Несчастный случай в командировке – что делать работнику

Несчастный случай в командировке

Ответственность работодателя при сокрытии случая

Получить увечье или иное повреждение здоровья работник может не только по месту работы, но и там, куда занесет его нелегкая доля командированного. Всегда ли такое событие будет считаться несчастным случаем на производстве? Нужно ли его расследовать и кто должен это делать? Попробуем разобраться.

В командировке работник выполняет служебное поручение работодателя {amp}lt;1{amp}gt;. Однако это не означает, что любой несчастный случай с командированным работником автоматически будет производственным. Ведь у работника есть и личное время.

По общим правилам травма считается связанной с производством, если она получена {amp}lt;2{amp}gt;:

  • в рабочее время. То есть в часы работы по установленному графику, а также при работе сверхурочно, в выходные и праздники. Рабочим считается также время, необходимое для приведения в порядок приборов, одежды и т.п.;
  • во время служебных поездок при передвижении на любом виде транспорта и пешком, а по дороге на работу и с работы — только на служебном или на личном транспорте (при наличии соглашения с работодателем о его использовании);
  • при следовании к месту командировки и обратно. При этом неважно, как перемещался работник — пешком или на транспорте. Также не имеет значения, какой это был транспорт — личный, служебный или общественный;
  • при иных действиях, обусловленных трудовыми отношениями либо совершаемых в интересах работодателя.

Последний критерий при расследовании «командировочных» травм применяется значительно чаще, чем при расследовании происшествий по месту работы. Это связано с тем, что в служебной поездке работник может работать вечерами или в выходные и совсем не обязательно в офисе или на производстве.

Так, ВАС РФ признал незаконными действия ФСС, отказавшего в выплате страхового возмещения по травме, полученной работником при поездке в магазин в рабочее время. Страховщик считал, что для признания поездки служебной нужны те же документы, которыми обычно подтверждаются «прибыльные» расходы (приказ об использовании личного авто для нужд организации, путевые листы, документы, подтверждающие необходимость приобретения товаров для организации, и т.д.).

Таких документов у работодателя не было, все распоряжения были устными. Но ВАС РФ решил, что это не меняет производственного характера поездки {amp}lt;3{amp}gt;. Отметим, что в приведенном деле несчастный случай произошел по месту постоянной работы. Однако высказанная позиция может очень пригодиться в случае спора о характере поездки в командировке. Ведь там перечисленные документы чаще всего не оформляются.

1. Расследовать надо любые несчастные случаи, происшедшие с работником в командировке.

2. Для правильной квалификации травмы в командировке важно не столько то, где она произошла и в какие часы, сколько то, в чьих интересах действовал работник в момент ее получения: своих или работодателя.

Рассмотрим особенности квалификации травм, полученных командированными в различных ситуациях.

Несчастный случай в командировке

Решение о том, как квалифицировать травму, принимает комиссия по результатам расследования несчастного случая {amp}lt;10{amp}gt;. Кто должен создавать комиссию, когда несчастный случай произошел с командированным? Это зависит от характера самой командировки.

Предупреждаем руководителя

Засокрытие страхового случая от ФССорганизация может быть оштрафована на 5000 — 10 000 руб., а руководитель (предприниматель) — на 500 — 1000 руб. {amp}lt;11{amp}gt;.

Ситуация 1. Работник командирован в конкретную организацию для того, чтобы выполнить там определенную работу или иным образом участвовать в ее деятельности

Например, работнику необходимо провести монтажно-сварочные работы. При монтаже высокой конструкции он падает и ломает ногу. Это страховой случай. Все связанные с несчастным случаем обязанности возлагаются на принимающую сторону. Она, в частности, должна:

  • уведомить ФСС и другие органы при необходимости {amp}lt;12{amp}gt;;
  • создать комиссию и расследовать несчастье с командированным работником {amp}lt;13{amp}gt;;
  • составить акт о несчастном случае, даже если он произошел с прикомандированным работником в нерабочее время, например по дороге из гостиницы на работу.

Специальной формы акта для несчастного случая, не связанного с производством, пока не установлено {amp}lt;14{amp}gt;. Поэтому обычно вносятся необходимые поправки в форму акта о несчастном случае на производстве {amp}lt;15{amp}gt;.

Для справки

(или)групповой (два человека и более);

Несчастный случай в командировке

(или)тяжелый;

(или)со смертельным исходом.

В состав комиссии по расследованию несчастного случая с работником, направленным в командировку, должен быть включен представитель его работодателя. А значит, нужно незамедлительно известить его о происшедшем. Сделать это можно в любой возможной форме (например, позвонить по телефону).

Но даже если представитель работодателя опоздает или не приедет совсем, откладывать расследование нельзя. В акте, составленном по его результатам, должна быть указана организация, направившая работника в командировку. Кроме того, основному работодателю должны быть направлены копии акта и материалов расследования {amp}lt;18{amp}gt;.

Предлагаем ознакомиться:  Договор аренды производственных помещений образец

Для справки

Комиссия, уже начавшаярасследование, может передать дело работодателю командированного {amp}lt;19{amp}gt;.

Ситуация 2. Работник не прикомандирован к другому работодателю, а действует самостоятельно, например посещает выставку

В этом варианте комиссию и весь последующий процесс расследования организует работодатель, который дал работнику соответствующее поручение {amp}lt;20{amp}gt;. При необходимости в комиссию включается организация, которая на любом законном праве (собственность, аренда и т.д.) владеет территорией, где случилось происшествие.

Примечание

Если на территории вашей организации произошел несчастный случай с работником одной из следующих стран: Беларусь, Узбекистан, Армения, Украина, Казахстан, Молдова, Таджикистан, Кыргызская либо Азербайджанская Республика, то оформление акта (по особой форме Н-1М) — всегда ваша обязанность. Аналогичные правила действуют в отношении ваших работников, командированных в эти страны {amp}lt;21{amp}gt;.

Ситуация 3. Несчастный случай с работником происходит по дороге в командировку

Например, при экстренном торможении он падает с верхней полки поезда. Здесь будет просто работать общее правило — комиссию по расследованию создает работодатель {amp}lt;22{amp}gt;. Комиссия формируется в соответствии с обычным порядком.

Гражданин пошел на работу и по дороге получил травму. Относится ли данное травмирование к производственному? Нужно ли проводить расследование?

Травма по пути на работу и действия пострадавшего

Когда человек получает травму по пути на работу, то это расценивается как связанное с производством обстоятельство. Но производственной ее называть будет неправильно.

Служебное расследование проводится:

  1. Когда сотрудник передвигался на транспорте, предоставленном предприятием. Важно, чтобы транспорт использовался для служебных целей.
  2. При получении травмы работником в командировке и на транспорте работодателя.
  3. Если во время пересменки водитель травмируется.
  4. Во время устранения последствий катастрофы происходит несчастный случай с работником.

Например, сотрудница после работы зашла в магазин, а после вышла и упала на крыльце, сломала ногу. Будет ли этот случай отнесен к связанному с производством? Нет, так как она изначально посетила магазин.

Травмирование на производстве — это страховой случай и последствия могут компенсироваться в соответствии с действующим законодательством. Получается, что работодатель несет ответственность, если не расследовал должным образом несчастный случай.

Это статья, внесенная в административный кодекс, на основании которой устанавливаются наказания. Для этого применяются штрафные санкции:

  • для простых граждан сумма штрафа установлена 300-500 рублей;
  • для работников 500 -1000 рублей;
  • для организационных структур 5000 -10000 рублей.

Поэтому невыгодно скрывать подобные случаи, чтобы все вылилось в неприятные последствия. К тому же будет проводиться расследование и организации потребуется много времени, что повлечет за собой массу непредсказуемых обстоятельств, влияющих на выпуск готовой продукции.

Не связанное с производством травмирование

Если сотрудник получил травмирование по пути на работу, как определить, производственное оно или нет? Травма считается производственной, если сотрудник находился на транспорте, предоставленном предприятием, но при этом учитываются несколько условий:

  • использование личного авто по распоряжению руководства предприятия, а также если эти сведения фигурируют в трудовом соглашении;
  • в администрации предприятия имеется копия техпаспорта средства передвижения;
  • осуществляется учет разъездов работника.

Если не выполняется хотя бы одно из условий, то травмирование относится к бытовому.

Травма по пути на работу и ответственность работодателя

Травма, связанная с производством может быть получена в командировке. Если сотрудник поехал в командировку или возвращается назад и по пути с ним произошел несчастный случай, то расследование неминуемо.

Рабочий день в командировке идентичен рабочему времени, проведенному на месте работы. Когда сотрудник действовал в интересах администрации предприятия или в личных, тоже будет учтено при расследовании.

Проведение расследования может быть разным, в зависимости от обстоятельств. Если сотрудника не откомандировали в определенную организацию, то в состав комиссии по расследованию включаются сотрудники, в чьем ведении находится территория объекта.

Обязанность организации — провести расследование и помимо всего прочего:

  • нужно уведомить о произошедшем страховую службу;
  • подготовить Акт о случившемся;
  • отправить уведомление работодателю, у которого трудится пострадавший, если травмирование приобрело тяжелые последствия (стойкую утрату трудоспособности или летальный исход, а также произошло с несколькими сотрудниками одновременно);
  • расследовать несчастный случай при нахождении в командировке необходимо.

Нормативная база

Расследование несчастного случая осуществляется на основании:

  • трудового законодательства;
  • локальных актов, разработанных на предприятии.

Если сотрудником был использован личный транспорт для поездки или в трудовом соглашении изложено, что транспорт используется в личных целях, то необходимо проводить расследование.

Не всякое травмирование относится к производственному. К таковым относятся:

  • удары электрическим током, в том числе телесные повреждения;
  • охлаждение, тепловые удары, перегрев, обморожение;
  • если от животных или насекомых получены укусы;
  • иные травмы.

Травмирование подлежит расследованию, но в пределах ТК РФ. Оплата осуществляется независимо от стажа работы в полном объеме. Затраты администрации также пойдут на реабилитацию сотрудника после болезни, приобретение лекарственных средств и иные расходы, связанные с утратой трудоспособности.

Предлагаем ознакомиться:  Чем грозит работодателю производственная травма

По результатам МСЭК определяется процентное отношение к нанесенному вреду. После госпитализации в медучреждении возмещаются расходы. Если травмирование отнесено к категории легких, то компенсация осуществляется за счет работодателя.

Дорога в командировку начинается по-разному

Где и когда начинается следование к месту командировки? Если работник утром прибыл на работу, а уже оттуда направился в аэропорт или на поезд — от места постоянной работы. Если же в день выезда в командировку работник на работу уже не выходит, то дорога начинается от дома. Но при этом важно учитывать и время, необходимое для того, чтобы добраться до места отправления соответствующего вида транспорта.

Учитывая сказанное, документальное подтверждение того факта, что несчастный случай произошел именно по дороге в командировку, часто вызывает сложности. Так, командировочное удостоверение дает информацию только о дате отбытия в командировку и прибытия в место назначения. В билетах указаны более точные данные (время вылета самолета, отправления поезда или автобуса), но этого не всегда достаточно.

Если, к примеру, работник погиб в авиакатастрофе, то это бесспорно несчастный случай на производстве. Нужно лишь установить, что работник зарегистрировался на рейс. А если работник попал в аварию в такси или получил травму в метро, направляясь в аэропорт? Здесь придется сначала установить время выезда (например, свидетельскими показаниями), а потом сопоставить его со временем вылета.

Проблемы с квалификацией травмы могут возникнуть и в том случае, если работник едет в командировку из места, которое не совпадает с местом его жительства. Допустим, работника отозвали из отпуска в связи с необходимостью срочно отправить его в командировку. Для экономии времени работник выехал в командировку прямо из того города, где проводил отпуск, не заезжая домой. Это было согласовано с работодателем. По дороге на вокзал он споткнулся, упал и сломал ногу.

В данном случае работник уже следовал в командировку, поэтому травма является производственной. Но для того, чтобы в ФСС не отказали в выплате страхового возмещения, укажите в приказе о направлении работника в командировку, что работнику разрешается выехать в командировку из места отдыха (напишите конкретный адрес).

Таким образом вы подтвердите, что работник выполнял волю работодателя. У организации также должен быть приказ о досрочном отзыве работника из отпуска с указанием даты и причин отзыва. И конечно, расследование комиссии должно подтвердить, что время выхода работника из дома (гостиницы и так далее) соответствовало времени отправления поезда.

Рассказываем руководителю

Чтобы определить,является ли травма, полученная в командировке, производственной, нужно установить, в чьих интересах действовал работник в момент ее получения.

Последовательность действий пострадавшего

Если сотрудник получил травму, то ему необходимо выполнить следующие действия:

  1. Обратиться в медучреждение для оказания первой помощи самостоятельно или с помощью очевидцев.
  2. Написать работодателю объяснительную, где подробно описать случившееся. Очевидцы тоже должны изложить информацию.
  3. Представить справку из здравпункта о степени тяжести.

Не исключено, что сотрудник не сразу заявит о степени тяжести травмы. В связи с этим, если травма даст знать о себе по истечении времени, то он может заявить о ней когда угодно. На расследование отводится месяц.

Рабочее время и отдых

Определить, была ли поездка, во время которой произошло несчастье, связана с производством, зачастую можно только исходя из комплексного анализа всех обстоятельств случившегося. Так, работник был командирован в соседний город. Каждый вечер он возвращался домой на автомобиле. В одной из таких поездок работник погиб. Комиссия признала этот случай не связанным с производством, исходя из следующего:

  • работнику было забронировано место в гостинице на период командировки и выделены деньги на проживание в ней;
  • решение о ежедневных поездках домой с работодателем не согласовывалось;
  • в командировочном удостоверении работника были сделаны только отметки о выбытии из родного города в первый день командировки и прибытии в город, где проходила учеба;
  • дополнительных заданий от работодателя в течение командировки, включая день гибели, работник не получал.

Главный государственный инспектор труда и судьи с решением комиссии согласились {amp}lt;4{amp}gt;.

Формально на работников, находящихся в командировке, распространяется режим рабочего времени тех организаций, куда они командированы. Однако это совсем не значит, что в другое время они не работают. У них может быть свой график, продиктованный целями командировки {amp}lt;5{amp}gt;. А уж просчитать график тех работников, которые не прикомандированы к конкретной организации, практически невозможно.

Как же правильно отнести момент получения работником травмы в период командировки к рабочему или личному времени?

Ситуация 1. Работник прикомандирован к другой организации, и его служебное поручение требует постоянного присутствия на работе

В таком случае производственный характер травмы, полученной в рабочие (по графику организации) часы, предполагается.

Предлагаем ознакомиться:  Кого не имеют право отправлять в командировку

Так, работник, направленный в командировку в Нигерию, работал по установленному графику и получил травму в рабочие часы на территории торгпредства при выполнении работ, предусмотренных должностной инструкцией. ФСС не признал случай страховым, указав, что работник вовремя не сообщил своему работодателю о несчастном случае и нет документов, устанавливающих его связь с производством. Но суды исходили из того, что травма была получена при исполнении трудовых обязанностей, а доказательства иного отсутствуют {amp}lt;6{amp}gt;.

В другой истории командированные работники утонули в зоне трудовой деятельности геологического отряда. По мнению трудинспектора, место происшествия однозначно свидетельствовало о связи его с производством. Согласились с такой позицией и суды двух инстанций. Однако Верховный Суд Республики Карелия отменил вынесенные ими решения.

Ситуация 2. Командированный работник работает по вольному графику

Его командировка либо вообще не предполагает работу в других организациях, либо предусматривает их периодическое посещение. Например, работник встречается с представителем фирмы-партнера в кафе для целей переговоров. Это предусмотрено его служебным заданием, деньги на представительские расходы выделены.

Так, вдове работника не удалось признать незаконным акт о расследовании непроизводственного несчастного случая с ее мужем, погибшим во время нахождения в командировке. Судьи (включая ВС РФ) отметили, что несчастный случай произошел в нерабочее время и не при выполнении работ, а во время отдыха в гостинице. Причиной его был бытовой конфликт пострадавшего с другим лицом {amp}lt;8{amp}gt;.

В некоторых случаях определить границы рабочего времени помогает специфика профессии работника. К примеру, работа водителя заключается в перевозке пассажиров или грузов. Водитель, направленный в командировку для перевозки сотрудников налоговой инспекции, привез их в гостиницу в 19.30 и поставил машину в гараж.

Около 23 часов, когда он вместе с налоговиками стоял на крыльце гостиницы, на инспекторов было совершено нападение, в ходе которого погиб водитель. Суд указал, что рабочее время водителя после постановки автомобиля в гараж закончилось, и на этом основании пришел к выводу, что несчастье не является «производственным» {amp}lt;9{amp}gt;.

Что должен делать работодатель

При получении информации о травмировании сотрудника работодатель обязан:

  1. Попросить пострадавшего и очевидцев произошедшего написать объяснительные по этому поводу.
  2. Создать комиссию по проведению расследования. Для этого необходимо медзаключение о степени тяжести.
  3. После расследования оформляется акт по форме Н-1.
  4. Оплата больничного производится за счет работодателя, если происшествие произошло по вине администрации предприятия.

Действия работодателя регламентированы нормативными документами.

Если пособие не выдается, но гражданин получил травму, зафиксированную специалистами, то ему необходимо заявить о своих правах. Для этого существует трудовая инспекция. Ее сотрудники выпишут предписание и могут наказать штрафом за нарушения.

Если это не поможет, то на обращение в суд имеет право каждый гражданин. Суд вынесет решение о неправомерности действий, и пособие обяжут выплачивать в полном объеме. Согласно законодательству работник должен получать компенсацию.

Перечень документов

Для расследования несчастного случая требуется подготовить перечень документов:

  1. Приказ по предприятию, в котором назначается комиссия по расследованию во главе с председателем. Членами комиссии не могут быть заинтересованные лица.
  2. Документы из медицинской организации об отнесении случая к степени тяжести.
  3. Показания очевидцев и личная объяснительная от пострадавшего.
  4. Видео и фотосъемки с места происшествия по возможности. Если место невозможно оставить в том виде, при котором произошел несчастный случай, то видеоматериалы не будут востребованы.
  5. Сведения о проведении инструктажей, копии личных карточек о выдаче спецодежды и СИЗ.
  6. Результаты наркологической экспертизы для подтверждения, что работник находился в нормальном состоянии.
  7. Схема места, где произошел несчастный случай.
  8. Документ, где определено отношение несчастного случая к категории не связанного с производством.

При необходимости представляются иные документы.

Какие выплаты полагаются

При подтверждении факта травмирования сотрудника и после расследования, первому полагаются выплаты из ФСС:

  1. Согласно представленному больничному листу, так как установлена временная нетрудоспособность.
  2. Единовременные и каждый месяц выплачиваются компенсации.
  3. Возмещается расходование денежных средств по факту произошедшего на профессиональную, социальную или медицинскую реабилитацию.

Если сотрудник получил увечье в результате травмирования на производстве, то ему полагается выплата заработной платы в полном объеме, причем стаж на размер не влияет. Пособие выплачивается до тех пор, пока не восстановлена трудоспособность. За месяц выплаты не превышают 4 размера пособия, устанавливаемого ФСС. Если заработок превышен, то пособие может быть выплачено в максимальном размере.

Размер зависит от полученных травмирований, которые устанавливаются на МСЭК. На основании принятого положения устанавливается максимальная сумма. Для некоторых категорий выплачивается районный коэффициент. Когда произошел летальный исход, то родня должна получить миллион рублей в качестве компенсаций.

От среднего заработка зависит выплата. При этом в учет принимаются все доходы, получаемые пострадавшим ранее, в их числе вознаграждение по договору или авторскому заказу.

Предыдущая запись Нюансы предварительного договора аренды — Статьи
Следующая запись Сроки вступления в наследство после смерти по закону в 2020 году

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector