Органы внутренних дел РФ: система, структурные части, задачи и служба

Полномочия органов внутренних дел

Структура органов внутренних дел РФ

ОВД выполняет существенный объем задач, связанных с обеспечением общественного порядка, как то: охрана базовых прав и свобод граждан, зашита правопорядка, контроль над общественной безопасностью (предотвращение преступлений, их выявление и пресечение и пр.) и т.д. ОВД является тем органом, который принимает и незамедлительно реагирует на обращения потерпевших или свидетелей правонарушений.

Пример 1

Статистика деятельности ОВД РФ, к примеру, за 2014 такова: число зарегистрированных обращений о преступных деяниях, административных нарушениях и прочих происшествиях – 29 288,5 тыс. (рост по отношению к предыдущему году составил 3,2%). Всего за 2014 год было зарегистрировано 2 166,4 тыс. уголовных преступлений, и этот показатель ниже, чем в предыдущем году на 1,8%.

Эффективность работы органов внутренних дел в 2014 году отражают и такие показатели:

  • средний уровень преступности в стране (на 100 000 человек) составил 1 507,9 тыс. преступлений, и это на 31,2 пункта ниже, чем в 2013 году;
  • среднее число тяжких и особо тяжких преступлений (на 100 000 человек) уменьшилось с 375, 1 (2013 год) до 365,7 (2014 год).

Чтобы понять, насколько обширен вклад структуры органов ОВД в решение вопросов общественной безопасности, можно также привести следующую статистику: в 2013 году 74,5 % общего числа предварительно расследованных преступлений было расследовано представителями ОВД. Средняя нагрузка на одного следователя ОВД – 38 уголовных дела, и этот показатель самый высокий среди всех правоохранительных органов.

Во главе всей структуры органов внутренних дел стоит Министерство Внутренних Дел (МВД) Российской Федерации.

Определение 1

Министерство внутренних дел есть федеральный орган исполнительной власти, в ведомстве которого находятся вопросы разработки и внедрения принципов государственной политики относительно нормативно-правового регулирования в области внутренних дел. Разработка государственной позиции по вопросам миграции также является зоной ответственности МВД РФ.

Руководство деятельностью Министерства Внутренних Дел осуществляется Президентом России (согласно положениям Указа Президента № 636, 21.05.2012 г.). Непосредственной главой МВД является Министр, которого назначает и освобождает от должности Президент. На Министра МВД возлагается личная ответственность за качество внедрения государственной политики в области внутренних дел.

В непосредственном подчинении у Министра МВД находятся его заместители, чье количество определяется Президентом, и им же данные лица принимаются на должность и освобождаются с нее.

Штат следователей МВД – самый крупный во всей системе органов, чья деятельность связана с защитой правопорядка, представлен 43,5 тысячами сотрудников, что составляет 65% всего следственного корпуса России. Указанные цифры вполне оправданы, учитывая показатели работы и нагрузки, приведенные в примерах выше.

Статус МВД закреплен в Положении о МВД России, и здесь же (п.3 Положения) определен круг задач, стоящих перед МВД РФ:

  • подготовка и внедрение принципов политики государства в области внутренних дел;
  • регулирование вопросов в области внутренних дел посредством применения правовых норм;
  • охрана прав и свобод, жизни и здоровья граждан России, граждан иных государств, находящихся на территории России и лиц, не имеющих гражданства;
  • обеспечение общественного порядка, общественной безопасности, охраны собственности;
  • противодействие преступности;
  • управление деятельностью органами внутренних дел и внутренними войсками;
  • реализация охранительных мер социального и правового характера относительно сотрудников ОВД, служащих внутренних войск, государственных гражданских служащих структуры МВД;
  • социально-правовое обеспечение сотрудников структуры МВД; лиц, уволенных со службы в ОВД; лиц, уволенных с военной службы; членов семей перечисленных лиц и прочих граждан, обеспечение которых, согласно законодательству России, подведомственно МВД.
  • Составными частями общей системы ОВД РФ, которую возглавляет МВД, являются:
    • органы внутренних дел, в том числе, полиция;
    • внутренние войска;
    • прочие подразделения, уполномоченные выполнять задачи, поставленные перед МВД.
  • Структура органов внутренних дел представлена:
    • центральным аппаратом МВД;
    • территориальными органами МВД;
    • образовательными учреждениями соответствующей направленности;
    • подразделения, чья деятельность связана с научными исследованиями;
    • организациями, в чьем ведомстве находятся вопросы медико-санитарного и санаторно-курортного обслуживания МВД;
    • окружными управлениями материально-техническим снабжением;
    • представительствами МВД РФ в других государствах;
    • иные подразделениями, призванными выполнять задачи, поставленные перед ОВД.
  • Центральный аппарат МВД включает в себя:
    • Главное командование внутренних войск;
    • Главное управление вневедомственной охраны;
    • Главное управление по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов РФ;
    • Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения;
    • Главное управление на транспорте;
    • Главное управление собственной безопасности;
    • Главное управление по противодействию экстремизму;
    • Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции;
    • Главное управление уголовного розыска;
    • Следственный департамент;
    • Департамент информационных технологий, связи и защиты информации;
    • Департамент делопроизводства и работы с обращениями граждан и организаций;
    • Организационно-аналитический департамент;
    • Управление по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите;
    • Оперативное управление;
    • Управление оперативно-розыскной информации;
    • Управление по организации дознания;
    • Управление по обеспечению безопасности крупных международных и массовых спортивных мероприятий;
    • Управление по обеспечению деятельности подразделений специального назначения и авиации.
Предлагаем ознакомиться:  Образец надзорной жалобы по кас рф в верховный суд

Территориальные органы МВД классифицируются по признаку территориально-административного деления:

  1. Органы МВД районного уровня: подразделения по муниципальным образованиям (районам, городам и пр.), подразделения на особо важных, режимных объектах и на закрытых территориально-административных образованиях, линейные отделы на воздушном, железнодорожном и водном транспорте, Управление на комплексе «Байконур».
  2. Органы МВД регионального уровня: МВД республик и иных субъектов РФ, главные управления.
  3. Органы МВД межрегионального уровня: линейные управления на воздушном, железнодорожном и водном транспорте, оперативные бюро, центры спецназначения.
  4. Органы МВД окружного уровня: Главное управление МВД по Северо-Кавказскому федеральному округу, управления на транспорте по федеральным округам.

Территориальные органы МВД уполномочены реализовывать следующие функции:

  • охрана прав и свобод, жизни и здоровья граждан России, граждан иных государств, находящихся на территории России, лиц, не имеющих гражданства;
  • обеспечение общественного порядка, безопасности;
  • противодействие преступности;
  • реализация мер по социальной и правовой защите работников ОВД, государственных гражданских служащих МВД, членов их семей; лиц, уволенных со службы в ОВД или военной службы во внутренних войсках МВД.

Полномочиями, которыми наделены территориальные органы МВД для реализации указанных выше функций, являются:

  • осуществление мер, направленных на внедрение политики государства в области внутренних дел на территории субъектов страны;
  • анализ и прогноз показателей преступности, уровня общественной безопасности и общественного порядка, показателей процессов миграции на территории субъекта;
  • разработка и вынесение на рассмотрение на основании данных анализа предложений по укреплению правопорядка, совершенствованию защиты граждан, общества и государства;
  • вынесение на рассмотрение предложений относительно законодательства РФ и ее субъектов, нормативно-правовых актов МВД;
  • участие в подготовке и внедрении программ регионального и межрегионального уровня, законов субъектов относительно защиты общественной безопасности и порядка;
  • осуществление мер профилактического характера относительно преступных деяний и административных правонарушений, в том числе, выявление и нивелирование условий, которые способствуют их свершению;
  • участие в обеспечении безопасности граждан в общественных местах, в том числе, во время массовых мероприятий;
  • организация оперативно-розыскной деятельности;
  • производство дознания и предварительного следствия по делам уголовного характера;
  • реализация мер, направленных на выявление, предупреждение и ликвидацию экстремизма;
  • организация деятельности подчиненных органов внутренних дел и внутренних войск в общем комплексе мер по противодействию терроризму; охране объектов и мест массового скопления граждан, которые потенциально могут быть подвержены террористическому посягательству; экспертной оценке защищенности граждан и объектов с точки зрения угрозы терроризма;
  • контроль над оборотом оружия на территории подведомственного субъекта, над детективной, охранной и сыскной деятельностью частного характера, над деятельностью ведомственной охраны;
  • участие в разработке и внедрении мероприятий, нацеленных на поддержание безопасности дорожного движения и профилактику ДТП; координация действий органов исполнительной власти в сфере безопасности дорожного движения;
  • организация защиты особо важных, режимных, закрытых объектов, специальных грузов, объектов, охрана которых возложена на ОВД; защита собственности граждан и юридических лиц;
  • обеспечение совместно с ФСБ защиты дипломатических представительств и консульских учреждений иных государств, расположенных на территории субъекта;
  • обеспечение государственной охраны должностных лиц органов, осуществляющих правоохранительную и контролирующую деятельность, судей, всех участников уголовного процесса, членов их семей;
  • организация делопроизводства по административным правонарушениям, входящим в область компетенции рассматриваемых органов;
  • обеспечение участия подчиненных органов в реализации надзорных и контролирующих функций относительно граждан, освобожденных из мест лишения свободы, соблюдения ими установленных судом запретов и ограничений, соблюдения иных предписаний осужденными;
  • обеспечение защиты и конвоирования задержанных и/или заключенных под стражу граждан, а также лиц, пребывающих в изоляторах временного содержания, подвергнутых административному аресту;
  • регистрация дактилоскопической и государственной геномной экспертизы;
  • участие в контролирующей деятельности относительно соблюдения установленной законодательством процедуры регистрации и снятия с регистрационного учета граждан РФ всеми возможными участниками процесса (физическими и должностными лицами); соблюдения установленного порядка временного пребывания в РФ иностранными гражданами; въезда, выезда и транзитного проезда через территорию страны;
  • проведение анализа оперативной ситуации на территории подведомственного субъекта РФ, и на основании аналитических данных – разработка и осуществление мероприятий, направленных на улучшение показателей эффективности применения сил и средств;
  • обеспечение реализации мер гражданской обороны подчиненными органами, поддержание стабильности их работы, а также работы внутренних войск как в военное время, так и в мирное, в условиях чрезвычайных ситуаций;
  • открытое информирование граждан, СМИ, органов государственной власти, органов местного самоуправления, объединений общественного характера о результатах своей деятельности; формирование отчета по результатам деятельности для предоставления законодательному органу государственной власти подведомственного субъекта РФ;
  • мониторинг мнения общественности о функционировании территориального органа, его подчиненных органов;
  • формирование и ведение информационных баз данных, содержащих сведения справочного, розыскного, правового, криминалистического, статистического и пр. характера; предоставление этих данных заинтересованным физическим и должностным лицам.
Предлагаем ознакомиться:  Тема 2. Производство по делам о несостоятельности (банкротстве)

Органы следствия

Особое внимание необходимо уделить такой составляющей МВД и его территориальных органов как следственные органы. Органы следствия обладают определенной автономией со своей структурой, подчиненной высшему и территориальному руководству ОВД.

Структуру органов следствия возглавляет Следственный Департамент МВД, который, в том числе, осуществляет контролирующую функцию за соблюдением следователями и подчиненными элементами структуры законодательных норм относительно уголовного судопроизводства.

Фундаментом построения структуры следственных органов являются следующие принципы:

  • централизация внутри системы (вышестоящие элементы структуры управляют нижестоящими элементами структуры);
  • сообразность построения структуры органов следствия территориально-административному делению страны и линейному делению системы транспорта;
  • сочетание определенной процессуальной самостоятельности следователей и контроля над ними со стороны руководства процессуального и организационного характера;
  • координация действий с прочими органами внутренних дел и подчинение/соподчинение МВД (территориальным органам);
  • качественное взаимодействие с органами власти и гражданскими общественными объединениями.

Главой (начальником) Следственного департамента МВД является заместитель Министра внутренних дел, принимаемый на должность и освобождаемый с нее решением Президента России. Такая процедурная особенность служит некой дополнительной гарантией процессуальной автономности следственных органов в производстве уголовных дел, поскольку освобождает следователя от влияния иных служб, в частности, оперативных.

Основными задачами, стоящими перед Следственным департаментом, являются:

  • принятие участия в формировании ключевых направлений политики государства в области расследования преступных деяний, организации соответствующей деятельности, соблюдении законодательных уголовных норм;
  • улучшение качества регулирования в области расследования уголовных дел посредством применения правовых норм;
  • управление (организация, формирование методологии) функционированием органов предварительного следствия;
  • в установленных законом пределах полномочий реализация функции контроля над правомерностью принимаемых решений и осуществляемых действий следователями;
  • производство расследования особо тяжких преступных деяний, совершенных не единолично конкретным физическим лицом, а преступными группировками, сообществами, организациями, в частности, таких преступлений, которые вызвали общественный резонанс, основаны на разжигании межнациональной розни, носят межрегиональный характер и пр.;
  • налаживание эффективного сотрудничества между следователями ОВД и правоохранительными органами иных стран с опорой на положения международных договоров относительно оказания помощи правового характера в вопросах уголовных дел;
  • участие в разработке и внедрении мероприятий по повышению продуктивности кадровой политики, совершенствованию профессиональных навыков сотрудников следственных органов.

Помимо непосредственно Следственного департамента функционируют также разного рода территориальные и линейные следственные представительства. К таковым относятся следственные подразделения, входящие в состав:

  • Главного управления МВД по Северо-Кавказскому федеральному округу;
  • управлений на транспорте по федеральным округам;
  • министерств внутренних дел республик, управлений МВД прочих субъектов страны;
  • отделов МВД районного, городского и иных муниципальных уровней, в частности, закрытых территориально-административных образований, режимных объектов;
  • Управления МВД комплекса «Байконур».

Внутренние войска МВД

Важное место в структуре ОВД РФ занимают внутренние войска МВД России.

Определение 2

Внутренними войсками МВД называют воинское объединение в структуре МВД Российской Федерации, осуществляющее деятельность, направленную на внутреннюю защиту государства в целом, охрану базовых прав и свобод, обеспечению безопасности в обществе.

Статус внутренних войск определяется законом № 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» (06.02.1997 г.)

Статья 2 указанного закона закрепляет задачи, поставленные государством перед внутренними войсками, такие как:

  • реализация мер совместно с прочими ОВД относительно защиты правопорядка в обществе, охраны общественной безопасности и организации режима чрезвычайных ситуаций;
  • в рамках законных полномочий участие в реализации комплекса мер по противодействию терроризму и поддержанию правового фундамента контртеррористических операций;
  • защита от преступных деяний и посягательств на важные объекты государства и специальные грузы;
  • в рамках законных полномочий участие в территориальной обороне страны;
  • содействие пограничным службам ФСБ в вопросах защиты государственных границ страны.
Предлагаем ознакомиться:  Должностная инструкция менеджера по рекламе и маркетингу
Замечание 1

Отдельными правовыми актами государство может возложить на внутренние войска дополнительные функции, к примеру, внутренние войска соответствующим федеральным законом уполномочены принимать участие в защите объектов государственной охраны (закон № 57-ФЗ «О государственной охране», 27.05.1996 г.)

В систему внутренних войск входят следующие подразделения:

  • управленческие органы войск;
  • соединения и части: оперативного назначения, специализированные моторизованные, по защите особо важных объектов страны и спецгрузов;
  • морские, авиационные воинские части;
  • высшие учебные заведения соответствующей профессиональной направленности;
  • подразделения, осуществляющие разведывательную деятельность;
  • части специального назначения;
  • учреждения медицинской, научно-исследовательской направленности и пр.;
  • подразделения, осуществляющие обеспечение функционирования деятельности внутренних войск.

Функционирование всех подразделений, частей и соединений опирается на специализированные положения, утверждаемые МВД РФ. На данный момент таким руководством к работе служит Общее положение о соединении и воинской части внутренних войск МВД России. Данное положение утверждено соответствующим приказом № 884 (15.11.2003 г.)

Замечание 2

Очевидно, что к военнослужащим внутренних войск предъявляются особые специальные требования, в частности, качественная подготовка физического, правового характера, грамотное владение оружием, специализированной техникой и иными спецсредствами.

Внутренние войска комплектуются посредством несения военной службы по контракту и посредством призыва на военную службу по экстерриториальному принципу.

Условия поступления на службу в ОВД

Особая важность задач, решение которых возложено на органы внутренних дел РФ, задает высокий уровень требований, предъявляемых к сотрудникам ОВД. Эти требования закреплены законодательно Законом о службе в ОВД и Законом о полиции.

Статья 17 Закона о службе в ОВД определяет, что служить в органах внутренних дел имеет право гражданин, чьи личные и профессиональные характеристики соответствуют следующим условиям:

  • возраст – не менее 18 лет, любых: пола, происхождения, расы, национальности, общественного статуса, религиозных убеждений, имущественного состояния, места жительства, принадлежности к законным общественным объединениям;
  • владение государственным языком;
  • владение необходимой, установленной законом квалификации;
  • обладание подходящими личными и деловыми характеристиками и навыками;
  • надлежащее состояние здоровья и физическая подготовка.

Поступлением на службу в органы внутренних дел является момент зачисления гражданина в качестве курсанта (слушателя) в высшее учебное заведение МВД, позволяющее получить профильное образование в очной форме. Возрастной порог поступления в высшие учебные заведения МВД – не более 25 лет. Замещать должности в органах внутренних дел могут лица в возрасте не старше 35 лет.

Также указанные выше законы устанавливают случаи, когда гражданину будет отказано в поступлении на службу в органы внутренних дел:

  • гражданин признан недееспособным или имеющим ограниченную дееспособность, при этом данный факт подтвержден официально соответствующим законным решением суда, получившим силу;
  • гражданин имеет статус подозреваемого или обвиняемого по рассматриваемому уголовному делу;
  • гражданин был осужден за совершенное преступное деяние согласно законному решению суда, получившему силу;
  • гражданин имеет судимости, включая снятые или погашенные;
  • относительно гражданина было прекращено уголовное преследования в связи: с превышением срока давности, мирового соглашения сторон, в результате амнистии или деятельного раскаяния;
  • гражданин отказался от участия в оформлении на него допуска к секретным, охраняемым законом сведениям (в случае, когда служба на предполагаемой должности связана с использованием такой информации);
  • физическое состояние, здоровье гражданина не соответствует требованиям, определенным МВД для представителей ОВД;
  • гражданин находится в любого вида родстве или близости с сотрудником полиции (в случае, когда служба на предполагаемой должности связана с прямым подчинением или руководством одного родственника другому);
  • гражданин вышел из гражданства РФ;
  • гражданин имеет гражданство (подданство) иных государств;
  • гражданин при оформлении поступления на службу в органы внутренних дел сообщил о себе заведомо ложные данные и/или представил поддельные документы;
  • гражданин обладает видом на жительство или другим документом аналогичного свойства, дающим право на постоянное проживание на территории иных государств;
  • относительно гражданина неоднократно (на протяжении года до момента поступления на службу в органы внутренних дел) выносились судебные решения, связанные с совершением им намеренных административных нарушений;
  • гражданин выражает свое несогласие с необходимостью соблюдать ограничивающие нормы, запреты, определенные законом для сотрудников ОВД, исполнять соответствующие обязанности и меры ответственности.

Лица, которые поступают на службу в органы внутренних дел, в обязательном порядке должны проходить определенный перечень обследований, результат которых подтвердит или, напротив, опровергнет возможность этих лиц служить в ОВД. Сюда, в том числе, относятся исследование психики и физиологии, тестирование, позволяющее выявить случаи употребления/злоупотребления наркотическими, психотропными веществами, алкоголем и прочими токсическими веществами.

Регламент процедуры военно-врачебной экспертизы и психологического отбора сотрудников для службы в ОВД установлен Правительством РФ, в частности, Положением о военно-врачебной экспертизе № 565 (04.07.2013 г.) и Правилами профессионального психологического отбора на службу в ОВД России (Постановление Правительства № 1259, 06.12.2012 г.)

МВД также устанавливает перечень должностей, которые предполагают наличие личного поручительства за гражданина, назначаемого на одну из этих должностей.

Определение 3

Личное поручительство представляет собой письменный документ от лица сотрудника ОВД со стажем работы от 3 лет, в котором он ручается за принимаемое на определенную должность лицо, за соблюдение этим лицом установленных законом порядков, запретов и ограничений.

Неоднократно уже упомянутые запреты и ограничения, накладываемые на сотрудников ОВД, закрепляются законами «О противодействии коррупции» и «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ст. 17,18,20), исключая те ограничения и обязанности, которые могут воспрепятствовать выполнению сотрудником действий оперативно-розыскного характера.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

К запретам, налагаемым на сотрудников ОВД, относятся:

  • запрет на осуществление предпринимательской деятельности;
  • запрет на использование полномочий занимаемой должности для удовлетворения интересов политических партий, религиозных объединений и прочих общественных организаций;
  • запрет в рамках исполнения должностных обязанностей принимать от граждан и/или юридических лиц любого рода вознаграждения (услуги, денежные вознаграждения, подарки и пр.).

Закон о службе в ОВД России содержит требования квалификационного характера. В общем виде это требования: к стажу/опыту работы соответствующей профессиональной направленности, определенному уровню профессиональных компетенций и знаний, непосредственно образованию, состоянию здоровья.

В частности:

  • для граждан, занимающих должности рядового состава и младшего руководящего состава обязательно наличие среднего (полного) общего образования;
  • для лиц, кто занимает должности среднего руководящего состава, требуется минимально наличие среднего профильного профессионального образования;
  • лица, занимающие должности старшего и высшего руководящего состава, обязаны иметь высшее профильное профессиональное образование.
Замечание 3

Для лиц, занимающих должности среднего, старшего и высшего руководящего состава, служба которых связана с производством расследования уголовных преступлений, административных расследований, антикоррупционных или правовых экспертиз, обязательно также наличие высшего юридического образования. Однако это правило имеет и исключения, когда на службу в статусе указанных должностей принимаются специалисты с иным высшим профессиональным образованием, но имеющие необходимый профессиональный опыт, дающий возможность эффективно исполнять должностные обязанности.

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

Что касается требований, устанавливаемых МВД к сотрудникам ОВД относительно состояния здоровья и физической подготовки – они формируются в зависимости от конкретной должности, специфики исполнения обязанностей на каждой из них.

Пример 2

Например, приказ МВД России от 18 мая 2012 г. № 521 «О квалификационных требованиях к должностям рядового состава, младшего, среднего и старшего начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации» №521 (18.05.2012 г.) закрепляет требования к уровню физической подготовки. В частности, лицом, вступившим на должность сотрудника уголовного розыска, может быть мужчина, в возрасте не более 25 лет, умеющий подтягиваться на перекладине более 13 раз.

Предыдущая запись Правила и порядок расторжения договора подряда по инициативе заказчика или подрядчика. Рассмотрение нюансов
Следующая запись Как вписать человека в страховку на машину? Добавление водителя в полис

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector