Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7(499) 110-93-26 (бесплатно)
Санкт-Петербург и область:
СПб и Лен.область:
+7 (812) 317-74-92 (бесплатно)
Регионы (вся Россия):
8 (800) 550-95-86 (бесплатно)
Разграничение государственной собственности на землю. Земельный кодекс РФ :: BusinessMan.ru

Разграничение государственной собственности на землю осуществляется

Конституционные положения

Понятие государственной собственности на землю, а также правила ее оборота установлены в ряде положений Основного Закона. К ним, в частности, относят:

  • Ст. 72, п. 1, подп. “г”. В нем сказано, что разграничение государственной собственности находится в общем ведении страны и ее субъектов. В соответствии с этим издаются законопроекты и принимаются на их основании прочие нормативные акты. При этом последние не должны находиться в противоречии с ФЗ. При несоответствии действует ст. 76 Конституции.
  • Ст. 35, п. 3. Его положения говорят о невозможности лишения кого бы то ни было его имущества, кроме как по судебному решению. Принудительное отчуждение в пользу государства допускается с соблюдением определенных условий. В частности, должно быть обеспечено равноценное и предварительное возмещение. Что касается рассматриваемой темы, то право государственной собственности на землю не должно ущемлять интересы юридических лиц и граждан – владельцев наделов.

Отраслевое законодательство

Основным нормативным актом в данной сфере выступает Гражданский кодекс. В нем регламентируются основания, в соответствии с которыми появляются обязанности и возможности, юридический статус лиц и общественных образований, приводится определение недвижимых объектов. Кроме того, Гражданский кодекс устанавливает правила по государственной регистрации, регулирует право собственности. В нем содержатся и прочие нормы, имеющие значение в рассматриваемой сфере.

Порядок разграничения государственной собственности: общие сведения

Он предусматривает проведение работ достаточно значительного объема. В рамках рассматриваемой темы он включает в себя мероприятия по землеустройству, а также кадастровый государственный учет участков. Данные работы регулируются ФЗ № 28 и № 78.

Определяя государственные участки земли, основания для внесения их в соответствующий перечень, следует учитывать также и другие законы. Это, в частности, ФЗ № 40, № 79, № 126. В них в том или другом виде была провозглашена федеральная собственность на земли. Здесь следует иметь в виду, что при наличии противоречий между принятыми ранее ФЗ и Конституцией, приоритет будут иметь положения последней.

Предлагаем ознакомиться:  Ответчик по иску о возмещение морального вреда причиненного государственными органами

В качестве него может выступать:

  • Муниципальное образование.
  • Российская Федерация.
  • Отдельный регион.

К указанным категориям применяются нормы, в соответствии с которыми определяется участие организаций (юр. лиц) в отношениях, регулируемых ГК, если иное не следует из закона или особенностей этих субъектов. Основные предписания содержатся в ст. 125. Согласно ей, от имени субъектов и самой Российской Федерации посредством своих действий могут осуществлять и приобретать личные неимущественные и имущественные обязанности и права, а также выступать в судебных заседаниях органы госвласти в рамках своей компетенции. Она устанавливается актами, которые определяют юридический статус данных институтов.

От имени муниципального образования приобретать и реализовывать гражданские обязанности и права могут органы территориального самоуправления в границах своей компетенции. Она также определяется соответствующими актами, устанавливающими их юридический статус. В качестве первой категории субъектов права, для которых наличие земельных наделов является основанием для отнесения их к принадлежности Российской Федерации, выступают органы государственной и территориальной власти.

Юридические последствия

Разграничение государственной собственности на землю осуществляется

Они возникают сразу после того, как установлена государственная собственность на землю муниципального образования, Российской Федерации или ее регионов. Юридические последствия имеют особое значение в системе регулирования отношений в рассматриваемой сфере. Так, Земельный кодекс РФ определяет, что каждое публичное образование управляет и распоряжается только теми наделами, которые ему принадлежат по закону. Это прописано в ст. 29, ст. 11, п. 2, ст. 10, п. 2, ст. 9, п. 2.

Кроме того, государственная собственность на землю подразумевает возможность публичного образования определять величину арендной платы, правила, сроки и условия ее внесения. Это также относится только к тем наделам, принадлежность которых имеет юридическое обоснование.

Перечни

Они выступают в качестве основной категории в приведенном выше законе, регламентирующем регистрацию и разграничение государственной собственности на землю. Перечни подготавливаются уполномоченными исполнительными (федеральными) органами. Далее они согласовываются соответствующими подразделениями государственной, муниципальной и региональной власти.

После этого они утверждаются Правительством. Пройдя все эти этапы согласования и утверждения, перечни становятся основаниями, в соответствии с которыми регистрируются государственные земли. В статьях 3-5 Закона содержатся обоснования для внесения наделов в списки. По сути, в этих положениях определены критерии, по которым выполняется разграничение государственной собственности на землю.

Предлагаем ознакомиться:  Каким документом подтверждается право собственности на квартиру

Категории и подкатегории

Они являются основой системы критериев, по которой государственные земли относятся к той или иной группе. Их условно классифицируют следующим образом:

  • Подкатегории и категории земель, наделы в которых отнесены исключительно к собственности какого-либо публичного образования или их группы. То есть местность принадлежит или муниципальному формированию, или Российской Федерации, или региону.
  • Подкатегории и категории земель, наделы в которых могут быть отнесены исключительно к собственности различных публичных образований на основании условий, определенных Законом. Это положение регулируется ст. 3 абз. 3, 4; ст. 4, п. 1, абз. 3, 5; ст. 5, п. 1, абз. 3, 4.

Ст. 3 Закона устанавливает основания для внесения наделов в перечни земельных участков, в отношении которых образуется право собственности у Российской Федерации.

Классификация

В абзаце 2 ст. 3 Закона предусмотрено четыре подкатегории и категории земель, участки в которых должны быть отнесены к собственности государства. К ним, в частности, относят:

  • Лесной фонд.
  • Земли безопасности и обороны.
  • Особо охраняемые природные территории.
  • Водный фонд, занятый объектами, на которые установлена федеральная собственность.

В ст. 3, абз. 3, 4 выделены пять подкатегорий и категорий. К ним, в частности, относят земли:

  • Промышленности, энергетики, космического обеспечения и информатики, телевидения, связи, радиовещания, транспорта и так далее.
  • Сельскохозяйственного назначения.
  • Водного фонда и запаса.
  • Историко-культурного, рекреационного и природоохранного значения.
  • Населенных пунктов.

В перечне разновидностей недвижимого имущества, который предусмотрен законодательством, особое значение с точки зрения рассматриваемого Закона отдается сооружениям и зданиям. Право собственности на них, которое имеет Российская Федерация, выступает основанием для отнесения соответствующих местностей в списки тех, которые принадлежат РФ.

Содержание ст. 3

По смыслу абзаца 3, в качестве основания для включения соответствующих земельных наделов в перечни участков, на которые у Российской Федерации появляется право собственности, может выступать только решение о его предоставлении органу государственной, территориальной власти, а также унитарному предприятию, учреждению и любой другой некоммерческой организации, созданной указанными институтами. Данное положение принято 12 июня 1990 года и действует по настоящее время.

Предлагаем ознакомиться:  Денежные средства: право собственности

В абзаце 4 присутствует еще одна категория земель. В нее отнесены территории запаса. Участки в составе них могут относиться к собственности государства в соответствии с определенными условиями. В частности, к ним относят:

  • Нахождение на данных наделах недвижимого имущества, принадлежащего Российской Федерации.
  • Присутствие приватизированной недвижимости, которая до этого была в собственности государства.

Как гласит ст. 103 ЗК, к территориям запаса относят наделы, которые принадлежат Российской Федерации и не предоставлены организациям и гражданам для пользования. Исключение составляют территории фонда перераспределения. Он формируется согласно ст. 80 Земельного кодекса.

Суть статьи 4

Она устанавливает основания для включения наделов в перечни категорий, которые переходят во владение Российской Федерации после того, как было проведено разграничение государственной собственности на землю. В данной статье, в отличие от абз. 2 ст. 3, предусматривается три подкатегории и категории территорий. Наделы, входящие в их состав, должны быть отнесены к собственности регионов страны. В данную группу входят земли:

  • Природных территорий, находящиеся под особой охраной.
  • Водного фонда, на которых располагаются объекты собственности регионов страны.
  • Фонда перераспределения.

В ее положениях устанавливаются основания, в соответствии с которыми осуществляется внесение территорий в перечни земельных участков, в отношении которых возникает право собственности у муниципальных образований. В абзаце 2, пункта 1 предусмотрено только две подкатегории и категории наделов, части в составе которых, безусловно, должны принадлежать публичным формированиям. К ним относят земли:

  • Территорий муниципального значения, находящихся под особой охраной.
  • Водного фонда, на которых располагаются водные объекты, относящиеся к собственности местных органов власти.

В заключение

разграничение государственной собственности на землю

Любые продолжительные и сложные правовые, политические и экономические процессы, к которым, несомненно, относится и разграничение собственности на землю, не могут проходить совершенно бесконфликтно. Возникновению разнообразных споров и коллизий между участниками взаимодействий в рамках рассматриваемой сферы способствуют недостатки законодательной базы, многообразие пересекающихся интересов публичных образований, объективная новизна проблем.

Предыдущая запись Размер земельного участка подлежащего передаче собственнику недвижимости
Следующая запись Если дело неподсудно данному суду то судья

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector