Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7(499) 322-06-74 (бесплатно)
Санкт-Петербург и область:
СПб и Лен.область:
+7 (812) 407-24-18 (бесплатно)
Порядок предоставления в аренду земельных участков без торгов

Аренда муниципального имущества без торгов и с ними

Предоставление муниципального имущества в аренду – правовое регулирование

Как было указано выше, в соответствии
с ч. 1 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ договоры
аренды земельных участков, находящихся
в государственной или муниципальной
собственности, заключаются на торгах,
проводимых исключительно в форме
аукциона, за исключением случаев, прямо
предусмотренных пунктом 2 данной статьи.

Таким образом, по общему правилу, любое
предоставление земельных участков в
аренду должно проводиться на аукционе,
кроме случаев, прямо предусмотренных
Земельным кодексом РФ.

3.1.1. Редакция Земельного кодекса РФ,
действовавшая до 01.03.2015 г.,
предусматривала достаточно широкий
перечень оснований, при которых земельные
участки, находящиеся в государственной
либо муниципальной собственности, могут
быть предоставлены в аренду без проведения
торгов. По существу,исключительно на
торгах подлежали предоставлению
земельные участки для целей жилищного
строительства.

После 01.03.2015 г. данный порядок претерпел
существенные изменения.

В соответствии с ч. 1 ст. 39.6 Земельного
кодекса РФ (действует с 01.03.2015 г.) договоры
аренды земельных участков, находящихся
в государственной или муниципальной
собственности, заключаются на торгах,
проводимыхисключительнов
форме аукциона, за исключением
случаев,прямо предусмотренных
пунктом 2 данной статьи.

Кроме того, в силу п. 7 ст. 39.11 Земельного
кодекса РФ в случае, если в соответствии
с основным видом разрешенного использования
земельного участка предусматривается
строительство зданий, сооружений,
предоставление такого земельного
участка осуществляется путем проведения
аукциона на право заключения договора
аренды земельного участка, за исключением
случаев проведения аукциона по продаже
земельного участка или аукциона на
право заключения договора аренды
земельного участка в соответствии со
статьей 39.18 Кодекса.

Таким образом, по общему правилу,
любое предоставление земельных участков
в аренду должно проводиться на аукционе,
кроме случаев, прямо предусмотренных
Земельным кодексом РФ.

3.1.2. Частью 2 статьи 39.6 Земельного кодекса
РФ установлено 34 основания заключения
договора аренды земельного участка без
проведения торгов.

1) предоставление земельных участков
юридическим лицам для размещения
объектов, предназначенных для обеспечения
электро-, тепло-, газо- и водоснабжения,
водоотведения, связи, нефтепроводов,
объектов федерального или местного
значения (подп. 4 ч. 2 ст. 39.6 Земельного
кодекса РФ). Из данного пункта следует,
что предоставление земельных участков
для строительства котельных, КНС,
объектов электрического хозяйства
осуществляется без проведения аукциона;

2) предоставление земельного участка,
на котором расположены здания, сооружения,
собственникам зданий, сооружений,
помещений в них и(или) лицам, которым
эти объекты предоставлены на праве
хозяйственного ведения или оперативного
управления (подп. 9 ч. 2 ст. 39.6 Земельного
кодекса). Данное основание является
аналогом существовавшей ранее ст.

3) предоставление земельного участка,
на котором расположены объекты
незавершенного строительства, однократно
для завершения их строительства
собственникам объектов незавершенного
строительства в случаях, предусмотренных
пунктом 5 ст. 39.6 Земельного кодекса
РФ;

4) предоставление земельного участка в
аренду в порядке переоформления права
постоянного (бессрочного) пользования
(подп. 11 ч. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса
РФ);

5) предоставление земельного участка
взамен участка, предоставленного
гражданину или юридическому лицу на
праве аренды и изымаемого для
государственных или муниципальных нужд
(подп. 16 ч. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса
РФ). Вступившая в действие с 01.03.2015 г.
редакция Земельного кодекса РФ позволяет
изымать земельные участки, обремененные
арендой, для государственных или
муниципальных нужд с предоставлением
участка взамен изымаемого. В этом случае,
как следует из анализируемых положений
закона, предоставление земельного
участка, взамен изымаемого осуществляется
без торгов;

6) предоставление земельного участка
лицу, которое имеет право на приобретение
в собственность земельного участка,
находящегося в государственной или
муниципальной собственности, без
проведения торгов, в том числе бесплатно,
если такой земельный участок зарезервирован
для государственных или муниципальных
нужд либо ограничен в обороте (подп. 18
ч. 2 ст. 39.

6 Земельного кодекса РФ). Основания
для предоставления земельного участка
в собственность без торгов закреплены
в ст. 39.3 Земельного кодекса РФ. Если
основания для предоставления участка
в собственность без проведения торгов
имеются, но участок ограничен в обороте
либо зарезервирован для государственных
или муниципальных нужд, данная коллизия
разрешается путем заключения с правомочным
лицом договора аренды данного участка
без проведения торгов;

7) земельного участка гражданину для
сенокошения, выпаса сельскохозяйственных
животных, ведения огородничества или
земельного участка, расположенного за
границами населенного пункта, гражданину
для ведения личного подсобного хозяйства
(подп. 19 ч. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса
РФ). Принципиально отметить, что
предоставление участка для целей
огородничества, равно как и участка для
ЛПХ вне границ населенного пункта,
осуществляется без проведения торгов.

Предлагаем ознакомиться:  Мрот с вычетом налога или без

8) предоставление земельного участка,
необходимого для проведения работ,
связанных с использованием недрами,
недропользователю (подп. 20 ч. 2 ст. 39.6
Земельного кодекса РФ);

9) предоставление земельного участка,
необходимого для осуществления
деятельности, предусмотренной
концессионным соглашением, лицу, с
которым заключено концессионное
соглашение (подп. 23 ч. 2 ст. 39.6 Земельного
кодекса РФ);

10) предоставление земельного участка,
образованного из земельного участка,
находящегося в государственной или
муниципальной собственности, в том
числе предоставленного для комплексного
освоения территории, лицу, с которым
был заключен договор аренды такого
земельного участка (подп. 5 ч. 2 ст. 39.6
Земельного кодекса РФ);

11) предоставление земельного участка,
предназначенного для ведения
сельскохозяйственного производства,
арендатору, который надлежащим образом
использовал такой земельный участок,
при условии, что заявление о заключении
нового договора аренды такого земельного
участка подано этим арендатором до дня
истечения срока действия ранее
заключенного договора аренды такого
земельного участка (подп. 31 ч.2 ст. 39.6
Земельного кодекса РФ);

12) предоставление земельного участка
арендатору, если этот арендатор имеет
право на заключение нового договора
аренды такого земельного участка без
проведения торгов (подп. 32 ч. 2 ст. 39.6
Земельного кодекса РФ).

Кроме этого, земельный участок без
проведения торгов может быть предоставлен
на основании Указа Президента РФ,
Постановления Правительства РФ, закона
субъекта Федерации для реализации
крупных инвестиционных проектов.

В частности, Законом Амурской области
от 17 марта 2015 г. N 500-ОЗ установлены
критерии инвестиционных проектов,
которым должны соответствовать
инвестиционные проекты для возможности
предоставления земельных участков для
их реализации без проведения торгов, а
также порядок заключения данных
договоров.

Предоставление муниципального имущества в аренду регулируется большим количеством нормативных правовых актов. Среди всей нормативной базы, прежде всего, необходимо выделить Гражданский кодекс РФ (далее – «ГК РФ»), который и дает определение муниципальной собственности.

В соответствие с п. 1 ст. 215 ГК РФ муниципальным является имущество, которое принадлежит на праве собственности городским и сельским поселениям и иным муниципальным образованиям.

Аренда муниципального имущества без торгов и с ними

Права собственника в отношении такого имущества осуществляют органы местного самоуправления.

Среди федеральных законов, регулирующих вопросы аренды муниципального имущества, следует выделить Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – «ФЗ № 135»).   

В зависимости от вида имущества, принадлежащего муниципальным образованиям, порядок предоставления  в аренду такого имущества регламентируется в отношении:

  • Земельных участков – Земельным кодексом РФ;
  • Земель лесного фонда – Лесным кодексом РФ;
  • Водных объектов – Водным кодексом РФ.

Большая сфера арендных отношений регламентируется правовыми актами Федеральной антимонопольной службы (далее – «ФАС»), например, Приказ ФАС от 10.02.2010 № 67 «О порядке проведения конкурсов или аукционов…» (далее – «Приказ ФАС № 67»).

Законодательство в области аренды муниципального имущества является достаточно объемным и в правовые акты постоянно вносятся изменения.

Сдача в аренду муниципального имущества – способы и формы

Сдача в аренду муниципального имущества возможна путем заключения договора аренда.

Законодательством предусмотрены следующие способы получения во владение и пользование  муниципального имущества:

  1. Право заключить договор аренды можно путем проведения торгов. При этом торги могут проводиться в форме аукционов или конкурсов.  Особое регулирование распространяется на проведение торгов в форме конкурса.
  2. В соответствие с п. 3 Приказа ФАС № 67 организовывать торги в форме конкурса, можно только в отношении определенного имущества, исчерпывающий перечень которого закреплен в Приложение № 2 Приказа ФАС № 67.

    К такому имуществу, например, относятся объекты железнодорожного транспорта, морские и речные порты, гидротехнические сооружения, метрополитен и иные. При этом, важно отметить, что по решению организатора, в отношении такого имущества торги можно провести и в форме аукциона. Такое положение указано в п. 26 Разъяснений ФАС России по применению ст. 17.1 ФЗ № 135 (далее – «Разъяснения ФАС»), которые являются приложением к Письму ФАС России от 04.09.2013 № АЦ/34611/13.

    Риски! Если торги в форме конкурса будут проведены в отношении имущества, которое не указано в Приложении № 2 Приказа ФАС № 67, это будет являться нарушением ФЗ № 135 и основанием для признания таких торгов и заключенных в результате них сделок недействительными. 

  3. Аренда муниципального имущества без торгов – способ заключения договора аренды муниципального имущества, установленный в порядке исключения ч. 1 ч. 3, ч. 9 ст. 17.1 ФЗ № 135.

Порядок и особенности каждого из способов получения муниципального имущества в аренду рассмотрим далее. 

Аукцион на право аренды муниципального имущества: порядок проведения

Порядок предоставления в аренду муниципального имущества путем проведения конкурса регламентируется Приказом ФАС № 67.

Организатором конкурса является правообладатель имущества, в отношении которого проводится конкурс. Организатор вправе также привлечь для организации конкурса третье лицо – специализированную организацию.

Обратите внимание! Специализированная организация не может быть участником конкурса. 

Предлагаем ознакомиться:  Права соистца в гражданском процессе

Организатор, прежде всего, должен создать конкурсную комиссию, которая должна включать не менее 5 человек.

Указанные выше положения относятся и к проведению аукциона.

Порядок проведения торгов по аренде муниципального имущества в форме аукциона утвержден Приказом ФАС № 67. Рассмотрим этапы проведения аукциона:

  1. Размещение извещения об аукционе и документации на официальном сайте торгов.

    Согласно п. 103 Приказа ФАС № 67 извещение должно быть размещено не позднее, чем за 20 дней до дня окончания подачи заявок.

  2. Подача заявок на участие в аукционе. Перечень сведений, которые должны быть указаны в заявке, закреплен п. 121 Приказа ФАС № 67. Заявки регистрируются организатором аукциона.
  3. Рассмотрение заявок на участие в аукционе. Заявки рассматриваются в срок не более 10 дней, и в случае соответствия заявки требованиям заявитель допускается к участию в аукционе.

    Риски! Если заявитель подаст две и более заявки, то все они рассматриваются и подлежат возврату заявителю.

  4. Проведение аукциона. Аукцион по аренде муниципального имущества проводится путем повышения начальной цены договора на шаг аукциона, который составляет 5 % от начальной цены. Победителем аукциона является лицо, которое предложило наиболее высокую цену, с которым и заключается договор. Подробнее о заключении договора по итогам аукциона можно прочитать в статье «Проведение аукциона на право заключения договора аренды».

1.1. Подготовка и утверждение схемы
расположения земельного участка (при
отсутствии проекта планировки);

1.2. Проведение кадастровых работ и
постановка участка на кадастровый учет;

1.3. Подача заинтересованным лицом
заявления о предоставлении участка;

1.4. Получение технических условий
подключения (технологического
присоединения) объектов к сетям
инженерно-технического обеспечения;

1.5. Проведение рыночной оценки стоимости
аренды земельного участка (в случае,
если начальный размер арендной платы
рассчитывается не в процентах от
кадастровой стоимости земельного
участка.

1.6. Принятие местной Администрацией
решения о проведении аукциона.

Заключение договора аренды муниципального имущества без торгов: таблица

Основания и условия для заключения договора аренды без торгов представлены в таблице ниже.

Основания заключения договора аренды муниципального имущества без торгов

Условия для заключения договора аренды муниципального имущества без торгов

Основания для заключения договора аренды, указанные  п. 1. ст. 17.1 ФЗ № 135

Договор аренды заключается только в отношении следующего имущества:

1. государственного или муниципального недвижимого имущества, которое принадлежит на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям;

2. государственного или муниципального недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за государственными или муниципальными автономными учреждениями;

3. государственного или муниципального имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным или муниципальным бюджетным и казенным учреждениям, государственным органам, органам местного самоуправления.

Договор аренды не может быть заключен в отношении имущества, распоряжение которым осуществляется на основании:

1. Земельного кодекса РФ;

2. Лесного кодека РФ;

3. Водного кодекса РФ;

4.Законодательством РФ о недрах;

5. Законодательством РФ о концессионных соглашениях;

6. Законодательством РФ о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве.

Заключение договора аренды с арендатором по истечении срока предыдущего договора аренды государственного или муниципального имущества, заключенного по результатам проведения торгов или без их проведения

1. Арендатор должен был исполнять свои обязательства по истекшему договору надлежащим образом;

2. Срок договора аренды не ограничен;

3. Размер арендной платы определяется по результатам оценки рыночной стоимости объекта, проводимой в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в РФ, если иное не установлено другим законодательством РФ;

4. минимальный срок, на который перезаключается договор аренды, должен составлять не менее чем три года. Срок может быть уменьшен только на основании заявления арендатора;

5. у арендатора должна отсутствовать задолженность по арендной плате за такое имущество, начисленным неустойкам (штрафам, пеням) в размере, превышающем размер арендной платы за более чем один период платежа, установленный договором аренды.

5.1. Основания использования земельных участков без оформления прав на них.

Одной
из новелл новой редакции Земельного
кодекса РФ является возможность
использования земельных участков без
оформления права аренды, собственности
либо сервитута на них.


главой V.6
Земельного кодекса РФ;


Постановлением Правительства РФ от 3
декабря 2014 г. N 1300 «Об утверждении
перечня видов объектов, размещение
которых может осуществляться на землях
или земельных участках, находящихся в
государственной или муниципальной
собственности, без предоставления
земельных участков и установления
сервитутов»;


Постановление Правительства РФ от 27
ноября 2014 г. N 1244 «Об утверждении Правил
выдачи разрешения на использование
земель или земельного участка, находящихся
в государственной или муниципальной
собственности»;


Законом Амурской области от 17 марта
2015 г. N 500-ОЗ «О внесении изменений в
Закон Амурской области «О регулировании
отдельных вопросов в сфере земельных
отношений на территории Амурской
области».


частью 17 статьи 51 Градостроительного
кодекса РФ.

Предлагаем ознакомиться:  Льготы для сирот после 23 лет: список льгот, как получить, размер

Данная
процедура направлена на устранение
необходимости предоставления земельного
участка для строительства, реконструкции,
ремонта, эксплуатации объектов,
осуществления иной деятельности, когда
характер такого объекта (деятельности)
не требует прохождения длительной и
громоздкой процедуры предоставления
земельного участка, проведения торгов
либо предварительного согласования
предоставления, оформления прав на
земельный участок.

Использование
земель или земельных участков, находящихся
в государственной или муниципальной
собственности, без предоставления
земельного участка в аренду, собственность
или по сервитуту осуществляется на
основании разрешения уполномоченного
органа.

Следует
отметить, что использовать без
предоставления можно как земли
(несформированные земельные участки),
так и сформированные, но не предоставленные
земельные участки и их части.

1) проведение
инженерных изысканий;

2) капитальный
или текущий ремонт линейного объекта;

3) строительство
временных или вспомогательных сооружений
(включая ограждения, бытовки, навесы),
складирование строительных и иных
материалов, техники для обеспечения
строительства, реконструкции линейных
объектов федерального, регионального
или местного значения;

4) осуществление
геологического изучения недр;

5) размещение
нестационарных торговых объектов,
рекламных конструкций;

— Подземные
линейные сооружения, а также их наземные
части и сооружения, технологически
необходимые для их использования, для
размещения которых не требуется
разрешения на строительство.

— Водопроводы
и водоводы всех видов, для размещения
которых не требуется разрешения на
строительство.

Аренда муниципального имущества без торгов и с ними

— Линейные
сооружения канализации (в том числе
ливневой) и водоотведения, для размещения
которых не требуется разрешения на
строительство.

— Элементы
благоустройства территории.

— Линии
электропередачи классом напряжения до
35 кВ, а также связанные с ними
трансформаторные подстанции,
распределительные пункты и иное
предназначенное для осуществления
передачи электрической энергии
оборудование, для размещения которых
не требуется разрешения на строительство.

— Нефтепроводы
и нефтепродуктопроводы диаметром DN 300
и менее, газопроводы и иные трубопроводы
давлением до 1,2 Мпа, для размещения
которых не требуется разрешения на
строительство.

— Тепловые
сети всех видов, включая сети горячего
водоснабжения, для размещения которых
не требуется разрешения на строительство.

— Геодезические,
межевые, предупреждающие и иные знаки,
включая информационные табло (стелы) и
флагштоки.

— Защитные
сооружения, для размещения которых не
требуется разрешения на строительство.

Аренда муниципального имущества без торгов и с ними

— Объекты,
предназначенные для обеспечения
пользования недрами, для размещения
которых не требуется разрешения на
строительство.

— Линии
и сооружения связи, для размещения
которых не требуется разрешения на
строительство.

— Проезды,
в том числе вдольтрассовые, и подъездные
дороги, для размещения которых не
требуется разрешения на строительство.

— Пожарные
водоемы и места сосредоточения средств
пожаротушения.

— Пруды-испарители.

— Отдельно
стоящие ветроэнергетические установки
и солнечные батареи, для размещения
которых не требуется разрешения на
строительство.

В
целях дальнейшего описания процедуры
цели, указанные в пункте 6 будут называться
размещением объектов, а цели, указанные
в других пунктах – иными целями, поскольку
порядок принятия решений различается.

КБК по доходам от аренды муниципального имущества в 2019 году

КБК используется при заполнении платежных документов в целях распределения доходов, поступаемых в бюджет. С 08.01.2019 действует новый Приказ Минфина России от 08.06.2018 № 132н «О порядке формирования и применения кбк…» (далее – «Приказ № 132н»).

Аренда муниципального имущества без торгов и с ними

КБК представляет двадцатизначный код, в котором каждой группе знаков соответствует определенное значение. КБК содержится в реквизитах, предоставляемых арендаторам для уплаты арендной платы. При заполнении платежного документа плательщику необходимо безошибочно ввести КБК в соответствующее поле.

Доходы, получаемые от аренды муниципального имущества, учитываются по статье 120 «Доходы от собственности». 

Перечень КБК по доходам, получаемым от аренды муниципального имущества в 2019 году, содержится в Приложение 1 Приказа № 132н.   

Типовой договор аренды муниципального имущества

Типовые договоры аренды муниципального имущества утверждаются в каждом муниципальном образовании и,  как правило, входят в конкурсную документацию при проведении торгов. Некоторые типовые договоры разработаны различными министерствами и ведомствами. Например, форма договора аренды недвижимого муниципального имущества, находящегося на территории особой экономической зоны утверждена Приказом Минэкономразвития России от 12.4.2006 № 95.

Условия договора аренды типового имущества разрабатываются с учетом требований законодательства, касающихся аренды муниципального имущества, например, условия о пролонгации договора, изменения стоимости арендной платы и других условий.  

Таким образом, заключение договора аренды муниципального имущества возможно путем проведения торгов и в случаях, установленных законом, без проведения таковых. Аренда муниципального имущества на торгах осуществляется в форме конкурса или аукциона, по результатам которых определяется победитель, с которым заключается договор аренды.

2.5. Проведение кадастровых работ и постановка участка на кадастровый учет.

Как и до 01.03.2015 г., проведение кадастровых
работ и постановку участка на кадастровый
учет обеспечивает лицо, обратившееся
с заявлением об утверждении схемы
расположения участка (подп. 4, 5 п. 4 ст.
39.11 ЗК РФ).

На основании схемы расположения
земельного участка кадастровый инженер
составляет межевой план, который
подлежит представлению в орган
кадастрового учета.

Участок без аукциона

Срок осуществления кадастрового учета
составляет десять рабочих дней(п.
1 ст. 17 Федерального закона от 24.07.2007 г.
N 221-ФЗ «О государственном кадастре
недвижимости»).

Предыдущая запись В какой суд обжаловать постановление пристава
Следующая запись Штамп банка на платежном поручении

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector