Помеха справа - правило ПДД

Правило помехи справа на парковках

Что это такое, определение

В различных разделах Правил Дорожного Движения имеются упоминания данного требования:

  • ПДД 8.9 — если очередность проезда не оговорена и никак не обозначена соответствующими знаками (Главная Дорога, Уступи Дорогу и т.д), при этом траектории движения транспортных средств пересекаются, предоставить преимущество обязан тот водитель, к которому помеха, в виде другого автомобиля, приближается с правой стороны;
  • ПДД 8.4 — если вы собираетесь совершить маневр перестроения с одной полосы в другую, то обязаны уступить автолюбителям, совершающим подобный маневр и находящимся справа от вас — одновременное перестроение;
  • ПДД 13.11 — на равнозначных пересечениях тоже необходимо руководствоваться данным правилом — в первую очередь пропускают машины, движущиеся по правой стороне, причем не имеет значения их дальнейшее направление — поворачивают налево или едут прямо.

Однако, как показывает практика, как раз в таких местах, где очередность не оговорена, и происходит большой процент дорожно-транспортных происшествий. Рассмотрим наиболее понятные и знакомые всем примеры.

Что же это за правило? На первый взгляд, смысл понятен: нужно уступить дорогу автомобилю справа. Есть и другое название – «правило правой руки». Водители часто ошибаются, думая, что пропускать должны всех, кто справа. Но нет, нужно адекватно оценивать ситуацию, учитывать и другие требования.

И при этом помнить: это правило не главное, оно применяется, когда нет других. Чтобы разобраться, нужно понять, как определение «помехи справа» трактуют Правила дорожного движения.

Помеха справа при проезде равнозначных перекрестков

Обратите внимание, данный пункт предполагает, что правило «помехи справа» применяется только на нерегулируемых перекрестках равнозначных дорог.

Нерегулируемый перекресток — перекресток, на котором:

  1. Нет регулировщика.
  2. Нет светофоров.
  3. Есть светофоры, но они не работают.
  4. Есть светофоры с желтым мигающим сигналом.

1. Явно установлен предупреждающий знак 1.6 «Пересечение равнозначных дорог».

2. Перед перекрестком установлен знак 2.2 «Конец главной дороги».

3. Перед перекрестком отсутствуют знаки приоритета 2.1, 2.3.1-2.5 и пересекающиеся дороги имеют одинаковое покрытие.

Например, перекрестком равнозначных дорог является пересечение полевых дорог или асфальтированных дорог, если на перекрестке отсутствуют знаки приоритета.

И только в том случае, когда и перекресток нерегулируемый, и дороги равнозначные, нужно использовать правило «помехи справа». На практике нерегулируемые перекрестки равнозначных дорог встречаются довольно редко.

Рассмотрим подробнее возможные ситуации на равнозначном перекрестке:

  1. Белый автомобиль поворачивает направо. В этом случае никому уступать не нужно, т.к. при возможном пересечении траекторий красная машина оказывается слева.
  2. Белая машина едет прямо, красный автомобиль едет по дороге справа и при этом поворачивает направо. Если на перекрестке достаточно места (например, 2 полосы в данном направлении), то можно проехать одновременно с красным автомобилем. Если такой возможности нет, как на рисунке выше, то пропустите автомобиль.
  3. Белый едет прямо, а красный автомобиль едет либо прямо, либо налево. В этом случае нужно пропустить красную машину.
  4. Белый автомобиль поворачивает налево, а красный — направо. Траектории не пересекаются, можно проехать одновременно.
  5. Белый поворачивает налево, а красный едет прямо или налево. Следует уступить дорогу.

Примечание. К нерегулируемым перекресткам равнозначных дорог довольно часто относятся перекрестки с круговым движением. На таких перекрестках правило помехи справа не действует и преимущество имеют автомобили, находящиеся на круге.

В данном пункте говорится о том, что если главная дорога меняет направление на перекрестке, то водители должны руководствоваться правилами проезда равнозначных перекрестков, т.е. правилом «Помеха справа».

Помеха справа

На перекрестке неравнозначных дорог правило «Помеха справа» применяется только в следующих случаях:

  • Белый автомобиль движется по главной дороге, которая поворачивает направо. Он должен уступить дорогу красной машине, которая въезжает на перекресток по главной дороге и приближается справа. Данный вопрос подробно рассмотрен в статье «Проезд нерегулируемых перекрестков по главной дороге«.
  • Синяя машина едет по второстепенной дороге, которая «поворачивает» направо. Она должна уступить дорогу оранжевому автомобилю, въезжающему на перекресток по второстепенной дороге и приближающемуся справа. Кроме того, синий должен уступить дорогу и всем автомобилям, въезжающим на перекресток по главной дороге (белому, красному). Данный вопрос подробно рассмотрен в статье «Проезд нерегулируемых перекрестков по второстепенной дороге«.

Когда применяется правило

Правило применяется, если траектории движения после маневра пересекаются.В ПДД предусмотрены три ситуации, когда следует четко руководствоваться правилом «Пропусти помеху справа», назовем его кратко ППС:

  1. Автомобили начинают одновременное перестроение.
  2. Проезд на прилегающей территории.
  3. Движение по перекрестку без организации движения (нерегулируемому) или по такому участку, где правила не устанавливают приоритетное право проезда.

Нерегулируемый перекресток – это пересечение дорог, на котором не установлен светофор и нет регулировщика. Если перекресток со светофором, который временно неисправен или постоянно выдает только желтое мигание, перекресток также нерегулируемый.

Правила перестроения из ряда в ряд по ПДД

Особенности осуществления маневра записаны в подпунктах раздела 8 ПДД:

  • перед перестроением автомобилист должен удостовериться, что во время действия он не помешает прочим участникам движения, не создаст аварийной ситуации;
  • он обязан заранее дать знать о своем намерении изменить траекторию следования другим водителям, включив поворотник;
  • автомобилист должен пропустить вперед тех, кто уже едет по полосе, на которую он собирается перестроиться;
  • при одновременном перестроении двух машин первой едет та, что справа, а другая уступает.
Предлагаем ознакомиться:  Заявление за оскорбление личности: образец и как доказать факт нарушения

Правила перестроения из ряда в ряд в соответствии с ПДД заключаются в следующем:

  • желающий сменить линию движения обязан просигналить об этом другим водителям включением поворотника;
  • если лампочка не работает, намерение перестроиться следует показать вытянутой в сторону рукой;
  • уходить на другую полосу можно только после того, как по ней проехали автомобили, движущиеся в попутном направлении без изменения траектории, то есть им следует уступить;
  • если две машины одновременно начали маневр, пропускать нужно ту, что оказалась с правой стороны, она имеет преимущество;
  • выполнять действие разрешается только тогда, когда оно не может помешать другим участникам движения, создать угрожающую ситуацию.

Эти правила зафиксированы в пунктах 8.1 и 8.4 ПДД.

Помеха справа в прочих ситуациях

Чтобы информация запомнилась лучше, рассмотрим конкретные ситуации, в которых могут оказаться водители:

  1. Автомобилисты находятся на перекрестке равнозначных дорог. В этой ситуации нет никаких сомнений: для синего авто красное является помехой справа. Значит, у красного – первоочередное право проезда.

    Правило помехи справа на парковках

  2. Водители едут по дороге, она начинает сужаться. Никаких знаков на определение первоочередного проезда нет, знак «Сужение дороги» к таким не относится.

Водитель справа начинает активно продвигаться вперед, считая, что него действует ППС. При этом ему безразлично, что он смещает водителя слева практически на встречку.

Другая ситуация. Один водитель едет прямо, впереди – ремонтные работы. Водитель справа совершает маневр, пытается сместиться влево и проехать вперед, мешая первому. Права на приоритетный проезд у второго водителя нет, он нарушает правила.

ПДД предупреждают: водитель при перестроении обязан уступить дорогу тем ТС, которые продолжают движение, не меняя направления.

Это означает, когда сужение или ремонт начинаются справа, первым проезжает водитель, не меняющий траекторию движения (тот, кто двигается прямо).

Самый цивилизованный способ договориться и не конфликтовать (для этой ситуации другого решения нет) – проезжать по очереди:

  1. Невнимательный водитель, не посмотрев по сторонам, выезжает с АЗС. Машина на дороге слева не ожидает, что ее не пропустят, не успевает среагировать и сбросить скорость. Результат – ДТП. Виновник в этой ситуации ясен – это водитель с заправки. Прилегающие территории (АЗС, дворы, стоянки и парковки) относятся к второстепенным. Выезжая с такой дороги, нужно пропустить всех: и слева, и справа.
  2. Два водителя двигаются по дворовой территории: один по широкой дороге, другой поворачивает справа с узкого неасфальтированного полотна. Первый считает, его дорога «главнее», игнорирует второго, получает удар от «помехи справа». Виноват здесь первый: на прилегающих территориях руководствуются только правилом правой руки.

Стоит убедиться, что вас действительно пропускают. Никогда не пытайтесь проучить другого водителя и ехать напролом. Такие манипуляции приведут только к ДТП.

Иногда следует проявлять великодушие. Если видите, что водителю с второстепенной дороги сложно завершить маневр, чтобы вас пропустить (предположим, скользкая дорога, а он на летней резине), сбросьте скорость, уступите дорогу. Вам будут благодарны.

Такие случаи встречаются довольно часто и связаны они обычно с разъездом на прилегающих территориях (во дворах, на автостоянках, парковках, рынках и т.п.). В данном случае все просто — водитель должен пропустить автомобиль, приближающийся справа.

В завершение хочу напомнить, что если приоритет регламентирован другими пунктами ПДД, то правило «Помеха справа» не применяется.

Правило помехи справа на парковках

Удачи на дорогах!

На перекрестке

Итак, самая простая ситуация: вы выезжаете на нерегулируемый перекресток равнозначных дорог.

Предлагаем ознакомиться:  Изменение графика работы по инициативе работодателя

Приводим три разные ситуации:

  • хотите продолжить движение прямо — уступаете тем, кто находится справа;
  • хотите повернуть направо — пропускаете транспортные средства, движущиеся прямо по пересекаемой вами дороге;
  • поворачиваете налево — пропускаете ТС, движущиеся прямо с противоположного направления и с того, на которое поворачиваете, находящиеся же слева от вас ТС обязаны уступить вам дорогу.

Также, согласно ПДД, на подобных пересечениях безоговорочное преимущество принадлежит трамваям — их нужно пропускать, куда бы они не поворачивали и с какой бы стороны к вам не приближались. Можно привести и другие примеры, но в любом случае уступать нужно тем, кто подъезжает к нам с правой руки, создавая помеху, и при этом траектории пересекаются.

Действует такое же правило помехи и на кольцевых перекрестках — очень часто они обозначены табличкой «Главная дорога» (черным отмечен именно сам круг), соответственно водители ТС, находящихся на кольце, обладают преимуществом, но между собой они руководствуются правилом правой руки.

Помеха с правой стороны

Весьма распространенная ситуация, вызывающая множество проблемных помех в условиях интенсивного трафика и плотного потока на магистралях больших городов. В данном случае ключевым является слово «одновременное».

Тоже можно привести множество однотипных ситуаций помех:

  • вы продолжаете движение в прямом направлении, не меняя полосы, другой же водитель хочет вклиниться на вашу полосу — уступать ему не нужно (хотя и не запрещено), поскольку он совершает маневр, также не имеет значения, с какой стороны он к вам приближается (справа или слева) — обязан пропустить встречный поток именно он;
  • одновременное перестроение — вы смещаетесь на правую полосу, подъезжая к перекрестку, кто-то же хочет перестроиться влево — уступает тот, у кого помеха справа.

Нужно отметить, что данный маневр является достаточно сложным, особенно когда обзор закрыт проезжающими фурами или автобусами.

Кто уступает дорогу

Для начала общие правила для законопослушных и корректных водителей:

  1. Предположим, вам необходимо перестроиться на левую полосу. А в этот момент на левой полосе другое авто тоже совершает маневр. Вы имеете первоочередное право: для соседа вы помеха справа, его обязанность – вам уступить.
  2. Если вы задумали поворот налево, а при этом сосед продолжает движение прямо, он не должен вас пропускать, хоть вы и помеха справа.
  3. Вы оба поворачиваете, ваши пути не должны пересечься. Каждый едет своей дорогой, пропускать никого не нужно.
  4. Перекресток без регулировки проезжать сложнее: бывают спорные ситуации.

Если же нужно свернуть налево – вы обязаны уступить всем, кто справа; при этом обладаете преимуществом перед теми, кто слева.

Помеха справа на перекрестке

Есть еще одно правило, не охваченное ПДД – «Правило трех Д», или «Дай Дорогу Дураку». Иногда лучше дать завершить маневр торопливому хаму, подрезающему вас на приоритетном участке, чем допустить ДТП.

А вот теперь – более детально по дорожным ситуациям, требующим соблюдения правила «помеха справа».

Вспомним, когда пересечение дорог относится к равнозначным перекресткам:

  1. Если на это указывает соответствующий знак предупреждения 1.6.
  2. У перекрестка имеется указатель, означающий конец главной дороги (2.2).
  3. Перекресток образуют дороги с одинаковым покрытием, а знаки приоритета (2.3.1 – 2.5) перед ним не установлены.

Требование ПДД, п.13.11: водитель, управляющий ТС (безрельсовым) уступает дорогу ТС, которые приближаются справа, если они находятся на пересечении равнозначных дорог.

Предположим, совпали два обстоятельства: перекресток без регулировки, и он из равнозначных дорог. Чтобы проехать без нарушения, нужно помнить о ППС.

Водитель сворачивает направо. Пути ТС не пересекаются. Уступать не требуется.
Водитель двигается прямо. К нему приближается ТС справа с намерением повернуть направо. Если перекресток широкий для того, чтобы разъехаться, водитель проезжает одновременно с правым ТС. Если места мало, ТС нужно пропустить.
Водитель двигается прямо. ТС приближается справа для того, чтобы ехать налево или прямо. ТС нужно пропустить.
Водитель поворачивает налево, ТС справа совершает поворот направо. Пути не пересекаются, пропускать нет необходимости.
Водитель хочет повернуть налево. ТС двигается справа и продолжает движение прямо или налево. Нужно уступить.

Неравнозначные перекрестки следует проезжать, учитывая требование ПДД, п. 13.10. Пункт устанавливает требование к очередности движения, если главная дорога (ГД) меняет направление. В этом случае все автовладельцы применяют правила проезда по равнозначным перекресткам (ППС).

Водитель направляется по ГД. Она меняет направление: поворачивает направо. Он уступает ТС, приближающимся справа по ГД.
Движение водителя – по дороге второстепенного значения. Она поворачивает вправо. Он уступает всем ТС справа с второстепенной дороги, и всем – с ГД.
Предлагаем ознакомиться:  Порядок временной регистрации иностранных граждан

При перестроении

Если водитель начал перестроение, он уступает попутным ТС, которые не меняют траекторию движения. А если попутные ТС начинают одновременное перестроение – водитель уступает тому, кто находится справа. Это требование установлено в ПДД, п.8.4.

Водитель находится на своей полосе движения. Его полосу хочет занять ТС с соседней полосы. Водитель не должен уступать дорогу, несмотря на то, что ТС может быть справа. Здесь ППС применяться не может.
Водитель при движении намерен начать перестроение на соседнюю полосу. При этом ни одно из ТС не перестраивается. Следует дождаться безопасного момента, когда проследуют все ТС на соседней полосе. И только затем выполнить перестроение. ППС не работает.
Водитель намерен перестроиться на левую от него полосу. ТС на левой полосе также хочет перестроиться. ТС с левой полосы уступает дорогу водителю, независимо от того, куда оно перестраивалось. Действует ППС.
Водителю нужно перестроиться на полосу справа. ТС на правой полосе намерен начать перестроение. Водитель помнит о ППС и уступает дорогу.

Правила проезда перекрестков по ПДД рассматриваются в статье: проезд перекрестков по ПДД. Что означает в ПДД синяя разметка, читайте здесь.

Во дворе

Если пути автомобилей пересекаются в обстоятельствах, когда очередность не установлена, уступает тот водитель, к которому справа приближается другое ТС. Требование установлено ПДД, п.8.9.

https://www.youtube.com/watch?v=WabDCXxrI48

Такие ситуации нередки во дворах, парковках, автозаправках: разъезд в общественных местах, имеющих прилегающие территории. Здесь правило действует одно: «Пропусти помеху справа».

Рекомендации специалистов

ДТП при перестроении обычно не бывают с тяжелыми последствиями, но их лучше избегать. Или двигаться так, чтобы в случае аварии не стать виновником. Это возможно, если:

  • ридерживаться правого края своего ряда (так больше свободы для маневра и меньше риска);
  • не наезжать на разметку без намерения перестроиться;
  • анализировать дорожную ситуацию с учетом поведения других автомобилистов;
  • перед перестроением убедиться с помощью зеркал машины, что оно безопасно (нужно видеть две соседние полосы и то, что происходит сзади);
  • не делать рывков при выполнении маневра, ехать плавно.

Общие понятия

На дорогах возникает множество частных ситуаций, которые тяжело учесть инструкторам при обучении автомобилистов правилам дорожного движения. В автошколах дают информацию в общей формуле. Ее следует самостоятельно правильно применять к реальным дорожным условиям.

Сложности в реализации знаний, полученных во время обучения на права, возникают при встрече с ситуацией, предполагающей перестраивание из одной полосы в другую. Здесь уступать дорогу должен на равнозначном для автомобилистов участке тот, кто двигается без изменения направления.

Когда правило не работает

Не всегда следует опираться на правило помехи справа. Есть обстоятельства, когда оно неприменимо:

  1. Когда участник дорожной ситуации – трамвай. На рельсовый транспорт ППС не распространяется.
  2. Если одно ТС движется по главной дороге, а второе ТС – по второстепенной, ППС не применяется. Приоритет у первого автомобиля. Пропустить второго он может по своему желанию, предварительно уведомив второго при зрительном контакте или другим сигналом.
  3. Для выезжающего с прилегающей территории правило не действует (обязан пропустить всех), если только не установлен знак приоритета.
  4. При начале движения водители уступают дорогу всем ТС. При движении задним ходом – аналогичная ситуация.
  5. На полосе разгона при въезде на трассу. Если водитель с правой полосы разгона поторопится и создаст ДТП, виновным признают именно его.

Наказание за нарушение правил ДД

За несоблюдение правила «помехи справа», а если изъясняться языком ГИБДД – нарушение правил пересечения перекрестков и неправильное маневрирование, в нашей стране предусмотрена административная ответственность.

Это статьи 12.13 и 12.14 КоАП РФ. Соответственно, 1000 и 500 рублей.

Правило, устанавливающее приоритет для «помехи справа» – неплохое руководство для всех, кому важна безопасность на дороге. Запомнить его несложно, и оно существенно облегчит жизнь.

Про расположение знака инвалид на автомобиле по ПДД говорится в статье: знак инвалид на автомобиле по ПДД. О том, где запрещен разворот по ПДД, смотрите на странице.

Какие бывают способы маневрирования по ПДД, узнайте из этой информации.

Предыдущая запись Как обжаловать алименты в твердой денежной сумме
Следующая запись Увольнение без объяснения причин

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector