Закон о списании задолженности по налогам

Порядок списания безнадежной задолженности по налогам

В отношении задолженности истек установленный срок исковой давности.

Как следует из Письма Минфина России от 16.11.2010 № 03-03-06/1/725, для целей применения нормы о списании безнадежных долгов понятие срока исковой давности, а также причины прерывания течения этого срока регулируются гражданским законодательством РФ.

Напомним отдельные нормы ГК РФ, посвященные этому сроку:

  • исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено (ст. 195 ГК РФ);

  • общий срок исковой давности установлен в три года (ст. 196 ГК РФ);

  • его течение начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п. 1 ст. 200 ГК РФ), и заканчивается в соответствующие месяц и число последнего года срока (п. 1 ст.192 ГК РФ);

  • течение срока исковой давности может прерываться совершением обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга. После перерыва течение срока исковой давности начинается заново; время, истекшее до перерыва, не засчитывается в новый срок (ст. 203 ГК РФ).

При этом ГК РФ не уточняет, какие конкретно действия обязанного лица прерывают течение срока. Их примерный перечень приведен в п. 20 Постановления Пленума ВС РФ от 29.09.2015 № 43. К таким действиям могут относиться, в частности:

  • признание претензии;

  • изменение договора уполномоченным лицом, из которого следует, что должник признает наличие долга, равно как и просьба должника о таком изменении договора (например, об отсрочке или о рассрочке платежа);

  • акт сверки взаимных расчетов, подписанный уполномоченным лицом.

Например, как отмечено в Постановлении ФАС УО от 01.02.2013 № Ф09-150/13 по делу № А71-4334/2012, подписание акта сверки взаимных расчетов должником указывает на признание последним суммы задолженности, отраженной в акте сверки, следовательно, исчисление срока исковой давности должно осуществляться от даты подписания последнего из актов сверки.

Как следует из Письма Минфина России от 25.11.2008 № 03-03-06/2/158, истечение срока исковой давности в порядке, установленном ГК РФ, является достаточным основанием для признания задолженности безнадежной (нереальной к взысканию) независимо от факта обращения кредитора в суд. Таким образом, организация вправе списать задолженность по указанному основанию, даже если она не принимала мер к истребованию долга.

На практике возможны ситуации, когда организация обратилась в суд, который признал наличие задолженности контрагента, однако последний так и не погасил эту задолженность. В этом случае квалифицировать «дебиторку» в качестве безнадежной по истечении срока исковой давности организация не вправе. Такие разъяснения неоднократно давал Минфин в своих письмах.

Пунктом 2 ст. 266 НК РФ не предусмотрено особого порядка признания безнадежными долгов перед налогоплательщиком, подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу. В связи с тем, что кредитором реализовано право на судебную защиту по иску, признание данной задолженности безнадежной на основании истечения срока исковой давности невозможно (Письмо Минфина России от 13.08.2012 № 03-03-06/1/408).

В Письме от 29.05.2013 № 03-03-06/1/19566 финансисты указали: задолженность, подлежащая взысканию в порядке исполнительного производства, может быть признана безнадежной для целей налогообложения прибыли организаций в случае, если невозможность ее взыскания подтверждена постановлением судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства по указанным в абз. 2 п. 2 ст. 266 НК РФ основаниям, либо в случае ликвидации организации в установленном порядке.

Об этих основаниях речь пойдет далее.

Случаи невозможности уплаты или взыскания безнадежных недоимки или задолженности

Разграничение компетенции органов налоговой администрации при принятии решения о признании безнадежной к взысканию и списании задолженности по налогам, сборам и пеням представлено в таблице.

 Характер 
задолженности
 Размер 
задолженности
Орган, принимающий
решение о списании
задолженности
 Примечание 
Задолженность
образовалась
в связи с
перемещением
товаров через
таможенную
границу
Российской
Федерации
Более 
20 млн руб.
Федеральная 
таможенная служба
России по
согласованию с
Минфином России
Порядок и сроки 
представления
документов, а
также принятия
решения о
признании
безнадежной к
взысканию и
списании
задолженности
определяются
ФТС России
Менее 
20 млн руб.
ФТС России по 
представлению
региональных
таможенных
управлений
Российской
Федерации и
таможен,
непосредственно
подчиненных
ФТС России
Любая 
задолженность
по налогам,
сборам,
пеням, не
связанная с
перемещением
товаров через
таможенную
границу
Российской
Федерации
Вне 
зависимости
от размера
Налоговый орган по
месту нахождения
налогоплательщика.
Решение о списании
безнадежной
задолженности по
федеральным
регулирующим
налогам в части,
зачисляемой в
краевой и местный
бюджеты,
принимается в
зависимости от
размера суммы
территориальным
органом
Федеральной
налоговой службы
России или
ФНС России по
согласованию с
Минфином России
Порядок и сроки 
представления
документов, а
также принятия
решения о
признании
безнадежной к
взысканию и
списании
задолженности
определяются
ФНС России

В Постановлении Правительства РФ от 12.02.2001 N 100 (далее — Постановление N 100) определен порядок признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням по федеральным налогам и сборам. Примечательно, что указанным нормативным актом органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано применять аналогичные правила и для признания безнадежными к взысканию и списанию недоимки и задолженности по пеням по региональным и местным налогам и сборам.

В большинстве регионов рекомендации Правительства были восприняты. Единая позиция органов власти характерна, прежде всего, при определении оснований для признания налоговой задолженности безнадежной.

Так, недоимки по федеральным налогам и сборам, задолженность по начисленным пеням признаются безнадежными к взысканию и списываются в случае:

  • ликвидации организации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • признания банкротом индивидуального предпринимателя в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» — в части задолженности, не погашенной из-за недостаточности имущества должника;
  • смерти или объявления судом умершим физического лица — по всем налогам и сборам, а в части поимущественных налогов — в размере, превышающем стоимость его наследственного имущества, либо в случае перехода наследства к государству.

Эти же события, как правило, признаются основанием и для списания безнадежной задолженности по региональным и местным налогам и сборам.

Отметим, что Постановление N 100 определяет только одну категорию критериев для признания налоговой задолженности безнадежной и подлежащей списанию. Все указанные в нем основания имеют юридическую природу и не затрагивают вопросы экономической или социальной целесообразности списания безнадежных долгов по налогам и сборам.

Кроме того, все указанные выше основания признаются ст.44 НК РФ основанием для прекращения самой обязанности налогоплательщика или плательщика сбора по уплате установленного платежа, а не для ее списания. Правовая природа процедуры списания безнадежного долга предполагает, что у участника правоотношения сохраняется обязанность по уплате платежа, составляющего сумму задолженности, но по объективным причинам он не имеет возможности исполнить свое обязательство.

По мнению автора, действующий перечень оснований для признания налоговой задолженности, подлежащей взысканию, должен быть пересмотрен. Законодателю следует закрепить непосредственно в ст.59 НК РФ единый исчерпывающий перечень оснований для признания долгов по налогам и сборам безнадежными на всей территории Российской Федерации.

Так, в качестве примера основания для списания налоговой задолженности по причине социальной целесообразности можно привести одну из действующих норм Порядка признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням по местным налогам и сборам и неналоговым платежам, взимаемым с юридических и физических лиц на территории Одинцовского района Московской области (утв.

Подобное социальное основание для списания налоговой задолженности может быть применено, например, в отношении:

  • одиноких пенсионеров по возрасту, не имеющих детей и не имеющих иного дохода кроме пенсий;
  • семей, имеющих доход ниже прожиточного минимума, утвержденного правительством;
  • лиц, лишившихся имущества в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы, в течение нескольких лет со дня происшедшего события в размере, не превышающем сумму причиненного ущерба.

Существует и несколько отличная от вышеизложенной позиция, согласно которой предлагается включить в НК РФ только единый перечень юридических оснований признания задолженности безнадежной. Сторонники этой позиции считают, что вопросы, связанные со списанием задолженности по причинам экономического или социального характера, должны регулироваться бюджетным законодательством.

На протяжении последних лет неоднократно звучало и предложение о необходимости дополнить существующий перечень юридических оснований, при которых задолженность должна признаваться безнадежной, случаем истечения установленных НК РФ сроков применения принудительных мер взыскания задолженности.

Согласно пп.8 п.1 ст.23, п.8 ст.78, п.1 ст.113 НК РФ окончательный срок для взыскания недоимки составляет три года. Поэтому безнадежными и подлежащими списанию должны быть признаны долги по налогам и сборам, по которым истек трехлетний срок давности для их взыскания.

Порядок списания безнадежной задолженности по налогам

Правомерность такой позиции признается и отдельными судебными инстанциями. Свои решения судебные органы обосновывают тем, что хотя действующее Постановление Правительства РФ N 100 и нормативные акты региональных и местных органов исполнительной власти не предусматривают в качестве основания для признания налоговой задолженности безнадежной истечение сроков давности для ее взыскания, задолженность подлежит списанию в связи с отсутствием у налогового органа реальной возможности в установленном законом порядке взыскать недоимку по налогу.

Существующий порядок признания задолженности безнадежной и ее списания следует распространить и на суммы налогов, уплачиваемых в процессе применения специальных налоговых режимов, на суммы штрафов, а также на задолженность банков по неисполненным поручениям на перечисление налогов и сборов и решениям о взыскании налогов и сборов.

Решения о признании безнадежной к взысканию и списании налоговой задолженности принимают, как правило, непосредственно руководители налоговых органов по месту нахождения юридического лица либо по месту жительства (регистрации) физического лица, в том числе зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя. При этом Налоговым кодексом РФ теоретически допускается и иной порядок принятия подобного решения.

Например, налоговая задолженность по региональным или местным налогам и сборам может быть списана на основании решения специально созданной для этих целей комиссии по недоимке. Решение комиссии обычно требуется, если размер налоговой задолженности составляет значительную сумму. Заседание комиссии по недоимке проводится по мере поступления сведений от территориальных налоговых органов. На основании решения комиссии по недоимке издается соответствующее постановление главы региональной или местной исполнительной власти.

Может быть установлен и порядок, когда решение о списании налоговой задолженности по региональным или местным налогам и сборам принимается главой соответственно региональной или местной исполнительной власти. Такое решение оформляется в виде постановления и на его основании территориальные налоговые органы вносят изменения в карточку лицевого счета налогоплательщика.

Предлагаем ознакомиться:  Может ли несовершеннолетний быть учредителем

Основания для признания задолженности безнадежной

Что касается физических лиц, не являющихся ИП, то ФЗ о списании задолженности по налогам от 28.12.2017 № 436-ФЗ признает безнадежной образовавшуюся по состоянию на 01.01.2015 недоимку по транспортному налогу, налогу на имущество, земельному налогу, а также пеням по этим налогам (п. 1 ст. 12 Федерального закона от 28.12.

Важно помнить, что для того, чтобы быть списанной, налоговая задолженность должна числиться по состоянию на 01.01.2015. Ведь, скажем, списание транспортного налога (задолженности) физических лиц в 2018 году за 2014 и последующие годы законодательно не предусмотрено, поскольку отражен этот налог в качестве задолженности будет уже после 01.01.2015.

Закон о списании задолженности по налогам с 2018 года (Федеральный закон от 28.12.2017 № 436-ФЗ) предусматривает, что в отношении ИП, а также лиц, утративших статус ИП, признаются безнадежными и списываются образовавшиеся на 01.01.2015 долги (в т.ч. пени и штрафы) по любым налогам (за исключением НДПИ, акцизов и налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через границу РФ) (п. 2 ст. 12 Федерального закона от 28.12.2017 № 436-ФЗ).

Порядок списания безнадежной задолженности по налогам

Кроме того, у ИП будет списана задолженность по страховым взносам, которая образовалась до 2017 года, а также пени и штрафы по такой задолженности (ст. 11 Федерального закона от 28.12.2017 № 436-ФЗ).

В отношении организаций предусмотрено списание следующих недоимок (ч. 3.1 ст. 4 Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ, п. 2 ст. 6, ст. 7 Федерального закона от 28.12.2017 № 436-ФЗ):

  • недоимка по страховым взносам, пени и штрафы с нее, которые образовались по состоянию на 01.01.2017, данные о которых были переданы налоговикам от ПФР и ФСС, а налоговые органы утратили возможность взыскания этих сумм;
  • суммы страховых взносов, пеней и штрафов, которые были доначислены ПФР и ФСС в 2017-2018 годах за периоды, истекшие до 01.01.2017, но по ним истек срок взыскания до даты подписания акта приема-передачи данных в налоговые органы.

Обращаем внимание, что конкретные сроки списания задолженности по налогам в 2018 году не установлены.

Согласно абз. 2 – 4 п. 2 ст. 266 НК РФ безнадежными (нереальными к взысканию) долгами также признаются долги, невозможность взыскания которых подтверждена постановлением судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства, вынесенным в порядке, установленном Федеральным законом № 229 ФЗ[3], в случае возврата взыскателю исполнительного документа по следующим основаниям:

  • невозможно установить место нахождения должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях;

  • у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.

Таким образом, налогоплательщик, имеющий дебиторскую задолженность, может отнести ее к безнадежной при наступлении одного из вышеперечисленных обстоятельств (письма Минфина России от 09.02.2017 № 03-03-06/1/7131, от 14.11.2016 № 03-03-06/1/66459).

можно ли на дату постановления включить во внереализационные расходы суммы всех имеющихся задолженностей этого должника, в том числе тех, на которых нет судебного решения? Минфин считает, что учесть в расходах для целей налогообложения можно только ту конкретную задолженность, в отношении которой имеется постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства (см. письма от 21.07.2015 № 03-03-06/2/41683, от 12.08.2013 № 03-03-06/1/32519).

Согласно п. 1 ст. 416 ГК РФ обязательство прекращается невозможностью исполнения, если она вызвана обстоятельством, за которое ни одна из сторон не отвечает.Невозможность исполнения как основание прекращения обязательства должна наступить в силу объективных обстоятельств, например, пожара, уничтожившего все имущество должника и приведшего к невозможности исполнения им своих обязательств.

Задолженность перед организацией может числиться и за гражданином, и невозможность исполнения обязательства последним может быть обусловлена его кончиной. В соответствии со ст. 418 ГК РФ обязательство прекращается смертью должника, если исполнение не может быть произведено без личного участия должника либо обязательство иным образом неразрывно связано с личностью должника.

В то же время не всегда налогоплательщикам самим приходится идти в суд. Оказывается, в некоторых регионах сами инспекции заинтересованы в том, чтобы списать с карточек лицевых счетов налогоплательщиков безнадежные долги.

Например, в Свердловской области с исками в суд идут именно налоговики. И хотя они требуют взыскать «устаревшую» задолженность, которая на сегодняшний день числится на карточке лицевого счета организации, их цель — списать «неликвидную» задолженность, которая портит им показатели.

При этом инспекции прекрасно осознают, что все законные сроки взыскания задолженности они пропустили, и не спорят с этим:

  • они заявляют ходатайство о восстановлении пропущенного срока, но при этом приводят заведомо «проигрышные» причины, которые суд не принимает в качестве уважительных. Например, инспекции ссылаются на свою большую загруженностьРешение Арбитражного суда Свердловской области от 23.08.2011 № А60-21104/2011, на смену или сбой компьютерной программы по учету задолженности налогоплательщика, при которых были утрачены необходимые сведенияРешения Арбитражного суда Свердловской области от 03.08.2011 № А60-18282/2011, от 16.06.2011 № А60-12573/2011, на передачу задолженности из другого налогового органаРешение Арбитражного суда Свердловской области от 28.07.2011 № А60-17625/2011;
  • они прямо говорят суду, что не могут списать задолженность как безнадежную без его решенияРешения Арбитражного суда Свердловской области от 06.09.2011 № А60-24414/2011, от 26.08.2011 № А60-16755/2011, от 23.08.2011 № А60-21104/2011, от 03.08.2011 № А60-18282/2011.

Арбитражный суд Свердловской области, естественно, отказывает в удовлетворении требований о взыскании задолженности и выносит решение с нужной налоговикам формулировкой, например такой: «…суд в мотивировочной части решения установил факт утраты налоговым органом возможности взыскания вышеуказанных сумм в связи с истечением сроков взыскания…

»Решения Арбитражного суда Свердловской области от 06.09.2011 № А60-24414/2011, от 06.09.2011 № А60-23420/2011, от 26.08.2011 № А60-16755/2011, от 23.08.2011 № А60-21104/2011, от 03.08.2011 № А60-18282/2011, от 28.07.2011 № А60-17625/2011, от 22.07.2011 № А60-17743/2011, от 29.06.2011 № А60-11841/2011, от 16.06.

2011 № А60-12573/2011. Или такой: «…принимая во внимание, что по указанным спорным платежам истекли сроки по их взысканию, установленные законом, суд считает данные суммы безнадежными ко взысканию…»Решения Арбитражного суда Свердловской области от 09.06.2011 № А60-15486/2011, от 01.09.2011 № А60-20130/2011.

Не исключено, что и в Приморском крае налоговики сами пойдут в суд и будут действовать по аналогичной схеме, поскольку уже есть такая «договоренность» между Приморским краевым судом и краевой налоговой инспекциейп. 13 Обзора Судебной практики Приморского краевого суда по рассмотрению гражданских дел в кассационном и надзорном порядке в I полугодии 2011 г. от 30.06.2011.

Порядок списания безнадежной задолженности по налогам

Как видим, иски налоговиков о взыскании «устаревшей» задолженности направлены на то, чтобы сделать у себя «красивую отчетность». Но это выгодно и самим организациям, поскольку им не надо думать над тем, с каким иском обратиться в суд, чтобы он вынес решение с формулировкой, необходимой для списания зависшей задолженности как безнадежной. Так что налогоплательщикам этих регионов можно только позавидовать.

Чтобы инспекция и вы у себя в учете могли списать задолженность как безнадежную, вам нужно полученную копию решения суда, вступившего в силуч. 1 ст. 177, ч. 1 ст. 180 АПК РФ; п. 2.4 Порядка; подп. «а» п. 4 Перечня документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, утв. Приказом ФНС России от 19.08.2010 № ЯК-7-8/393@:

  • заверить в суде гербовой печатью;
  • отнести в свою инспекцию вместе с сопроводительным письмом, в котором надо указать, что вы представляете этот судебный акт для принятия инспекцией решения о признании задолженности безнадежной и ее списании. Также можно копию решения суда и сопроводительное письмо отправить по почте ценным письмом с уведомлением о вручении.
  • сотрудники налоговой инспекции, которая осуществляет свою деятельность по месту нахождения физического, либо юридического лица – должника;
  • налоговая организация, расположенная по текущему месту учета лица-налогоплательщика, либо уполномоченного налогового агента;
  • таможенные органы, наделенные исполнительной властью, в отношении налоговых обязательств – пеней, штрафов и т.д., касающихся непосредственных процедур перемещения различных товаров через границу государства.

Списание задолженности по имущественным налогам физлиц

Что касается НДФЛ, то списание задолженности по налогам с физических лиц предусмотрено в отношении их доходов, полученных с 01.01.2015 до 01.12.2017, но при получении которых НДФЛ не был удержан налоговым агентом, а сам налоговый агент о невозможности удержания НДФЛ сообщил в налоговую инспекцию. При этом так называемая «налоговая амнистия» по НДФЛ не распространяется на следующие доходы (пп. «г» п. 2 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2017 № 436-ФЗ):

  • в виде вознаграждений за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполнение работ, оказание услуг;
  • в виде дивидендов и процентов;
  • в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ;
  • в натуральной форме, определяемых в соответствии со ст. 211 НК РФ, в т.ч. подарков, полученных налогоплательщиками от организаций или ИП;
  • в виде выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях.
  • сообщения о принятии решения о ликвидации;
  • заявления о снятии с учета организации, ликвидируемой по основаниям, установленным ст.61 ГК РФ.

Иных оснований для списания недоимки юридических лиц действующим законодательством прямо не предусмотрено <5>.

В соответствии со ст.61 ГК РФ любое юридическое лицо может быть ликвидировано:

  • по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано;
  • по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных Гражданским кодексом РФ.

Кроме того, для коммерческих организаций, а также потребительских кооперативов, благотворительных или иных фондов гражданским законодательством предусмотрена возможность ликвидации по правилам ст.65 ГК РФ в связи с признанием несостоятельности (банкротства) такой организации.

Решение о признании безнадежной и списании налоговой задолженности организации, ликвидированной вследствие банкротства, в том числе вследствие банкротства отсутствующего должника, принимается на основании следующих документов:

  • копии решения арбитражного суда о признании организации банкротом, заверенной гербовой печатью соответствующего арбитражного суда;
  • копии определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства, заверенной гербовой печатью соответствующего арбитражного суда;
  • справки налогового органа по месту нахождения организации о сумме задолженности.
Предлагаем ознакомиться:  Можно ли убрать страховку по кредиту

При этом безнадежной к взысканию признается и списывается задолженность организации, не погашенная за счет конкурсной массы.

Независимо от причины ликвидации организации, прежде чем принять решение о списании задолженности, налоговый орган обязан:

  • назначить и провести выездную налоговую проверку организации;
  • обеспечить применение к организации мер взыскания задолженности в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе путем обращения в органы МВД с запросом о розыске должностных лиц ликвидируемой организации, выявлении ее имущества, розыске дебиторов организации и ее расчетных счетов.

Налоговый орган снимает организацию с учета на основании:

  • акта налоговой проверки организации;
  • документов, подтверждающих невозможность взыскания задолженности (в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве — справка банка об отсутствии денежных средств на расчетных счетах или о закрытии счета и т.п.);
  • иных документов, представляемых налогоплательщиком для целей учета в налоговом органе юридических и физических лиц.

Решение о признании безнадежной к взысканию и списании задолженности при ликвидации организации принимается на основании следующих документов:

  • документа уполномоченного органа, подтверждающего факт государственной регистрации ликвидации юридического лица;
  • справки налогового органа по месту регистрации (нахождения головной организации) организации о сумме задолженности.
  • копии решения арбитражного суда о признании индивидуального предпринимателя банкротом, заверенной гербовой печатью соответствующего арбитражного суда;
  • копии определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства, заверенной гербовой печатью соответствующего арбитражного суда;
  • справки налогового органа по месту жительства (регистрации) физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, о сумме задолженности, подлежащей списанию.

Решение о признании безнадежной к взысканию и списании налоговой задолженности физического лица, умершего или объявленного судом умершим, принимается на основании следующих документов:

  • копии свидетельства о смерти физического лица или копии судебного решения об объявлении физического лица умершим;
  • копии свидетельства о праве на наследство;
  • копий документов, удостоверяющих личность физических лиц, принимающих наследство;
  • справки о стоимости имущества (его части), перешедшего по наследованию;
  • документа, подтверждающего уплату наследником умершего или объявленного судом умершим физического лица задолженности в части поимущественных налогов, приходящейся на принятую часть наследства, или официальных документов о невозможности взыскания указанной задолженности с наследника;
  • справки налогового органа по месту жительства (регистрации) физического лица о сумме задолженности, подлежащей списанию.

При наличии наследственного имущества решение о признании безнадежной к взысканию и списании задолженности физического лица в части поимущественных налогов принимается в размере, превышающем стоимость наследственного имущества. Наследство или его части, принимаемые наследником (наследниками), обременены обязательствами перед бюджетом пропорционально оценочной стоимости и подлежат удовлетворению наследником.

Следует отметить, что ни в Постановлении N 100, ни в других нормативных актах, регулирующих проведение сходной процедуры в отношении региональных и местных налогов и сборов, не определяется:

  • кто в рассматриваемой ситуации является инициатором решения вопроса о списании задолженности;
  • кто и в какие сроки должен представлять документы, необходимые для рассмотрения вопроса о списании задолженности;
  • производится ли это по инициативе налогового органа или в налоговый орган должны обратиться сами недоимщики — индивидуальные предприниматели, физические лица или их наследники?
  • личного заявления заявителя;
  • справки о составе семьи;
  • справок с места работы трудоспособных членов семьи, из пенсионного фонда, других организаций о сумме начисленной заработной платы, пенсий, стипендий, пособий за определенный период, предшествующий подаче заявления (например, за полгода);
  • документа, подтверждающего факт наступления события (стихийного бедствия, технологической катастрофы и (или) иных обстоятельств непреодолимой силы);
  • справки о сумме нанесенного ущерба, заверенной уполномоченным на это органом;
  • акта материального обследования условий проживания семьи заявителя, представленного региональными или местными администрациями либо органами социальной защиты населения;
  • ходатайства о списании задолженности региональных или местных администраций сельских округов и поселков;
  • справки налоговых органов о сумме задолженности по налогам, сборам и пеням, подлежащей списанию.

По мнению налоговых органов, списание безнадежных к взысканию сумм налоговых санкций (т.е. штрафов за налоговые правонарушения) Налоговым кодексом РФ не предусмотрено. Так же считают и представители Правительства РФ: налоговые санкции не подлежат списанию в соответствии с налоговым законодательством, поскольку они не имеют налоговой природы и выходят за рамки налогового обязательства, являясь наказанием за налоговое правонарушение.

На практике распространена ситуация, когда за организацией, прошедшей процедуру банкротства и исключенной из государственного реестра организаций, действующих на территории субъекта Российской Федерации, продолжает числиться в общей задолженности бюджету сумма несписанных штрафов. В свою очередь, налоговые органы не вправе снять такие организации-налогоплательщики с учета в налоговых органах.

Руководствуясь тем, что задолженность по налогу и пене списана, отдельные суды все же признают необоснованным и взыскание штрафов <6>. Тем не менее такой подход не решает полностью проблему списания безнадежных для взыскания штрафов, присужденных в связи с нарушением налогового законодательства.

Порядок списания безнадежной задолженности по налогам

Подобные законопроекты были предложены депутатами Законодательного Собрания Краснодарского края в 2000 г. и депутатами Московской областной Думы в 2002 г., но так и не были реализованы федеральным законодателем.

Списание на основании ст.59 НК РФ кредиторской задолженности перед бюджетами различных уровней в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется по счетам 91 «Прочие доходы и расходы», 99 «Прибыли и убытки».

Дебет 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» Кредит 91, субсчет «Прочие доходы».

По общему правилу при списании безнадежной налоговой задолженности налогооблагаемая прибыль на эту сумму не увеличивается. Но если ранее на указанную сумму налоговых платежей налогооблагаемая прибыль была уменьшена, то списанная сумма на основании п.34 ст.270 НК РФ будет учитываться при расчете налога на прибыль.

Основания для признания задолженности безнадежной

Зачастую поводом для списания недоимки является либо прекращение деятельности, либо недостаточность имущества для погашения долгов перед бюджетом, например, ликвидация организации, признание предпринимателя или физлица банкротом, смерть налогоплательщика, вынесение судебным приставом постановления об окончании исполнительного производства в связи с невозможностью взыскания недоимки (подп. 1–4.1 п. 1 ст. 59 НК РФ).

Возможно признание задолженности безнадежной ко взысканию через суд. Это осуществляется на основании судебного акта, из которого следует, что предельные сроки взыскания недоимки истекли, в связи с чем налоговые органы не имеют права взыскивать долги по налогам и сборам. Такой вывод могут содержать и резолютивная, и мотивировочная часть судебного акта по налоговым спорам (п.

  • решение суда по существу вопроса, например, инспекции отказывается в возможности взыскания с налогоплательщика долгов по платежам в бюджет, т. к. срок их взыскания истек (ч. 1 ст. 167 АПК РФ);
  • определение суда об отказе налоговому органу в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании задолженности (подп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ);
  • иной судебный акт по любому налоговому спору, который содержит вывод об утрате инспекцией права взыскания с налогоплательщика недоимки, штрафов, пеней в связи с истечением срока их взыскания.

Налоговая инспекция обязана сразу после вступления в силу одного из вышеперечисленных судебных актов исключить запись о задолженности из лицевого счета налогоплательщика (абз. 4 п. 9 постановления от 30.07.2013 № 57).

О правилах бухучета списываемой кредиторской задолженности читайте в статье «Списание кредиторской задолженности — проводки и сроки».

  • в случае полной ликвидации учреждения, предприятия, если образование долга было связано с неуплатой пеней и штрафов по установленным платежам, по причине недостатка средств и имущества у организации;
  • при признании индивидуального предпринимателя банкротом, если недоимки по платежам были образованы по причине недостаточности имущества у физического лица;
  • случаи смерти физического лица, либо его объявление умершим в установленном судебном порядке, в отношении долгов по всем имеющимся платежам, например, транспортного налога. В данном случае размер задолженности, признанной безнадежной, должен превышать размер наследства, оставшегося после смерти наследодателя;
  • в ситуации, когда уполномоченный судебный орган принял решение и издал судебный акт, в соответствии с которым налоговый орган теряет свое законное право на взыскание существующей недоимки по платежам. Данный иск может быть подан любым заинтересованным лицом;
  • при вынесении решения судебным приставом-исполнителем, содержание которого подразумевает прекращение исполнительного производства в отношении физического или юридического лица, если с момента появления недоимки прошло 5 и более лет.

Признание той или иной задолженности безнадежной может быть осуществлено и по иным основаниям, в индивидуальном порядке.

Порядок списания безнадежной задолженности по налогам

Приказ, как важный налоговый правовой акт, подписывается руководством уполномоченного органа, например, налоговой, либо иной организации, а также главным бухгалтером.

В отдельных случаях, принятие решения по признанию имеющегося долга безнадежным для взыскания входит в компетенцию судебного органа. Основанием для начала судебного разбирательства будет выступать иск. Заявление может быть подано заинтересованным лицом – сотрудником налогового органа и т.д.

На основании представленных данных, судебный орган создает соответствующий приказ об удовлетворении требований, которые содержит исковое заявление, либо об отказе в исполнении иска. Иск может быть подан в любое время, в течение действия установленного срока давности.

Пунктом 1 ст. 417 ГК РФ установлено: если в результате издания акта государственного органа исполнение обязательства становится невозможным полностью или частично, обязательство прекращается полностью или в соответствующей части. Стороны, понесшие в результате этого убытки, вправе требовать их возмещения в соответствии со ст. 13 и 16 ГК РФ.

Такими законодательными и нормативно-правовыми актами органов государственной власти и органов местного самоуправления являются законы, указы, постановления, распоряжения, положения.

Общие положения о ликвидации. Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам (п. 1 ст. 61 ГК РФ).

В соответствии с указанной статьей юридическое лицо может быть ликвидировано:

  • по решению его учредителей (участников), в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано (п. 2);

  • по решению суда в случаях, предусмотренных п. 3;

  • в результате признания юридического лица банкротом (п. 6).

Согласно п. 9 ст. 63 ГК РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо – прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в ЕГРЮЛ в порядке, установленном Федеральным законом № 129 ФЗ[4].

Организация вправе признать задолженность безнадежной и включить ее сумму в состав расходов при расчете базы по налогу на прибыль после внесения в ЕГРЮЛ записи об исключении юридического лица – должника из реестра (Письмо Минфина России от 25.03.2016 № 03-03-06/1/16721).

Предлагаем ознакомиться:  Об исковом заявлении о возмещении материального ущерба и морального вреда

Документальным подтверждением ликвидации организации-должника может служить выписка из ЕГРЮЛ, порядок получения которой установлен ст. 6 Федерального закона № 129 ФЗ (Письмо Минфина России от 25.03.2016 № 03-03-06/1/16721).

При этом информация о ликвидации контрагента, размещенная на официальном сайте ФНС, не может использоваться в качестве единственного документального подтверждения расходов в виде суммы списанного безнадежного долга (Письмо Минфина России от 15.02.2007 № 03-03-06/1/98).

Ликвидация по решению налогового органа. Налоговые органы вправе исключить недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ в так называемом упрощенном порядке.

Так, в соответствии со ст. 64.2 ГК РФ считается фактически прекратившим свою деятельность и подлежит исключению из ЕГРЮЛ юридическое лицо, которое в течение 12 месяцев, предшествующих его исключению из указанного реестра, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством РФ о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету.

Прекращение деятельности ИП. Выписка из ЕГРИП о прекращении деятельности ИП не является достаточным основанием для признания задолженности безнадежной для целей исчисления налога на прибыль (Письмо Минфина России от 16.09.2015 № 03-03-06/53157).

То есть, если должником организации является индивидуальный предприниматель, ей следует помнить, что в целях применения положений п. 2 ст. 266 НК РФ понятие «ликвидация ИП» не тождественно понятию «ликвидация организации». Иными словами, после внесения записи в ЕГРИП о прекращении деятельности гражданина в качестве ИП он теряет право заниматься предпринимательской деятельностью.

Однако при этом он продолжает нести перед кредиторами имущественную ответственность как простой гражданин. Несмотря на то, что физическое лицо утратило статус ИП, его задолженность никуда не делась и оранизация-кредитор при расчете базы по налогу на прибыль не сможет учесть его задолженность в расходах по такому основанию, как ликвидация ИП.

Для целей налогообложения организации безопаснее учитывать дебиторскую задолженность ИП в составе безнадежных долгов по иным основаниям, например, по истечении срока исковой давности.

Списание «дебиторки» по контрагентам, объявленным банкротами. В соответствии со ст. 2 Закона о банкротстве[5] под конкурсным производством понимается процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.

Основания для признания задолженности перед бюджетом безнадежной ко взысканию

Инспекция может не проинформировать о вынесенном решении, поэтому налогоплательщику следует обратиться в налоговый орган с тем, чтобы ему была выдана копия данного решения (подп. 9 п. 1 ст. 21, подп. 12 п. 1 ст. 32 НК РФ).

Налоговому органу также необходимо отозвать неисполненные поручения на списание денежных средств со счетов налогоплательщика и перевод электронных денежных средств, которые были ранее выставлены при взыскании задолженности, признанной безнадежной (абз. 6, 9 п. 4.1 ст. 46 НК РФ).

В случае, если вдруг налоговая инспекция отказала налогоплательщику в списании долгов перед бюджетом, то ее действие (бездействие) можно обжаловать в вышестоящий налоговый орган или в суд (ст. 137, п. 1 ст. 138 НК РФ).

До того, как вышло постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57, задолженности перед бюджетом в карточке РСБ могли числиться годами. Причем, налоговики даже не обращались в суд с требованием о взыскании таких задолженностей, зная, что сроки взыскания уже пропущены. А поскольку не было обращений в суд, следовательно, не было и судебных актов, которые бы признавали право инспекции взыскивать платежи в бюджет с истекшими сроками исковой давности утраченным.

  1. Для начала в налоговой инспекции запрашивалась справка о состоянии расчетов с бюджетом. Согласно подп. 10 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговый орган обязан ее выдать.

В справке показывается задолженность налогоплательщика перед бюджетом по налогам и сборам, штрафам и пеням, однако не содержится никакой информации о том, каковы сроки взыскания по указанным задолженностям, ведь налоговое законодательство не требует от налоговиков представлять подобные сведения.

О том, какую форму будет иметь справка, выданная инспекцией, читайте в материале «Обновилась справка расчетов с бюджетом».

  1. Отражение в справке неполной информации о состоянии расчетов с бюджетом можно было считать нарушением права физического или юридического лица как налогоплательщика (постановление Президиума ВАС РФ от 01.09.2009 № 4381/09). Ссылаясь на нарушение своих прав, можно было обратиться в суд с требованием признать незаконным отражение в справке налоговой задолженности без указания сведений об утрате налоговым органом возможности взыскать ее.

признание безнадежных долгов

Если в ходе судебных слушаний устанавливалось, что инспекцией действительно пропущены сроки взыскания платежей в бюджет, то судом выносилось решение об утрате налоговыми органами возможности ее взыскания (см., например, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 23.05.2013 № А32-11744/2010, ФАС Уральского округа от 22.08.

  1. После того как судебный акт, из которого следовало, что сроки взыскания спорной налоговой задолженности пропущены и возможность ее взыскания налоговыми органами утрачена, вступал в законную силу, налогоплательщикам нужно было обратиться в инспекцию с заявлением о признании задолженности перед бюджетом безнадежной ко взысканию и ее последующем списании. К заявлению обязательно прикладывалась копия судебного акта, заверенная гербовой печатью.

Основанием для внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации должника является определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства. С даты внесения записи о ликвидации должника в ЕГРЮЛ конкурсное производство считается завершенным (п. 3, 4 ст. 149 Закона о банкротстве).

Дебиторская задолженность организации, признанной банкротом, в отношении которой введена процедура конкурсного управления, не может быть квалифицирована в качестве безнадежной до завершения конкурсного производства при условии, что кредитор заявил свои требования в установленном порядке и включен в реестр кредиторов.

Таким образом, задолженность организации, в отношении которой осуществляется процедура банкротства, включенная в реестр требований кредиторов, не может быть признана для целей налогообложения прибыли безнадежной и не учитывается в расходах при формировании налоговой базы до завершения конкурсного производства (письма Минфина России от 11.12.2015 № 03-03-06/1/72494, от 04.03.2013 № 03-03-06/1/6313).

Возможны ситуации, когда по тому или иному контрагенту в реестр требований кредиторов включена только часть дебиторской задолженности. При этом в отношении этого контрагента проведена процедура банкротства и он исключен из ЕГРЮЛ. В этом случае организация вправе списать всю сумму задолженности. Такой вывод следует из сложившейся арбитражной практики.

Так, в Постановлении ФАС ВСО от 24.09.2008 по делу № А33-16514/07-Ф02-4677/08 отмечено: тот факт, что задолженность была включена в реестр требований кредиторов не в полном объеме, не влияет на возможность отнесения безнадежного долга к внереализационным расходам[6].

Если у должников-банкротов имелись солидарные должники. Согласно п. 1 ст. 322 ГК РФ солидарная обязанность (ответственность) или солидарное требование возникает, если солидарность обязанности или требования предусмотрена договором или установлена законом, в частности, при неделимости предмета обязательства.

Пунктом 2 ст. 323 ГК РФ установлено, что кредитор, не получивший полного удовлетворения от одного из солидарных должников, имеет право требовать недополученное от остальных солидарных должников. Солидарные должники остаются обязанными до тех пор, пока обязательство не исполнено полностью.Если организация заключила с контрагентом договор, преду­сматривающий солидарные обязанности и солидарных должников, то в случае признания основного должника банкротом (вынесено определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства, организация-должник исключена из ЕГРЮЛ) она не может признать задолженность по обязательству безнадежной и, следовательно, учесть ее в расходах для целей налогообложения (Письмо Минфина России от 12.04.2012 № 03-03-06/1/194).

С 01.01.2018 в п. 2 ст. 266 НК РФ появился новый абзац[7], согласно которому безнадежными долгами (долгами, нереальными к взысканию) также являются долги гражданина, признанного банкротом, по которым он освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов (считаются погашенными) в соответствии с Законом о банкротстве.

Порядок списания безнадежной задолженности по налогам

Согласно п. 6 ст. 213.27 этого закона требования кредиторов, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества гражданина, считаются погашенными, за исключением случаев, предусмотренных указанным законом.

После завершения расчетов с кредиторами гражданин, признанный банкротом, освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов, в том числе требований кредиторов, не заявленных при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина (освобождение гражданина от обязательств) (ст. 213.

То есть, если имеется задолженность перед организацией физического лица и это лицо признано банкротом и освобождено от обязательств (в том числе от обязательств перед ней), организация вправе учесть эту задолженность при расчете облагаемой базы.

Вместо заключения

Намереваясь учесть дебиторскую задолженность в составе внереализационных расходов по основаниям, перечисленным в п. 2 ст. 266 НК РФ, организация должна учесть следующее.

Для признания задолженности безнадежной достаточно наличия одного из перечисленных оснований (Письмо Минфина России от 16.11.2010 № 03-03-06/1/725). Других оснований для признания долга безнадежным ст. 266 НК РФ не предусматривает.

Приведем примеры, когда долг перед организацией не является безнадежным в соответствии с п. 2 ст. 266 НК РФ и не может быть учтен в уменьшение базы по налогу на прибыль:

  • страна иностранного контрагента – должника ввела ограничения по выполнению обязательств в отношении российских организаций (Письмо Минфина России от 07.06.2017 № 03-03-06/1/35488);

  • судом вынесено решение об отказе во взыскании задолженности (письма Минфина России от 22.07.2016 № 03-03-06/1/42962, от 18.09.2009 № 03-03-06/1/591 и от 02.02.2006 № 03-03-04/1/72);

  • должник прекратил деятельность по причине слияния с другим юридическим лицом. Как разъяснил Минфин в Письме от 06.09.2016 № 03-03-06/1/52041, в случае слияния организации-должника с другим юридическим лицом на основании ст. 58 ГК РФ права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу. Следовательно, при слиянии организации-должника с другим юридическим лицом право требования погашения дебиторской задолженности у организации-кредитора переходит к вновь возникшему юридическому лицу – правопреемнику.

* * *

Налогоплательщик по итогам инвентаризации должен определить суммы дебиторской задолженности, нереальной к взысканию, и произвести их списание, издав соответствующий приказ.

Момент списания во внереализационные расходы безнадежных долгов возникает в том налоговом периоде, когда наступили обстоятельства, с которыми налоговое законодательство связывает право на уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму этих долгов.

[1]Введен Федеральным законом от 27.11.2017 № 335 ФЗ.

[2]Федеральный закон от 26.10.2002 № 127 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

[3]Федеральный закон от 02.10.2007 № 229 ФЗ «Об исполнительном производстве».

[4]Федеральный закон от 08.08.2001 № 129 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предприни-мателей».

[5]Федеральный закон от 26.10.2002 № 127 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

[6]Аналогичный вывод сделан в постановлениях ФАС ВСО от 24.09.2008 по делу № А33-16515/07-Ф02-4678/08, ФАС СЗО от 11.01.2010 по делу № А05-7454/2009.

[7]Абзац введен Федеральным законом от 27.11.2017 № 335 ФЗ.

Предыдущая запись Доверенность на получение почты образец правила оформления
Следующая запись Отпуск по графику — нужно ли в этом случае заявление?

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector