Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7(499) 110-93-26 (бесплатно)
Санкт-Петербург и область:
СПб и Лен.область:
+7 (812) 317-74-92 (бесплатно)
Регионы (вся Россия):
8 (800) 550-95-86 (бесплатно)
Закон об оффшорах в 2019 году

Судебная практика связанная с офшорными зонами

«Черные» списки

В качестве способа борьбы с оффшорными зонами многие страны выбирают составление так называемых черных списков территорий, операции на которых, возможно, и не запрещены, но точно попадают под особый контроль. Каждая страна имеет ряд собственных подобных перечней, составленных уполномоченными ведомствами. Не является исключением и Россия.

В 2019 году список, утвержденный Минфином, включает 108 государств и 18 территорий, которые обеспечивают льготные условия обложения налогами и не предоставляют сведения при проведении операций с финансами. В него вошли: Сент-Китс и Невис, Вануату, Королевство Бахрейн, Гибралтар, Бермуды, Сянган (Гонконг), КНР, Бруней-Даруссалам, СоюзКоморы, Лихтенштейн, Мальдивы, остров Лабуан (Малайзия), Ниуэ, ОАЭ, Доминика, Багамы, о.

Анжуан, Маврикий, Монтсеррат, Монако, Палау, острова Теркс и Кайкос, Либерия, Аомынь(Макао), Нидерландские Антилы, Науру, острова Кука, острова Кайман, Гренада, Сан-Марино,Самоа, Сент-Люсия, остров Мэн, Сейшелы, Нормандские острова, Белиз, Сент-Винсент иГренадины,Антигуа и Барбуда, Ангилья, Маршалловы острова, Панама, Андорра.

В 2013 году из этого списка была исключена республика Кипр, в 2015 – Республика Мальта, в 2019 – Британские Виргинские острова.

Следует отметить, что данный список имеет значение, когда речь идет о возможности применения ставки по налогам, равной 0%. Таким образом, получить нулевой процент налогообложения могут компании, которые соответствуют следующим требованиям:

  • российская компания, которая намерена получить дивиденды, владеет половиной акций компании, которая их выплачивает, на протяжении не менее 1 года;
  • иностранная компания, которая является плательщиком дивидендов, расположена в стране, не вошедшей в данный список.

Если же данные требования не соблюдены, тогда оффшорное законодательство устанавливает налог на прибыль в размере 9%.

С 1 апреля 2016 года список, утвержденный ФНС, включает в себя 111 государств и 22 территории, которые обеспечивают льготные условия обложения налогами и не предоставляют сведения при проведении операций с финансами. В сравнении с прежней редакцией из этого списка исключены Великобритания, Швейцария, Австрия, Израиль, Мальта, Абхазия и Южная Осетия.

Рисунок  1.  Статистика  оттока  капитала  из  РФ

Каких-либо  специальных  положений  о  понятии  и  статусе  оффшорных  компаний  российское  законодательство  не  содержит.  Многие  авторы  сходятся  во  мнении  о  том,  что  данное  упущение  законодателя  является  наиболее  существенным,  и  предлагают  принятие  унифицированного  НПА,  который  бы  смог  решить  многие,  стоящие  перед  государством  и  экономикой  проблем,  связанных  с  деструктивным  воздействием  оффшоров  [6].

Говоря  об  антиоффшорном  правовом  регулировании  в  РФ,  следует  коснуться  списков  оффшорных  территорий,  установленных  Указанием  ЦБР  от  7  августа  2003  г.  №  1317-У.  Указанный  документ  делит  все  зоны  на  три  группы  с  понижением  доверия  от  первой  к  третьей  группе  в  целях  разграничения  порядка  установления  корреспондентских  отношений  с  банками  указанных  в  перечне  стран  [7].

Андорра,  Анжуан,  Аруба,  Вануату,  Либерия,  Науру  и  т.  д.  Данный  список  используется  только  для  регулирования  деятельности  российских  банков.  Вторым  нормативным  правовым  актом,  устанавливающим  перечень  «налоговой  гавани»,  является  Приказ  Министерства  финансов  РФ  от  13  ноября  2007  года  №108Н.

В  силу  экономических  событий  Кипра  в  2013,  антиоффшорное  законодательство  претерпело  важные  изменения  в  период  2013—2014  года.  Первым  важным  шагом  в  области  деоффшорицации  стало  внесение  изменений  в  ФЗ  от  07.08.01  №  115-ФЗ  «О  противодействии  легализации  (отмыванию)  доходов,  полученных  преступным  путем,  и  финансированию  терроризма»,  которые  вступили  в  силу  с  июля  2013  года.

Новеллой  стало  введение  в  оборот  понятия  «бенефициарного  владельца»  —  физического  лица,  прямо  или  косвенно  (через  третьих  лиц)  владеющее  (либо  кот.  имеет  преобладающее  участие  (свыше  25  процентов)  в  капитале)  клиентом  –  юридическим  лицом  или,  которое  имеет  возможность  контролировать  действия  клиента  [9].

Предлагаем ознакомиться:  Как оформить опекунство над инвалидом 1-3 группы в России

Оффшоры и законодательство

Теперь  за  организациями  и  ИП  закрепляется  обязанность  собирать  и  не  реже  чем  раз  в  год  обновлять  информацию  о  своих  клиентах  (как  ЮЛ,  так  и  ФЛ).  Росмониторинг,  как  уполномоченное  лицо,  по  запросу  имеет  право  получать  необходимые  ему  данные  об  определенных  клиентах,  бенефициарных  владельцах,  о  движении  денежных  средств  по  счетам.

Так  же  были  внесены  существенные  изменения  в  статью  5  вышеуказанного  Федерального  Закона:  расширен  круг  юридических  лиц,  которые  осуществляют  операции  с  денежными  средствами  или  иным  имуществом  [9].  К  ним  относятся  общества  взаимного  страхования,  кредитные  потребительские  кооперативы,  операторы  связи,  имеющие  право  самостоятельно  оказывать  услуги  подвижной  радиотелефонной  связи,  негосударственные  пенсионные  фонды,  имеющие  лицензию  на  осуществление  деятельности  по  пенсионному  обеспечению  и  пенсионному  страхованию.

Интересно,  что  данные  положения  распространяются  теперь  и  на  ИП,  а  именно:  лиц,  осуществляющих  куплю-продажу  драгоценных  металлов  и  драгоценных  камней,  ювелирных  изделий  из  них  и  лома  таких  изделий;  страховых  брокеров;  оказывающих  посреднические  услуги  при  осуществлении  сделок  купли-продажи  недвижимого  имущества.

Особенностью  стало  то,  что  теперь  за  кредитными  организациями  закреплено  право  отказа  от  заключения  договора  вклада  с  ФЛ  или  ЮЛ,  если  существуют  подозрение  ,  что  целью  заключения  договора  является  легализация  доходов,  которые  получены  преступленным  путем  или  финансирования  терроризма.

Теперь  клиенты  кредитных  организаций  имеют  своей  обязанностью  предоставлять  им  свою  информацию  о  выгодоприобретателях  и  бенефициарах.  В  случае,  если  в  результате  принятия  предусмотренных  законом  мер  по  идентификации,  бенефициарный  владелец  не  выявлен,  то  им  может  быть  признан  единоличный  исполнительный  орган  клиента  (директор,  президент  и  т.  д.).

Судебная практика связанная с офшорными зонами

Последней  новеллой  отечественного  права  явился  законопроект  от  августа  2014,  предусматривающий,  что  все  доходы,  получаемые  налоговыми  резидентами,  теперь  будут  облагаться  налогом  только  по  российскому  законодательству.  Следует  отметить,  что  двойного  налогообложения,  возможно,  избежать,  если  у  РФ  будет  существовать  договор  со  страной,  на  территории  которой  были  выплачены  налоги.

Подводя  итог  всему  вышесказанному,  хотелось  бы  отметить,  что  работа  с  оффшорными  компания  и  юрисдикциями  становится  более  прозрачной.  Ужесточение  политики  в  области  антиоффшорного  регулирования  ведет  к  существенной  декриминализации  экономики,  а  также  воспрепятствованию  отмываю  доходов  и  их  сокрытия.  Однако  хотелось  бы  внести  ряд  предложений,  касающихся  упомянутой  борьбы  с  оффшорами.

1.  Деоффшоризация  тесно  связана  с  борьбой  против  коррупции  и  с  ее  негативными  последствиями  для  развития  российской  экономики.  Коррупция  порождает  отток  денег  в  оффшорные  зоны,  так  и  сама  питается  их  капиталами.  Б.А.  Хейфец  справедливо  отмечает,  что  на  процесс  деоффшоризации  отрицательно  воздействуют  двойные  стандарты  государственной  политики.

С  одной  стороны,  государство  стремится  избавиться  от  деструктивного  влияния  «налоговых  гаваней»,  а  с  другой,  активно  идет  с  ними  на  сотрудничество.  Подтверждением  данного  тезиса  является  пример  совержения  сделки  купли-продажи  государственного  пакета  стратегического  объекта  —  Открытого  Акционерного  Общества  «Ванинский  морской  торговый  порт»  кипрским  оффшорным  компаниям.

Покупателем  73,3  %  обыкновенных  акций  ОАО  стала  дочерняя  компания  «Мечел_транс»,  которая  в  послдествии  перепродала  большую  часть  своих  акций  еще  трем  кипрским  оффшорам  —  Travigne  Trading  limited,  Sedmino  Investments  Limited,  Opern  Trade  Limited  [2,  c.  50].  Если  государство  активно  борется  в  оффшоризацией  экономического  блока,  то  следует  отказаться  от  сделок  с  оффшорными  структурами  вообще.

2.  Считаем,  что  на  российском  рынке  необходимо  запретить  рекламу  услуг  по  агрессивной  минимизации  налогообложения  и  продажи  оффшорных  юридических  лиц.  Изучая  сайты,  связанные  с  оффшорной  деятельностью,  можно  обратить  внимание  на  яркие,  блистающие  рекламные  ролики,  откровенно  предлагающие  услуги  по  сокрытию  доходы  от  российском  стороны  где-нибудь  на  Кипре  или  на  Сейшелах.

Предлагаем ознакомиться:  Страхование вкладов физических лиц в банках РФ в 2019 году

Интересным  представляется  зарубежный  опыт:  США  добились  крупных  штрафов  от  швейцарских  банков,  помогавшим  американским  налогоплательщикам  скрывать  доходы  от  налогообложения.  В  2009  году  швейцарский  банк  UBS  выплатил  США  780  млн.  долл.  за  снятие  вышеуказанных  обвинений  американских  властей  и  раскрыл  информацию  почти  о  4500  американских  гражданах  –  клиентов  банка  UBS.

3.  Представляется,  что  эффективной  мерой  также  может  послужить  инициатива  облагать  российским  налогом  на  прибыль  все  сделки  по  продаже  активов  РФ  через  оффшорные  компании.  По  мнению  О.Вьюгина,  до  80  %  сделок  по  продаже  на  фондовом  рынке  проходит  через  оффшоры.  Б.А.

Хайфец  приводит  примеры  сделок,  в  результате  которых  бюджет  не  дополучил  миллиарды  рублей  в  виде  неуплаченных  налогов.  Еще  в  2005  году  Газпром  совершил  сделку  с  компанией  Р.  Абрамовича  «Сибнефть»  по  покупке  почти  73  %  акций.  Стоимость  покупки  составляла  13  миллиардов  долл.

Интересным  представляется  тот  факт,  что  10  млрд.  было  перечислено  на  счета  пяти  оффшорных  юридических  лиц,  а  оставшиеся  3  млрд.  Зачислено  на  счет  дочерней  организации  «Газпром  Финанс»  (Gazprom  Finance  B.V)  [6].  Результатом  послужила  минимизация  налогового  дохода,  возникшего  у  Российской  стороны.

4.  Немаловажным  вопросом  в  области  деоффшорзации  является  ратифиция  некоторых  международных  нормативных  актов.  Еще  с  90-х  годов  XX  века  остро  стоит  вопрос  о  ратификации  Конвенции  Организации  экономического  сотрудничества  и  развития  «  О  взаимной  административной  помощи  по  налоговым  делам»  от  25.01.1988  год.

Ратификация  Конвенции  позволит  Федеральной  налоговой  службе  России  получать  от  зарубежных  налоговых  органов  любые  сведения,  необходимые  для  взыскания  налогов  на  территории  Российской  Федерации,  а  также  информацию  об  уплате  налогов  контролируемыми  иностранными  компаниями  за  ее  пределами.

Особой  новеллой  станет  возможность  совершения  спонтанного  обмена,  представляющий  из  себя  направление  иностранным  налоговым  органом  без  предварительного  запроса  известные  ему  сведения  о  фактах  намеренной  минимизации  налоговых  платежей  российским  юридическим  лицом,  причитающихся  к  уплате  в  бюджет  РФ.

http://cdnimg.rg.ru/pril/article/100/52/53/960_24.gif

Документ  предоставит  ряд  совершенно  новых  прав  для  ФНС,  а  именно:  право  представителей  российской  налоговой  администрации  присутствовать  при  проведении  налоговых  проверок  в  иностранных  государствах,  а  также  направлять  иностранным  налоговым  органам  просьбы  о  принятии  ими  мер  по  взысканию  задолженности  по  уплате  налогов  в  пользу  РФ  и  защитных  мер,  в  том  числе  наложения  ареста  на  имущество  и  т.  д.

Что такое оффшоры и как с ними работать: Видео

Борьба с оффшорами началась еще в 2008 году в период мирового финансового кризиса. В 2009 году Организация по экономическому сотрудничеству и развитию обнародовала так называемые черный, белый и серый списки оффшорных зон. При этом следует отметить, что страны-участницы G20 выразили свое намерение применить самые жесткие санкции против тех, кто оказался в черном и сером списке, вплоть до запрета вложения финансов в эти зоны.

Результатом стало полное исчезновение черного списка и сокращение серого всего до двух позиций – Ниуэ, Науру.

Российская сторона, в свою очередь, не остается в стороне от данного процесса. В марте текущего года она ратифицировала Конвенцию относительно взаимной административной помощи по вопросам налогов. На сегодняшний день участниками этой Конвенции являются 70 стран.

Предлагаем ознакомиться:  Как в табеле ставить ненормированный рабочий день

В понятие помощи участники соглашения вкладывают следующее:

  • обмен информацией;
  • проведение одновременных проверок по налогам;
  • содействие во взимании налогов;
  • помощь в вопросе вручения документов плательщикам налогов.

Конвенция также предусматривает обмен налоговой информацией. К данному пункту Россияприсоединилась с 2019 года. Начиная с 1 января указанного периода, налажен автоматическийобмен информацией между странами.

Согласно шестой статье данного документа, страны-участницы не имеют право отказывать в предоставлении сведений лишь в том случае, если они представляют собой тайну банковского или профессионального порядка. Таким образом, закон об оффшорах предусматривает, что российскому Минюсту больше нет необходимости обращаться с запросом в аналогичное иностранное министерство и ждать, пока суд решит удовлетворить или не удовлетворить ходатайство.

Во второй половине 2014 года произошло знаменательное событие для российского законодательства. Был принят закон о «контролируемых иностранных компаниях», иначе говоря, антиоффшорный закон. В ноябре документ был одобрен Советом Федерации и вступил в силу с 1 января 2015 года.

Как известно, основная причина использования оффшоров – это даже не столько льготное налогообложение, сколько возможность сокрытия бенефициарных владельцев, утаить которых теперь закон об оффшорных зонах не позволяет.

Таким образом, начиная с 1 января 2015 года, лица, которые являются владельцами зарубежных компаний или принимают в них долевое участие, должны незамедлительно сообщить об этом в налоговую службу. При этом данное предписание касается не только тех компаний, которые расположены в оффшорных зонах, а и резидентов любых других территорий.

Отдельно следует отметить само понятие «контролируемая иностранная компания» – КИК. Подданным понятием подразумевается организация, которая не является налогоплательщиком вроссийский бюджет, но контролируется им. Контролировать данную компанию будет физическоеили юридическое лицо, которое владеет определенной частью пакета акций этой компании. С2016 года это 25%.

Ранее российские компании, владеющие указанным уставным капиталом в иностранном бизнесе,должны были предоставлять отчет о прибыли, которая превысила 50 миллионов рублей.

С 2016 года данный показатель снизился до 30 миллионов, а к 2017 – и вовсе к 10 миллионам.

В случае несоблюдения данного предписания антиоффшорный закон предусматривает наказание. Минимальный штраф – 100 тысяч рублей. А в качестве максимальной меры пресечения незаконных действий избрано тюремное заключение сроком на 6 лет.

Дополнительно отмечается, что налоговым резидентом в РФ считается лицо, которое пребывает на территории страны более 183 дней из 12 месяцев налогового периода. Соответственно, данный закон не распространяется на тех российских граждан, которые проживают за рубежом. Более подробно о том, как работает оффшорный бизнес в России, можно почитать тут.

Судебная практика связанная с офшорными зонами

Таким образом, на сегодняшний день единственный законный способ владения оффшором без заявления о владельце – иммиграция. Но здесь возникает другой вопрос. Став гражданином любой развитой страны, к примеру, США или Великобритании, данному гражданину придется задекларировать в полном объеме весь доход, который он получает по всему миру.

Единственным способом сохранить конфиденциальность сведений является выезд в страну, где совершенно отсутствует подоходный налог. В данный момент к ним относятся Монако и ОАЭ, вопрос только в том, что ни один бизнесмен не может и не хочет проживать постоянно в этих странах. Отсюда можно сделать вывод: в ближайшие годы оффшорные схемы ожидает еще большее падение, что только на руку отечественной экономике.

Предыдущая запись Как рассчитать и как подать на алименты в твердой денежной сумме
Следующая запись Халатность врачей ст 293 УК РФ с комментариями

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector