Земельное право как отрасль права

Понятие и предмет земельного права

1)
самостоятельный правовой институт,
совокупность правовых норм, регулирующих
отношения по владению, пользованию и
распоряжению землёй (объективный смысл)

2)
совокупность правомочий лица по владению,
пользованию и распоряжению землёй,
отношения между собственниками и другими
лицами (субъективный смысл)

В
соответствии со ст. 130 ГК РФ земельные
участки относятся к группе недвижимого
имущества, что влечёт за собой особый
порядок регистрации прав на землю.

Объектом
права собственности
выступают индивидуально определённые
земельные участки.

Земельный
участок обладает свойством
оборотоспособности,
т.е. может быть объектом сделок. В
соответствии с п. 1 ст. 37 ЗК РФ объектом
купли-продажи могут быть только земельные
участки, прошедшие государственный
кадастровый учёт.

п.
4. ст. 27 ЗК РФ устанавливает перечень
земель, изъятых из оборота (например,
земли гос. природных заповедников и
национальных парков; земли, занятые
военными судами и органами ФСБ; земли,
занятые учреждениями уголовно-исполнительной
системы; воинские и гражданские
захоронения – но покупать места на
кладбище можно, это покупка права на
захоронение)

п.
5 ст. 27 ЗК РФ закрепляет перечень земель,
ограниченных в обороте (например, земли
заказников и природных парков, земли
лесного фонда; в соответствие с Лесным
Кодексом передаются в аренду, в постоянное
(бессрочное) пользование и безвозмездно
срочное пользование; земли, занятые
водными объектами, находящимися в гос.
или муниципальной собственности; земли,
занятые аэропортами и аэродромами,
морскими и речными портами, вокзалами)

Земельное право как отрасль права

В
соответствии с п. 2 ст. 9 ЗК РФ вопросы,
касающиеся фед. собственности на
земельные участки, относятся исключительно
к полномочиям РФ.

В
соответствии с п. г) ч. 1 ст. 114 Конституции
РФ осуществляет управление фед.
собственностью Правительство РФ.

В
соответствие со ст. 5, 29 ЗК РФ управлять
и распоряжаться земельными участками,
находящимися в фед. собственности,
вправе ОГВ РФ.

1)
которые признаны таковыми федеральными
законами и принятыми в соответствии с
ними законами субъектов Российской
Федерации;

2)
право муниципальной собственности на
которые возникло при разграничении
государственной собственности на землю;

3)
которые приобретены по основаниям,
установленным гражданским законодательством;

4)
которые безвозмездно переданы в
муниципальную собственность из
федеральной собственности.

От
имени муниципальных образований права
собственника осуществляют органы
местного самоуправления (ст. 11, 29 ЗК РФ)

1)
земельные участки, занятые зданиями,
строениями, сооружениями, находящимися
в собственности соответствующих
муниципальных образований;

2)
земельные участки, предоставленные
органам местного самоуправления
соответствующих муниципальных
образований, а также казенным предприятиям,
муниципальным унитарным предприятиям
или некоммерческим организациям,
созданным указанными органами местного
самоуправления;

3)
иные предусмотренные федеральными
законами и принятыми в соответствии с
ними законами субъектов Российской
Федерации земельные участки и
предусмотренные федеральными законами
и принятыми в соответствии с ними
законами субъектов Российской Федерации
земли.

(ст.
24 ЗК РФ)


гос. либо муниц. учреждениям;


казённым предприятиям;

Земельное право как отрасль права


ОГВ либо местного самоуправления;


центрам исторического наследия
Президентов РФ, прекратившим исполнение
своих

полномочий
сроком до 1 года.

2)
из земель, находящихся в частной
собственности – гражданам и юр. лицам
на

основании
договора;

Порядок
заключения и исполнения договора
регулируется статьями 689-701 ГК РФ

3)
из земель, находящихся в гос. либо муниц.
собственности — религиозным организациям;

4)
из земель, находящихся в гос. либо муниц.
собственности – лицам, с которыми

заключён
государственный либо муниципальный
контракт на строительство объекта

недвижимости,
финансируемого полностью за счёт средств
бюджета на период

постройки;

5)
из земель, находящихся в гос. либо муниц.
собственности – жилищно-строительным

кооперативам;

6)
в случаях, предусмотренных лесным
законодательством;

7)
из земель организаций – гражданам в
виде служебных наделов;

Служебные
наделы предоставляются работникам
отраслей экономики, транспорта, лесного
хозяйства; лесной промышленности,
охотничьего хозяйства, гос. природных
заповедников и национальных парков.

Служебные
наделы предоставляются работникам на
период установления трудовых отношений
на основании заявления по решению
организации.

Право
на служебный надел прекращается с
момента прекращения трудовых отношений
работника и организации.

п.
3 ст. 47 ЗК РФ – право на служебный надел
сохраняется за работником при переходе

его
на пенсию по старости, либо по инвалидности.

а)
работника, призванного на действительную
срочную военную либо

альтернативную
службу на весь срок её прохождения;

б)
работника, поступившего на учёбу на
весь срок обучения;

в)
работника, погибшего в связи с исполнением
служеб. обязанностей;

Право
на служебный надел сохраняется за
нетрудоспособным

супругом
и престарелыми родителями работника
пожизненно, а

также
за совершеннолетними до 18 лет.

Работник,
прекративший трудовые отношения с
организацией, предоставившей служебный
надел, имеет право его использовать до
момента окончания с/х работ.

Можно
требовать компенсацию за снос построек,
но только при предъявлении разрешения
на постройку на служебном наделе.

Земельное право – отрасль права, регулирующая общественные отношения в области реализации права собственности и иных вещных прав на землю в Российской Федерации, ее субъектах, муниципальных образованиях. Земельное право можно рассматривать как совокупность правовых принципов и норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся по поводу рационального использования и охраны земли как национального богатства России.

Основу земельного права образуют нормы гражданского, административного и экологического права.

Необходимо разграничивать понятие «земля» как при­родный ресурс и природный объект и понятие «земельный участок» как объект имущественных отношений. Как закреплено в ст. 9 Конституции РФ, земля – «основа жизни и деятельности народов, про­живающих на соответствующей территории».  В ст. 1 Земельного кодекса  РФ от 25 октября 2001г.

№136-ФЗ (далее – ЗК РФ) термин «земля» рассматривается как: «осно­ва жизни и деятельности человека», «важнейший компонент окружающей среды», «средство производства в сельском и лесном хозяйстве», «недвижимое имущество» и т.д. Точное определение термина «земля» в законодательстве отсутствует, что приводит к затруднению в определении предмета земельного права.

Предлагаем ознакомиться:  ВС разрешил залог незарегистрированной недвижимости

Предметом отрасли земельного праваявляются общественные отношения по поводу земли, связанные с распределением, использованием и охраной земель. Земельные правоотношения – отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, организациями, учреждениями, гражданами по поводу владения, пользования и распоряжения землями, земельными участками, а также по поводу государственного управления земельными отношениями.

Определение понятия «земельные правоотношения» приведено в ст. 3 ЗК РФ, где под  этим видом правоотношений признаются общественные отношения в области использования и охраны земель как основы жизнедеятельности народов, проживающих в России. Согласно указанному нормативному акту, к отношениям по использованию и охране недр, водных объектов, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, особо охраняемых природных территорий и объектов культурного наследия народов РФ применяются соответственно законодательство о недрах, лесное, водное и иное законодательство, специальные федеральные законы.

Метод правового регулирования в земельном праве это совокупность императивных и диспозитивных способов воздействия государства на поведение людей, обусловленных политическими, социальными, экономическими особенностями земельных отношений, объективными законами общества и природы. Метод земельного права представляет собой способы и приемы воздействия на поведение людей, которые соответствуют характеру и природе земли как уникального природного ресурса, жизненно необходимого всем гражданам.

Способ воздействия — это установленное законодательством положение, которое изменяет поведение или действия лиц в сторону ограничения или стимулирования. Для земельного права характерны два вида методов: императивный и диспозитивный. Императивный метод исключает юридическое равенство сторон, автономию воль субъектов, предполагая отношения власти и подчинения.

Императивный метод характеризует регулирование земельных отношений на властно-императивных началах, когда юридическое воздействие исходит только сверху от государственных органов, положение субъектов определяется отношениями субординации, юридическим неравенством сторон.

Диспозитивный метод характеризуется определением лишь общих параметров поведения участников земельных отношений, юридическим равенством сторон, предоставлением им возможности свободно и самостоятельно регулировать свои взаимоотношения в рамках установленных пределов.

Метод земельного права содержится в самой нормативно-правовой системе, непосредственно определяет средства, способы и возможность юридического воздействия на земельные отношения, представляет собой стержневой системообразующий элемент самого процесса правового регулирования, процесса упорядочения земельных отношений.

  • отношения
    собственности, вещные и иные права на
    землю

  • экономические
    земельные общественные отношения
    (зем.налог, кадастровая стоимость,
    арендная плата)

  • отношения, связанные
    с управлением земельными ресурсами
    (структура органов власти и их компетенция)

  • договорные
    земельные отношения, предметом которые
    выступают земельные участки (сделки)

  • отношения в сфере
    использования земель (принципы
    землепользования)

  • отношения по
    защите законных прав и интересов
    землепользователей

  • отношения в сфере
    охраны земель (мероприятия по
    восстановлению нарушенных земель)

  • охранительные
    земельные отношения (имеют комплексный
    характер, т.к. связаны с юридической
    ответственность)

Субъекты федеральной собственности на землю

В соответствии с
ч.1 ст.9 Конституции РФ земля и другие
природные ресурсы используются и
охраняются в РФ как основа жизни и
деятельности народов, проживающих на
данной территории.

Правовой режим
земель определяется особенностями
земли как объекта природы. Земля это
важнейшая часть природной среды
характеризующаяся пространством,
рельефно-почвенным покровом,
растительностью, недрами и водами.
Земля выступает основным компонентом
природной среды иные природные объекты
выступают лишь принадлежностью земли
и имею с ней тесную экологическую
взаимосвязь.

Земля выступает
в качестве средства производства в с/х
лесном хозяйстве а также пространственным
базисом для размещения населенных
пунктов и объектов производственных
инфраструктур. (дороги, ЛЭП).

Земля является
юридической категорией и выступает в
качестве объекта пользования, собственности
и владения.

В соответствии в
гражданским законодательством земля
является объектом имущественных
отношений и относится к группе недвижимого
имущества. Для того, чтобы зем. участок
признали недвижимостью он должен быть
индивидуализирован, должны быть
определены его размер, границы,
местоположение.

П.3
ст. 6 ЗК РФ: Земельный участок как объект
права собственности и иных предусмотренных
настоящим Кодексом прав на землю является
недвижимой вещью, которая представляет
собой часть земной поверхности и имеет
характеристики, позволяющие определить
ее в качестве индивидуально определенной
вещи. В случаях и в порядке, которые
установлены федеральным законом, могут
создаваться искусственные земельные
участки.»

Указанные
обстоятельства позволяют выделить
следующие функции земли.

  1. Экономическая

Земля обеспечивает
нас всем необходимым, является средством
производства и пространственным базисом.
Плодородие земли.

  1. Социально-политическая
    (оздоровительная)

На различных этапах
развития общества земля была и остается
предметом политической борьбы.

  1. Экологическая

Земля это основной
элемент природного комплекса. Все другие
объекты являются его принадлежностью
(лес, вода, недра, жив.мир). Говоря о земле
как об экологической категории отдельно
выделяют почву (почвенный слой

Правовой режим
земель должен учитывать все вышеперечисленные
функции земли. Земли в пределах границ
РФ составляют земельный фонд.

Понятие земля
необходимо отграничивать от понятия
территория.

Территория – это
исключительно государственно-правовое
понятие это атрибут государственного
суверенитета пространственный предел
гос.власти того или иного государства.

Понятие права
собственности на землю можно рассматривать
в экономическом и юридическом аспектах.
Главным признаком права собственности
в экономическом смысле является
присвоение. В юридическом смысле правовой
институт земельной собственности
возникает с появлением государства и
права и представляет собой результат
закрепления правовыми нормами
экономических отношений по владению,
пользованию и распоряжению земельными
участками.

Институт права
собственности на землю можно рассматривать
в объективном и субъективном смысле.

В объективном
смысле право собственности это
совокупность правовых норм, регулирующих
отношения собственности на землю.

В субъективном:
это совокупность правомочий лица по
владению пользованию и распоряжению
земельным участком. А также отношение
между собственниками и иными третьими
лицами (не собственниками) земельного
участка. Субъективному праву собственному
противостоит неопределенное число лиц,
которые обязаны воздерживаться от
совершения противоправных действий,
направленных на нарушение прав и законных
интересов собственников.

Субъектами (участниками) земельных отношений являются: Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, предприятия, организации, учреждения и граждане РФ. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица также могут выступать участниками земельных отношений на условиях, предусмотренных ЗК РФ. Субъекты определяются в соответствии со ст. 5 ЗК РФ.

В п.3 ст.5 ЗК РФ приведены следующие понятия и определения: 1) собственники земельных участков – лица, являющиеся собственниками земельных участков; 2) землепользователи – лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного пользования;

Предлагаем ознакомиться:  Имеет ли право работодатель понизить зарплату? Как может повлиять работодатель на зарплату работника? Может ли урезать выплату?

3) землевладельцы – лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения; 4) арендаторы земельных участков – лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды; 5) обладатели сервитута – лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут); 6) правообладатели земельных участков – собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков.

В качестве субъектов земельных правоотношений рассматриваются индивиды, наделенные земельной правосубъектностью (вид общегражданской правосубъектности), то есть – возможностью иметь права и нести обязанности в области землеохраны и землепользования. В этом качестве могут выступать как физические, так и юридические лица, реализующие собственные имущественные интересы.

Виды объектов земельных правоотношений закреплены в п.1 ст. 6 ЗК РФ. В качестве объекта земельных правоотношений выступают: земля как природный объект и природный ресурс; земельные участки;земельные доли.

Земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).  К отношениям по использованию и охране недр, вод, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, особо охраняемых природных территорий и объектов, атмосферы  и объектов культурного наследия применяются соответственно законодательство о недрах, лесное, водное и иное специальное законодательство.

К земельным отношениям указанные виды законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством. Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

Принципы земельного права

Система принципов  земельного права: а) непосредственно регулирует земельные отношения; б) выступает средством преодоления пробелов и противоречий при регулировании конкретного земельного правоотношения; в) определяет основные направления, служит ориентиром для нормотворчества и совершенствования правоприменения;

К общеправовым принципам относятся: признание, соблюдение и зашита прав граждан, включая права на землю, как обязанность государства (ст. 2 Конституции РФ); юридическое равенство граждан в получении (приобретении) прав на землю (доступа к земле); принцип свободного выбора гражданами прав на землю и обязанности государства, органов местного самоуправления по обеспечению земельных прав граждан и объединений;

принцип гуманизма; принцип законности в земельных отношениях; принцип интернационализма (с учетом международных и национальных интересов); принцип стимулирования рационального использования земли ее пользователями; принцип субъективного вменения, то есть применение земельно-правовой ответственности за земельные правонарушения и др.

Анализ современного земельного законодательства позволяет выделить следующую систему принципов (перечень принципов закреплен в ст.1 ЗК РФ): 1) учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории РФ, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю;

2) приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, если это не наносит ущерб окружающей среде; 3) приоритет охраны жизни и здоровья человека; 4) участие граждан, общественных и религиозных организаций (объединений) в решении вопросов, касающихся их прав на землю;

5) единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами; 6) приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами.

Установление данного принципа не должно толковаться как отрицание или умаление значения земель других категорий; 7) платность использования земли, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ; 8) деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства;

9) разграничение государственной собственности на землю на собственность РФ, собственность субъектов РФ и муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами; 10) дифференцированный подход к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы;

11) сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком. При регулировании земельных отношений применяется принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель, а также принцип государственного регулирования приватизации земли.

Источники земельного права

Под источникамиземельного права понимаются нормативно-
правовые акты, содержащие нормы,
регулирующие отношения в сфере охраны
и использования земель.

По юридической
силе:источники можно подразделить
назаконы: принимаемые представительными
органами гос.власти иподзаконные
нормативные акты: указы Президента
Постановления Правительства, акты
субъектов Федерации, министерств и
ведомств, органов местного самоуправления.

Предлагаем ознакомиться:  Ипотека и оценка земельных участков

По предмету
регулирования: на общие (предмет их
регулирования широк и охватывает как
экологические, так и иные общественные
отношения, например, Конституция РФ) и
специальные (целиком посвящены земле,
например, ЗК РФ.

Система источников

  1. Конституция РФ –
    нормы непосредственно регулирующие
    зем. правоотношения (ст.9. 36. 72)

Ст.9 – земля
используется и охраняется в РФ как
основа жизни и деятельности народов,
проживающих на данной территории;

Ст.36 – ч.1 устанавливает
право частной собственности на землю

Ч.2 владение,
пользование и распоряжение землей
осуществляется их собственниками
свободно, если это не наносит ущерба
окружающей среде и не нарушает прав и
законных интересов других лиц;

Ст.72 – земельное,
водное, лесное, законодательства о
недрах, относятся в совместному ведению
РФ и ее субъектов.

Нормы опосредованно
регулирующие зем. правоотношения
(ст.42,58,2,17,18,45)

  1. Международные
    договоры РФ, общепризнанные принципы
    и нормы международного права.

  2. Федеральные законы

  3. Нормативные указы
    и распоряжения Президента РФ.

  4. Нормативные
    постановления и распоряжения
    Правительства РФ

  5. Нормативно-правовые
    акты субъектов РФ

  6. Нормативно-правовые
    акты министерств и ведомств

  7. Нормативно-правовые
    акты органов м/с

  8. Локальные
    нормативные правовые акты

  9. Судебные решения
    (судебный прецедент)

  10. Обычай? Если
    существует пробел в законодательстве
    и обычай при этом не должен противоречить
    законодательству РФ.

Под источниками земельного права понимаются нормативно-правовые акты, устанавливающие, изменяющие или отменяющие земельно-правовые нормы, цель которых – регулирование земельных отношений. Земельное законодательство в соответствии с Конституцией РФ находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.

1) международно-правовые договоры, ратифицированные Российской Федерацией.

2) Конституция РФ, устанавливающая общие принципы регулирования земельных правоотношений. Например, ст. 9 допускает возможность существования различных форм и видов права собственности на землю, ст. 58 закрепляет обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам;

3) международные договоры, на основании которых определяется государственная граница РФ, режим использования земель в приграничной зоне, создаются приграничные природные заповедники и т.д.;

4) федеральные законы, основным из которых в рассматриваемой сфере является Земельный Кодекс РФ от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ (ЗК РФ). В нем  особое место отводится регулированию охраны земли, системе правовых норм, устанавливающих право собственности на землю, освещаются вопросы приобретения прав на землю.

В ЗК РФ отражены особенности совершения сделок купли-продажи земли, определен правовой режим различных категорий земель. К специальным источникам земельного права можно также отнести: ФЗ от 16 июля 1998 г. № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», ФЗ от 10 января 1996 г.

№ 4-ФЗ «О мелиорации земель», ФЗ от 2 января 2000 г. № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре», ФЗ от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ФЗ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1-ФЗ «О недрах», Лесной кодекс РФ от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ (ЛК РФ), дающий определение состава земель лесного фонда, Водный кодекс РФ от 3 июня 2006 г.

№ 74-ФЗ (ВК РФ) и др. Также важное значения для регулирования земельных правоотношений имеют нормы Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) (части 1-4), признающие земельные участки недвижимым имуществом, закрепляющие принцип целевого использования земель, рассматривающие вопросы изъятия частных земельных участков для государственных и муниципальных нужд;

5) указы Президента РФ и постановления Правительства РФ;

6) законы субъектов РФ. Земельное законодательство на основании Конституции РФ отнесено к совместному ведению РФ и ее субъектов, потому субъекты РФ вправе принимать правовые акты, регулирующие земельные правоотношения на соответствующей территории;

7) нормативно-правовые акты органов местного самоуправления, к компетенции которых отнесено решение вопросов: планирование застройки территории поселения, территориальное зонирование земель поселения, изъятие земельных участков и иные вопросы.

2. Земельное законодательство дореволюционной России

В период 17-18 веков
отмечается укрепление власти монарха.

При Петре 1
принимается Указ от 23 марта 1714 г. «О
единонаследии»,который расширил
права дворян на земли и установил
правовой режим вотчинного и поместного
землевладения. Были предусмотрены
ограничения распоряжения недвижимым
имуществом: его нельзя было закладывать,
продажа допускалась только в виде
исключения с высокой пошлиной, передача
по наследству допускалась только одному
из сыновей, в случае отсутствия одной
из дочерей, во избежания дробления
земель.

10 декабря 1719 г.
принимается Указ разрешающий дворянам,
купцам и чиновникам искать минералы на
любой земле, а также строить заводы,
рудники по добыче и переработке полезных
ископаемых. Собственник земель получал
преимущество их застройки либо получал
1/32 прибыли от добычи полезных ископаемых
на его земле.

1752 г. императрица
Елизавета издает Манифест о межевании
земель

1754 г. утверждается
Инструкция межевщикам, по которой
образовывается Главная межевая канцелярия

1782 г. Екатерина 2
издает Указ о праве собственника земли
не только на землю, но и на недра.

1835 г. был опубликован
в веден в действие Свод законов
Российской империи,по которому
имущество делилось на движимое и
недвижимое. Недвижимое имущество
делилось на благоприобретенное и
родовое. Было закреплено право
собственности на землю и иные природные
ресурсы, находящиеся на данном зем.

19 февраля 1861 г.
принимается Манифест об освобождении
крестьян от крепостной зависимости, в
котором устанавливается право крестьян
на зем.наделы и порядок осуществления
выкупных платежей. Субъектом зем.отношений
являлась сельская община, а право
пользования землей предоставлялось
крестьянской семье (крестьянскому
двору).

Царский Указ от
9 ноября 1906г. подготовленный Столыпиным,
был направлен на создание кулачества
(на примере Германии) – он устанавливал
право крестьян выйти из общины и
потребовать в свою единоличную
собственность земельный надел. Столыпин
также был инициатором добровольного
переселения крестьян на государственные
земли в восточных районах страны. На
черноземах Сибири возникли эстонские,
латышские, литовские и украинские
деревни.

Предыдущая запись Не относится к обязанности собственника земельного участка
Следующая запись Куда обратится за получением субсидии для организации

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector