Административное расследование

Срок расследования административного правонарушения

Общая информация

КОАП представляет собой сборник нормативных актов, в которых перечислены возможные случаи, причины, из-за которых можно инициировать административное расследование. Такое необходимо, если имело место нарушение нормативов, правил, подлежащее изучению и наказанию по упомянутому кодексу. Важно знать не только тот факт, что срок административного расследования не может превышать месяца, но также понимать, с какого момента он рассчитывается, какими могут быть основания для начала процесса, ограниченного этим месячным периодом.

Дело в том, что правонарушение выступает фундаментом для организации расследования, если есть нужда в выяснении экспертного мнения по спорному вопросу. Возможны ситуации, в которых выяснение правды реализуемо лишь при привлечении к процессу людей, располагающих специфическими научными, техническими познаниями, особенными сведениями из ремесленной сферы или в области искусства. Такие лица ответственны за формулирование экспертного заключения и производство иных действий, если их требует случай.

Понятие административного расследования

Понятие административного расследования в законодательстве не закреплено. Однако для понимания сущности АР следует руководствоваться Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», согласно которому административное расследование (далее также — АР) представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий уполномоченных на то должностных лиц, направленных на установление всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление.

Причины и последствия

Учитывать, что срок проведения административного расследования не может превышать месячный, приходится, если нужда в разбирательстве обусловлена правонарушениями, связанными с законами, ограничивающими монополию. КОАП и его положения используют, если нарушение правовых норм связано с рекламированием, легальными доходами и противодействию легализации таковых.

Если персона получила некоторые средства преступным путем, ей придется ответить по закону именно с учетом правил КОАП. По этому же сборнику законов ориентируются, если проблемы связаны с потребительскими правами, таможенной активностью, законами о валюте, действиями налоговых органов и населения, взаимодействующего с налоговиками.

КОАП применяется при правонарушениях в сфере защиты природы, изготовления и продажи этилового спирта и продукции, содержащей спирт. По КОАП наказывают, если имеются нарушения в сфере обеспечения безопасности от огня, а также из-за несоблюдения правил на дороге. Административное расследование ведут, если необходимо сделать экспертизу произошедшего или организовать иные действия, которые затягиваются на сравнительно длительный срок. Это декларировано первой частью седьмого пункта 28-й статьи указанного сборника законов.

Иногда сроки административного расследования нарушаются, потому что человек, применительно к которому организовали делопроизводство, тяжело болеет. Сюда относятся также психические отклонения. Если состояние персоны плохое, приходится приостанавливать дело. Чтобы удовлетвориться в болезни, нужно направить квалифицированного доктора для осмотра и оценки состояния больного.

Причиной для временной паузы является тяжелая болезнь, которую можно вылечить. Рассматриваются случаи, в которых болезнь появилась уже после нарушения правил и законов. Основание позволяет приостановить расследование до тех пор, пока человека не признают здоровым частично, полностью. Основное условие – такое состояние здоровья, которое не препятствует его участию в работе ответственных органов, инстанций.

Возможно нарушение сроков административного расследования, требующее постановки дела на паузу, из-за географического нахождения персоны, относительно которой начали делопроизводство. Например, человек может уехать в продолжительную командировку, получить длительный отпуск и на весь тот период сменить место пребывания.

Такое нахождение препятствует делопроизводству. Персона, отвечающая за расследование, должна получить информацию о географическом положении субъекта. Если данные позволяют понять, что нет возможности привлечь человека, нужно поставить дело на паузу. Ведение случая продолжают, едва субъект вернется из поездки.

Отличие административного расследования от проверки

Необходимо понимать, что между АР, проводимым в рамках КоАП РФ, и плановыми/внеплановыми проверками, проводимыми в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Федеральный закон № 294-ФЗ)», имеются существенные отличия, хотя на первый взгляд они похожи.

Как во время проведения проверки, так и во время проведения АР должностными лицами органа надзора проводится некий комплекс процессуальных действий, результатом которых может стать производство по делу об административном правонарушении. Для проверяемой организации или ИП явной разницы между проводимыми действиями может не обнаруживаться, хотя это в корне различные направления деятельности органов надзора, оформляемые отличными друг от друга процессуальными документами.

Положения Федерального закона № 294-ФЗ не применяются к действиям должностных лиц государственных органов, связанным с проведением административного расследования. В случае назначения административного расследования, его проведение должно осуществляться исключительно в соответствии со статьей 28.7 КоАП РФ.

С самого начала

Поскольку срок расследования дела об административном правонарушении ограничен месяцем, перед началом такого дела нужно тщательно взвесить необходимость процесса и наличие достаточной информации, дабы не терять ни дня из обозначенного периода. Чтобы инициировать расследование, соответствующее решение должны принять лица, имеющие на это право в силу занимаемой ими должности.

Предлагаем ознакомиться:  Наложение штрафов ГИБДД по видео очевидцев || Фиксация административного правонарушения техническими средствами

В третьей части 28-й статьи сборника законов перечислены должности. Занимающие их люди могут составлять протоколы, фиксирующие факт адмправонарушения. На основании такого протокола начинается расследование. Уполномоченная персона принимает решение возбудить дело, одновременно прокурор говорит о необходимости фиксации факта нарушения права.

В третьей части седьмого пункта 28-й статьи даны положения, в соответствии с которыми возможно возбуждение дела. Указанные здесь требования требуют фиксации даты, места, в которых принято решение об определении. Лицо, сформулировавшее определение, должно зафиксировать свою должность и полное имя. Поскольку срок расследования административного правонарушения не позволяет тратить время на выяснение информации, необходимо указать ее всю заранее.

Проверки органов надзора

Понятие проверки, проводимой в рамках Федерального закона № 294-ФЗ закреплено этим же законом. Под проверкой в данном случае понимается совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами.

Таким образом, назначение такой проверки состоит в оценке соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) определенным требованиям. По итогам проверки составляется акт о ее проведении, а также должностное лицо органа надзора в случае обнаружения в ходе проверки достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения имеет право составить протокол об административном правонарушении, то есть возбудить дело. Административное расследование направлено на установление всех обстоятельств уже возбужденного дела об административном правонарушении.

Федеральным законом № 294-ФЗ установлена возможность проведения плановых и внеплановых проверок. При этом перечень оснований для их проведения четко определен и не может быть расширен по желанию должностных лиц органов контроля (надзора). Кроме того, законом установлена обязанность согласования плана проведения проверок (если речь идет о плановых проверках) и большинства внеплановых проверок (в том числе в случае возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан или непосредственное их причинение) с органами прокуратуры.

Вместе с тем, отсутствие основания для проведения внеплановой проверки, предусмотренного Федеральным законом № 294-ФЗ, не является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении. Должностное лицо органа надзора может принять решение о проведении административного расследования, которое принимается одновременно с решением о возбуждении дела об административном правонарушении. Особенности принятия такого решения и процедура АР будет подробно описана в следующих разделах настоящей статьи.

Все должно быть четко

Срок расследования административного правонарушения

В четвертой части седьмого пункта 28-й статьи можно увидеть требования о проведении расследования именно там, где нарушение норм было обнаружено либо произошло. Здесь же четко установлен срок расследования административного дела – он составляет месяц с момента, когда начался процесс. Возможно начало следствия по причине написанного неким лицом ходатайства.

Любопытны положения четвертой части 24-й статьи того же сборника нормативных актов. Этот блок документа посвящен тем, кто принимает участие в делопроизводстве в силу нарушения прав по КОАП. Указана возможность письменного оформления ходатайства, которое затем в обязательном порядке рассматривают судья, некоторое должностное лицо либо инстанция, занимающаяся процессом.

Ответственный человек, в чьем ведении делопроизводство, обязан или удовлетворить ходатайство, или оформить по нему отказ. При втором варианте решение должно выноситься в виде определения. При положительном ответе продлевается время для разбирательств по случаю. Возможно продление срока административного расследования по КОАП, если есть нужда в выяснении дополнительных обстоятельств. Обе указанные причины допускают увеличение продолжительности изучения дела на период до месячного, но не более.

Определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования

Согласно части 1 статьи 28.7 КоАП РФ АР проводится в случае выявления административных правонарушений в областях законодательства, перечисленных в ч.1 статьи 28.7 КоАП РФ (в том числе законодательства об охране здоровья граждан; о противопожарной безопасности; о защите прав потребителей; о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах), и при необходимости:

  • Проведения экспертизы;
    или
  • Проведения иных процессуальных действий, требующих значительных временных затрат.

Решение о проведении АР принимается одновременно с решением о возбуждении дела об административном правонарушении (п. 4 ч. 4 ст. 28.1 и ч. 2 ст. 28.7 КоАП), которое оформляется соответствующим определением, отвечающим требованиям ч. 3 ст. 28.7 КоАП РФ.

Поводы к возбуждению дела об административном правонарушении указаны в статье 28.1 КоАП РФ и могут быть в частности:

  • Непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;
  • Поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
  • Сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27 настоящего Кодекса);

В связи с этим возбуждение дела об административном правонарушении допускается во всех случаях, когда поступившие материалы сообщения, обращения содержат в себе достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, даже если при этом они не могут послужить основанием для внеплановой проверки (например, сообщения о нарушении прав потребителей, содержащиеся не в жалобах граждан).

Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается:

  • Должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении, в виде определения;
  • Прокурором в виде постановления немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения.
Предлагаем ознакомиться:  Проведение служебного расследования ДТП

В определении о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования указываются:

  • Дата и место составления определения,
  • Должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение,
  • Повод для возбуждения дела об административном правонарушении,
  • Данные, указывающие на наличие события административного правонарушения,
  • Статья КоАП РФ либо закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение.

При вынесении данного процессуального документа физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также иным участникам производства по делу об административном правонарушении разъясняются их права и обязанности, о чем делается запись в определении.

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

Копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено.

Срок проведения АР установлен частью 5 статьи 28.7 КоАП РФ и не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении.

КоАП РФ предусмотрена возможность продления срока проведения АР. Указанный выше срок проведения АР продлевается только в исключительных случаях по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело.

КоАП РФ предусмотрены различные варианты продления срока проведения АР, которые зависят от того, какое административное правонарушение (в какой сфере законодательства) совершено. В сфере здравоохранения продление срока проведения АР возможно на срок не более одного месяца и такое продление осуществляется на основании решения руководителя органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя.

Срок расследования административного правонарушения

Решение о продлении срока проведения АР принимается в виде определения, копия которого в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых проводится административное расследование.

Процедура проведения административного расследования КоАП РФ не регламентирована. Кодексом лишь указано то, что административное расследование проводится либо по месту совершения, либо по месту выявления административного правонарушения.

Представляется, что действия лица, проводящего АР, зависят от конкретного административного правонарушения и могут предусматривать осуществление следующих мероприятий:

  • Получение объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаний потерпевшего и свидетелей (ст. 26.3 КоАП РФ), если получить данные объяснения или показания при составлении протокола невозможно;
  • Назначение экспертизы (ст. 26.4 КоАП РФ);
  • Отбор проб и образцов, необходимых для проведения экспертизы (ст. 26.5 КоАП РФ);
  • Получение показаний специальных технических средств (ст. 26.8 КоАП РФ);
  • Направление различных запросов и поручений (ст. 26.9 КоАП РФ);
  • Истребование сведений (ст. 26.10 КоАП РФ);
  • Осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов (в присутствии двух понятых!) (ст.27.8 КоАП РФ).

Исчерпывающий перечень обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, установлен частью 1 ст. 24.5 КоАП, в соответствии с которой производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.

Важно также помнить, что дела об административных правонарушениях, производство по которым осуществляется в форме административного расследования, рассматриваются судом.

Нюансы и оформление

Если в силу сложившегося положения по конкретному делу из-за наличия ходатайства было решено увеличить длительность изучения случая, такое решение обязательно оформляют письменно. Когда ходатайство о продлении срока административного расследования изучено и одобрено, составляют определение. Ответственность за такое решение возлагают на судью либо инстанцию, занимающуюся вопросом. Если случай ведет конкретное должностное лицо, тогда определение должно вынести именно оно.

Возможна организация расследования, связанная с особенностями таможенных норм. Если есть подозрение на нарушение правил и законов, регламентирующих эту сферу, допускается увеличение продолжительности исследования обстоятельств. Максимальный срок административного расследования для такой ситуации насчитывает полгода.

Иногда даже продление срока административного расследования не позволяет ответственному за дело лицу вынести решение, с которым согласны все участники процесса. Если субъект, относительно которого велось делопроизводство, не согласен с итогами мероприятий, если его не устраивает наказание, выбранное ответственным органом, необходимо составить специальный протокол. Производство по такому случаю ведут по стандартным правилам.

Иногда судьи, ответственные органы и лица при исполнении обязаны вести случаи, информация по которым зафиксирована видеокамерами, присутствует на фотоматериалах, заснята на кинопленку. При таком варианте нет нужды в оформлении протокола. Постановление можно вынести, не привлекая персону, относительно которой инициировали расследование.

Если есть необходимость продления, нужно проанализировать обстоятельства. Только лишь исключительность случая допускает увеличение срока относительно стандарта. Руководитель инстанции, ответственной за расследование, может продлить исследование обстоятельств на месяц. На такой же срок вправе увеличить длительность расследования заместитель руководителя.

Если случай касается работы таможни, вышестоящие персоны в силах расширить срок на полгода. Такие возможности есть у заместителей руководителей. Аналогичными правами обладают те, кто руководит фед. органами исп. власти и имеет полномочия вести таможенные дела. На полгода вправе продлить ведение расследования лица, руководящие вышестоящими органами, если случай предполагает нарушение дорожных правил, норм транспортной эксплуатации, причем последствием нарушений стал вред здоровью человека в средней или легкой форме.

Лица, уполномоченные принимать решения о проведении административного расследования

Административное расследование по делу об административном правонарушении, возбужденному должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, проводится указанным должностным лицом, а по решению руководителя органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя — другим должностным лицом этого органа, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях.

Актуальность темы

Расследование по КОАП – это такое ведение дела, которое обязательно должно соответствовать оговоренным в этом сборнике законов условиям. Дело в том, что такой тип дел особенно важен для разнообразных инстанций, поскольку позволяет им и различным должностным лицам трудиться адекватно, правильно, строго законно, на благо общественности.

Предлагаем ознакомиться:  Сроки рассмотрения жалобы в ЕСПЧ

Адекватно организованное, качественно проведенное расследование – это единственное условие, при котором дело разрешится верно, корректно, а мера воздействия будет выбрана именно такая, какая соответствует сложившимся обстоятельствам. Верность расследования – залог соответствия личности виновника, особенностей нарушения права и наказания, выбранного ответственным лицом, ведущим случай.

Чтобы расследование было точным, правильным и адекватным, нужно не только соблюсти указанные в КОАП РФ сроки административного расследования. Важно расследовать случай объективно, рассмотрев все его особенности и нюансы, установив все особенности произошедшего. Необходимо прибегать к средствам, силам, методикам, приемам, доступным современным судьям, должностным лицам, госинстанциям, у которых есть право на расследование.

Все по правилам

Чтобы соблюсти сроки возбуждения административного расследования, изучения дела, вынесения решения, необходимо четко ориентироваться в последовательности работы. Сперва нужно принять решение о самом факте адмрасследования. Такое предполагает определение формальных, фактических условий. Установлено два основных основания.

Нужно определить блоки КОАП, применимые к ситуации, и выявить нужду в процессуальных действиях применительно к случаю. При этом таковые должны быть требующими временной затраты, то есть оправдывающими длительность расследования. Формальные обоснования декларированы второй частью седьмого пункта 28-й статьи КОАП.

Адмрасследование начинают, определив нарушения правил. Такие могут касаться патента или акционерных сообществ, ценных бумаг. Сходные расследования проводят, если имеются проблемы с легальным оформлением, проведение референдума, выборов. Необходимо соблюдать сроки проведения административного расследования, если случай исследуется, потому что предполагается финансирование террористических организаций и лиц, занимающихся такой деятельностью.

Такие же правила распространяются на случаи, в которых, вероятно, нарушены законы о психотропных средствах, наркотиках, прекурсорах. Сюда же относятся случаи, связанные с допингом, и нормы, принятые для исключения применения таких веществ. Административные нарушения правил возможны в случаях, при которых есть проблемы миграции, охраны здоровья, соблюдения авторских прав.

Поскольку для административного расследования срок давности составляет месяц (в некоторых случаях – полгода), необходимо уложиться в этот период, чтобы оформить все итоги проведенных исследований. Нужно также отметить, что по отдельным случаям срок давности может составлять год. Это распространяется на случаи, по которым вынесение решения доверяют судье.

По КОАП возможно два варианта окончания расследования. Можно составить протокол о нарушении или вынести постановление, которым закрывают дело. Протокол используется для делопроизводства в дальнейшем. Мотивы, грамотное составление, обстоятельное оформление – все эти свойства протокола определяются качеством рассмотрения случая и доказывают, насколько обосновано окончательное решение.

Определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования

сроки административного расследования коап

Указанный выше месячный срок проведения административного расследования необходимо истратить с пользой, дабы его оказалось достаточно для всех мероприятий, важных в ходе конкретного дела. Меры, которые можно организовать в рамках случая, четко оговорены КОАП. Подробное описание дано в 26-й главе свода законов. Здесь указано, какие действия законом расцениваются как вынуждающие тратить много времени, а значит, допускающие начало расследования.

За срок административного расследования необходимо организовать экспертизу, следуя положениям четвертого пункта упомянутой статьи. Пятый требует проведения мероприятий для получения проб, образцов. В шестом пункте указана необходимость собрать и четко зафиксировать все вещественные доказательства. В десятом и одиннадцатом пунктах оговорена нужда в получении сведений, оценке собранной информации, включая все имеющиеся доказательства.

Обстоятельства и процессы

За срок административного расследования нужно выявить все фактические обстоятельства по рассматриваемому вопросу. На этом шаге нужно выявить перечень обстоятельств, в рамках которых установлено нарушение. Нужно уточнить, было ли правонарушение, кто его совершил, насколько участники виновны, какой ущерб причинен, каковы его особенности. В рамках расследования изучают обстоятельства, из-за которых невозможно делопроизводство, причины события и условия, в которых оно имело место.

Относительно расследования доказывание представляет собой деятельность персоны, ответственной за случай. Она обязана собирать информацию, использовать доказательства, факты, данные, которые позволяют определить факт правонарушения или доказать, что такого не было. Доказывание включает определение виновности персоны и формулировку обстоятельств, значимых применительно к делу.

Мне нужна пауза!

Как указано ранее, возможно продление срока административного расследования, если есть тематическое ходатайство, если ответственное за случай лицо видит необходимость в его удовлетворении. А вот подать прошение, которое бы давало паузу в ведении дела, нельзя. Поскольку приостановление расследования не предусмотрено действующими законами, нет таких правовых оснований, которые бы допускали постановку изучения случая на паузу.

В реальности при применении законов возможно возникновение специфических ситуаций, обстоятельств, из-за которых невозможно установить данные точно, соответственно, нельзя в указанные месячные сроки подготовить документацию по исследуемой теме. Таковой в первую очередь выступает протокол расследования.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

Нарушитель установленных прав может уклоняться от явки, несмотря на оформление вызова. Это не позволяет организовать экспертизу, поскольку законами регламентировано ознакомление в индивидуальном и обязательном порядке. Соответственно, в установленный срок административного расследования уложиться просто невозможно, и должностное лицо не виновно.

Предыдущая запись Ежегодный отпуск: кто имеет право на отпуск и какой продолжительности
Следующая запись Выплаты за форму при увольнении из полиции в 2020 году: последняя информация, советы

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector