством в течение всего года и в неизменном виде оставались данные для расчета налога (ставки, мощность двигателя и т. д.).

До какой даты владельцам транспорта нужно успеть уплатить налог, рассказано в статье.

Операции по начислению и уплате транспортного налога

Содержание операции

Дебет

Кредит

Учреждением начислен транспортный налог 0 40120 290 «Прочие расходы» 0 30305 730 «Расчеты по прочим платежам в бюджет»
Транспортный налог перечислен в доход бюджета 0 30305 830 «Расчеты по прочим платежам в бюджет» 0 20111 610 «Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»

Одновременно делается запись по забалансовому счету 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения».

Расходы на уплату транспортного налога бюджетными учреждениями согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации РФ ( приказ Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н) относятся на статью 290 «Прочие расходы» КОСГУ.

Декларация по транспортному налогу 2015. Отчетность за 2014 год

Главные поправки были внесены в раздел 2 декларации (приложение № 1 к Приказу № ММВ-7-11/254). В этом разделе отражаются показатели, исходя из которых рассчитывается транспортный налог. Например:

  • вид транспортного средства и его характеристики;
  • количество лет, прошедших с года выпуска;
  • количество месяцев владения;
  • льготы по налогу.

Эти и другие поправки выделены для наглядности в приложении к примеру.

Особенности исчисления транспортного налога

Бюджетное учреждение расположено в Московской области. На балансе находится легковой автомобиль ВАЗ-2115 с мощностью двигателя 72 л.с. Машина приобретена в феврале 2014 года и зарегистрирована в ГИБДД в том же месяце.

В Закон Московской области от 16 ноября 2002 г. № 129/2002-ОЗ «О транспортном налоге в Московской области», на основании которого учреждение уплачивает налог, внесены изменения Законом Московской области от 22 октября 2014 г. № 131/2014-ОЗ. Однако поправки вступили в силу с 1 января 2015 года, поэтому расчеты за 2014 год производятся как прежде. Так, для легковых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л.с. включительно налоговая ставка по транспортному налогу составит 7 руб. / л.с.

У учреждения нет льгот по транспортному налогу. Соответственно, раздел 2 годовой декларации по транспортному налогу, которую налогоплательщик представляет в налоговую инспекцию до 1 февраля 2015 года, будет выглядеть так ( приложение к примеру).

Предыдущая запись Когда и кому выгодно доверительное управление имуществом
Следующая запись Как отказаться от страховки по кредиту сбербанк

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector