Приняты поправки в алкогольный 171-ФЗ: настойки и коктейли, торговля алкоголем на вынос- 1С Воронеж Компания АНТ-ХИЛЛ

Реализация алкоголя в кафе и ресторанах: типичные нарушения

Кто чем может торговать?

Дополняя пункт о собственном производстве, хочется обратить внимание на то, что с 31 марта 2017 года

Потребление (распитие) алкогольной продукции, приобретенной в объекте общественного питания, допускается только в данном объекте.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreators

Налить гостю крафтового пива с собой или продать ему бутылку настойки уже не получится – это будет нарушением закона. К этому же пункту относится и лазейка, позволяющая магазинам с видом деятельности «общественное питание» торговать алкоголем в ночное время. Раньше они могли продать клиенту бутылку водки и пирожок и это бы соответствовало требованиям закона.

Новая редакция закона вообще довольно жестко отнеслась к совмещению видов деятельности «розничная торговля» и «общественное питание». На эту тему появилось несколько дополнительных уточнений.

Розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания допускается только в объектах организации общественного питания, имеющих зал обслуживания посетителей (рестораны, бары, кафе, столовые, закусочные) (далее — объект общественного питания), вагонах-ресторанах (вагонах-кафе, вагонах-буфетах), а также на водных судах, воздушных судах, за исключением случаев, указанных в настоящем пункте, с условием вскрытия лицом, непосредственно осуществляющим отпуск алкогольной продукции (продавцом), потребительской тары (упаковки).

Для организаций в отношении ассортимента запретов нет: они могут заниматься розничной продажей любой алкогольной продукции (естественно, если не действуют другие ограничения, наличие которых является среди прочего основанием для отказа в выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции либо для аннулирования уже выданной лицензии).

Индивидуальные предприниматели вправе торговать только пивом, пивными напитками, сидром, пуаре и медовухой. Если они признаются сельскохозяйственными товаропроизводителями, у них есть также доступ к розничной продаже своего вина, включая игристое вино (то есть шампанское). Последнее правило действует и в отношении крестьянских (фермерских) хозяйств, созданных без образования юридического лица, которые занимаются производством вина.

Обратите внимание: производство и оборот пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи не является лицензируемой деятельностью (п. 1 ст. 18 Федерального закона № 171-ФЗ). С учетом того, что продажей другого алкоголя индивидуальные предприниматели заниматься не могут (за исключением сельскохозяйственных товаропроизводителей), у них в принципе не может быть лицензии на право реализации в розницу алкогольной продукции.

При этом продажа коммерсантом другого алкоголя грозит привлечением к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности без соответствующей лицензии (п. 15 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 № 47). Примеры из арбитражной практики – постановления АС ВСО от 24.09.2014 по делу № А19-2252/2014, от 31.07.2014 по делу № А19-2251/2014, Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2015 № 09АП-15992/2015.

Термины и определения

Прежде чем приступить к непосредственному изучению вопроса, нам необходимо обозначить основные понятия, которые используются в нормативно-правовых актах и пригодятся нам в работе. Главное — разобраться, что подразумевается под терминами алкогольной продукции и ее оборота. Все эти определения есть в ст.

2 Закона N 171-ФЗ. Итак, алкогольная продукция {amp}lt;3{amp}gt; — это пищевая продукция, которая произведена с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 1,5 процента объема готовой продукции. Кстати, в Законе о качестве и безопасности пищевых продуктов {amp}lt;4{amp}gt; алкогольная продукция также рассматривается в качестве пищевой.

Далее обозначим, что следует понимать под термином «оборот алкогольной продукции». Оборот — это закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение и розничная продажа.

Лицензирование

В ст. 11 Закона N 171-ФЗ сказано, что оборот алкогольной продукции осуществляется организациями при наличии соответствующих лицензий. Пунктом 1 ст. 16 этого нормативного акта также предусмотрена необходимость наличия у организации (реализующей алкогольные напитки) соответствующей лицензии. Согласно п. 2 ст. 18 Закона N 171-ФЗ лицензируются в том числе такие виды деятельности, как:

  • хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции;
  • закупка, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции;
  • розничная продажа алкогольной продукции.

Согласно п. 2 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) влечет наложение штрафа (с конфискацией продукции, орудий производства и сырья или без таковой):

  • на граждан в размере от 2000 до 2500 руб.;
  • на должностных лиц — от 4000 до 5000 руб.;
  • на юридических лиц — от 40 000 до 50 000 руб.

Реализация алкоголя в кафе и ресторанах: типичные нарушения

Нарушение лицензионных требований также наказуемо (п. 3 ст. 14.1 КоАП РФ). Штраф для граждан колеблется от 1500 до 2000 руб., для должностных лиц — от 3000 до 4000 руб., для юридических лиц — от 30 000 до 40 000 руб. {amp}lt;5{amp}gt;.

Приведем пример — Постановление ФАС МО от 24.04.2008 N КА-А41/3178-08. В ходе проверки соблюдения организацией лицензионных условий и требований при осуществлении розничной продажи алкогольной продукции инспекторы выявили факт отсутствия охранной сигнализации на объекте. В свою очередь, согласно Порядку лицензирования розничной продажи алкогольной продукции, действующему на территории города N, наличие на объекте (непосредственной продажи алкоголя) действующей охранной сигнализации является одним из лицензионных требований, предъявляемых к соискателям и обладателям «алкогольных» лицензий (в том числе к предприятиям общественного питания). Организация была привлечена к ответственности по п. 3 ст. 14.1 КоАП РФ. Судьи проверяющих поддержали.

С другой стороны, за оборот алкогольной продукции без соответствующей лицензии, а равно с нарушением лицензионных условий, административная ответственность для юридических лиц предусмотрена п. 4 ст. 14.17 КоАП РФ. Наказанием служат штраф от 50 000 до 100 000 руб. и конфискация продукции, орудий производства (оборудования), сырья, полуфабрикатов.

Алкоголь в организациях культуры

Если, допустим, помещение бара находится в здании, в котором располагается медицинское учреждение, розничная продажа любой алкогольной продукции в таком здании, скорее всего, будет запрещена. Причем наличие обособленного входа в бар ситуацию не меняет (Постановление ФАС ПО от 15.07.2014 по делу А49-7621/2013).

В то же время в описанной ситуации могут проверить расстояние от входа в помещение общества, осуществляющего розничную продажу алкогольной продукции, до входа в помещение медицинской организации, то есть тем самым выяснить, не находится ли предприятие общепита на территории, прилегающей к медицинской организации.

Так, расстояние оказалось слишком коротким (19 м) в деле № А56-8040/2013. Поэтому место расположения обособленного подразделения общества было признано не соответствующим требованиям, установленным п. 2 ст. 16 Федерального закона № 171-ФЗ (Постановление ФАС СЗО от 28.01.2014 № Ф07-9556/2013). А вот в деле № А82-11864/2014, дошедшем до судей АС ВВО, при проведении измерений не было учтено, что медицинская организация и кафе расположены на разных этажах одного здания. Поэтому арбитры встали на сторону кафе (Постановление от 22.06.2015 № Ф01-2211/2015).

Реализация алкоголя в кафе и ресторанах: типичные нарушения

Следует отметить, что аптека и кафе вполне могут располагаться рядом (в том числе в одном здании), поскольку первая не относится к медицинским организациям (Письмо Росалкогольрегулирования от 30.04.2013 № 8977/03-04). Совсем иначе обстоит дело с санаторием-профилакторием.

В соответствии с Номенклатурой медицинских организаций, утвержденной Приказом Минздрава РФ от 06.08.2013 № 529н, санаторий-профилакторий является лечебно-профилактической медицинской организацией. Не меняется ситуация и в том случае, когда санаторий-профилакторий функционирует в качестве структурного подразделения производственного объединения, так как он все равно занимается медицинской деятельностью – санаторно-курортным лечением.

В организациях культуры в рамках оказания услуг общепита продавать алкоголь можно (причем не важно, является ли данная организация коммерческой или некоммерческой). Но данное исключение из общего запрета на розничную продажу алкогольной продукции в организациях культуры работает в том случае, если организация не занимается видами деятельности, которые указывают на то, что она является, например, еще и детской.

Обратимся к Решению Арбитражного суда Свердловской области от 05.12.2014 по делу № А60-32901/2013, оставленному без изменения Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2015 № 17АП-16250/2013. В проверяемом периоде негосударственное частное культурное учреждение занималось предпринимательской деятельностью по продаже алкогольной продукции в розлив через предприятие общественного питания (кафе), функционирующее при учреждении.

Беспокоимся о сопроводительных документах

Последний запрет, на котором мы остановимся, касается невозможности осуществления розничной торговли алкоголем без сопроводительных документов (они удостоверяют легальность производства и оборота алкогольной продукции). Речь идет о товарно-транспортных накладных и прилагаемых к ним надлежаще оформленных справках.

Кстати, если продавец алкогольной продукции вообще не располагает соответствующей сопроводительной документацией, юридическое лицо (а также его должностных лиц) могут привлечь к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ. А вот отсутствие необходимой документации именно на момент проведения проверки (документы могут быть представлены позднее – допустим, при составлении протокола об административном правонарушении) образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.

3 указанной статьи. Такие разъяснения дал ВС РФ в Постановлении от 07.05.2015 № 72-АД15-2 (см. также Постановление ФАС МО от 29.05.2014 № Ф05-4228/14). (Но следует учитывать, что представление сопроводительных документов в апелляционную инстанцию делу не поможет – Постановление АС МО от 11.06.2015 № Ф05-5178/2015.

Обратите внимание: выставление в местах продажи (например, на прилавках, в витринах) товаров, продажа которых является незаконной (в случае полного или частичного отсутствия сопроводительных документов алкогольная продукция считается находящейся в незаконном обороте), образует состав административного правонарушения при условии отсутствия явного обозначения, что эти товары не предназначены для продажи.

Предлагаем ознакомиться:  Смерть сотрудника основные правила увольнения

Так, в деле № А70-4487/2014 доводы общества о том, что в день осуществления проверки в ресторане планировался банкет, обнаруженная алкогольная продукция была привезена клиентами ресторана и предназначалась для проведения торжества, были предметом рассмотрения судов и отклонены в связи с отсутствием достоверных доказательств, подтверждающих данное обстоятельство.

(На момент проверки в баре (на полках) ресторана общества находилась алкогольная продукция (вино) в количестве восьми бутылок, в карте бара указано на наличие вина в ассортименте, документы, удостоверяющие легальность производства и оборота указанной алкогольной продукции, отсутствуют.) В итоге общество привлекли к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ (Постановление АС ЗСО от 23.01.2015 № Ф04-13826/2014).

Лица, занимающиеся оказанием услуг общепита, вправе продавать алкогольную продукцию, но соблюдая ограничения, предусмотренные ст. 16 Федерального закона № 171-ФЗ. Запретов достаточно много (основополагающие с учетом сложившейся арбитражной практики проанализированы в настоящей статье). Так, индивидуальные предприниматели вправе заниматься реализацией только пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи (причем эта деятельность не лицензируется).

В отношении организаций таких ограничений нет, однако в нестационарных торговых объектах при оказании услуг общепита они могут продавать только алкоголь крепостью не более 16,5%. Совсем запрещена «алкогольная» торговля в детских, образовательных и медицинских организациях, на объектах спорта, а также на прилегающих к ним территориях.

Также следует помнить о том, что недопустима розничная продажа алкогольной продукции без сопроводительных документов. Законом установлены и другие запреты продажи данной продукции (например, в отношении продажи алкоголя на объектах военного назначения и прилегающих к ним территориях, а также несовершеннолетним).

[1] Утвержден и введен в действие с 01.04.2014 Приказом Росстандарта от 28.08.2013 № 582-ст.

Напомним, что продукция, поступающая на склад компании, должна сопровождаться документами, которые подтверждают легальность ее оборота. Согласно ст. 10.2 Закона N 171-ФЗ таковыми являются: товарно-транспортная накладная (ТТН) и справка к ней (для продукции, произведенной на территории РФ), справка к грузовой таможенной декларации (ГТД) (для импортированной продукции).

Кроме того, организациям общественного питания, предлагающим своим посетителям спиртные напитки, следует помнить, что алкогольная продукция включена в Перечень товаров {amp}lt;6{amp}gt;, подлежащих обязательной сертификации.

Отсутствие у организации надлежаще оформленных сопроводительных документов (поименованных выше) и (или) сертификатов на алкогольную продукцию влечет наступление административной ответственности по п. 2 ст. 14.16 КоАП РФ.

Величина штрафных санкций (с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции) составляет:

  • для должностных лиц — от 4000 до 5000 руб.;
  • для юридических лиц — от 40 000 до 50 000 руб.

Обратимся к арбитражной практике. В Постановлении ФАС ДВО от 07.06.2008 N Ф03-А73/08-2/2030 рассмотрена следующая ситуация. В результате проверки предприятия налоговики установили факт реализации алкогольной продукции, на которую документы отсутствовали (не было ни сертификатов, ни ТТН и ГТД со справками).

По факту правонарушения проверяющими был составлен протокол (по п. 2 ст. 14.16 КоАП РФ), а суд их действия признал правомерными. Аналогичная позиция представлена в Постановлении ФАС ЦО от 09.04.2008 N А48-3805/07-2, в котором суд также квалифицировал действия организации, а именно продажу алкогольной продукции без сертификатов соответствия и товаросопроводительных документов, как административное правонарушение по п. 2 ст. 14.16 КоАП РФ.

Заметим, что требование о наличии у организации документов, перечисленных в ст. 10.2 Закона N 171-ФЗ, продублировано и в Правилах продажи (п. 139). Поэтому очень часто их отсутствие квалифицируется как нарушение, за которое в КоАП РФ предусмотрена ответственность по п. 3 ст. 14.16 КоАП РФ, — нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Величина штрафных санкций по данному пункту (с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой) колеблется:

  • для должностных лиц — от 3000 до 4000 руб.;
  • для юридических лиц — от 30 000 до 40 000 руб.

Так, например, в Постановлении ФАС МО от 18.07.2008 N КА-А41/6225-08 арбитры нарушение в виде розничной продажи алкогольной продукции без сопроводительных документов квалифицировали по п. 3 ст. 14.16 КоАП РФ. Еще один пример — Постановление ФАС УО от 30.06.2008 N Ф09-4600/08-С1. В нем судьи пришли к выводу о том, что отсутствие в момент проведения на предприятии проверки сопроводительных документов на алкогольную продукцию образует состав административного правонарушения, предусмотренного п. 3 ст. 14.16 КоАП РФ.

Однако не все судьи формально подходят к разрешению споров между организациями и инспекторами. Так, ФАС ДВО (Постановление от 24.07.2008 N Ф03-А24/08-2/2750) попытался сформулировать квалифицирующие признаки для нарушений в области торговли алкогольной и спиртосодержащей продукцией без соответствующей документации.

По мнению арбитров, ответственность по п. 2 ст. 14.16 КоАП РФ наступает при отсутствии документов на алкогольную продукцию (находящуюся на реализации), по п. 3 ст. 14.16 КоАП РФ — в случае непредставления в ходе проверки сопроводительной документации (при ее фактическом наличии) и ее представлении в момент составления протокола.

Примечание. С нашей стороны нелишним будет упомянуть, что ненадлежащее оформление организацией — покупателем алкогольной продукции правовой части раздела «Б» справки к ТТН не образует состава административного правонарушения. На это указано в Постановлении Президиума ВАС РФ от 19.02.2008 N 13646/07 и Определении ВАС РФ от 09.07.2008 N 5810/08.

Правила продажи. Уважаемые посетители, ознакомьтесь!

Согласно п. 9 Правил продажи положения данного документа должны быть доведены до каждого покупателя в доступной форме.

Случай из жизни. В ресторане оказываются услуги общественного питания (в том числе реализуется алкогольная продукция). В результате проведения плановых мероприятий по надзору за соблюдением требований законодательства в сфере защиты прав потребителей и санитарно-эпидемиологического благополучия населения выявлено, что на стенде в фойе ресторана отсутствуют Правила продажи.

Обратим внимание на следующие случаи из арбитражной практики, затронувшие тему продажи алкоголя на территории (или вблизи) объектов спорта.

Расположение предприятия общепита в помещении Дворца спорта, не внесенного во Всероссийский реестр объектов спорта, не отменяет действия запрета на розничную продажу алкоголя. Это связано с тем, что указанный факт (невнесение объекта в реестр) сам по себе не свидетельствует об отсутствии у Дворца спорта статуса спортивного объекта (Постановление ФАС ПО от 24.12.2013 по делу № А12-4722/2013).

Объектом спорта может оказаться и здание Дома культуры. Пример – Постановление АС СЗО от 28.11.2014 по делу № А21-9691/2013, в передаче которого в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано Определением ВС РФ от 17.04.2015 № 307-КГ15-849. Суд установил, что Дом культуры является объектом спорта, исследовав:

  • положения устава МБУ в части основных видов деятельности;
  • положения технического паспорта здания Дома культуры, содержащего указание на наличие в нем спортивного зала общей площадью 424,5 кв. м;
  • отношения по аренде спортивного зала в данном здании для занятия уроками физической культуры с муниципальным бюджетным образовательным учреждением.

Кроме того, суд отметил, что на прилегающей к Дому культуры территории имеются детская и спортивная площадки для занятия силовыми упражнениями, которые расположены сразу за нестационарным торговым павильоном, принадлежащим обществу. В данном павильоне общество оказывает услуги общественного питания, реализуя при этом алкогольную продукцию с содержанием этилового спирта не более чем 16,5% объема готовой продукции. В итоге общество обязали прекратить розничную продажу алкогольной продукции.

Федеральным законом № 171-ФЗ установлен также запрет на розничную продажу алкогольной продукции в нестационарных торговых объектах. Но здесь есть исключения: в рамках оказания услуг общепита без привязки к конкретному объекту торговли организации могут торговать алкогольной продукцией с содержанием этилового спирта не более чем 16,5% объема готовой продукции, предприниматели – пивом, пивными напитками, сидром, пуаре и медовухой.

Обратим внимание на то, что в контексте применения Федерального закона № 171-ФЗ в отношении лиц, занимающихся оказанием услуг общественного питания, приходится анализировать использование ими торговых объектов, а не объектов организации общепита.

Таким образом, предприниматели при оказании услуг общественного питания (данный факт при необходимости также придется доказывать) могут заниматься розничной продажей разрешенной для них алкогольной продукции с использованием любого торгового объекта (как стационарного, так и нестационарного). А вот предприятия общепита могут заниматься розничной продажей любой алкогольной продукции в стационарных торговых объектах, в нестационарных объектах торговли они могут продавать только алкоголь крепостью не выше 16,5%.

Что нужно знать потребителю о напитке?

В части информации об алкогольной продукции кроме общих, перечисленных в п. п. 11, 12 Правил продажи, предусмотрены и специальные надписи. О них мы и поговорим подробнее. Так, согласно абз. 4 п. 136 Правил продажи розничная продажа алкогольной продукции недопустима, если на потребительской таре отсутствует предупреждающая надпись {amp}lt;8{amp}gt;

о вреде чрезмерного употребления алкоголя для здоровья, а также информация о противопоказаниях к ее употреблению (разрабатывается Минздравсоцразвития). Кроме того, в абз. 3 п. 138 Правил продажи содержится требование о необходимости указания пищевой ценности алкогольной продукции. Такое требование можно найти и в Законе о качестве и безопасности пищевых продуктов (п. 3 ст. 18).

Немаловажным аспектом являются сведения о цене. Согласно п. 141 Правил продажи в организациях общественного питания в прейскурантах на алкогольную продукцию указываются наименование алкогольной продукции, ее объем в потребительской таре, цена за весь объем алкогольной продукции в потребительской таре, а также за 0,1 или 0,05 л.

Вот пример из практики. Налоговый орган провел проверку в закусочной и установил, что в прейскуранте на алкогольную продукцию отсутствуют сведения о цене за весь объем алкогольной продукции в потребительской таре, а в витрине бара находится водка, не указанная в прейскуранте. Все это указывает на нарушение п. п.

Предлагаем ознакомиться:  Кто компетентен рассматривать споры вытекающие из договоров

138, 141 Правил продажи и наступление административной ответственности по п. 3 ст. 14.16 КоАП РФ (Постановление ФАС СЗО от 21.07.2008 N А21-546/2008). Аналогичные выводы содержатся в Постановлениях ФАС СКО от 08.07.2008 N Ф08-3837/2008-1362А, ФАС УО от 05.05.2008 N Ф09-3021/08-С1, ФАС ЦО от 13.11.2007 N А62-585/2007 и т.д.

Срок годности продаваемого товара тоже важный аспект. В п. 24 Правил продажи определено, что продукт, на который установлен срок годности, продавец обязан передать покупателю с таким расчетом, чтобы он мог быть использован по назначению до истечения срока годности. В качестве примера обратимся к Постановлению ФАС ЦО от 21.03.

Далеко не везде можно осуществлять розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15% объема готовой продукции. Об этом сказано в п. 3 ст. 16 Закона N 171-ФЗ и п. 136 Правил продажи. Так, торговля указанной продукцией запрещена:

  • в детских, образовательных и медицинских организациях;
  • на всех видах общественного транспорта;
  • в организациях культуры (за исключением расположенных в них организаций или пунктов общественного питания, в том числе без образования юридического лица), физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях.

Пожалуйста, пример — Постановление ФАС ЗСО от 24.07.2008 N Ф04-4507/2008(8595-А03-27). В суд обратился прокурор, по мнению которого лицензирующий орган в сфере розничной торговли алкоголем (Комитет по потребительскому рынку) незаконно бездействовал и не аннулировал «алкогольную» лицензию предприятия B, в то время как был обязан это сделать ввиду открытия этим предприятием гриль-бара (с розливом алкогольной продукции) в здании учебного заведения.

События развивались следующим образом. Образовательное учреждение высшего профессионального образования передало в аренду предприятию A подвальное помещение одного из корпусов института. В свою очередь, предприятие A передало этот подвал в субаренду предприятию B, которое и открыло в нем закусочную с продажей алкоголя.

Кроме того, продавать алкоголь (с содержанием этилового спирта более 15% объема готовой продукции) нельзя:

  • в местах массового скопления граждан и нахождения источников повышенной опасности (в том числе на вокзалах, в аэропортах, на станциях метрополитена, оптовых продовольственных рынках, объектах военного назначения) и на прилегающих к ним территориях {amp}lt;10{amp}gt;. Споры по поводу прилегающих территорий имеют повсеместный характер. Отметим, что инспекторы далеко не всегда одерживают в них победу. Например, закусочная, куда налоговики пришли с проверкой, располагалась неподалеку от автозаправочной станции (АЗС). В свою очередь, АЗС является источником повышенной опасности, и в радиусе не менее 100 м от нее продавать крепкие спиртные напитки нельзя. Однако инспекция не представила доказательств того, что орган местного самоуправления принял соответствующий акт об отнесении территории, на которой расположена закусочная, к территории, прилегающей к месту нахождения источника повышенной опасности. Поэтому претензии налоговиков были признаны необоснованными {amp}lt;11{amp}gt;;
  • в ларьках, киосках, палатках, контейнерах, с рук, лотков, автомашин, в других, не приспособленных для продажи данной продукции местах. Позицию арбитров по этому вопросу иллюстрирует Постановление ФАС СКО от 13.02.2008 N Ф08-215/08-91А. В нем рассматривается ситуация, когда проверкой установлено, что организация допустила нарушение Правил продажи алкогольной продукции, так как ее реализация осуществлялась в не приспособленном для этого месте (под навесом, во дворе ресторана). Суд проверяющих поддержал.

Несколько слов о дополнительных ограничениях в сфере розничной продажи алкоголя. Их вправе устанавливать субъекты РФ (п. п. 3.1 и 3.2 ст. 16 Закона N 171-ФЗ). Это могут быть ограничения по времени суток (например, после 23 часов продавать алкоголь нельзя) или по размеру оплаченного уставного капитала продавца, правда, на сферу общепита последнее ограничение не распространяется.

Не признаются производством алкогольной продукции действия по изготовлению алкогольной продукции путем смешения закупленной алкогольной продукции, содержащейся в потребительской упаковке и маркированной в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона, с иной пищевой продукцией или с применением других технологических процессов (настаивание, брожение и другие) в отношении такой алкогольной продукции, совершаемые организацией, осуществляющей розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в местах оказания таких услуг.

Внимательный читатель обратит внимание на то, что речь идет о смешении закупленной алкогольной продукции. Получается, что изготовление того же самогона в ресторане все еще не законно, т.к. при его производстве (брожении браги) закупленный алкоголь не используется. Хотя если внести в рецептуру правки и добавлять немного закупленного алкоголя в готовый продукт или в его полуфабрикат, то и самогон может быть легализован.

В любом случае, если вы готовите собственные настойки или смешиваете коктейли прочитайте внимательно данную поправку – все ли в вашем технологическом процессе ей соответствует?

О прилегающих территориях

Что касается прилегающих территорий, к ним относятся земельные участки, которые непосредственно прилегают к зданиям, строениям, сооружениям и границы которых определяются решениями органов местного самоуправления в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 № 1425. Прилегающая территория включает в себя:

  • обособленную территорию (ограниченную, допустим, забором) (если таковая имеется);
  • дополнительную территорию (примыкающую к границам обособленной территории либо непосредственно к зданию (строению, сооружению), в котором расположена детская, образовательная или медицинская организация либо объект спорта). В свою очередь, дополнительная территория определяется:
  • от входа для посетителей на обособленную территорию до входа для посетителей в стационарный торговый объект (при наличии обособленной территории);
  • от входа для посетителей в здание (строение, сооружение) до входа для посетителей в стационарный торговый объект (при отсутствии обособленной территории).

Примеров из арбитражной практики, когда организациями был нарушен запрет на продажу алкогольной продукции на прилегающих к соответствующим объектам территориях, более чем достаточно. Приведем некоторые из них.

Постановление АС СЗО от 24.02.2015 №Ф07-1280/2014 по делу №А56-42061/2013, в передаче которого в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано Определением ВС РФ от 20.05.2015 № 307-КГ15-5606. От объекта, используемого медицинской организацией, до входа в помещение, в котором осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, расстояние составляет 19 м, что свидетельствует о неустранении обществом обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии, в установленный срок.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafety

Постановление АС СЗО от 19.02.2015 №Ф07-405/2014. Судьи подчеркнули, что законодателем не разграничивается, является ли вход в образовательное учреждение действующим и предусматривающим проход посетителей либо используемым исключительно для технических целей. Поэтому дополнительная территория к объекту определяется исходя из мест расположения всех имеющихся входов, независимо от их назначения (центральный или технический вход).

Есть также дела, решенные в пользу продавцов алкогольной продукции.

Постановление АС СЗО от 29.09.2014 по делу №А56-78195/2013. Поскольку между входом для посетителей на обособленную территорию детского сада и входом в магазин имеется непреодолимое препятствие в виде проезжей части, расстояние до границы территории, прилегающей к детскому саду, должно измеряться по пешеходному маршруту.

Постановление АС ВВО от 09.09.2014 по делу №А82-16104/2013. По результатам проверки департамент (ответчик) отказал в продлении срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, поскольку счел, что магазин (отдел) и закусочная, принадлежащие обществу, расположены на территории, прилегающей к образовательной организации.

Судьи же установили, что схема прилегающей территории, которой руководствовался департамент в ходе проверки, содержит ошибочные сведения в части указания входа в образовательное учреждение. В связи с этим ответчик надлежащим образом не выполнил возложенную на него, как на лицензирующий орган, обязанность по установлению соответствия лицензиата и представленных им сведений в том числе требованиям ст.

16 Федерального закона № 171-ФЗ, ограничившись лишь изучением схемы прилегающей территории. Следовательно, департамент не имел оснований для принятия обжалуемого решения, поскольку отказ в продлении срока действия лицензии на основании допущенной в схеме прилегающей территории неточности нарушает права общества в сфере предпринимательской деятельности.

Постановление ФАС ВВО от 26.06.2014 по делу №А29-9640/2013. Установление границ прилегающей территории в отношении входа на территорию детского сада, не используемого для входа посетителей (условно – вход № 3), не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы общества.

Качество продукции

Приведем такой пример. В кафе вместе с закусками подаются алкогольные напитки (водка, вино, коньяк). В ходе проверки их качества инспекторы обнаружили в содержимом бутылок посторонние включения в виде мелких частиц (осадка). В связи с этим были отобраны пробы и вынесено предписание о лабораторных исследованиях.

Предлагаем ознакомиться:  Особенности временной регистрации в коммунальной квартире

По результатам последних алкогольная продукция не соответствует требованиям государственных стандартов, санитарным правилам и гигиеническим нормативам. В этом случае предприятие привлекается к административной ответственности, однако уже по ст. 6.14 КоАП РФ. В данной статье предусмотрено наказание за производство либо оборот алкогольной продукции (этилового спирта, спиртосодержащей продукции), не соответствующей требованиям государственных стандартов, санитарным правилам и гигиеническим нормативам. Статьей 6.

В связи с вышеизложенным напомним, что согласно абз. 1 п. 140 Правил продажи перед продажей алкогольной продукции продавец обязан проверить ее качество (по внешним признакам), целостность потребительской тары, наличие на товаре соответствующей марки и информации о товаре и ее изготовителе (поставщике). Об этом же свидетельствует арбитражная практика (Постановление ФАС УО от 28.07.2008 N Ф09-5362/08-С1).

Примеров привлечения организаций общественного питания к административной ответственности по ст. 6.14 КоАП РФ немало. Так, судьи ФАС ПО в Постановлении от 25.07.2008 N А65-82/08-СА3-48 признали правомерным наложение на организацию (кафе) штрафа в размере 100 000 руб. Причиной послужило отсутствие производственного контроля на предприятии, в результате чего в продажу поступил алкогольный напиток (коньяк), не соответствующий требованиям ГОСТа {amp}lt;12{amp}gt;. Продукт имел явные признаки недоброкачественности (в частности, наличие осадка, помутнений, посторонних включений).

Торговля на АЗС

Следующий запрет на розничную продажу алкогольной продукции касается всех видов общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения, остановочных пунктов его движения (включая станции метрополитена), автозаправочных станций.

В отношении автозаправочных станций в арбитражной практике можно найти такие особенности. В частности, не является нарушением п. 2 ст. 16 Федерального закона № 171-ФЗ нахождение помещения кафе и операторского зала автозаправочной станции в одном здании. В деле, рассмотренном Арбитражным судом Псковской области, судьи выяснили, что помещение кафе обособлено от помещения зала, в котором осуществляется расчет за приобретенное топливо и сопутствующие товары, кафе имеет отдельный вход для посетителей, оснащено контрольно-кассовой техникой.

При этом немаловажным является то обстоятельство, что в ходе проверки не были выявлены факты продажи алкогольной продукции на вынос либо распития алкоголя на автозаправочной станции (Решение от 23.09.2014 по делу № А52-2290/2013, оставленное без изменения Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2014).

Малозначительные правонарушения

Порой, признавая свою вину в совершении административного проступка, должностные и юридические лица предпочли бы ограничиться порицанием в свой адрес вместо штрафа. Напомним, что ст. 2.9 КоАП РФ предусматривает возможность освобождения от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения.

Кодекс РФ об административных правонарушениях не содержит указаний на то, какие правонарушения можно считать малозначительными. В решении этого вопроса следует учитывать разъяснения, данные высшими судебными органами. Так, согласно п. 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Именно потому, что признание правонарушения малозначительным — не обязанность суда, а его право, судебная практика неоднозначна. Например, одно и то же правонарушение, предусмотренное п. 3 ст. 14.16 КоАП РФ, судьи ФАС ВВО признают малозначительным (Постановление от 09.07.2008 N А31-670/2008-16), а ФАС ПО — нет (Постановление от 24.07.2008 N А12-3246/08-С15).

Стационарный или нестационарный?

Зависимость наличия права на продажу соответствующей алкогольной продукции от используемого объекта означает, что организация должна понимать, чем стационарный торговый объект отличается от нестационарного объекта торговли. Определения данных терминов представлены в Федеральном законе от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

Стационарный торговый объект – это торговый объект, представляющий собой здание или часть здания, строение или часть строения, прочно связанные фундаментом такого здания, строения с землей и подключенные (технологически присоединенные) к сетям инженерно-технического обеспечения.

Нестационарный торговый объект – это торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.

Эти же понятия заимствованы для ГОСТ Р 51303-2013 «Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения» [1]. Верховный суд РФ к этому добавил следующее (Определение от 09.06.2010 № 8-Г10-7).

Включение оспариваемыми нормами в понятие стационарного складского и торгового помещения указания на необходимость внесения здания или со­оружения, в котором такое помещение расположено, в ЕГРП не влечет за собой установления каких-либо дополнительных требований к такого рода помещениям, а лишь конкретизирует их характер как стационарных объектов, относящихся к недвижимому имуществу.

В свою очередь, Росалкогольрегулирование подвело общий знаменатель (см. Письмо от 30.04.2013 № 8977/03-04). Стационарным торговым объектом можно считать помещение, предназначенное для продажи товаров или оказания услуг общественного питания, расположенное в специально оборудованном для этих целей здании (части здания) или строении, которое:

  • прочно связано фундаментом с земельным участком;
  • подсоединено к инженерным коммуникациям;
  • внесено в ЕГРП либо относится к недвижимости по иным основаниям, установленным гражданским законодательством РФ.

Отсюда, в частности, следует, что розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более чем 16,5% объема готовой продукции может осуществляться на бортах воздушных судов организациями при оказании ими услуг общественного питания.

Конкретные случаи из арбитражной практики

Так, не является стационарным торговым объектом понтон (судно). Отнесение судна, на котором предполагается осуществление деятельности по розничной реализации алкогольной продукции, к объектам недвижимости не исключает необходимости установления его стационарности в целях получения лицензии, поскольку такое требование прямо предусмотрено законом.

К нестационарным торговым объектам относится также вагон-ресторан, входящий в состав поезда дальнего следования, в котором пассажирам оказываются услуги общественного питания. Поэтому в вагоне-ресторане общество вправе осуществлять розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более чем 16,5% объема готовой продукции (Постановление ФАС СЗО от 15.01.2013 по делу № А26-2426/2012, в передаче которого в Президиум ВАС отказано Определением ВАС РФ от 31.07.2013 № ВАС-5469/13).

В деле № А26-7923/2014 был рассмотрен спор о том, является ли стационарным торговым объектом здание ресторана. Судьи установили, что здание ресторана, используемое обществом для осуществления лицензируемого вида деятельности, имеет ленточный фундамент, а также присоединено к сетям энергоснабжения, водопровода и канализации.

(Согласно техническому паспорту здание представляет собой одноэтажное здание с мансардой площадью 337 кв. м, ленточным фундаментом (ж/б), отоплением, водопроводом и канализацией (локальными), горячим водоснабжением, принудительной вентиляцией.) При этом суд первой инстанции посчитал, что здание является нестационарным торговым объектом, так как по окончании срока аренды лесного участка (составляет 20 лет) подлежит демонтажу.

В свою очередь, суд апелляционной инстанции решил, что спорное здание соответствует понятию стационарного торгового объекта, поскольку прочно связано с земельным участком, то есть не является временной постройкой в понимании, определяемом для нестационарного торгового объекта. Невозможность заключения договора аренды на более длительный срок или передача земельного участка в собственность связана не с конструктивными особенностями здания, а с правовым режимом земельного участка (Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2015 по указанному делу, оставленное без изменения Постановлением АС СЗО от 26.05.2015 № Ф07-2365/2015).

А вот здание кафе, являющееся по документам временным сооружением, судьи не признали стационарным объектом торговли. Заявитель не представил документальное подтверждение стационарности здания кафе. Возведение объекта иного, чем разрешено в установленном порядке, может свидетельствовать в соответствии со ст.

222 ГК РФ о возведении самовольной постройки либо о нарушении нормативных правовых актов, но не означает автоматическое изменение статуса здания как временного и являющегося нестационарным (Постановление ФАС ЗСО от 06.03.2013 по делу № А70-5319/2012). В свою очередь, самовольно возведенное здание предприятие общепита обяжут снести (пример – Апелляционное определение Свердловского областного суда от 18.09.2014 по делу № 33-828/2014(33-16818/2013)).

Оказание услуг общепита нужно доказать

Следует помнить о том, что запрет на розничную продажу соответствующего алкоголя не действует при условии, что организация (предприниматель) оказывает услуги общепита. Так, в деле № А76-2112/2013 арбитры установили, что принадлежащий предпринимателю торговый павильон является временным сооружением, не связан прочно с земельным участком и отвечает всем признакам нестационарного торгового объекта.

три холодильных камеры, микроволновая печь, раковина, витрина, ящики, соки, воды, табачные изделия, аппарат для разлива пива, пластиковые бутылки объемом 1,5 л для разлива пива. Подобное оснащение объекта свидетельствует о том, что предприниматель ведет торговлю пивом из нестационарного торгового объекта, следовательно, им нарушен запрет на торговлю алкоголем (Постановление АС УО от 05.02.2015 № Ф09-9460/14).

Судьи не согласились с тем, что объектами, предназначенными для оказания услуг общепита, являются:

  • кафетерий при магазине (Постановление Пермского краевого суда от 12.08.2014 по делу № 44-а-570/14);
  • кафе-киоски (Апелляционное определение Архангельского областного суда от 17.10.2013 по делу № 33-5992);
  • киоски (Постановление Пермского краевого суда от 15.05.2013 по делу № 44а-369, Решение Московского городского суда от 08.12.2014 по делу № 7-8683).

https://www.youtube.com/watch?v=ytdev

А вот в Апелляционном определении Самарского областного суда от 09.06.2014 по делу № 33-4384/2014 судьи признали правомерной продажу пива в минимаркете (нестационарной организации торговли) в силу следующего. Из показаний свидетеля (директора) следует, что в минимаркете оказываются услуги общественного питания, осуществляется торговля кулинарными изделиями, полуфабрикатами высокой степени готовности, мучными кулинарными изделиями, хлебобулочными и кондитерскими изделиями, а также напитками (чай, кофе, пиво, минеральная вода и соки).

В зале расположены два столика для потребления продукции общественного питания, имеется одноразовая пластиковая посуда, разогреваются блюда и кулинарные изделия. Кроме того, в зале установлено устройство с дезинфицирующим средством, кожный антисептик, предназначенный для гигиенической обработки рук.

Предыдущая запись Подписание договора представителем по доверенности
Следующая запись Федеральные налоги и сборы 2020: виды и характеристика

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector