Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7(499) 322-06-74 (бесплатно)
Санкт-Петербург и область:
СПб и Лен.область:
+7 (812) 407-24-18 (бесплатно)
Отстаиваем свои интересы в суде

Отстаивать свои интересы в суде

Что нового?

С 01.01.2009 действуют новые правила обжалования налоговых споров. Так, в соответствии с п. 5 ст. 101.2 НК РФ решение, принятое по результатам проверки, налогоплательщик сможет обжаловать в судебном порядке только после того, как он обжалует его в вышестоящий налоговый орган <2>.

Что скрывается под актом налогового органа?

По мнению Пленума ВАС РФ <3>, понятие «акт» в ст. ст. 137 и 138 НК РФ использовано несколько в ином значении, чем в ст. 100, п. 1 ст. 101.1 НК РФ. При применении ст. ст. 137 и 138 НК РФ необходимо исходить из того, что под актом ненормативного характера, который может быть оспорен в арбитражном суде путем предъявления требования о признании акта недействительным, понимается документ любого наименования (требование, решение, постановление, письмо и др.

), подписанный руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и касающийся конкретного налогоплательщика <4>. При этом следует понимать, что акт проверки, протокол, составленные налоговиками, не являются ненормативными актами, которые могут быть обжалованы в судебном порядке, так как они не возлагают на налогоплательщика каких-либо обязанностей и сами по себе не создают препятствий для его деятельности. По своей природе данные документы являются неким банком сведений об обстоятельствах дела, то есть являются доказательствами.

Помимо Налогового кодекса, о праве налогоплательщика на оспаривание нормативных правовых актов в арбитражном суде говорится и в п. 1 ст. 29 АПК РФ. К числу таких документов относятся акты, затрагивающие права налогоплательщика в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если в соответствии с действующим законодательством они отнесены к компетенции арбитражного суда. В противном случае арбитражный суд прекращает производство по делу на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ.

К сведению. По мнению КС РФ (Определение от 20.10.2005 N 442-О), ст. ст. 29 и 150 АПК РФ во взаимосвязи со ст. ст. 137 и 138 НК РФ не препятствуют обжалованию в судебном порядке актов Минфина, если эти акты порождают право налоговых органов предъявлять требования к налогоплательщикам. При рассмотрении подобных дел арбитражные суды не вправе ограничиваться формальным установлением того, что порядок и форма принятия обжалуемого акта соблюдены (либо не соблюдены);

они обязаны выяснить, затрагивает ли он права налогоплательщиков, соответствует ли актам законодательства о налогах и сборах, и в каждом конкретном случае реально обеспечивать эффективное восстановление нарушенных прав; иное означало бы необоснованный отказ в судебной защите, что противоречит ст. 46 Конституции РФ.

Готовим исковое заявление

Заявление в судебные инстанции о признании ненормативного правового акта налогового органа недействительным, решений и действий (бездействий) сотрудников незаконными должно соответствовать требованиям, предусмотренным ч. 1, п. п. 1, 2 и 10 ч. 2, ч. 3 ст. 125 АПК РФ (ч. 1 ст. 199 АПК РФ). Рассмотрим, что же это означает.

Итак, заявление в арбитражный суд хозяйствующему субъекту следует подавать в письменной форме, не забыв при этом подписать его самому или доверить это уполномоченному представителю. Для организации таким лицом вполне может стать руководитель или иное лицо, указанное в уставе, которое может действовать без доверенности от имени этого юридического лица.

В отношении лица, не состоящего в штате организации и не являющегося адвокатом, Президиум ВАС РФ высказал, что он вправе подписать исковое заявление юридического лица по доверенности организации, за исключением случаев, предусмотренных ч. 1, 2 ст. 60 АПК РФ (п. 11 Информационного письма от 13.08.2004 N 82). Что же касается полномочий адвоката, то они также должны быть подтверждены доверенностью хозяйствующего субъекта.

Согласно ст. 125 АПК РФ начать следует с указания в заявлении наименования арбитражного суда, в который оно подается, наименования заявителя, его места нахождения, перечня прилагаемых к заявлению документов. В случае с индивидуальным предпринимателем не стоит забывать о дате и месте его государственной регистрации в качестве такового.

Помимо этого, в заявлении должны быть указаны:

  • наименование ответчика (контролирующего органа, его должностного лица);
  • название, номер, дата принятия оспариваемого акта, решения, время совершения действий;
  • права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением и действием (бездействием);
  • законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемые акт, решение и действие (бездействие).

В отношении сложившейся арбитражной практики по конкретному вопросу в заявлении рекомендуем ссылаться на постановления Пленума ВАС РФ. Во всяком случае это не будет лишним, поскольку при рассмотрении споров и вынесении решений по ним суды должны учитывать мнения ВАС РФ (ч. 4 ст. 170 АПК РФ);

  • требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Предлагаем ознакомиться:  Как увеличить долю в наследстве

В отношении последнего пункта следует обратить внимание на правильность формулировки данных требований. В качестве примера приведем следующую ситуацию. Организация в исковом заявлении указала требование об обязании налогового органа снять с начислений по лицевым счетам определенную денежную сумму, числящуюся как задолженность по ЕНВД за предусмотренный период.

Отстаивать свои интересы в суде

На основании ч. 1 ст. 130 АПК РФ истец вправе соединить в одном заявлении несколько требований, связанных между собой по основаниям возникновения или представленным доказательствам.

К сведению. В отношении применения данной нормы высказался Президиум ВАС РФ в Информационном письме от 22.12.2005 N 99. В частности, в п. 9 данного документа арбитры указали, что требование о признании ненормативного правового акта недействительным и требование о возмещении вреда могут быть соединены в одном исковом заявлении, если они связаны между собой по основаниям возникновения или представленным доказательствам, и к участию в деле может быть привлечен государственный орган, ответственный за возмещение вреда.

В свою очередь, в соответствии с ч. 3 ст. 130 АПК РФ арбитражный суд первой инстанции вправе выделить одно или несколько соединенных требований в отдельное производство, если признает целесообразным раздельное рассмотрение требований. Объединение дел в одно производство и выделение требований в отдельное производство <5> допускаются до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в арбитражном суде первой инстанции.

В силу ч. 2 ст. 199 АПК РФ, помимо текста оспариваемого акта (решения), к исковому заявлению необходимо приложить пакет документов. Причем копии искового заявления и прилагаемых к нему документов заявитель обязан направить другим лицам, участвующим в деле, заказным письмом с уведомлением о вручении.

Собираем комплект документов

Исковое заявление готово, дело начато. Самое время заняться следующей процедурой подготовительной работы — сбором документов. Рассмотрим, чего требует от хозяйствующего субъекта закон. Для этого обратимся к ст. 126 АПК РФ, согласно которой пакет прилагаемых к исковому заявлению документов должен состоять из:

  • уведомления о вручении или иных документов, подтверждающих направление другим лицам, участвующим в деле, копий искового заявления и приложенных к нему документов, которые у других лиц, участвующих в деле, отсутствуют;
  • квитанций об оплате государственной пошлины или документа, подтверждающего право на получение льготы по ее уплате <6>;
  • документов, подтверждающих обстоятельства, на которых истец основывает свои требования;
  • копий свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;
  • доверенности или иных документов, подтверждающих полномочия на подписание искового заявления;
  • копий определения арбитражного суда об обеспечении имущественных интересов до предъявления иска;
  • документов, подтверждающих соблюдение истцом претензионного или иного досудебного порядка, если он предусмотрен федеральным законом или договором;
  • проекта договора, если заявлено требование о понуждении заключить договор.

При подготовке комплекта документов хозяйствующим субъектам следует помнить, что письменные доказательства представляются в арбитражный суд в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии (ч. 8 ст. 75 АПК РФ). В большинстве случаев в арбитражный суд представляются копии документов, которые заверяются проставлением на документе (обычно ниже реквизита «Подпись») надписи «Копия верна», наименования должности сотрудника, заверившего копию, его личной подписи, даты заверения и печати организации.

Вместе с тем в зависимости от рассматриваемого спора, помимо заверенных копий, арбитры могут потребовать представить в судебное заседание подлинники данных документов (ч. 9 ст. 75 АПК РФ), которые могут быть возвращены их владельцам по соответствующему заявлению после вступления в законную силу судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела.

Также следует учесть, что если представляемые в арбитражный суд документы (их копии), являющиеся письменными доказательствами, полностью или частично написаны на иностранном языке, то к ним должны быть приложены переводы на русский язык, заверенные нотариально <7> (ч. 5 ст. 75 АПК РФ).

Завершая данный раздел, обращаем ваше внимание на ст. 128 АПК РФ, из которой следует, что если исковое заявление будет подано с нарушением вышеперечисленных требований, то арбитражный суд может вынести определение об оставлении такого заявления без движения <8>. В нем арбитры должны указать, по какой причине был принят такой оборот, а также срок, в течение которого хозяйствующий субъект должен устранить обстоятельства, послужившие основанием для оставления искового заявления без движения.

Так, из материалов дела Постановления ФАС ДВО от 21.05.2008 N Ф03-А04/08-2/1615 <9> видно, что при рассмотрении вопроса о принятии заявления предпринимателя к производству суд первой инстанции установил несоответствие заявления требованиям, а именно в заявлении не было указано наименование ответчика, какой ненормативный акт либо действие (бездействие) он оспаривает, а также были соединены несколько различных требований, не связанных между собой.

Общий порядок обжалования

Обратиться в суд с исковым заявлением налогоплательщик должен в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении прав и законных интересов (ч. 4 ст. 198 АПК РФ). Если данный срок был пропущен по уважительной причине, то он может быть восстановлен судом, для чего подается судье соответствующее ходатайство.

Предлагаем ознакомиться:  Зарегистрировать машину не в своем городе

Далее все будет зависеть от того, насколько убедительны будут доводы налогоплательщика в пропуске установленного срока. Если доводы покажутся суду уважительными, то он восстановит срок обжалования, если нет — откажет в удовлетворении ходатайства, а также и требований заявителя (см., например, Постановление ФАС ВВО от 06.06.2008 N А29-7707/2007).

На основании ч. 3 ст. 199 АПК РФ суд вправе приостановить действие оспариваемого решения налогового органа до вступления в законную силу решения суда. Сделать это можно только по ходатайству заявителя.

По мнению контролирующих органов (Письмо Минфина России от 07.10.2008 N 03-05-05-03/44), при подаче заявления в арбитражный суд об обеспечении иска государственная пошлина уплачивается в размере 1000 руб. (пп. 9 п. 1 ст. 333.21 НК РФ). Солидарен в этом с Минфином и Президиум ВАС РФ. Так, в п. 13 Информационного письма от 25.05.

Причем позиция ВАС РФ прослеживается и в более поздних документах. В качестве примера приведем Определение от 09.01.2008 N 17476/07, которым арбитры отказали в передаче дела по заявлению о принятии обеспечительных мер для пересмотра в порядке надзора, поскольку не нашли достаточных оснований для этого.

События данного спора развивались по следующему сценарию. Арбитражный суд г. Москвы оставил без движения заявление организации о принятии обеспечительных мер, поскольку последняя не представила доказательства оплаты государственной пошлины. На что суд предложил ей в установленный срок устранить данное обстоятельство, послужившее основанием для оставления заявления без движения.

Однако, посчитав, что в данной ситуации государственная пошлина не взимается, организация в письменном виде отказалась от ее уплаты. Результат не заставил себя долго ждать — суд первой инстанции возвратил заявление о принятии обеспечительных мер истцу, Девятый арбитражный апелляционный суд поддержал его в этом.

В поисках справедливости организация, сославшись на неправильное применение судами норм права, обратилась в ВАС РФ с заявлением о пересмотре судебных актов в порядке надзора. Однако и тут ее ждало разочарование. Опираясь все на тот же п. 13 Информационного письма ВАС РФ N 91, главные арбитры указали, что, если при подаче заявления об обеспечении иска государственная пошлина заявителем не уплачена, арбитражным судом применяются правила, изложенные в ч. 6 ст. 92 и ч. 2 ст.

Итак, после регистрации канцелярией заявления налогоплательщика оно считается официально поступившим в суд. С этого момента начинает отсчитываться двухмесячный срок, в течение которого арбитражный суд должен отреагировать на заявление (ч. 1 ст. 200 АПК РФ).

В рассмотрении спора в зале суда принимают участие заявитель, руководитель органа, принявшего спорный акт, или должностное лицо, совершившее оспариваемые действия, а также их представители. Более того, в деле могут участвовать и иные заинтересованные лица, а иногда в процессе инициатором спора может быть и прокурор (ч. 2 ст. 198 АПК РФ).

В соответствии с ч. 2 ст. 200 АПК РФ арбитражный суд извещает участников спора о времени и месте судебного заседания, при этом случаи неявки указанных лиц (извещенных надлежащим образом) не являются препятствием для рассмотрения дела. Вместе с тем в определенных ситуациях рассмотрение спора без его участников, по мнению суда, пустая трата времени, поэтому неявка в заседание по вызову суда может стать основанием для наложения штрафа <11> (ч. 3 ст. 200 АПК РФ).

Если же суд не известил надлежащим образом участника спора о времени и месте судебного заседания, то наложение штрафа будет незаконно (Постановление ФАС ЗСО от 01.08.2006 N Ф04-4884/2006(25094-А27-3)).

Основная задача, которая стоит перед судьей при рассмотрении спора, — докопаться до сути и установить, действительно ли результат применения ненормативного акта (решения или действия) контролирующих органов нарушает права хозяйствующего субъекта (заявителя) (ч. 4 ст. 200 АПК РФ). Причем последний не обязан доказывать в суде их незаконность, поскольку на основании ч. 5 ст.

В соответствии со ст. 22 НК РФ налогоплательщикам гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов, причем данные права обеспечиваются посредством выполнения должностными лицами налоговых и иных уполномоченных органов соответствующих обязанностей. Заводя речь о данной норме, не следует забывать об основных началах налогового законодательства, установленных ст. 3 НК РФ.

В этой связи, по мнению ВАС РФ (Постановление от 28.02.2006 N 13234/05), при рассмотрении споров судам следует исходить из того, что любые попытки опровержения действий или сведений, содержащихся в представленных налогоплательщиком документах, должны иметь веские основания, не оставляющие места сомнениям в их добросовестности.

Результаты судебного разбирательства

По результатам рассмотрения дела арбитражный суд может признать ненормативный правовой акт недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными или отказать хозяйствующему субъекту в удовлетворении заявленных требований (ч. 2, 3 ст. 201 АПК РФ).

Предлагаем ознакомиться:  Доверенность от фирмы на представление интересов

В первом случае арбитры должны указать, что обязаны сделать контролирующие органы для устранения допущенного нарушения, а также определить порядок и срок восстановления нарушенных прав заявителя. С момента вынесения такого решения оспариваемый ненормативный акт утрачивает юридическую силу и больше не применяется.

Однако в процессе его действия налогоплательщики могли понести из-за него значительные убытки. В этом случае представители хозяйствующего субъекта могут обратиться в суд и потребовать с контролеров, принявших незаконное решение, возмещения в порядке, предусмотренном гражданским законодательством (ст. ст. 16, 1069 ГК РФ).

Во втором случае решение об отказе в удовлетворении заявленного требования принимается, если суд установит, что оспариваемый акт, решения и действия (бездействие) контролирующих органов не противоречат действующему законодательству и не нарушают права и законные интересы заявителя (налогоплательщика).

В процессе принятия решения (независимо от результата) арбитражный суд обязан руководствоваться порядком, установленным для обычного производства, — гл. 20 АПК РФ (ч. 1 ст. 201 АПК РФ).

Так, если речь идет об оспаривании актов, решений контролирующих органов, решение арбитражного суда обязательно должно содержать следующее (ч. 4 ст. 201 АПК РФ):

  • наименование органа или лица, принявших оспариваемый акт, решение; название, номер, дату принятия оспариваемого акта, решения;
  • название закона или иного нормативного правового акта, на соответствие которому проверены оспариваемый акт, решение;
  • указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

В случае оспаривания действий (бездействия) контролирующих органов и их должностных лиц, решений должны присутствовать (ч. 5 ст. 201 АПК РФ):

  • наименование органа или лица, совершивших оспариваемые действия (бездействие) и отказавших в совершении действий, принятии решений; сведения о действиях (бездействии), решениях;
  • название закона или иного нормативного правового акта, на соответствие которым проверены оспариваемые действия (бездействие), решения;
  • указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

В соответствии с ч. 7 ст. 201 АПК РФ решения, принятые арбитражным судом, должны быть немедленно исполнены (если иные сроки не установлены в решении суда). На основании ч. 9 ст. 201 АПК РФ копии судебного решения должны быть направлены хозяйствующему субъекту (заявителю), ответчику (контролирующему органу), а в определенных случаях и прокурору или вышестоящему в порядке подчиненности лицу.

Альтернативный способ…

…обжалования налоговых споров — обращение в прокуратуру. В соответствии с п. 2 ст. 1, ст. ст. 21 — 25.1 Федерального закона N 2202-1 <13> данный орган осуществляет надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами, иными федеральными органами исполнительной власти, органами контроля, их должностными лицами, а также надзор за соответствием законодательству актов, издаваемых указанными органами и должностными лицами.

Итак, исходя из вышеизложенных норм, действия налоговых органов можно обжаловать в прокуратуру, которая по результатам рассмотрения жалобы налогоплательщика вправе заявить протест в соответствующий или вышестоящий налоговый орган либо в суд или вынести представление об устранении нарушений законодательства.

Протест прокурора подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта РФ или органа местного самоуправления — на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О его результатах незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме (п. 2 ст. 23 Федерального закона N 2202-1).

Вместе с тем на практике данный способ защиты используется налогоплательщиками довольно редко. В большинстве случаев обращение в прокуратуру является дополнительным рычагом психологического воздействия на налоговый орган, который применяется наряду с судебным обжалованием или обжалованием в вышестоящие органы.

По мнению автора, в органы прокуратуры целесообразно обращаться только в случае нарушения налоговиками процессуальных норм либо требований разумности при налоговом администрировании, а также в случае злоупотребления должностными лицами своими полномочиями. В качестве примера назовем некоторые из таких случаев:

  • грубые нарушения требований налогового законодательства при налоговом администрировании (порядка назначения, проведения налоговой проверки, осмотра, выемки документов, порядка реализации материалов проверки и т.д.);
  • искусственное затягивание выездной налоговой проверки без достаточных к тому правовых оснований;
  • факты вымогательства налоговыми инспекторами взятки либо иных вознаграждений.

О.Н.Малов

Эксперт журнала

«ЕНВД: бухгалтерский учет

и налогообложение»

Предыдущая запись Как вернуть страховку после погашения кредита
Следующая запись Родители написали жалобу на учителя

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector