52. Гражданское общество и правовое государство

Соотношение государства и гражданского общества. Соотношение права и государства.

Проблема прав человека в политической истории

современность.

В
политической и юридической науках права
человека занимают одно из важнейших
мест, представляют принципы, нормы
взаимоотношений между людьми и
государством, которые обеспечивают
человеку, лицу возможность действовать
по а собственному усмотрению (эту часть
прав обычно называют свободами) или
получать определенные блага (собственные
права.

свобода,
порождает неравенство, или равенство,
приносит свободу в жертву на алтарь
справедливости, во-вторых, ограничения
частной жизни граждан от посягательств
любой, даже очень демократической,
власти Если учитывать обе обстоятельства,
возможно, можно согласиться с современными
подходами к определению права,
рассматривающих право как нормативную
форму отражения принципа формального
равенства люди и в общественных отношениях
и признание необходимости принудительного
ограничения самой государственной
заставляя властейи.

Идеи
естественного права, которые сформировались
в глубокой древности, стали источником
современного понимания прав человека
В V-VI века до н.э в Древней Греции софисты
Ликофрон, Антисфен из Афин, Ал-кидам и
др. утверждали ли, что все люди равны от
рождения и имеют одинаково обусловлены
природой права Саму же государство и
его законы философ Микофон объяснял
как результат общественного договора
В V века до н.

э в Китае философ М в Цзы
отстаивал идею договорного происхождения
государственной власти и равенства
всех людей перед Всевышним Отстаивая
и защищая права, присущие человеку от
рождения и, прежде всего, ее право на
частную соб ность, Аристотель отмечает,
что это право имеет основой саму природу
человека и основано на его начальной
любви к самой себ самої себе.

В
эпоху Просвещения осознается необходимость
ограничения частной жизни граждан от
посягательств любой власти, что стало
в европейской политической традиции
коренным переворотом Верховенство прав
вового закона в отношении возведенной
в закон воли государя — такова важнейшая
идея философов права от Джона Локка до
Иммануила Канта Признание прав человека
— главное, сложившееся в основных чертах
к конца XVIII в в понимании европейского
права Именноаме политическая европейский
человек при употреблении слова право вспоминает
принятую в 1789 г Учредительным Собранием
Франции Декларацию прав человека —
первый развернутый законодательный
акт о правах человека, принципы равенства
перед правовым законом Хотя, разумеется,
не запер ечуеться историческая значимость
фрагментарных законодательные акты о
неприкосновенности личности и равенство
перед всех законоом.

поддержание жизни, безопасности, в
свободе от насилия и социально
неоправданных ограничений, уважения
человеческого достоинства и др. Другие
же относят пр ава человека к наиболее
высоких из человеческих прав, по душе,
к Богу Русский философ Николай Бердяев
писал, что «свобода человеческой
личности не может быть дана обществом
и не может по своим истоком и признаков
ю зависеть от него — она ??

свобода
личности, право на собственность,
безопасность и сопротивление угнетению
что стало законом Эти политико-правовые
акты не утратили значения и актуальности
и в современных условиях Хотя, конечно
же, современные представления о правах
человека значительно богачева людини
значно багатші.

Конечно
же, и политико-правовые нормы очень
важны для человека Но все-таки это лишь
часть его прав и свобод Узкое толкование
вопроса о правах человека оставляет за
пределами множество реальных, не менее
значимым их для людей прав и свобод
Особый интерес вызывает точка зрения
венгерского политолога Имре Сабо,
который определяет права человека
такими, что не привязаны к одному
какого-то средства производства, одного
общест ильного строя, не зафиксированы
навечно только одной любой системой
или типом прав, присущим только им Имре
Сабо отмечает, что такие права человека
могут иметь место только в обществе, в
дер жави такого типа, провозглашает и
признает, хотя бы формальноно, принцип
равноправия своих граждан В
определении Имре Сабо «вечных прав
человека» примечательно то, что
изымается классово-формационная
интерпретация, показывается, что права
в виде положительных норм переходят из
одной системы права в другую, н следующей
за ней, становясь, естественно, правовыми
нормами не одного типа государства, а
нескольких, последовательно сменяющих
одна другую, приобретают будто
наследственного характера, более
устойчивого, чем другие нормы
государственно-политического содержания
Наследование некоторых прав человека
сглаживает в памяти людей их историческое,
социальное происхождение, и начинает
казаться, будто такие нормы права —
Изначальноспоконвічні.

Причины правового нигилизма[ Субъективистский подход[

Русское выражение
«правовое государство» означает перевод
с немецкого rechtsstaat
и трактуется как государство, основанное
на праве. В современной отечественной
юридической науке нет единого определения
этого феномена. Не вдаваясь в подробности,
отметим:
правовое государство – это государство,
формирование и функционирование
которого осуществляется на основании
и в соответствии с правовыми предписаниями.

Понятие «правовое
государство» восходит своими корнями
к периоду античности. Так, древнегреческий
философ Платон в диалогах под названием
«Государство», «Законы» высказал
следующее суждение: закон должен быть
владыкой над правителями, тем самым
подчеркивая, что в обществе не должно
быть организаций или лиц, действующих
независимо от закона.

Аналогичную идею
обосновал древнегреческий мыслитель
Аристотель, считавший, что в демократическом
обществе закон должен властвовать над
всеми, в том числе над государством.

Соотношение государства и гражданского общества. Соотношение права и государства.

С такими идеями
согласуются взгляды на государство
древнеримских политических деятелей.
Так, римский оратор и государственный
деятель Цицерон в произведениях «О
государстве», «О законах», «Об
обязанностях» обосновал вывод:
государство есть соединение многих
людей, связанных между собой согласием
в вопросах права и, что под действие
законов должны подпадать все.

В более поздний
период (XVIII
– XX
вв.) положения теории правового
государства развивались в произведениях
нидерландских философов Б. Спинозы, Г.
Гроция английских философов Т. Гоббса,
Д. Локка, американского философа Т.
Джефферсона и других видных мыслителей.

В
основных сочинениях английского
философа Т. Гоббса «Левиафан», «Основы
философии» содержится ряд прогрессивных
положений о господстве права в
общественной жизни, которые впоследствии
были развиты революционными буржуазными
мыслителями. К их числу относится
обоснование формального равенства
перед законом, незыблемость договоров,
свобода индивида в обществе и др.

В
трактовке английского философа Д.
Локка, идея господства права воплощается
в государстве, где верховенствует
закон, соответствующий естественному
праву и признающий неотчуждаемые
естественные права и свободы индивида,
и осуществлено разделение властей на
законодательную и исполнительную.

Положения
теории правового государства развивались
далее усилиями таких носителей передовой
общественно-политической мысли как Ш.
Монтескье, Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро, П. Гольбах
и др. Для предотвращения злоупотребления
властью, — полагал Ш. Монтескье — необходим
такой порядок вещей, при котором
различные власти могли бы взаимно
сдерживать друг друга.

Идеи
Ш. Монтескье, Д. Дидро, П. Гольбаха и др.
оказали заметное влияние не только на
последующие теоретические представления
о правовой государственности, но и на
раннебуржуазное конституционное
законодательство и государственную
практику.

Философские
основы теории правового государства
создавались и развивались немецкими
философами Г. Гегелем и И. Кантом. В
знаменитой работе Г. Гегеля «Философия
права» глубоко осмыслено и дано понятие
гражданского общества, которое
органически связано с государством.
Государство, по Гегелю, это наиболее
совершенная организация общественной
жизни, в которой все должно строится
на правовой основе, представляющей
царство реальной жизни.

В
центре философской концепции И. Канта
– человек, личность. Он обосновал идею
свободы личности, значимость ее защиты
от произвола коллективного, целого, то
есть государства. В этой связи И. Кант
многократно указывал на необходимость
для государства опираться на право,
строго согласовывать свои действия с
правом, постоянно ориентироваться на
право.

Известные
немецкие юристы Г. Еллинек, Р. Иеринг
также внесли в теорию правового
государства немалый вклад, рассматривали
право как юридически защищенный
практический интерес личности.

Французский
юрист Л. Дюги, американский юрист Р.
Паунд, французский социолог Г. Спенсер
и другие мыслители конца ХIХ века
считали, что правовым можно считать
лишь такое государство, где законодатель
также подзаконен, как и гражданин.

Значительное
освещение идея правового государства
нашла в трудах русских мыслителей.
Известно, что М.М. Сперанский, основываясь
на идеях естественного права, разработал
первый проект политического устройства
России, предусматривающий разделение
властей.

Предлагаем ознакомиться:  Договор подряда на выполнение работ 2019

Тема
правового государства нашла отражение
в работах видных правоведов и философов
предоктябрьского периода в дореволюционной
России. Сторонниками этой теории были
М.М. Ковалевский, Н.М. Коркунов, С.А.
Котляровский, Б.А. Кистяковский, П.И.
Новгородцев, С.А. Муромцев, В.М. Гессен,
Б.Н. Чичерин, Н.И. Бердяев и др.

В
работах теоретиков марксизма вопрос
о правовом государстве не рассматривался.
Вероятно, одна из причин этого состоит
в том, что К. Маркс и В.И. Ленин обосновали
вывод о неизбежности диктатуры
пролетариата. Она приходит на смену
буржуазному государству в ходе
социалистической революции.

Основа
диктатуры пролетариата – классовая
борьба, подавление путем насилия
сопротивления классов и слоев общества,
так или иначе препятствующих проводимым
социальным преобразованиям. Такое
теоретическое обоснование необходимости
диктатуры пролетариата не совместимо
с принципами правового государства.

С конца 80-х гг.
прошлого века политическая и правовая
мысль в нашей стране обратилась к идее
правового государства в связи с
проблемами реформирования общества
по сути его демократизации.

Ст.
1 Конституции РФ 1993 г. провозглашает
Российскую Федерацию правовым
государством (большинство конституций
так называемых «развитых» стран не
содержит подобных деклараций).

По-видимому,
следует различать концепцию
правового государства и существующую
государственно-правовую реальность.
С этой точки зрения провозглашение
создания правового государства в России
(ст. 1 Конституции РФ) не означает, что
цель достигнута. Вместе с тем, позитивное
здесь в том, что идея правового государства
призвана оказать определенное влияние
на преобразование существующей
действительности.

Это
предполагает упрочение государства,
призванное обеспечить достижение
намеченных целей, утверждение верховенства
права, эффективных форм и методов
управления, ограничение административного
усмотрения властвующих субъектов,
недопущение злоупотребления ими своими
властными полномочиями и др.

1.
Понятие и структура политической
системы.

2.
Место и роль государства в политической
системе.

3.
Общественные объединения в политической
системе, их понятие и принципы деятельности.

Политическая
система
— это взятые
в единстве и взаимодействии государственные
и общественные объединения, иные
организации и институты, которые на
основе определенных норм и принципов
участвуют в политической жизни общества,
осуществляют политические функции.

Политическая
система связана с особой сферой
деятельности людей — политикой, которая
определяется как область взаимоотношений
между социальными группами, коллективами,
личностями по поводу формирования и
функционирования государственной
власти.

1.
Сущность права, его признаки и свойства.
Определение права. Концепции современного
правопонимания.

2.
Принципы права.

3.
Понятие и виды функций права.

Соотношение государства и гражданского общества. Соотношение права и государства.

4.
Источники права.

5.
Понятие и признаки правовой системы.
Основные правовые системы современности.

  1. Понятие
    системы нормативного регулирования
    общественных отношений. Социальные и
    технические нормы.

  2. Понятие,
    признаки и виды социальных норм,
    основания их классификации.

  3. Соотношение
    права и нравственности (морали). Право,
    обычаи и корпоративные нормы.

  4. Правосознание
    и его структура.

  5. Правовая
    культура и ее виды.

1.
Понятие, формы и принципы правотворчества,
его стадии.

2.
Нормативно-правовые акты как источники
права. Их виды, отличия от иных правовых
актов.

4.
Действие нормативных актов во времени,
в пространстве и по кругу лиц. Обратная
сила закона.

5.
Понятие и виды систематизации
законодательства.

В
правовых системах статутного права
(романо-германская правовая семья) право
выражается в системе действующего
законодательства и формируется
непосредственно в процессе специальной
(правотворческой) деятельности
компетентных государственных органов.

Правотворчество
— деятельность компетентных государственных
органов по принятию, изменению или
отмене нормативных правовых актов.
Правотворчество характеризуется
следующими основными чертами.

  • Оно
    завершает процесс правообразования,
    когда нормам права придается
    общеобязательный характер, они находят
    внешнее выражение в специальных правовых
    актах.

  • Эта
    деятельность носит активный, творческий
    характер, конечный итог которой — издание
    акта-документа, содержащего нормы
    права.

  • Правотворческая
    деятельность отличается
    государственно-властным характером.
    Субъектами такой деятельности являются
    компетентные органы, должностные лица,
    наделенные властными полномочиями по
    принятию общеобязательных нормативных
    предписаний, обеспеченные возможностью
    применения мер государственного
    принуждения в случаях их нарушения.

10.1. Политическая система общества: понятие, структура, функции

Соотношение государства и гражданского общества. Соотношение права и государства.

Процессы
развития российского общества
предопределили то, что власть перестала
быть монополией государства, а властные
отношения приобрели более сложный
характер, поскольку в них стали
участвовать негосударственные
организации. Осознание сложности и
многомерности властных отношений,
которые уже нельзя было свести только
к деятельности государственных
структур, привело к необходимости
обоснования новых подходов к исследованию
данной проблемы.1

Категория
«политическая система общества» стала
использоваться в теории российского
государства и политологии сравнительно
недавно. Ранее в учебниках и научных
исследованиях использовалось понятие
«политическая
организация общества».
Под ним понималась совокупность
государственных и общественно-политических
учреждений и институтов, непосредственно
осуществляющих политические функции
в обществе.

По-видимому,
названное понятие не охватывает всего
многообразия государственно-политической
жизни. Возникла необходимость разработки
нового более емкого понятия, охватывающего
многомерные проявления политико-государственных
отношений в современном обществе.
Решению этой задачи способствовала
разработка и обоснование категории
«политическая система».

В
учебной и научной юридической литературе
нет единого мнения о соотношении понятий
«политическая система общества» и
«политическая организация общества».

Одни
авторы полагают, что понятие политической
системы тождественно понятию политической
организации общества1.
Другие утверждают, что политическая
организация общества является наиболее
существенным элементом политической
системы, поскольку именно через
политическую организацию происходит
выдвижение основных целей и задач
общества2.

Привлекает
внимание более широкая трактовка
политической системы по сравнению с
политической организацией. В этом
контексте внимание концентрируется
не только на институциональных
структурных образованиях (государство,
партии, СМИ, политические ассоциации),
играющих существенную роль в политической
системе, но и на их отношениях, а также
на определенных принципах, нормах,
которые служат координации элементов
политической системы, управления
общественно-политическими делами3.

Заметим,
политическая система общества
представляет собой более сложное
образование. Она, наряду с политической
организацией общества (институциональная
подсистема), включает иные подсистемы
(нормативную, функциональную и др.).

В состав политической
организации входят государство,
политические партии, различного рода
общественные объединения, движения. В
этой связи можно сказать, что политическая
организация – это статическая часть
политической системы. В литературе
политическую организацию образно
называют «каркасом», «ведущей
конструкцией» политической системы,
рассматривают в качестве наиболее
значимого ее элемента.

Политическая
организация общества не только позволяет
понять особенности ключевой, основной
структурной части политической системы,
но и обратить внимание на взаимосвязь
политических организаций и учреждений,
содержание их деятельности.

Соотношение государства и гражданского общества. Соотношение права и государства.

В этой связи можно
сказать, что институционный (или
организационный) элемент выражает
внешние проявления политической
системы. В него входят те организации
и объединения людей, которые вовне
представляют политическую систему.
Организационный элемент является
главным в политической системе, формирует
ее нормативную основу и другие средства
воздействия на общество.

1) государство —
выступает самостоятельным субъектом
политических отношений, выполняет
основные задачи по управлению делами
общества, создает необходимые условия
для практического обеспечения
конституционных принципов организации
и деятельности остальных компонентов
политической системы, реального действия
политических прав и свобод граждан
России;

2) партии, общественные
движения, иные организации, в отличие
от государства, выражают и реализуют
интересы определенных групп, социальных
общностей, играют роль посредников
между обществом и органами государственной
власти.

К рассматриваемому
ряду можно отнести и деятельность
отдельных граждан, выступающих с
политическими целями.

В совокупности
такие структурные звенья, взаимодействующие
между собой, и образуют политическую
организацию общества.

В юридической
литературе высказано мнение относительно
того, что политическая организация
общества может состоять не только из
разрешенных и признаваемых государством
организаций и объединений. В ней могут
находиться запрещенные ассоциации
экстремистского толка, иные партии,
движения, деятельность которых
государство находит опасной для себя
и охраняемых им интересов определенного
социального слоя, класса либо общества
в целом.

Утверждается также, что в
современных условиях на политическую
жизнь страны, деятельность государственных
органов и должностных лиц серьезное
влияние могут оказать преступные
сообщества, занимающиеся торговлей
наркотиков, рэкетом, хищениями и другими
преступлениями. Располагая значительным
состоянием, такие сообщества подкупают
государственных чиновников, проводят
своих представителей в законодательные
органы, органы исполнительной власти.

Предлагаем ознакомиться:  Договор аренды между двумя физ лицами

Представляется,
что к названной позиции следует
относиться с элементами критичности.
Очевидно, существование неформальных
структур, их нелегальность, а точнее
противоправный характер – реальность
современной политической и правовой
жизни. Вместе с тем признание их
субъектами политико-правовых отношений
означало бы придание им определенного
правового статуса.

Производным от этого
было бы наделение таких субъектов
определенными правами и обязанностями,
что, безусловно, противоречит принципам
права и законности. В литературе по
этому поводу отмечается: террористические
организации, мафиозные группы, преступные
организации, своими действиями вызывающие
страх у людей, очевидно, оказывают
заметное влияние на политические
процессы.

Вместе с тем, их нельзя относить
к субъектам политической системы, так
как они не участвуют в решении политических
проблем, напротив, осложняют их1.
Следовательно, в политическую систему
современного российского общества
входят не все и не всякие общественные
объединения, оказывающие влияние на
политическую жизнь общества.

Любые
структуры, осуществляющие определенные
политические функции, так же как и
государство, партии, общественно-политические
движения должны быть определенным
образом юридически признаны
(легитимированы), т.е. получить официальный
правовой статус, должны быть
зарегистрированы в порядке, установленном
законом.

Такой порядок обязателен для
средств массовой информации, партий и
др. Значит, криминальные, иные «теневые»,
«мафиозные» организационные преступные
группы не входят в политическую систему,
хотя фактически могут оказывать
значительное влияние на политическую
жизнь страны. Вместе с тем само
перечисление названных выше элементов
свидетельствует о их разнообразии и
относительной самостоятельности, что
делает сомнительным вывод о целостности
политической организации общества.

Как видим,
политическая система как бы сводит
воедино политические институты
(государство, партии и др.), отношения
между ними, нормы, на основании которых
действуют политические организации и
т.д. В этой связи можно сказать так:
политическая
система общества – это система
взаимодействующих государственных и
иных субъектов, реализующих политические
функции и цели на основе идейно-политических
установок и принципов, политических,
правовых и иных социальных норм,
определенных форм сознания, культуры
и отношений, при помощи которых
реализуется государственная власть и
организуется политическая жизнь
общества.

1) это система,
т.е. упорядоченное определенным образом
множество элементов, взаимосвязанных
между собой и образующих некоторое
целостное единство;

2)
политическая система, как и иные подобные
образования, зависит от характера
общественной среды, социально-экономической
структуры общества и др.;

3) политическая
система, как и любая иная система
общества, представляет собой целостное,
упорядоченное множество взаимодействующих
элементов;

4) сферой существования
политической системы является политика,
которая, можно сказать, пронизывает
политическую жизнь общества и представляет
тот ключевой элемент, который определяет
ее сущностную направленность;

5) как и всякая
другая система, политическая система
содержит внутри себя различные элементы,
которые могут быть как простыми, так и
сложными (например, государственная
подсистема);

6) она обладает
относительной самостоятельностью,
проявляемой в направленности на
интеграцию общества, в создании
необходимых условий для взаимодействия
различных элементов политической
жизни, в мобилизации средств и ресурсов,
используемых для достижения определенных
целей и задач, скажем, в период предвыборных
кампаний и др.

  1. Институционный
    компонент
    .
    Он включает в себя:

  • Собственно
    политические объединения и организации

    (государство, политические партии).
    Характерным признаком этих организаций
    является их прямая связь с политикой,
    их активное воздействие на политику.
    Непосредственной целью их создания и
    функционирования выступает политическая
    цель.

  • Несобственно
    политические объединения

    (профсоюзные, кооперативные и иные
    организации). Эти организации возникают
    и развиваются не в силу непосредственно
    политических, а в силу экономических
    и других причин.

  1. Нормативный
    компонент

    выступает в качестве важнейшей формы
    регулирования политических отношений.
    Это те социальные нормы, которые
    регулируют политическую жизнедеятельность
    общества. Это следующие нормы:

  • Правовые
    нормы, имеющие политическое содержание.
    (Конституция РФ, Федеральные законы
    «Об общественных объединениях», «О
    политических партиях», нормы Гражданского
    кодекса: некоммерческие юридические
    лица, собственность общественных
    объединений).

  • Нормы,
    создаваемые политическими партиями и
    общественными организациями. Это нормы
    «внутреннего» действия — корпоративные
    нормы. Нормы «внешнего» действия
    регулируют отношения между организациями,
    их издавшими. Политические нормы
    закреплены в уставах, программах и др.
    актах общественных организаций.

  • Политические
    традиции и обычаи (существование
    политических оппозиций, наличие
    многопартийности, принцип разделения
    властей). Одной из их особенностей
    является их тесная связь с государством.
    В них нередко находит свое выражение
    суть политики государство, которое
    заинтересовано в их развитии, закреплении,
    придании им правового характера.

  • Нормы
    морали, нравственности.

  1. Коммуникативный
    компонент
    .
    Коммуникативная система устанавливает
    связи между институтами политической
    системы. К элементам данной системы
    можно отнести каналы передачи информации
    правительству (процедура слушания дел
    на открытых заседаниях, комиссии по
    расследованию и др.), а также средства
    массовой информации.

  2. Функциональный
    компонент
    (политические
    действия, процессы, практическое
    осуществление функций политической
    системы).

  1. Идеологический
    компонент
    (политическое
    и правовое сознание, политические
    теории, идеи, конструкции).

Лекция 11. Правотворчество и нормативно-правовые акты как источники права. Основные вопросы.

Общественные
объединения —
это существующие обособленно от
государства самодеятельные и
самоуправляемые объединения граждан
для удовлетворения их общих интересов
внутри объединения и для достижения
его цели во внешней среде методами и
средствами, отвечающими природе
объединения и не противоречащими закону.

Общественные
объединения формируются и осуществляют
свою деятельность на основе следующих
принципов:

  • добровольность
    (ст. 30 Конституции: «никто не может быть
    принужден к вступлению в какое-либо
    объединение или пребыванию в нем»);

  • равноправие.
    Один аспект — равноправие общественных
    объединений перед законом, второй —
    равноправие членов общественных
    объединений. (ст.6 Закона);

  • самоуправление.
    Исключительно члены данного общественного
    объединения определяют его структуру,
    проводят различные мероприятия —
    собрания, заседания, митинги. Оно
    предполагает большую меру выборности
    в общественных объединениях. Все
    руководящие лица в объединениях являются
    выборными;

  • наличие
    уставных документов: устав общественного
    объединения, решения учредительных
    съездов, собраний общественных
    объединений, программные документы;

  • свобода
    выбора и форм и методов деятельности;

  • гласность;

  • законность.

  • демократизм
    — выявление и выражение в нормах права
    воли и интересов народа, принятие
    законов высшими представительными
    органами;

  • научный
    характер — обоснованность нормативно-правовых
    актов данными науки, прогноз эффективности
    и последствий действия принятых актов;

  • законность
    — строгое соблюдение процедуры принятия
    нормативных актов в соответствии с
    властными полномочиями правотворческих
    органов;

  • верховенство
    и прямое действие закона, иерархическая
    связь между законами и подзаконными
    нормативными актами;

  • профессионализм
    — юридическая и общая грамотность при
    подготовке и принятии нормативно-правовых
    актов;

  • реальная
    применимость (исполнимость) — наличие
    в самом нормативном акте юридических
    механизмов его реализации, учет
    финансовых кадровых, организационных
    условий, наличие которых позволит акту
    реально действовать.

Правотворчество
по своей основе является деятельностью
компетентных государственных органов,
всегда связано с определенными их
действиями. Но роль государственных
органов в правотворческой деятельности
может быть неодинаковой. С этой точки
зрения различаются следующие формы
правотворчества.

  • Непосредственная
    правотворческая деятельность
    государственных органов. Здесь весь
    правотворческий процесс осуществляется
    компетентными органами, учреждениями,
    организациями от имени государства, и
    нормативные юридические акты
    непосредственно исходят от государства.

  • Деятельность
    государственных органов по санкционированию
    норм, исходящих от общественных
    объединений. Здесь нормы формируются
    и издаются общественными объединениями,
    непосредственно исходят от этих
    объединений, а государство придает им
    юридическую силу. При этом различаются
    два вида санкционирования: предварительное
    — государство заранее передает
    общественному объединению полномочие
    на издание нормативного акта; последующее
    — нормативному акту придается
    общеобязательная юридическая сила
    после его принятия.

  • Непосредственное
    правотворчество народа, которое
    выражается в принятии законов путем
    всенародного голосования (референдума).

Правотворческая
деятельность это сложный и длительный
процесс. Он имеет ряд стадий, которые
могут быть подразделены на два этапа.

Соотношение государства и гражданского общества. Соотношение права и государства.

Первый
этап – подготовка проекта нормативного
акта.

Стадии
подготовки проекта нормативного акта:

  • принятие
    решения о подготовке проекта нормативного
    акта (правотворческий почин);

  • подготовка
    проекта нормативного акта;

  • его
    предварительное обсуждение;

  • согласование;

  • предварительное
    одобрение.

Второй
этап – стадии принятия нормативного
акта и введение его в действие:

  • внесение
    проекта нормативного акта в правотворческий
    орган и принятие его на рассмотрение;

  • обсуждение
    проекта в правотворческом органе;

  • принятие
    решения по проекту;

  • официальное
    оглашение;

  • опубликование
    и введение в действие нормативного
    акта.

Стадии
первого этапа характеризуют деятельность
различных органов, организаций, которым
поручена подготовка проекта нормативного
акта.

На
втором этапе правотворческого процесса
его стадии характеризуют деятельность
непосредственно правотворческого
органа.

Предлагаем ознакомиться:  Возврат излишне уплаченного налога: сроки возврата суммы, порядок зачета

При
этом все названные стадии правотворчества
характеризуют официальный правотворческий
процесс, который связан исключительно
с официальной правотворческой инициативой.
Последняя представляет собой право
компетентного органа решать вопрос о
необходимости подготовки проекта
нормативного акта и вносить его на
рассмотрение правотворческого органа,
который обязан принять предоставленный
проект на рассмотрение.

Литература.

Федеральный
закон “Об общественных объединениях”
от 14 апреля 1995 г.

Федеральный
закон “О политических партиях” от 21
июня 2001 г.

Общая
теория государства и права. Академический
курс в 3-х томах / Отв. ред. М.Н. Марченко.
– М., 2001. – Т.1.

Теория
государства и права / Под ред. Н.И. Матузова
и А.В. Малько. – М., 2000.

Авакьян
С.А. Политический плюрализм и общественные
объединения в РФ: конституционно-правовые
основы. – М., 1996.

Дюверже
М. Политические партии. – М., 2000.

Малько
А.В. Политическая и правовая жизнь
России. – М., 2000.

Селезнев
Л.И. Политические системы современности:
сравнительный анализ. – СПб., 1995.

Объективистский подход[

Во-первых, не выдерживает никакой критики
модель «идеальных типов», фактически
предлагаемая И. А. Ильиным. Если
условиями предпосылки деформации
правосознания в России являются большая
территория, небольшая плотность населения
и т. д., то государство обладающее
небольшой территорией, большой плотностью
населения, «упрощенными» державными
задачами, «высоким» уровнем хозяйства,
национальной, религиозной и социальной
однородностью должно иметь наивысший
уровень правосознания.

Понятно, что без
статистического метода понятия «большой»,
«упрощенный» остаются лишь абстрактными
категориями[6].
Во-вторых, ретроспективный взгляд на
историю показывает, что помимо различных
форм правового нигилизма[7] Россия
показала удивительные примеры правового
идеализма, реализованные на практике.

Лекция 10. Право в системе нормативного регулирования общественных отношений. Правосознание и правовая культура. Основные вопросы.

имеет конкретизированный характер,
учитывает специфику данной обстановки,
единичные черты того или иного случая.
Нормативное регулирование — наиболее
развитая разновидность социального
регулирования, способная ввести в
общественную жизнь единый порядок, — в
этом его основное достоинство. Нормативное
регулирование осуществляется при помощи
социальных и технических норм, в единстве
и взаимодействии составляющих систему
нормативного регулирования общественных
отношений.

Соотношение государства и гражданского общества. Соотношение права и государства.

Технические
нормы —
правила, определяющие отношения людей
к природе, технике. Они отличаются
следующими особенностями. Во-первых,
технические нормы обусловлены законами
природы, техники. Во-вторых, их
сознательно-волевой характер внешне
не имеет ярко выраженных признаков.
В-третьих, в большинстве случаев
технические нормы используются лицами
в силу их целесообразности, неотвратимости
или возможности отрицательных последствий
(материальных, технико-экономических
и др.

) в случае их несоблюдения. Вместе
с тем технические нормы, соприкасаясь
с поведением людей, приобретают социальное
значение, взаимодействуют с социальными
нормами. В числе последних можно выделить
юридические нормы с техническим
содержанием. Такими технико-юридическими
нормами являются например,
санитарно-гигиенические нормы,
производственные нормативы и стандарты,
правила техники безопасности, дорожного
движения и др., закрепленные в
законодательстве.

Социальные
нормы — это
правила поведения общего характера,
которые регулируют взаимоотношения
между людьми. Они отличаются следующими
признаками:

  • являются
    правилами (образцами) поведения людей;

  • носят
    общий и в большинстве своем обязательный
    характер;

  • создаются
    в результате сознательно-волевой
    деятельности людей;

  • обеспечиваются
    определенными принудительными
    средствами;

  • обусловлены
    социально-экономическим и иным уровнем
    развития общества;

  • регулируют
    общественные отношения.

В
основе различения социальных норм на
виды лежат два основных признака:
во-первых, способ их формирования,
во-вторых, характер мер обеспечения,
средств гарантирования. По этим и
некоторым другим признакам четко
выделяются нормы права и иные социальные
нормы. Особенности и место норм права
в системе нормативного регулирования
определяют их следующие основные черты:

  • публичность,
    внешнее выражение в определенных
    источниках, обозримость, формирование
    при участии государства;

  • конкретность,
    точная и определенная фиксация прав,
    обязанностей, ответственности за
    неисполнение;

  • реальная
    применимость, наличие специальных
    юридических механизмов претворения в
    жизнь;

  • возможность
    обеспеченности мерами государственного
    принуждения.

Эти
признаки предопределяют особую роль
норм права в системе нормативного
регулирования, их повышенную значимость.

Иные
социальные нормы с учетом способов их
формирования и обеспечения подразделяются
на три основных вида:

  • Нормы
    морали (нравственности) – правила
    поведения, которые выражают принятые
    в данном обществе, либо социальной
    группе воззрения на добро, зло,
    справедливость, долг, честь, достоинство
    и поддерживаются (охраняются) силой
    общественного мнения.

  • Обычаи
    – правила поведения общего характера,
    исторически формирующиеся и в результате
    многократного повторения вошедшие в
    привычку людей.

  • Корпоративные
    нормы (нормы общественных объединений)
    – правила поведения, установленные
    общественными организациями, иными
    общественными объединениями и
    поддерживаемые мерами самих общественных
    объединений.

Помимо
указанных видов, по иным классификационным
критериям различают другие виды
социальных норм. Например, по содержанию
выделяются политические, экономические,
эстетические и др. Нормы права находятся
с иными социальными нормами в тесном
взаимодействии.

По
содержанию правовые нормы наиболее
тесно взаимосвязаны с нравственностью.
Право любой страны должно отличаться
глубоким нравственным содержанием,
правовые нормы должны быть в подлинном
смысле «правыми», справедливыми. Многие
правовые нормы «обязаны» нравственности
самим своим существованием.

Нравственность
используется для обеспечения правовых
норм. Нормы права охраняются от нарушения
не только мерами государственно-принудительного
воздействия, но и морально-общественным
воздействием. Нравственность необходимое
средство при применении норм права
специальными государственными органами.

В ряде случаев для того, чтобы раскрыть
смысл и содержание юридической нормы,
вынести правильное решение по юридическому
делу, оказывается неизбежным обращение
к нравственным нормам и принципам. В
свою очередь, право выступает в качестве
средства укрепления и развития
нравственных начал в жизни общества.
При помощи права нравственные принципы
внедряются в жизнь, нередко становятся
привычными нормами поведения.

По
форме выражения нормы права наиболее
близки к корпоративным нормам. Последние,
так же как нормы права, имеют внешние
формы выражение: чаще всего закрепляются
в письменных актах-документах общественных
объединений.

Обычаи
как особая разновидность социальных
норм несколько дальше отстоят от норм
права в системе нормативного регулирования.
Но и здесь наблюдаются определенные
линии взаимодействия. При этом необходимо
различать три вида обычаев. Во-первых,
обычаи, нейтральные праву. Это, например,
правила этикета, «хорошего тона».

Во-вторых, обычаи, наносящие вред
общественным отношениям, отражающие
пережитки прошлых общественных систем.
Правовые нормы должны быть направлены
на их преодоление. В-третьих, обычаи,
оказывающие положительное воздействие
на закрепление и развитие общественных
отношений. Право их воспринимает и в
некоторых случаях закрепляет в качестве
юридических источников.

1 модель – либеральная. В
основе либеральной модели социального
государства лежит индивидуальный
принцип, который предполагает личную
ответственность каждого члена общества
за свою судьбу и судьбу своей семьи.
Этот принцип предполагает прямую
зависимость между размерами страховых
взносов и объемом и стоимостью социальных
услуг, получаемых в системе негосударственного
социального страхования (кто сколько
внес страховых взносов, тот в таком
объеме и получит социальных гарантий).

2 модель социального
государства – корпоративная. В
ее основе лежит корпоративный принцип,
который предполагает, что максимум
ответственности за судьбу своих
работников несет корпорация (предприятие,
учреждение), где данный работник
трудиться. Классическим представителем
корпоративной модели социального
государства является Япония.

3 модель социального
государства – общественная.
В основе данной модели лежит принцип
солидарности. Он означает ответственность
всего общества за судьбу своих членов.
Это – перераспределительная модель
социального государства, при которой
богатый платит за бедного, здоровый за
больного, молодой за старого. Основным
общественным институтом, осуществляющим
такое перераспределение является
государство. (Германия, Франция, Швеция,
Дания).

      первостепенность
социальных ценностей в официальной
идеологии государства;

Соотношение государства и гражданского общества. Соотношение права и государства.

      обеспечение
реальных равных прав, равных условий и
гарантий для свободного устройства
каждым членом общества своей жизни,
сопровождающихся наличием личной
ответственности каждого за свою судьбу;

      социальная
сбалансированность в обществе, отсутствие
разрывов в социальной структуре и
поляризация в уровне жизни различных
групп населения;

      наличие
условий для самообеспечения экономически
активной части населения и развитых
систем социальной помощи слабым;

      присутствие
сильных демократических политических
институтов;

      наличие
административных условий и правового
пространства для свободного функционирования
различных субъектов хозяйствования и
субъектов социальной ответственности,
их экономическая и социальная
эффективность;

      развитое
гражданское общество и местное
самоуправление;

      высокий
уровень благосостояния, качества жизни
населения и развития человеческих
ресурсов.

Предыдущая запись Как и куда подать жалобу на провайдера: образец
Следующая запись Договор дарения квартиры когда вступает в силу

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector