Когда нужна и как проводиться трасологическая экспертиза

Судебная трасологическая экспертиза при дтп

Что исследует и выявляет экспертиза

ДТП обычно представляет собой результат совпадения нескольких неблагоприятных факторов и обстоятельств по месту и времени развития. Такими факторами могут быть климатические условия, характеристики дорожного покрытия, недостаточная видимость, тип и состояние протекторов, техническая исправность автомашин и опыт водителей, участвующих в ДТП, правильность их действий в процессе развития аварийной ситуации и т.д. Притом само происшествие занимает очень короткое время.

Трасологическая экспертиза после ДТП: нюансы проведения

Трасологическая экспертиза при ДТП проводится после дорожного инцидента, чтобы воссоздать первоначальную ситуацию. Полученные результаты позволяют точно оценить аварию. В переводе ее название означает «изучение следов» .

Требовалась ли вам когда-нибудь помощь юриста по авто-вопросам?

заключение трасолога необходимо во всех случаях, когда нет ясной картины случившегося.

например:

  • автовладелец уехал с места аварии, стремясь спрятаться от правосудия;
  • однозначных свидетельств нет;
  • нет единства в показаниях, остальные свидетельства ничего не проясняют;
  • один из участников настойчиво уверяет в виновности другого;
  • в аварии есть пострадавшие или погибшие;
  • фирма-страховщик отказалась платить.

эксперт воссоздает всю цепочку стадий произошедшего.

на основе полученного отчета следователь или судья делает вывод о степени вины каждого из вовлеченных.

кто назначает?

назначает исследование судья, следователь или представитель мвд. также о ее проведении вправе ходатайствовать рядовой гражданин, адвокат или юридическое лицо (например, страховая фирма). ходатайствовать о проведении можно и при судебном разбирательстве.

по правилам, проводимое исследование должно отвечать требованиям, предусмотренным гражданским и уголовно-процессуальным кодексами, нормам федерального закона № 73-фз, посвященного экспертной деятельности.

Экспертиза включает несколько этапов:

  • Подготовка и сбор документации;
  • Ознакомление исследователей с представленными подтверждениями;
  • Выезд на место случившегося, съемка, фиксация и замеры следов;
  • Внешний осмотр задействованных машин;
  • Разбор авто, изучение деталей (если требуется);
  • Компьютерное моделирование, воссоздание ситуации.

По завершении эксперт готовит отчет по получившимся результатам.

Выделяют три основных группы вопросов, на которые предстоит ответить исследователям:

  • К какой группе принадлежало авто? (к какому виду транспорта принадлежало, шинами какой модели оснащено, действительно ли следы на земле соответствуют спорной машине, да и вообще могли ли заявленные участники столкнуться так, как это представлено в заявлении);
  • Воссоздание целой картины по частям (кому принадлежат обнаруженные детали?);
  • Кто виноват? (установление конкретного авто, задействованного в происшествии, сколько участников там было и чьи шины наследили).

О длительности исследования точно сказать нельзя.

Срок проведения зависит от конкретного случая, серьезности казуса. Иногда она может занять и две недели, и даже больше.

Как пройти?

Для того, чтобы заказать трасологическую экспертизу, обращаются в экспертное бюро с заявлением и пакетом документации.

Для трасологического исследования собирают следующие экземпляры:

  • схема аварии;
  • протокол;
  • фото и виде-материалы;
  • машины, задействованные в инциденте;
  • отчет о проверке технического состояния машины;
  • справка об аварии.

Это базовый набор, но в сложных случаях затребуют дополнительные бумаги.

Итоги трасологической экспертизы не окончательны и подлежат оспариванию. Правда, чтобы их опровергнуть, придется выдвинуть весомые обоснования своему мнению и лучше всего это сделать с помощью адвоката.

Предлагаем ознакомиться:  Судебная практика по статье клевета

Доказывать неправомочность выводов исследователей предстоит в суде.

Пошаговые действия здесь следующие:

  • заказчик знакомится с отчетом, консультируется с независимым экспертом;
  • при очевидных просчетах в сделанных выводах составляют досудебную претензию организации, заказавшей исследование, например, страховщику.
  • дожидаются результатов;
  • при отсутствии консенсуса подают иск в суд общей юрисдикции.

Суд назначает судебное трасологическое исследование.

Иногда он обходится и без нее, достаточно экспертам тщательно изучить представленный страховщиками документ. Очень часто это вообще не трасологическая экспертиза, а просто заключения некоего «эксперта» (какого именно — не указывается), не говоря уже о несоответствии отчета требованиям законодательства, явных и грубых ошибках.

Стоимость

Обычно стоимость трасологического исследования начинается от 5 000 рублей. Это для тех, кто удовлетворится по сути справкой с кратким заключением.

Город Примерная стоимость, в рублях
Москва и Санкт-Петербург 5000 — 25 000
Краснодар до 18 000
Екатеринбург до 20 000

Анализ материалов, предоставленных заказчиком и консультационная работа на месте аварии бесплатны.

Кто оплачивает?

Оплачивает экспертизу тот, кто ее заказывает, кто в ней заинтересован. После того, как виновника установят, с него можно потребовать компенсации понесенных расходов (ст. 1064 ГК).

Плюсы и минусы

Плюсов и минусов у трасологической экспертизы как таковой нет. Есть ответы на вопросы, которые она может дать, есть отсутствие знаний по поводу этих возможностей. Корень разочарования людей лежит в их правовой безграмотности. Поэтому при спорах по поводу дорожных казусов следует учитывать ряд особенностей:

  • Заказать экспертизу можно в любом аккредитованном экспертном бюро. Даже если страховщик настойчиво уверяет, что котируются только те компании, у которых подписан договор со страховщиком (Постановление Правительства РФ №525).
  • Среди настоятельно рекомендуемых страховщиками бюро независимых нет.

Также лучше проконсультироваться с собственным юристом и показать ему отчет трасологов.

Сейчас работает много разных бюро и пусть даже все они лицензированы, не все вправе называть проводимое исследование трасологической экспертизой.

Примеры

Зачем нужна трасологическая экспертиза, можно разобрать на конкретных примерах.

Владелец Тойоты-Камри обратился в суд после того, как страховая компания «Амбридж» отказалась восполнять ему ремонт авто. Машину ночью повредили неизвестные лица.

Страховщики утверждали, что подобный казус не относится к страховым случаям, хотя авто застраховано от ущерба, а сумму расходов на ремонт посчитали завышенной.

Полиция уголовное дело возбуждать отказалась.

После трасологической экспертизы стало ясно: случившееся — результат противоправных действий третьих лиц. Также установили ущерб с учетом и без учета износа.

Владельцу Шевроле грозил тяжбой велосипедист. По показаниям молодого человека, автовладелец наехал на него, когда тот стоял у тротуара. Доказательством по его мнению выступали вмятины на борту машины.

Однако трасологи сделали вывод: повреждения машины вообще не могли быть получены при описываемой ситуации. Мало того, не автовладелец наезжал на велосипедиста, а скорее наоборот — тот в нарушение правил, оказался у него под колесами.

Большинство автолюбителей ничего не знают о назначении трасологической экспертизы и ее важной роли в определении виновности того или иного участника дорожно- транспортного происшествия. На дороге возможны разные ситуации.

Опытного водителя, соблюдающего ПДД, может подрезать какой-то «лихач» и спровоцировать автоаварию с тяжёлыми последствиями. Доказать свою невиновность автовладелец сможет при помощи трасологической экспертизы. Рассмотрим подробно этот вопрос.

Предлагаем ознакомиться:  Сроки вступления в законную силу определения об отмене судебного приказа

Когда нужна?

Когда заказывается трасcологическая экспертиза после ДТП?

Подобное исследование необходимо провести в следующих случаях:

  • необходимо определить механизм столкновения транспортных средств;
  • нужно установить последовательность появления повреждений на автомобиле при столкновении с каким-то препятствием или другим авто;
  • когда на машине есть следы столкновения и необходимо подтвердить или опровергнуть, что они получены в конкретном дорожно-транспортном происшествии;
  • необходимо выяснить при каких событиях были получены повреждения: в результате аварии или каких-то незаконных действий (к примеру, наезд неизвестной машины еще до аварии или авто поцарапали хулиганы);
  • требуется подтвердить, в каком состоянии находилась машина в момент ДТП: статическом или динамическом. Другими словами эксперту нужно установить – был ли наезд на стоявшее авто или оба автомобиля совершали движение до момента столкновения;
  • нужно установить транспортное средство, причастное к автомобильной аварии, а именно: марка, модель, цвет;
  • необходимо определить какой машине принадлежит материал, найденный на месте столкновения;
  • нужно установить время ДТП;
  • требуется создать модель правильного поведения на момент ДТП.

Как видим, на основании трасологического исследования экспертам удается определить ход произошедших событий и установить мельчайшие подробности дорожно-транспортного происшествия. В результате проведения экспертизы будет установлен виновник автомобильной аварии.

Также, трасологическая экспертиза применяется при расследовании угона автомобиля. Трасологи устанавливают направление движения транспортного средства.

Трасологическое исследование, как правило, проводят не самостоятельно, а в рамках комплексной дорожно-автотехнической или транспортно-трасологической экспертизы.

Широкое распространение получила именно вторая комплексная экспертиза. Она помогает определить соответствие повреждений на автомобиле обстоятельствам и механизму столкновения.

Назначить трасологическую экспертизу можно на любой стадии рассмотрения дела о дорожно-транспортном происшествии. Но все же, желательно, такое исследование проводить до передачи дела в суд.

Ведь, именно на стадии расследования дела, необходимо установить виновника автомобильной аварии.

Кто заказывает?

Требовать или назначать трасологическую экспертизу могут сотрудники правоохранительных органов или судьи.

Автолюбители и страховые компании на стадии расследования дела имеют возможность заказать трасологическое исследование у независимых экспертов. Во время судебного процесса они могут подать ходатайство о назначении такой экспертизы.

Страховые компании заказывают трасологическое исследование после дорожно-транспортного происшествия для того, чтобы подтвердить страховой случай. Если будет установлено, что водителем автоавария сфальсифицирована, то страховщик откажется компенсировать причиненный ущерб.

Ходатайство представляет собой заявление просьбы к суду от участников процесса или их представителей. Участниками судебного процесса являются: потерпевший при ДТП автолюбитель; водитель, спровоцировавший столкновение или его страховая компания.

В ходатайстве указывается конкретная экспертная организация или эксперт-трасолог, которым заявитель доверяет провести исследование. Желательно подавать просьбу в письменном виде.

Стоимость трасологической экспертизы

Услуги по проведению экспертных исследований предоставляются независимыми организациями, поэтому они являются платными. По закону оплата стоимости трасологической экспертизы возлагается на виновника происшествия. Кроме обязательной экспертизы, проводимой следствием, любая сторона или участник происшествия может заказать по собственной инициативе и оплатить проведение экспертной оценки.

Понесённые расходы на проведение экспертизы заказчик может в дальнейшем вернуть, подав судебный иск на виновника ДТП. Заранее определить стоимость трасологической экспертизы невозможно, она вычисляется в конце в зависимости от объёма проведённых работ, затрат на исследования, привлечённых материалов и оборудования. Кроме этого, на стоимость проводимых исследований может влиять срочность их проведения.

Средняя цена услуги на трасологическую экспертизу составляет около 15000 рублей. Но она может быть значительно снижена в зависимости от вида проводимых исследований и типа документального сопровождения.

Предлагаем ознакомиться:  Удержание судебных расходов по решению суда проводки

Кто уполномочен назначать трасологическую экспертизу

Трасологическая экспертиза может назначаться в судебном порядке судьей, прокурором, следователем или дознавателем. Во внесудебном порядке экспертизу заказывает заказчик, участник или пострадавший в ДТП. По опыту можно сказать, что лучше не заказывать экспертизу в частном, внесудебном порядке. Лучше сразу подать иск в суд с ходатайством о назначении экспертизы в судебном порядке, так как, скорее всего, суд назначит судебную экспертизу в любом случае, даже, если она проводилась во внесудебном порядке. И тогда придется платить дважды.

По времени времени выполнения трассологическая автоэкспертиза занимает от 7 до 14 дней

Поводом для заказа экспертизы могут быть следующие случаи:

  1. Отказ страховой фирмы в выплате компенсации после участия в ДТП.
  2. Оспаривание решения постановления инспектора ГИБДД в отношении установления виновника происшествия.
  3. Неправомерное изъятие водительского удостоверения инспектором ГИБДД за убытие с места происшествия.

Для заказа и проведения экспертизы нужно:

  • связаться с экспертом и подготовить пакет документов, который необходим ему для проведения исследований;
  • представить готовые документы и дать максимум объективной информации о происшествии;
  • предоставить на осмотр повреждённый автомобиль, эксперт может осмотреть место аварии и автомобили других участников ДТП;
  • дать дополнительные объяснения и ответы на возникающие вопросы эксперта по ходу проведения исследований, предоставив ему свои контактные данные дл оперативной связи;
  • получить заключение эксперта и выплатить стоимость трасологической экспертизы.

Значение и содержание экспертного заключения

Итогом экспертизы является заключение эксперта, исполненное в письменном виде, закреплённое его личной подписью и печатью экспертной организации. Оно выдаётся лично заказчику в руки и может быть изготовлено в нескольких экземплярах для представления в судебные, правоохранительные органы или страховые компании.

Экспертное заключение, как официальный документ, должно оформляться на фирменном бланке организации с указанием её наименования и содержать следующие основные части:

  1. Введение, где описываются все нормативные документы, на основании которых проводится исследование по данному конкретному случаю, обязанности и права экспертов.
  2. Основная часть, где указываются все методы исследования, которые были использованы для проведения экспертизы, описываются все полученные исходные сведения по происшествию и транспортному средству, приводится перечень документального сопровождения и обеспечения.
  3. Заключительная часть, содержащая в себе анализ событий, результаты исследований и окончательные выводы с ответами на конкретные вопросы и указанием виновника происшествия.
Предыдущая запись Вступление в наследство после пропуска срока
Следующая запись Наложение участков на кадастровой карте

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector