Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7(499) 110-93-26 (бесплатно)
Санкт-Петербург и область:
СПб и Лен.область:
+7 (812) 317-74-92 (бесплатно)
Регионы (вся Россия):
8 (800) 550-95-86 (бесплатно)
Уклонение от воинской службы - ответственность

Уклонение призывника от воинской службы

Розыск призывника

Как военкомат ищет уклонистов? Вопрос актуальный для лиц призывного возраста. Граждане, которые думают о том, как избежать похода в военкомат, должны понимать, что долго скрываться от призыва не получится, поскольку военкомат будет разыскивать военнообязанного.

Органы внутренних дел наделены полномочиями обеспечить явку уклониста в принудительном порядке при рассмотрении в отношении него дела административного характера. Основанием для принудительного привода в комиссариат является наличие всех нижеперечисленных обстоятельств:

  • гражданин проходит по делу об административных правонарушениях;
  • отсутствовал на заседании о наложении взыскания;
  • дело было отложено в связи с неявкой.

Принудительный привод не может быть осуществлен без возбуждения соответствующего дела, например, для прохождения медосмотра или в иных целях, не связанных с административным правонарушением.

1. Военкомат подает информацию о гражданине, уклоняющемся от явки, в следственный комитет или передает дело в прокуратуру.

2. Разыскиваемого гражданина вызывают к следователю для выяснения того, какие обстоятельства повлекли неявку в военкомат.

3. Если призывник не приходит к следователю или прокурору, а также уклоняется от получения повестки, его объявляют в розыск.

Уклонение призывника от воинской службы

Следственный комитет имеет массу рычагов для поиска неявившегося, поэтому установить его местонахождения будет несложно.

Поэтому следует владеть информацией, как получить военный билет законно.

Вопрос: Обязан ли призывник расписываться в повестке?

Ответ: Да

Согласно п.2 ст.31 ФЗ оВОиВС, граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку.

Вопрос: Кто имеет право вручать повестку?

– работниками военного комиссариата или по месту работы (учебы) гражданина руководителями, другими ответственными за военно-учетную работу должностными лицами (работниками) организаций;

– органами местного самоуправления поселений, в случае отсутствия структурных подразделений военных комиссариатов;

– сотрудниками органов внутренних дел;

Ссылка на закон: Согласно п.2 ст.31 ФЗ оВОиВС, п.2 ст.8 ФЗ оВОиВС, пп. «а» п. 5 Инструкции от 10 сентября 2007г.

Примечание. Таким образом, ни мама, ни папа не входят в список лиц, обязанных передавать призывнику повестку (даже если указанные лица расписались за ее получение).

задержание уклонистов

Вопрос: Если призывнику не получается вручить повестку под подпись?

Ответ: Согласно п. 2 ст. 31 ФЗ оВОиВС, в случае невозможности вручения повесток гражданам, подлежащим призыву на военную службу обеспечение их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, возлагается на соответствующие органы внутренних дел на основании соответствующего письменного обращения военного комиссариата.

Вопрос: Что может сделать военный комиссариат?

Ответ: Инициировать розыск призывника с целью вручить ему повестку.

Ссылка на закон: Согласно п.4 Приказа МО РФ №366, МВД РФ №789, ФМС №197 от 10 сентября 2007 года, военные комиссары составляют списки граждан, которым повестки военного комиссариата о явке на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, не представилось возможным вручить в установленном порядке, и направляют в соответствующий горрайорган внутренних дел указанные списки. Списки уточняются не реже двух раз в месяц.

Примечание. Вышеупомянутые списки носят информативный характер и не обязывают сотрудников органов внутренних дел производить какие-либо действия в отношении призывника.

Чтобы инициировать необходимые действия органов внутренних дел по отношению к призывнику, военные комиссары направляют в ходе проведения очередного призыва граждан на военную службу письменные обращения в соответствующий горрайорган внутренних дел об обеспечении прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, персонально указанных в письменном обращении граждан, оповестить которых в установленном порядке не представилось возможным, с приложением повесток, подлежащих вручению им в случае установления фактического местонахождения, согласно приложению N 1 (образец) к настоящей Инструкции;

Вопрос: Что могут сделать органы внутренних дел?

Ответ: Определить местонахождение призывника и вручить ему повестку под подпись.

Уклонение призывника от воинской службы

– при получении письменных обращений военных комиссаров об обеспечении прибытия граждан, которым не удалось вручить повестку, на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, принимают необходимые меры по установлению фактического местонахождения этих граждан и вручения им повестки для прибытия в военный комиссариат на эти мероприятия;

– направляют в военные комиссариаты материалы о проведенных мероприятиях по установлению фактического местонахождения граждан, не исполняющих воинскую обязанность, а также корешки повесток с росписями граждан, которым они были вручены, для приобщения их в документы воинского учета или личные дела призывников, хранящиеся в военном комиссариате;

Примечание. Таким образом, при отсутствии подписанной повестки призывником, органы внутренних дел могут только определить местонахождение призывника и вручить ему повестку военного комиссариата под роспись, а отрывной корешок с подписью призывника отправить в военный комиссариат.

Важно. Органы внутренних дел в данном случае не могут осуществить доставление, задержание или привод призывника.

Что грозит уклонистам?

У каждого гражданина помимо прав есть еще и обязанности. Одной из таких обязанностей в Российской Федерации определяется воинская, а именно служба в армейских рядах. Соответственно, наказание за уклонение от армии, иногда достаточно тяжелое, может постигнуть любого юношу, скрывающегося от военкомата.

Какая может быть ответственность за нарушение закона

Юридические взаимоотношения между призывником и комиссариатом рассматриваются в Федеральном Законе №53 «О воинской обязанности и военной службе». Параллельно с этим ст.328 Уголовного Кодекса Российской Федерации определяет ответственность за нарушение закона.

Наказание назначается нарушителю судебным решением.

Существует два варианта наказания, возлагаемых на граждан за нежелание или игнорирование выполнения своего долга перед государством:

  • Административная ответственность. Когда гражданин игнорирует необходимость встать на учет в военкомате или сняться с него. А так же некоторые другие нарушения действующего законодательства.
  • Уголовное наказание. Когда гражданин намеренно уклоняется от армии.

Уклонение от армии считается умышленным при:

  1. Неявке в военкомат, в том случае, когда гражданином получена повестка;
  2. Отсутствии веских и существенных оснований для неявки;
  3. Отказ от явки на медкомиссию, для призыва на воинскую службу по повестке.

Повестка на медкомиссию в военкомат также важна, как и обычная повестка. Наказание за неявку дается в виде административного штрафа или уголовной ответственности.

Розыск тех, кто занимается уклонением от службы, при необходимости, может проводиться сотрудниками полиции, которые в пределах своей компетенции участвуют в поисковых работах и, при обнаружении, задержат «уклониста».

Если уклонения от воинской службы установлен, нарушителя можно привлечь, в зависимости от серьезности действий, по административной или уголовной статье. По факту обнаружения нежелания служить, противозаконных оснований для отсрочки и других возможных причин, противоречащих законодательству, военный комиссар или призывная комиссия предают документы на нарушителя в органы следствия.

Обстоятельства, признающиеся уважительными, согласно действующим законам:

  • Телесное повреждение или потеря трудоспособности по болезни у призываемого;
  • Серьезные заболевания близких и родственников или их похороны, сложное материальное положение;
  • Иные факторы. Признание их уважительными должно происходить по заключению работников комиссариата или судебных органов.

Имея в наличии какое-либо из обстоятельств, необходимо подтверждать факт полным пакетом документов.

При мобилизации административная ответственность накладывается в ситуациях:

  • Отсутствие без веских обстоятельств в месте мобилизации по повестке;
  • Непостоянной (более 3 месяцев) или перманентной смены места проживания без отметки;
  • Переселения гражданина за пределы РФ, не снявшегося с учета;
  • Непостановки отметки в определенные сроки, при переезде;
  • Отсутствия сообщений о смене места проживания, обучения или работы (в том числе и должности), а так же семейного статуса;
  • Преднамеренного повреждения или ликвидации удостоверений, связанных с военной службой;
  • Несогласия с прохождением медицинской комиссии по призыву или постановке на воинский учет.

Несоблюдение перечисленных пунктов может привести либо к предупреждению, либо к наложению на нарушителя административных взысканий (статьи 21.5 и 21.6 главы 21 КоАП РФ) на сумму от 100 до 500 рублей.

За уклонение от службы УК РФ предусматривает следующие варианты наказания:

  1. Штраф за уклонение от службы в рядах армии:
    взимание до 200 тысяч рублей;
    санкция, исходя из размеров прибыли (зарплата или иная) нарушителя на период до 1,5 лет.
  2. Уголовная ответственность:
    арест на срок до полугода;
    отбывание наказания в МЛС (возможный срок до двух лет).

Конституцией РФ предусмотрено несение гражданами альтернативной службы. Она предполагает трудовую деятельность, но имеет некоторые особенности. Если же человек отказывается от несения и такого вида службы, то и в этом случае определены виды наказания:

  • штраф до 80 тысяч рублей;
  • санкции, исходя из размеров прибыли (зарплата или иная) на период осуждения до 6 месяцев;
  • обязательные работы до 480 часов;
  • арест на срок до полугода.

Прохождение альтернативной военной службы является обязательным для тех, кто не может брать в руки стрелковое оружие по религиозным убеждениям

Молодые люди нередко несерьезно подходят к воинской обязанности, что приводит к неприятным последствиям. Разбираясь в нормах законодательства, которые регулируют эти процессы, предотвратить неприятности гораздо проще. Воинское право за уклонение от военной службы предусматривает не только административное, но и уголовное взыскание.

Административная ответственность применяется за несущественные нарушения условий учета военнообязанных и призыва. Многие молодые люди даже не догадываются, что нарушают законодательство, поэтому наложение административных наказаний происходит довольно часто.

1.  Нарушение сроков, определенных законом.Для посещения комиссариата, чтобы встать на учет при смене места проживания, гражданин должен подать документы для постановки на учет в течение 14 дней с даты отъезда. Кроме того, при временном проживании на новом месте в течение периода, который превышает 90 дней, военнообязанные должны становиться на учет.

2.   Военнообязанный не предоставил в военкомат необходимую информацию.Например, об изменении состава семьи, получении образования и перемене места регистрации в рамках одного населенного пункта.

3.  Проживание за территорией РФ.Отъезд из страны на период более полугода, при этом с воинского учета не снят.

наказание за уклонение

4. Неявка по повестке.Гражданин, не имея на то уважительных причин, не приходит по вызову в военный комиссариат.

Пункт 3. Проведение дополнительного медицинского обследования.

Вопрос: Обязан ли призывник явиться по повестке?

Ответ: Да

Ссылка на закон: Согласно п.1 ст.31 ФЗ оВОиВС, граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы.

Вопрос: Какие уважительные причины для неявки по повестке?

Ответ:

  • заболевание или увечье гражданина, связанные с утратой трудоспособности;
  • тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц;
  • препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина;
  • иные причины, признанные уважительными призывной комиссией, комиссией по первоначальной постановке на воинский учет или судом.
Предлагаем ознакомиться:  Ответственность за невыполнение условий договора

подросток

Ссылка на закон: В соответствии с п.2 ст.7 ФЗ оВОиВС.

Вопрос: Какая ответственность за неявку по повестке?

Ответ: При единичной неявке – административный штраф в размере до 500 рублей; в случае неоднократной неявки по повестке, либо при наличии умысла в уклонении от призыва – возможна уголовная ответственность;

– Согласно ст. 21.6 КоАП РФ, уклонение гражданина от медицинского освидетельствования либо обследования по направлению комиссии по постановке граждан на воинский учет или от медицинского обследования по направлению призывной комиссии – влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.

– Согласно п.7 Пленума Верховного суда РФ от 3 апреля 2008 года №3, при решении вопроса о том, является ли уклонение от медицинского обследования по направлению призывной комиссии преступлением, предусмотренным частью 1 статьи 328 УК РФ, или административным правонарушением (статья 21.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), судам следует устанавливать направленность умысла лица, уклоняющегося от этого мероприятия.

В случае когда призывник не является на медицинское обследование с целью уклониться от призыва на военную службу, содеянное им должно влечь уголовную ответственность по части 1 статьи 328 УК РФ. Об этом может свидетельствовать, в частности, неявка без уважительных причин призывника в медицинскую организацию в течение срока очередного призыва на военную службу.

Ответ:

  • составить протокол об административном правонарушении;
  • инициировать доставление призывника в помещение органов внутренних дел для составления протокола;
  • направить материалы в Следственный орган Следственного комитета РФ для возбуждения уголовного дела (только при неоднократной неявке по повестке)

Ссылка на закон: Согласно пп. «к» п.4  Приказа МО РФ №366, МВД РФ №789, ФМС №197 от 10 сентября 2007, военные комиссары при наличии оснований и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, составляют протокол об административном правонарушении в отношении граждан, не явившихся по вызовам (повесткам) военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, в установленные время и место без уважительных причин, а также уклонившихся от медицинского освидетельствования либо обследования по направлению комиссии по постановке граждан на воинский учет или от медицинского обследования по направлению призывной комиссии;

Согласно пп. «л» п.4 настоящей Инструкции, при невозможности составления протокола об административном правонарушении направляют в соответствующий горрайорган внутренних дел письменные обращения согласно приложению N 2 (образец) к настоящей Инструкции о доставлении граждан, в отношении которых осуществляется производство по делу об административном правонарушении в соответствии с подпунктом “к” пункта 4 настоящей Инструкции, в служебное помещение органа внутренних дел или в помещение органа местного самоуправления сельского поселения для составления протокола об административном правонарушении.

Примечание. Согласно п.1 ст.27.2 КоАП РФ, доставление, то есть принудительное препровождение физического лица, в целях составления протокола об административном правонарушении законно только при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения.

Ответ: Осуществить доставление призывника в помещение органов внутренних дел.

Согласно пп. «в» п.5  Приказа МО РФ №366, МВД РФ №789, ФМС №197 от 10 сентября 2007, начальники горрайорганов внутренних дел или лица, исполняющие их обязанности (далее именуются – руководители) при получении обращений военных комиссаров о доставлении лиц, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении в соответствии с подпунктом “к” пункта 4 настоящей Инструкции, принимают необходимые меры по установлению фактического местонахождения указанных граждан и их доставлению;

Согласно п.1 ст.27.2 КоАП РФ, доставление, то есть принудительное препровождение физического лица, в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным, осуществляется должностными лицами органов внутренних дел (полиции), – в служебное помещение органа внутренних дел (полиции) или в помещение органа местного самоуправления сельского поселения;

Примечание. Таким образом, доставление может быть осуществлено только при наличии у сотрудника органов внутренних дел обращения военного комиссара о доставлении (в котором указывается: ФИО призывника, дата рождения, место регистрации и подпись военного комиссара) непосредственно в помещение органа внутренних дел. Доставление в отдел военного комиссариата незаконно.

Вопрос: Могут ли возбудить уголовное дело?

Ответ: При неоднократной неявке по повестке по неуважительной причине – да.

Ссылка на закон: Согласно п.2 ст.28 ФЗ оВОиВС, в случае уклонения граждан от призыва на военную службу призывная комиссия или военный комиссариат направляют соответствующие материалы руководителю следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по месту жительства указанных граждан для решения вопроса о привлечении их к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Примечание. При единичном случае неявки по повестке на мероприятия связанные с призывом (медкомиссия) по неуважительной причине вероятность возбуждения уголовного дела стремится к нулю.

Вопрос: Имеет ли право медкомиссия направлять на дополнительное обследование?

Ответ: Да

Ссылка на закон: Согласно п.4 ст.5.1 ФЗ оВОиВС, в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию.

Вопрос: Призывник может отказаться от дополнительного мед. обследования?

Уклонение призывника от воинской службы

Ответ: Да. Для этого следует написать заявление на отказ (мотивированный отказ) от медицинского вмешательства.

Ссылка на закон: Согласно части 3 статьи 20 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», гражданин, один из родителей или иной законный представитель лица, указанного в части 2 настоящей статьи, имеют право отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения.

Важно. Не следует путать официальный отказ от медицинского обследования с уклонением от медицинского обследования. Уклонение от медицинского обследования классифицируется в соответствии с п.7 Пленума Верховного суда РФ от 3 апреля 2008 года №3.

Вопрос: Какая ответственность за уклонение от доп. медицинского обследования?

Ответ: При отсутствии умысла на уклонение от призыва – административная (штраф до 500руб), при умысле на уклонение от призыва – уголовная.

Согласно ст. 21.6 КоАП РФ, уклонение гражданина от медицинского освидетельствования либо обследования по направлению комиссии по постановке граждан на воинский учет или от медицинского обследования по направлению призывной комиссии – влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.

Согласно ч.1 ст. 328 УК РФ, уклонение от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы – наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Согласно п.7 Пленума Верховного суда РФ от 3 апреля 2008 года №3, при решении вопроса о том, является ли уклонение от медицинского обследования по направлению призывной комиссии преступлением, предусмотренным частью 1 статьи 328 УК РФ, или административным правонарушением (статья 21.6 КоАП РФ), судам следует устанавливать направленность умысла лица, уклоняющегося от этого мероприятия.

В случае, когда призывник не является на медицинское обследование с целью уклониться от призыва на военную службу, содеянное им должно влечь уголовную ответственность по части 1 статьи 328 УК РФ. Об этом может свидетельствовать, в частности, неявка без уважительных причин призывника в медицинскую организацию в течение срока очередного призыва на военную службу.

Административные меры

1. Юноша избегает получения повесток и не приходит в комиссариат для прохождения медицинской комиссии, при этом объективный повод у него отсутствует.

2.  Военнообязанный отказался от назначенного военкоматом дополнительного медосмотра.

Статья 21.7 КоАП РФ гласит, что гражданин понесет административное взыскание за необеспечение сохранности документов – приписного или военника.

Наказание за уклонение от службы в армии по статьям 21.5-21.7 КоАП назначается в виде штрафа, он составляет от 100 до 500 рублей, другой меры ответственности указанные статьи не предусматривают.

Случаи уголовного преследования

Извещение о призыве вручается персонально и под подпись. В ситуации, если призывник или военнообязанный отсутствует, то повестка вручается ответственному лицу по месту проживания, обучения. Розыск тех, кто занимается уклонением от службы, при необходимости, может проводиться сотрудниками полиции, которые в пределах своей компетенции участвуют в поисковых работах и, при обнаружении, задержат «уклониста».

Хочешь получить освобождение от армии без нарушения закона?Получи консультацию военного юриста по своей ситуации с военкоматом. Ты узнаешь, как пошагово получить военный билет и не служить в армии.* мы гарантируем конфиденциальность ваших данных

Если уклонения от воинской службы установлен, нарушителя можно привлечь, в зависимости от серьезности действий, по административной или уголовной статье. По факту обнаружения нежелания служить, противозаконных оснований для отсрочки и других возможных причин, противоречащих законодательству России, военный комиссар или призывная комиссия предают документы на нарушителя в органы следствия.

Оспорить решение об административной ответственности, в случае несогласия с ним, юноша имеет право в десятидневный срок, с момента его вынесения. Для этого необходимо подать претензию в вышестоящую инстанцию: военком, суд или прокуратура.

Имея в наличии какое-либо из обстоятельств, необходимо подтверждать факт полным пакетом документов, иначе последствия не заставят долго ждать.

Несоблюдение перечисленных пунктов может привести либо к предупреждению за уклон от воинской службы, либо к наложению на нарушителя административных взысканий (статьи 21.5 и 21.6 главы 21 КоАП РФ) на сумму от 100 до 500 рублей.

В случае более серьезных нарушений лицу призывного возраста грозит уголовная ответственность вплоть до лишения свободы. За умышленное уклонение от прохождения военной службы гражданин понесет уголовную ответственность. В зависимости от степени вины гражданина, согласно статье 328 Уголовного кодекса России, правонарушитель может быть подвергнут одному из следующих наказаний:

  • штраф, который составляет 200 000 рублей;
  • арест за уклонение от службы в армии на срок от 90 до 180 дней;
  • до 24 месяцев лишения свободы.

Уклонением от воинской обязанности является игнорирование молодым человеком следующих мероприятий, на которые он вызван повесткой:

  • прогул первичного или дополнительного медицинского обследования;
  • пропуск призывной комиссии;
  • неявка в пункт сбора.
Предлагаем ознакомиться:  Молодой возраст это сколько лет

1. Тяжелая болезнь родственников или близких, которая явилась препятствием для посещения военкомата. К категории близких и родных относятся: мать, отец, дети, брат, сестра, а также бабушки, дедушки и усыновители.

2. Смерть родных и близких.

3. Обстоятельства, не зависящие от воли призывника. К таким обстоятельствам законодательство относит стихийные бедствия или катастрофы.

Это не весь перечень уважительных причин, которые могут препятствовать исполнению гражданского долга, поскольку военкомат или суд вправе посчитать объективными и другие ситуации. Для оценки и признания причин неявки уважительными, а также исключающими умышленное уклонение от военной службы, в военкомат следует предъявить документальное подтверждение возникших обстоятельств.

Некоторые призывники ошибочно полагают, что привлечение к уголовной ответственности возможно только при неоднократной неявки по повестке. Однако это далеко не так, поскольку Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» установлено, что для заведения уголовного дела достаточно единичного случая игнорирования повести.

Ответственность за уклонение от прохождения военной службы (или альтернативной)

Работа государственных органов регулируется различными отраслями права. Посредством уголовного права охраняются наиболее ценные общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением деятельности государственного аппарата, в том числе в сфере исполнения воинской обязанности.

Под военной службой понимается особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в:

  • Вооруженных Силах Российской Федерации,
  • а также в пограничных войсках Федеральной пограничной службы Российской Федерации,
  • во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации,
  • в Железнодорожных войсках Российской Федерации,
  • войсках Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации,
  • войсках гражданской обороны (далее – другие войска),
  • инженерно – технических и дорожно – строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти (далее – воинские формирования),
  • Службе внешней разведки Российской Федерации,
  • органах Федеральной службы безопасности Российской Федерации,
  • органах Федеральной пограничной службы Российской Федерации,
  • федеральных органах правительственной связи и информации,
  • федеральных органах государственной охраны,
  • федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее – органы) (ч. 1 ст. 2 Закона РФ “О воинской обязанности и военной службе” от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ).

Альтернативная гражданская служба – вид службы, которую гражданин РФ обязан нести взамен военной службы в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных законом случаях (см. ст. 59 Конституции РФ).

Объективная сторона преступления реализуется в уклонении от прохождения военной и альтернативной службы без уважительных причин. Уклонение как таковое относится к длящимся преступлениям, совершаемым путем бездействия.

Необходимо пояснить, что понимается непосредственно под призывом на военную службу. Согласно ч. 1 и 2 статьи 26 Закона “О воинской обязанности и военной службе” под призывом понимают:

  1. призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе;
  2. призыв на военную службу граждан, зачисленных в запас с присвоением воинского звания офицера.

Первый вид призыва состоит из четырех подпунктов:

  • явка на медицинское освидетельствование;
  • явка на заседание призывной комиссии;
  • явка в военкомат для отправки к месту прохождения военной службы;
  • нахождение в военном комиссариате до отправки к месту прохождения военной службы.

Второй вид включает в себя следующие подпункты:

  • явку на медицинское освидетельствование и к военному комиссару для принятия решения о призыве на военную службу;
  • явку в военкомат и получение предписания для убытия к месту прохождения службы.

Уклонение выражается в неявке призывника по повестке военного комиссара о призыве на военную службу или военные сборы в установленный срок на призывной пункт без уважительной причины, а также получение путем обмана незаконного освобождения или отсрочки от призыва на военную службу.

Вышеуказанный срок определяется приказом военного комиссара. Неявка признается уважительной, если она вызвана:

  • заболеванием или увечьем призывника, подтвержденным медицинским свидетельством;
  • тяжелым состоянием здоровья или смертью (гибелью) близкого родственника (отца, матери, жены, сына, дочери, родного брата или родной сестры) или лица, на воспитании которого находился гражданин;
  • препятствиями стихийного характера (наводнение и т.п.), удостоверенными местными органами власти или органом внутренних дел;
  • иным не зависящим от воли лица обстоятельством, лишившим его возможности явиться в указанное в повестке военного комиссара место и в указанный срок;
  • иным обстоятельством, признанным судом уважительной причиной.

Судебная практика относит к уважительным причинам, например, факт задержания призывника органами власти.

Момент окончания рассматриваемого преступления связан с неявкой на призывной пункт.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Виновный сознает, что уклоняется от призыва на военную службу, при отсутствии у него законных оснований для освобождения от этой службы, и желает уклониться от нее.

Закон Российской Федерации “О воинской обязанности и военной службе” от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ называет категории граждан, подлежащих призыву на военную службу. Ими являются граждане мужского пола от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на военном учете, не имеющие права на освобождение или отсрочку от призыва на военную службу (ч. 1 ст. 22 Закона).

Гражданин может быть освобожден от призыва на военную службу (в случае признания его негодным к прохождению службы, в случае если его родной брат погиб или умер во время прохождения службы и др.) либо ему может быть предоставлена отсрочка от призыва (имеющему двух и более детей; в отношении которого возбуждено уголовное дело и др.).

Однако если буквально понимать закон, то согласно ч. 1 ст. 328 УК РФ ответственность будет наступать лишь после неявки на призывной пункт без уважительных причин на вышеперечисленные мероприятия только в период времени, установленный для призыва.

уклонение от воинской службы

Помимо ответственности за уклонение от прохождения военной службы в уголовном законе предусмотрена норма и в отношении альтернативной гражданской.

Часть 2 ст. 328 предусматривает ответственность за уклонение от прохождения альтернативной гражданской службы лиц, освобожденных от военной службы.

Непосредственным объектом преступления является нормальная деятельность государственных органов, связанная с обеспечением прохождения альтернативной гражданской службы лицами, освобожденными от военной службы.

  • Объективная сторона выражается в форме бездействия и состоит в уклонении от прохождения альтернативной гражданской службы. Способы, с помощью которых лицо уклоняется от ее прохождения, для квалификации значения не имеют. Это может быть систематический прогул без уважительных причин, неявка к месту прохождения альтернативной службы и т.д.
  • Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Виновный сознает, что уклоняется от прохождения альтернативной гражданской службы, и желает уклониться от нее.

Субъект преступления – специальный. Им может быть физическое вменяемое лицо, которому на законном основании военная служба заменена альтернативной гражданской службой.

Однако привлечение к уголовной ответственности за уклонение от прохождения альтернативной гражданской службы лиц, освобожденных от военной службы, возможно лишь после вступления в силу федерального закона, регламентирующего правовые основы прохождения данного вида обязанностей гражданской службы.

боеспособность армии

По мнению многих специалистов, нынешняя редакция ст. 328 Уголовного кодекса требует некоторых корректировок, которые в первую очередь должны касаться объективной стороны состава.

Вопрос: Обязан ли призывник расписываться в «боевой» повестке?

Ответ: Да

Ссылка на закон: Согласно п.2 ст.31 ФЗ оВОиВС, граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку.

Вопрос: Может ли призывник не согласиться с решением призывной комиссии?

Ответ: Да

Ссылка на закон: Согласно п. 7 ст. 28 ФЗ оВОиВС, решение призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в установленный законодательством Российской Федерации срок со дня получения гражданином копии указанного решения в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации или в суд.

Важно. При несогласии с решением ПК следует расписаться во вручаемой «боевой» повестке. Она будет основанием для обжалования действий со стороны призывной комиссии.

Вопрос: Обязан ли призывник явиться по «боевой» повестке?

Ответ: Да

Ссылка на закон: Согласно п.1 ст.31 ФЗ оВОиВС, граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы.

Примечание. Если призывник обжаловал решение призывной комиссии в призывную комиссию субъекта РФ, либо в суд, то призывник может не являться по врученной ему ранее повестке.

Вопрос: Какая ответственность за уклонение от явки на пункт сбора с последующей отправкой к месту прохождения военной службы?

служба в армии

Ответ: Уголовная и административная

Ссылка на закон: Согласно ч.1 ст. 328 УК РФ, уклонение от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы – наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Согласно п.4 ст.31 ФЗ оВОиВС, в случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п.1 ст.7 ФЗ оВОиВС, в случае неявки граждан в указанные в повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, место и срок без уважительных причин, а также в иных случаях, установленных настоящим Федеральным законом, они привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством (КоАП и УК РФ) Российской Федерации.

Особенности привлечения к ответственности

Решение о привлечении военнообязанного за уклонение от военной службы к уголовной или административной ответственности принимает суд. При этом проводится полный анализ сложившихся обстоятельств.

В первую очередь принимается во внимание, имел место умысел или нет.

В случае если действия или бездействия призывника будут иметь умышленный характер неисполнения воинской обязанности, то суд будет руководствоваться статьей 328 УК РФ.

При рассмотрении дела о привлечении к уголовной ответственности за умышленное уклонение от прохождения военной службы или от призыва суд комплексно изучает ситуацию, и важную роль сыграет обстоятельство, что юноша не посетил военкомат не только в день, указанный в повестке, но и до окончания призывной компании не появился.

В случае когда молодой человек не пришел в военкомат в день, указанный в повестке без наличия на то веских оснований, но явился в другой день до окончания призыва, суд вынесет постановление о привлечении его к административной ответственности за уклонение от призыва, что влечет более мягкие санкции.

В отношении кого выносится оправдательный приговор?

Согласно п.3 Пленума Верховного суда РФ от 3 апреля 2008 года №3,

Предлагаем ознакомиться:  Исковое заявление об освобождении от уплаты алиментов, иск об отмене алиментов образец

По каждому делу об уклонении от призыва на военную службу судам необходимо выяснять, имеются ли предусмотренные статьями 23 и 24 Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе” основания, при наличии которых граждане не призываются на военную службу.

прокуратура

Если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что в соответствии с законом лицо не подлежало призыву на военную службу или подлежало освобождению от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу либо имелись основания для отсрочки от призыва на военную службу, которые существовали до уклонения от призыва на военную службу, суд постановляет оправдательный приговор ввиду отсутствия в деянии состава преступления.

Согласно п.5 Пленума Верховного суда РФ от 3 апреля 2008 года №3,

При решении вопроса о виновности лица в совершении преступления, предусмотренного частью 1 статьи 328 УК РФ, суду необходимо установить факт надлежащего оповещения призывника о явке в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу.

При этом следует иметь в виду, что оповещение призывников о явке на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также для повторного прохождения призывной комиссии по окончании срока действия предоставленной отсрочки от призыва на военную службу осуществляется повестками военного комиссариата. Вручение призывнику повесток производится под расписку и только установленными законодательством лицами.

В случае направления призывной комиссией призывника на стационарное или амбулаторное медицинское обследование (лечение) надлежащим оповещением следует считать вручение ему под личную подпись направления, в котором назначается срок явки в военный комиссариат для повторного медицинского освидетельствования и прохождения призывной комиссии после предполагаемого срока завершения этого обследования (лечения).

Отказ призывника от получения повестки военного комиссариата или направления призывной комиссии под расписку с целью уклониться таким образом от призыва на военную службу подлежит квалификации по части 1 статьи 328 УК РФ.

Согласно п.6 Пленума Верховного суда РФ от 3 апреля 2008 года №3,

При отграничении уклонения от призыва на военную службу (часть 1 статьи 328 УК РФ) от неисполнения гражданами обязанностей по воинскому учету (статья 21.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) судам следует устанавливать, с какой целью лицо не исполняет возложенные на него обязанности.

Если лицо, имея умысел на уклонение от призыва на военную службу, убывает на новое место жительства (место временного пребывания) или выезжает из Российской Федерации без снятия с воинского учета, а также прибывает на новое место жительства (место временного пребывания) или возвращается в Российскую Федерацию без постановки на воинский учет с целью избежать вручения ему под личную подпись повестки военного комиссариата о явке на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, содеянное им следует квалифицировать по части 1 статьи 328 УК РФ.

Согласно п.7 Пленума Верховного суда РФ от 3 апреля 2008 года №3,

При решении вопроса о том, является ли уклонение от медицинского обследования по направлению призывной комиссии преступлением, предусмотренным частью 1 статьи 328 УК РФ, или административным правонарушением (статья 21.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), судам следует устанавливать направленность умысла лица, уклоняющегося от этого мероприятия.

В случае когда призывник не является на медицинское обследование с целью уклониться от призыва на военную службу, содеянное им должно влечь уголовную ответственность по части 1 статьи 328 УК РФ. Об этом может свидетельствовать, в частности, неявка без уважительных причин призывника в медицинскую организацию в течение срока очередного призыва на военную службу.

Примечание. Таким образом, если призывник не имел умысла в уклонении от призыва на военную службу при неуважительной неявке по повестке, то его действия следует квалифицировать как неисполнение гражданина обязанностей по воинскому учету согласно статье 21.5 КоАП РФ, либо как уклонение от медицинского обследования согласно ст.21.6 КоАП РФ.

Правовые последствия: как можно избежать наказания

Наказание административного характера за уклонение от службы в армии в виде штрафа мало кого пугает, в отличие от уголовной ответственности.

Уклонение от воинской службы

Наложение взыскания не освобождает от исполнения воинской обязанности, и после отбытия наказания и погашения судимости молодой человек все равно будет призван в армию.

Наиболее верное решение – посетить комиссариат по месту регистрации в день, прописанный в повестке, взять направление на медосмотр и пройти его. Далее по состоянию здоровья можно получить освобождение от армии абсолютно легально. Как получить военный билет без прохождения службы в армии по медицинским показателям?

В случае если у призывника нет записей в медицинской карте о наличии заболевания, которое препятствует исполнению военной обязанности, получить освобождение будет сложнее. Однако если молодой человек займется данным вопросом заблаговременно, то шансы быть зачисленным в запас значительно возрастают. Рекомендуется за 2-3 года до исполнения 18 лет регулярно посещать врача и проходить медосмотры, поскольку список заболеваний, которые позволяют получить заключение о негодности к прохождению срочной службы, достаточно обширный.

Могут ли призывника признать негодным при прохождении медицинского освидетельствования и как это сделать?

Следует понимать, что медицинская комиссия не устанавливает и не выявляет заболевания, а только производит осмотр и изучает документы о диагнозе, ранее поставленном лечащим врачом. Поэтому на призывнике лежит обязанность доказать наличие заболевания, которое позволит ему избежать армии.

Защитить свои права и избежать армии законным путем легче при помощи квалифицированного юриста, специализирующегося в этой области права. Именно такие работают в нашей компании.

Российское законодательство рассматривает уклонение от воинской службы в качестве нарушения, за которое предусматриваются определенные санкции. Применение таких санкций осуществляется с учетом обстоятельств и наличия уважительных причин, как в рамках административной, так и уголовной ответственности. Подробней об этом «Ваш семейный юрист» расскажет в данной статье.

Молодые люди призывного возраста придерживаются мнения, что неполучение повестки из военкомата не относится к противозаконным деяниям. Это мнение верно, и находит свое подтверждение в 31-й статье 53-го Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 года.

В 4-й части обозначенной статьи отражается, какие непосредственно действия подпадают под уклонение от воинской службы. Речь идет о неявке лиц на мероприятия, которые имеют отношение к призыву, несмотря на отсутствие уважительных причин; своевременное уведомление об обязательности посещения с помощью повестки.

Единственное, что может предпринять комиссариат, – это направить перечень лиц, которым не было возможности вручить повестку, в органы правопорядка. Однако их сотрудники вправе только инициировать поиск призывников для последующего вручения повестки, не больше.

Рассматриваемый порядок применяется тогда, когда нет умышленного избежания представителей военкомата призывником. Другими словами, есть актуальная информация о месте проживания последнего, его месте учебе (работы), сведения о составе семьи, прочее.

В противном случае, когда лицом призывного возраста своевременно не были представлены сведения, обусловленные изменением важных для воинского учета обстоятельств, в отношении него могут применяться административные санкции.

наказание за уклонение от воинской службы

Военный комиссариат не просто занимается отбором фамилий лиц, которые должны отправиться на военную службу: здесь осуществляется учет всех военнообязанных. Постановке на военный учет по месту жительства подлежат юноши, чья возрастная отметка равна 17 годам.

В соответствии с законодательством, при возникновении обстоятельств, которые могут повлиять на изменение имеющейся в военкомате информации о военнообязанном (будь то изменение места жительства, женитьба либо рождение ребенка) и осуществление призывной компании, последний должен обязательно сообщить об этом военкомат.

Нарушение рассматриваемой обязанности КоАП РФ рассматривает как правонарушение, за которое предусмотрена ответственность.

  • лица, которое состоит на учете, несмотря на получение повестки;
  • лица, которое подлежит постановке на учет (снятию с него) в назначенный срок;
  • лица, подлежащего призыву, которое выезжало за пределы муниципального образования на срок, больший трех месяцев, либо за пределы РФ больше чем на 6 месяцев, но не поставило об этом в известность.

Все эти действия влекут за собой взыскание в виде штрафа размером от 100 до 500 рублей.

Отдельной статьей в КоАП РФ рассматривается вопрос, связанный с уклонением от медицинского освидетельствования и неявкой на него по повестке.

Если извещение призывнику было передано, но он на медкомиссию не приехал, то в соответствии с положениями статьи 21.6 Кодекса, ему грозит штраф аналогичного размера.

Уклонение от военной службы, равно как и от таковой альтернативной гражданской, Уголовный кодекс рассматривает как преступления, объединенные в одну статью – 328 УК РФ.

Здесь не расписывается, что, собственно, относится к уклонению от службы: для этого нужно снова перечитать 31-ю статью 53-го Федерального Закона.

Если призывником, которому была вручена повестка, не были предприняты действия, связанные с посещением мероприятий по призыву, в отношении него допускается применение мер уголовной ответственности.

В то же время, существуют нюансы, возникновение которых обусловлено судебной практикой. Так, в 328-й статье УК РФ имеется отсылка к 3-му постановлению Верховного суда РФ, где говорится об ответственности только в отношении мужчин, чей возраст варьируется в пределах от 18 до 27 лет.

Верховным судом предлагается установить, действительно ли призывник намеревался избежать воинской службы. Для этого следует обратить внимание на число неявок на призывные мероприятия (заседания призывной комиссии, медкомиссию либо непосредственно военкомат для отправления по месту прохождения будущей службы).

С точки зрения медкомиссии, неоднократность таких действий является весьма важным аспектом. Если неявка была зафиксирована только единожды, в отношении призывника будут применяться меры административной ответственности.

В качестве уклонения также признаются случаи, когда призывником совершались попытки покалечить себя либо сымитировать болезнь, а также использовались подложные документы в целях освобождения от службы.

Ниже представлены санкции, которые УК РФ допускает применять в случае уклонения от службы.

  • штраф, который может достигать порядка 200 тысяч рублей;
  • принудительные работы, длительностью до 2-х лет;
  • арест до 6-ти месяцев;
  • лишение свободы, продолжительностью до 2-х лет.

Судьей может быть назначен любой из указанных видов санкций в зависимости от обстоятельств.

Таким образом, служба в армии является конституционной обязанностью всех мужчин. В случае уклонения от прохождения таковой с применением различных способов, в отношении нарушителя может применяться ответственность.

повестка

Если же речь идет об игнорировании врученной повестки под роспись, ему будет грозить ответственность по статье УК РФ.

Предыдущая запись Доверенность на выезд несовершеннолетнего ребенка за границу
Следующая запись Какой иммунитет передается по наследству

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector