Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7(499) 322-06-74 (бесплатно)
Санкт-Петербург и область:
СПб и Лен.область:
+7 (812) 407-24-18 (бесплатно)
Управление автономной некоммерческой организацией: особенности правового регулирования

Особенности правового статуса автономной некоммерческой организации

Порядок образования и организация работы коллегиального органа управления

Вопросы управления АНО также урегулированы гражданским законодательством.

Она предусматривает несколько способов ведения дел. В зависимости от числа участников, отличают единоличный и коллегиальный метод.

Решение о выборе способа управления этой некоммерческой структурой должен содержать ее устав. Поэтому она называется автономной. Его приятие возможно только при единогласном решении. Каждый учредитель должен согласовать правила, составляющие устав.

Единственное требование закона связно с необходимостью назначить руководителя, выбор наименования которого также осуществляет учредитель или участники. Среди вариантов может быть генеральный директор, президент, директор, управляющий, исполнительный директор и иные наименования.

Помимо структуры управления, устав автономной некоммерческой организации должен содержать положения, определяющие набор вопросов, которые решают те или иные структуры юрлица.

Высшим органом управления автономной некоммерческой организации является коллегиальный высший орган управления, основной функцией которого является обеспечение соблюдения автономной некоммерческой организацией целей, в интересах которых она была создана.

Именно обеспечением реализации этой функции и обусловлена компетенция коллегиального высшего органа управления.

Компетенция коллегиального высшего органа управления по составу входящих в нее полномочий может быть подразделена на исключительную и общую.

Исключительная компетенция означает, что полномочия по решению ряда вопросов не могут быть переданы никакому другому органу управления общества — ни постоянно действующему коллегиальному органу управления, ни исполнительному органу; общая компетенция означает, что полномочия по решению ряда вопросов могут быть переданы другому органу управления.

К исключительной компетенции коллегиального высшего органа управления относится решение следующих вопросов (абз. 11 п. 3 ст. 29 ФЗ «О некоммерческих организациях»):

  • изменение устава некоммерческой организации;
  • определение приоритетных направлений деятельности некоммерческой организации, принципов формирования и использования ее имущества;
  • образование исполнительных органов некоммерческой организации и досрочное прекращение их полномочий;
  • реорганизация и ликвидация некоммерческой организации (за исключением ликвидации фонда).

К общей компетенции коллегиального высшего органа управления относится решение следующих вопросов:

  • утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса;
  • утверждение финансового плана некоммерческой организации и внесение в него изменений;
  • создание филиалов и открытие представительств некоммерческой организации;
  • участие в других организациях.
 1 модель 
 2 модель 
 3 модель 
 4 модель 
Коллегиальный 
высший орган
управления
Коллегиальный 
высший орган
управления
Коллегиальный 
высший орган
управления
Коллегиальный 
высший орган
управления
Постоянно 
действующий
коллегиальный
орган управления
Постоянно 
действующий
коллегиальный
орган управления
Коллегиальный 
исполнительный
орган
Коллегиальный 
исполнительный
орган
Единоличный 
исполнительный
орган
Единоличный 
исполнительный
орган
Единоличный 
исполнительный
орган
Единоличный 
исполнительный
орган

В отношении вопросов общей компетенции коллегиального высшего органа управления ФЗ «О некоммерческих организациях» содержит четкое указание, в компетенцию какого из иных органов управления автономной некоммерческой организации можно передавать названые вопросы. Согласно абз. 10 п. 3 ст. 29 перечисленные вопросы общей компетенции коллегиального высшего органа управления учредительными документами автономной некоммерческой организации могут быть отнесены к компетенции постоянно действующего коллегиального органа управления.

Анализ ст. 29 ФЗ «О некоммерческих организациях» позволяет сделать вывод о том, что перечень вопросов, относимых к исключительной и общей компетенциям коллегиального высшего органа управления, сформулирован в императивном виде и не может быть расширен по усмотрению учредителя (учредителей) через положения учредительных документов. Вместе с тем сам ФЗ «О некоммерческих организациях» допускает увеличение этого перечня еще на два вопроса.

Во-первых, речь идет об одобрении сделки с заинтересованностью. Согласно п. 3 ст. 27 ФЗ «О некоммерческих организациях», «в случае, если заинтересованное лицо имеет заинтересованность в сделке, стороной которой является или намеревается быть некоммерческая организация, а также в случае иного противоречия интересов указанного лица и некоммерческой организации в отношении существующей или предполагаемой сделки, сделка должна быть одобрена органом управления некоммерческой организации…».

коллегиальном высшем органе управления и постоянно действующем коллегиальном органе управления. Таким образом, вопрос об одобрении сделок с заинтересованностью может быть отнесен как к компетенции одного из них, так и к компетенции другого. Применительно к коллегиальному высшему органу управления этот вопрос относится к вопросам, составляющим общую компетенцию коллегиального высшего органа управления.

Во-вторых, речь идет о принятии решения по вопросу об образовании постоянно действующего коллегиального органа управления.

Как мы уже отмечали ранее, учредительными документами может предусматриваться создание постоянно действующего коллегиального органа управления. Но как только вы определились с необходимостью создания этого органа, нужно определить, каким образом он будет формироваться. Поскольку законодатель не регулирует решение этого вопроса в самом законе, а предлагает описать порядок создания в учредительных документах, то у учредителей появляется полная свобода в выборе механизмов его формирования.

Один из самых распространенных и, наверное, наиболее простых — это формирование постоянно действующего коллегиального органа управления через принятие решения коллегиальным высшим органом управления автономной некоммерческой организации <2>. Но в этом случае в компетенции коллегиального высшего органа управления должен быть предусмотрен такой вопрос, как «определение количественного состава постоянно действующего коллегиального органа управления, избрание (назначение) его членов и досрочное прекращение их полномочий».

Коллегиальный высший орган управления автономной некоммерческой организации избирается или назначается учредителями на учредительном собрании. Мы уже отмечали, что ФЗ «О некоммерческих организациях» не устанавливает то, каким количеством голосов учредителей принимается решение по вопросу об образовании коллегиального высшего органа управления.

Коллегиальный высший орган управления формируется на срок создания самой автономной некоммерческой организации, что устанавливается ее учредительными документами. В том случае, если этот срок не определен, то коллегиальный высший орган, как и сама автономная некоммерческая организация, осуществляет свою деятельность бессрочно.

Такой вывод обусловлен тем, что коллегиальный высший орган управления, находясь на вершине иерархической пирамиды органов управления, не может формироваться ни одним из нижестоящих органов. Вместе с тем структура органов управления автономной некоммерческой организации в исчерпывающем виде определена законом, что не предполагает формирование какого-то иного органа над коллегиальным высшим органом управления, который бы мог взять на себя решение вопроса о его формировании.

Однако вопрос об избрании или назначении самого коллегиального высшего органа управления необходимо отличать от таких вопросов, как: а) изменение его численного состава; б) досрочное прекращение полномочий его членов; в) введение новых членов в его состав. Это отличие связано с тем, что при решении названных вопросов не происходит нового формирования этого органа в целом.

Так, количество членов коллегиального высшего органа управления напрямую связано с положениями устава, которыми в соответствии с законом должен определяться порядок формирования органов управления. Устанавливая порядок формирования коллегиального высшего органа управления, вы должны определить те параметры, которые сделают этот орган существующим <3>, что невозможно без установления количественного состава самого этого органа.

Коллегиальный высший орган управления автономной некоммерческой организации Компетенция коллегиального высшего органа управления

Согласно абз. 10 п. 3 ст. 29 ФЗ «О некоммерческих организациях» учредительными документами автономной некоммерческой организации может предусматриваться создание постоянно действующего коллегиального органа управления. Хотелось бы обратить внимание на два важных момента.

  1. Постоянно действующий коллегиальный орган управления не является тем органом, который обязательно должен быть в структуре управления автономной некоммерческой организации (как, например, коллегиальный высший орган управления или единоличный исполнительный орган). Он создается только тогда, когда учредители считают, что его функционирование позволит с большей эффективностью организовать деятельность автономной некоммерческой организации.
  2. Самим ФЗ «О некоммерческих организациях» не определяется порядок формирования постоянно действующего коллегиального органа управления и срок его деятельности. Следовательно, учредительные документы автономной некоммерческой организации должны содержать положения, регулирующие эти вопросы. Подобная позиция находит подтверждение и в нормах ФЗ «О некоммерческих организациях», где в ст. 28 устанавливается, что компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления некоммерческой организации, порядок принятия ими решений устанавливаются учредительными документами некоммерческой организации в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Предлагаем ознакомиться:  Выплата пицуима в израиле

Учитывая, что в начале статьи мы уже рассмотрели вопросы, связанные с вариантами формирования органов юридического лица, определенными в ст. 53 ГК РФ, можно сделать вывод о том, что постоянно действующий орган управления автономной некоммерческой организации может либо избираться, либо назначаться.

Постоянно действующий коллегиальный орган управления автономной некоммерческой организации относится к органам управления общей компетенции и осуществляет общее руководство ее деятельностью в период между заседаниями коллегиального высшего органа управления.

Компетенция постоянно действующего коллегиального органа управления определяется уставом общества в соответствии с ФЗ «О некоммерческих организациях» и иными федеральными законами. Она определяется как исключительная компетенция постоянно действующего коллегиального органа управления, и вопросы, составляющие эту компетенцию, не могут быть отнесены на решение исполнительных органов автономной некоммерческой организации (п. 2 ст. 30 ФЗ «О некоммерческих организациях»).

а) вопросы, определенные учредителями и необходимые, по их мнению, для наиболее эффективной деятельности как этого органа, так и самой организации;

б) вопросы, которые, согласно ФЗ «О некоммерческих организациях», могут передаваться из общей компетенции коллегиального высшего органа управления в компетенцию постоянно действующего коллегиального органа управления.

Формируя первую группу, учредители автономных некоммерческих организаций наиболее часто включают следующие вопросы в компетенцию постоянно действующего коллегиального органа управления:

  • утверждение документов, регулирующих внутреннюю деятельность организации (внутренних документов организации);
  • заключение крупных сделок, связанных с приобретением и отчуждением или возможностью прямо или косвенно имущества, стоимость которого равна от двадцати пяти до ста процентов стоимости имущества организации;
  • заключение сделок, в совершении которой имеется заинтересованность;
  • принятие решений о совершении любых сделок с недвижимым имуществом, находящимся на балансе организации;
  • установление размеров вознаграждений и компенсаций, выплачиваемых единоличному исполнительному органу и членам коллегиального исполнительного органа, а также утверждение условий заключаемых с ними договоров;
  • утверждение организационной структуры и штатного расписания организации;
  • утверждение кандидатур заместителей единоличного исполнительного органа;
  • принятие решений о привлечении и выдаче займов, предоставлении гарантий, поручительств и иных способов обеспечения исполнения как по обязательствам организации, так и по обязательствам третьих лиц;
  • принятие решения об учреждении (или участие в учреждении) организацией юридических лиц в любой организационно-правовой форме;
  • принятие решения о приобретении акций (долей) в хозяйственных обществах и хозяйственных товариществах;
  • принятие решения об отчуждении принадлежащих организации акций (долей) в хозяйственных обществах и хозяйственных товариществах.

В том случае, когда учредители хотят возложить на постоянно действующий коллегиальный орган управления вопросы организации работы коллегиального высшего органа управления, то дополнительно к названным вопросам компетенции следует добавить такие:

  • принятие решения о созыве очередных и внеочередных заседаний коллегиального высшего органа управления;
  • утверждение повестки дня заседания коллегиального высшего органа управления;
  • определение перечня информации (материалов), предоставляемой членом коллегиального высшего органа управления при подготовке заседания коллегиального высшего органа управления, и порядка ее предоставления.

Закон дает возможность включить в устав АНО положения, предусматривающие коллегиальный орган управления. Его деятельность осуществляется на постоянной основе.

Коллегиальный орган служит промежуточным звеном между собранием участников и руководителем. Учитывая такой статус, он может служить обязательной инстанцией для одобрения тех или иных сделок, совершаемых руководителем от имени АНО.

При включении правил в устав АНО, можно воспользоваться некоторыми положениями законодательства об АО, регулирующими статус совета директоров.

Особенности правового статуса автономной некоммерческой организации

Создание такой структуры не имеет смысла, если АНО создана одним учредителем, не оперирует большим количеством имущества или не выполняет особо важной роли в жизни общества. Во всех остальных случаях, лучше создавать коллегиальный орган.

Он может иметь любое наименование. Наиболее распространенными являются наблюдательные и попечительские советы, а также управляющие советы.

Закон не устанавливает ограничений по поводу членства в них. Устав может предусматривать как избрание в коллегиальный орган учредителей АНО, так и сторонних лиц, по представлению отдельных участников.

47. Право государственной собственности

Право
государственной собственности:
1)
В объективном смысле (совокупность
правовых норм, закрепляющих принадлежность
материальных благ РФ, субъектам РФ,
правомочия по использованию принадлежащего
им имущества и обеспечивающих защиту
прав собственников в случае их
нарушения).
2)
В субъективном смысле (правомочия по
владению, пользованию, распоряжению
имуществом, осуществляемые собственниками
по своему усмотрению с учетом общенародных
интересов).

Субъекты
права собственности (РФ, субъекты РФ)
(КРФ предусматривает возможность
нахождения в совместном ведении РФ и
субъектов РФ вопросов владения,
пользования, распоряжения землей,
недрами, водными и другими природными
ресурсами – отнесение государственного
имущества к федеральной собственности
или к собственности субъектов РФ).

входит оно
в состав Министерства финансов:

обеспечивает управление и обслуживание
казны

осуществляет обслуживание внутреннего
и внешнего долга

может выступать истцом и ответчиком в
суде по денежным требования РФ или к
РФ
в)
Счетная палата – постоянно действующий
орган государственного финансового
контроля

Предлагаем ознакомиться:  Как оформить перевод сотрудника в другую организацию

Управление
государственной собственностью
осуществляется через систему
государственных органов (наделенных
общей или специальной
правоспособностью).

Содержание
права собственности (правомочия по
владению (обладают материальными
ценностями; при передаче части имущества
государственным предприятиям и
учреждениям сохраняют за собой право
владения этим имуществом), пользованию
(возможность целенаправленно извлекать
из имущественных ценностей выгоду в
интересах народа РФ), распоряжению
(возможность определять юридическую
судьбу имущества путем изменения его
принадлежности, состояния или назначения
с учетом публичных интересов)).

Объекты
права собственности (любое имущество
(в том числе не входящее в круг объектов
права частной собственности – составляющее
исключительную собственность государства
(особый правовой режим)) (недра, лесной
фонд, водные ресурсы, ресурсы
континентального шельфа, территориальных
вод и морской экономической зоны, иные
природные объекты, объекты
историко-культурного наследия,
художественные ценности общенационального
значения, имущество государственной
казны, имущество Вооруженных Сил, объекты
оборонного производства, ядерной
энергетики и другие объекты)).

Земля
и природные ресурсы (государственная
собственность – вся та земля и все те
природные ресурсы, которые не переданы
в частную или муниципальную
собственность).
Иммунитет
государственного имущества, находящегося
за рубежом (без согласия компетентных
органов соответствующего государства
взыскание не может быть обращено на это
имущество).

Имущество,
находящееся в собственности РФ и
субъектов РФ, подразделяется на 2
части:
1)
Закрепленное за государственными
юридическими лицами (на ограниченных
вещных правах – праве хозяйственного
ведения и оперативного управления)
(база для их участия в гражданском
обороте и основа их имущественной
самостоятельности) (не может использоваться
для покрытия государственных долгов).

2)
Государственная казна РФ, казна субъекта
РФ (не включает имущество, закрепленное
за государственными предприятиями и
учреждениями) (состоит из средств
соответствующего бюджета и иного
государственного имущества) (может быть
объектом взыскания кредиторов
государства).
Основания
возникновения права государственной
собственности (общегражданские и
специальные).

Специальные
способы приобретения права государственной
собственности:
1)
Национализация (принудительное изъятие
имущества из частной собственности в
собственность государства на основании
специальных законов) (проводится с
выплатой бывшим собственникам определенной
компенсации).
2)
Реквизиция (принудительное изъятие
имущества у собственника в государственных,
общественных интересах с возмещением
ему стоимости реквизированного имущества,
осуществляемое при обстоятельствах,
носящих чрезвычайный характер).

3)
Конфискация (принудительное безвозмездное
изъятие имущества в собственность
государства в качестве санкции за
правонарушение).
4)
Иные случаи принудительного изъятия
государством имущества из частного
владения:
а)
выкуп (продажа с публичных торгов)
(недвижимого имущества в связи с изъятием
земельного участка, на котором оно
находится);

б)
выкуп бесхозяйственно содержимых
культурных ценностей;
в)
приобретение в государственную
собственность имущества, которое не
может принадлежать данному лицу.
5)
Налоги и иные обязательные платежи (для
возникновения права собственности
необходимо действие обязанных лиц во
исполнение предписаний налогового
законодательства об изъятии средств
отдельных собственников для
общегосударственных нужд).

6)
Переход по наследству выморочного
имущества (выморочное имущество, у
которого не оказалось наследников,
переходит к государству как
наследнику.
Специальный
способ прекращения права государственной
собственности (приватизация) (переход
имущества из публичной в частную
собственность в порядке и на условиях,
предусмотренных специальным
законодательством о приватизации).

Способы
приватизации:
1)
преобразование унитарного предприятия
в ОАО;
2)
продажа государственного или муниципального
имущества на аукционе;
3)
продажа акций ОАО на специализированном
аукционе;
4)
продажа государственного или муниципального
имущества на конкурсе;
5)
продажа за пределами территории РФ
находящихся в государственной
собственности акций ОАО;

6)
продажа акций ОАО через организатора
торговли на рынке ценных бумаг;
7)
продажа государственного или муниципального
имущества посредством публичного
предложения;
8)
продажа государственного или муниципального
имущества без объявления цены;
9)
внесение государственного или
муниципального имущества в качестве
вклада в уставные капиталы ОАО;
10)
продажа акций ОАО по результатам
доверительного управления.

Преимущества и недостатки некоммерческих организаций

При формировании учредительных документов АНО следует внимательно отнестись к декларированию некоторых нюансов некоммерческой деятельности: разграничение уставной и коммерческой деятельности, порядок создания имущества с помощью членских и целевых взносов учредителей, статьи использования этих поступлений. Нескрупулезное отношение к регламентированию этих вопросов в Уставе организации может «плюсы» льготного налогообложения превратить в «минусы».

Проанализируем преимущества и недостатки некоммерческих организаций в сравнении с коммерческими по некоторым направлениям:

  1. Виды деятельности. Некоммерческая организация может осуществлять только деятельность, предусмотренную учредительными документами и в соответствии с поставленными перед ней целями. В то время как коммерческое предприятие может принимать участие в осуществлении любых видов деятельности, не запрещённых законодательством РФ. Кроме того, некоторые виды деятельности, например, банковская и дилерская, могут реализовывать только коммерческие организации.
  2. Извлечение прибыли. Целью создания коммерческой организации является извлечение прибыли. Некоммерческая организация тоже может заниматься предпринимательством, но она должна быть направлена на реализацию поставленных целей и задач.
  3. Распределение прибыли. Прибыль в коммерческих предприятиях распределяется между его участниками, в то время как законодательством запрещено распределение прибыли между учредителями АНО, она должна направляться на реализацию целей организации. Но все-таки учредители АНО могут извлекать выгоду из её деятельности в виде: учредители вместе с участниками АНО могут получать услуги и блага, продуцируемые организацией, либо заработную плату за выполнение конкретных обязанностей.
  4. Ответственность учредителей. Исходя из законодательно установленных правил, учредители не несут ответственности по обязательствам организации. Проигрывают в этом пункте те коммерческие и некоторые виды некоммерческих организаций, которым предусмотрена субсидиарная ответственность по обязательствам организации или предприятия.

В соответствии с п. 1 ст. 30 ФЗ «О некоммерческих организациях» исполнительный орган некоммерческой организации может быть коллегиальным и единоличным или единоличным. Именно исполнительный орган осуществляет текущее руководство деятельностью некоммерческой организации и подотчетен высшему органу управления некоммерческой организации.

В том случае, когда участниками общества выбирается первый вариант, т.е. наличие одновременно единоличного и коллегиального исполнительных органов, в уставе организации должна быть определена компетенция каждого из них. В этом случае лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа, может осуществлять также функции председателя коллегиального исполнительного органа организации.

В самом общем приближении к компетенции исполнительных органов автономной некоммерческой организации относятся все вопросы руководства текущей деятельностью организации, за исключением вопросов, отнесенных к исключительной компетенции коллегиального высшего органа управления или постоянно действующего коллегиального органа управления, если уставом организации предусмотрено его образование.

Коллегиальный исполнительный орган образуется в том случае, если уставом организации предусмотрено его образование наряду с образованием единоличного исполнительного органа.

Коллегиальный исполнительный орган организации осуществляет полномочия, отнесенные уставом организации к его компетенции.

Предлагаем ознакомиться:  Как открыть небанковскую кредитную организацию

Вместе с тем анализ практики работы коллегиальных исполнительных органов автономных некоммерческих организаций показывает, что они еще не стали теми самостоятельными исполнительными органами, статус которых им определяет ФЗ «О некоммерческих организациях».

Особенности правового статуса автономной некоммерческой организации

В первую очередь это связано с тем, что коллегиальные исполнительные органы продолжают восприниматься как «орган при директоре». Вместе с тем по смыслу норм закона, регулирующих порядок организации и деятельности коллегиального исполнительного органа, это один из двух исполнительных органов общества со своей компетенцией, коллегиальным порядком принятия решений и ведением документации, подтверждающей факты коллегиального обсуждения и принятия решений на его заседании.

Количественный и качественный состав коллегиального исполнительного органа определяется решением коллегиального высшего органа управления, которое принимается единогласно или квалифицированным большинством голосов его членов.

Коллегиальный исполнительный орган может быть образован на любой срок, определенный уставом организации. По истечении определенного уставом срока коллегиальный высший орган управления должен избрать (назначить) коллегиальный исполнительный орган на новый срок.

Членом коллегиального исполнительного органа может быть только физическое лицо.

Работой коллегиального исполнительного органа руководит председатель, функции которого, как правило, выполняет лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа организации.

Порядок деятельности коллегиального исполнительного органа автономной некоммерческой организации и принятия им решений устанавливается ее уставом.

Члены коллегиального исполнительного органа принимают решения и организуют работу по своему усмотрению. Кворумом является присутствие половины (если уставом не оговорено большее количество) членов коллегиального исполнительного органа. Решения на заседании коллегиального исполнительного органа принимаются голосованием.

Председатель коллегиального исполнительного органа обеспечивает ведение протоколов заседаний коллегиального исполнительного органа.

Согласно абз. 4 п. 3 ст. 29 ФЗ «О некоммерческих организациях», единоличный исполнительный орган образуется (избирается или назначается) коллегиальным высшим органом управления на срок, определенный уставом общества.

Особенности правового статуса автономной некоммерческой организации

Единоличный исполнительный орган может быть избран как из состава учредителей автономной некоммерческой организации, так и из иного круга лиц.

В качестве единоличного исполнительного органа может выступать только физическое лицо.

Права и обязанности, порядок деятельности единоличного исполнительного органа общества и принятия им решений по осуществлению руководства текущей деятельностью автономной некоммерческой организации устанавливаются ее уставом, внутренними документами, а также договором, заключенным между организацией и лицом, осуществляющим функции его единоличного исполнительного органа.

Договор между организацией и лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа, по общему правилу подписывается от имени организации лицом, председательствовавшим на заседании коллегиального высшего органа управления, на котором избрано лицо, осуществляющее функции генерального директора общества.

Единоличный исполнительный орган организации:

  • без доверенности действует от имени организации, в т.ч. представляет ее интересы;
  • совершает сделки, в т.ч. сделки, предметом которых является имущество организации;
  • выдает доверенности на право представительства от имени организации, в т.ч. доверенности с правом передоверия;
  • издает приказы о назначении на должности работников общества, об их переводе и увольнении, применяет меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания;
  • осуществляет иные полномочия, не отнесенные законом или уставом организации к компетенции коллегиального высшего органа управления, постоянно действующего коллегиального органа управления и коллегиального исполнительного органа.

Устав АНО должен содержать положения о наименовании руководящей должности и полномочиях лица, занимающего ее. Соответствующие положения ГК допускают ее замещение как учредителем АНО, так и лицом, не входящим в состав.

От учредителей потребуется сбалансированно распределить компетенцию между единоличным органом и остальными структурами АНО. С одной стороны, получение согласия на ту или иную сделку не должно быть тотальным, а с другой – существует необходимость защиты интересов АНО при совершении крупных сделок.

Закон разрешает АНО осуществлять предпринимательскую деятельность в рамках тех целей, которые предусмотрены уставом. По этой причине, важно назначить руководителя, который справится с поставленными задачами и сможет контролировать бизнес-направление.

Не каждый учредитель сможет это делать в постоянном режиме. Поэтому целесообразно отыскать специалиста, разбирающегося в сфере деятельности АНО и понимающего основы ведения успешного бизнеса, а не идти на неоправданный риск.

57. Наследование по завещанию

Завещание –
распоряжение наследодателя (завещателя)
относительно принадлежащего ему
имущества на случай своей смерти,
изложенное в установленной законом
форме.

1) свобода
завещания –
завещатель вправе по своему усмотрению
завещать имущество любым лицам, любым
образом определить доли наследников в
наследстве, лишить наследства одного,
нескольких или всех наследников по
закону, не указывая причин такого
лишения, а также включить в завещание
иные распоряжения, отменить или изменить
совершенное завещание;

2) письменная
форма –
подписание лично завещателем и
нотариальное удостоверение. К нотариальным
завещаниям приравниваются завещания
военнослужащих, удостоверенные
командованием соответствующей воинской
части, и др.;

3) обязательная
доля в наследстве –
нельзя лишить наследства тех наследников,
которых закон обеспечивает обязательной
наследственной долей;

4) тайна
завещания;

5) закрытое
завещание –
завещатель вправе совершить завещание,
не предоставляя при этом другим лицам,
в том числе нотариусу, возможности
ознакомиться с его содержанием;

6) завещание
в чрезвычайных обстоятельствах –
завещатель вправе изложить свою волю
в простой письменной форме, причем
собственноручно написать и подписать
его в присутствии двух свидетелей. Оно
утрачивает силу, если завещатель в
течение месяца после прекращения
чрезвычайных обстоятельств не
воспользовался возможностью оформить
его в общеустановленном порядке;

7) завещательный
отказ (легат) –
обременение, которое наследодатель
вправе возложить на своих наследников
как по закону, так и по завещанию;

8) завещательное
возложение –
завещатель вправе возложить на одного
или нескольких наследников по завещанию
или по закону обязанность совершить
какое-либо действие имущественного или
неимущественного характера, направленное
на осуществление общеполезной цели.

Таким
образом, хотя гражданину и предоставлено
право назначать наследников путем
составления завещания, распределять
наследственное имущество по своему
усмотрению, при этом необходимо соблюдать
требования, установленные законом.

Недостойные
наследники –
наследники, которые своими умышленными
противоправными действиями, направленными
против наследодателя, кого-либо из его
наследников или против осуществления
последней воли наследодателя, выраженной
в завещании, способствовали либо пытались
способствовать призванию их самих или
других лиц к наследованию либо
способствовали или пытались способствовать
увеличению причитающейся им или другим
лицам доли наследства, если эти
обстоятельства подтверждены в судебном
порядке.

1) родители
после детей, в отношении которых они
были лишены в судебном порядке родительских
прав и не восстановлены в этих правах
ко дню открытия наследства;

Особенности правового статуса автономной некоммерческой организации

2) граждане,
злостно уклонявшиеся от выполнения
лежавших на них в силу закона обязанностей
по содержанию наследодателя.

Предыдущая запись При заключении договора печать обязательно
Следующая запись N 1399-у: учет операций по приобретению и реализации прав требования

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector