Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7(499) 110-93-26 (бесплатно)
Санкт-Петербург и область:
СПб и Лен.область:
+7 (812) 317-74-92 (бесплатно)
Регионы (вся Россия):
8 (800) 550-95-86 (бесплатно)
Уплата НДС в качестве налогового агента за 1 квартал

Уплата НДС налоговым агентом за нерезидента

Оплата НДС за нерезидента

Наша фирма оказывает услуги по организации размещения в каталоге информации о своих клиентах — российских юридических лицах, которые являются участниками выставки-ярмарки в Германии. Непосредственно размещением данной информации занимается немецкая компания, с которой у нас заключен контракт.

Какими проводками начисляется и перечисляется в бюджет НДС, уплачиваемый нами как налоговым агентом в рублях, если оплата за услуги иностранной организацией перечисляется в валюте?

Каким образом осуществляется вычет уплаченного налоговым агентом НДС? Какие документы для этого надо оформить и какие действия предпринять?

Сумма контракта 3649,36 евро, счет выставлен германской стороной с учетом их НДС (16%). Если мы выступаем в качестве налогового агента, то перечисляем нерезиденту — поставщику услуг сумму в размере 3092,68 евро (т.е. без НДС — 18%), но мы нарушаем сумму по счету. Как быть в данной ситуации, чтобы контрагент получил свои деньги и мы не нарушали российское законодательство?

В отношении консультационных, юридических, бухгалтерских, инжиниринговых, рекламных и некоторых других услуг местом их оказания признается место осуществления деятельности покупателя (п.1 ст.148 НК РФ). Территория России считается местом осуществления деятельности в случае фактического присутствия покупателя работ (услуг), указанных в настоящем пункте, на территории РФ на основе государственной регистрации организации.

Так как иностранная компания не имеет своего представительства в РФ, то российская компания в описанном в представленном примере случае в соответствии со ст.161 НК РФ выступает в качестве налогового агента. При этом налоговая база по НДС определяется как сумма дохода от реализации указанных услуг с учетом данного налога.

Внимание! Поскольку в соответствии с п.3 Письма МНС России от 06.02.2004 N 23-1-10/9-419@ вопросы взимания налога на добавленную стоимость не относятся к сфере действия Соглашения между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германией об избежании двойного налогообложения и поэтому должны решаться в соответствии с внутренним законодательством этих государств, сумма включенного в счет германской стороной национального НДС (16%) для российской организации является лишь частью ее расходов.

Уплата НДС налоговым агентом за нерезидента

При этом НДС в размере предусмотренной российским законодательством ставки (18%) подлежит удержанию из общей суммы выставленного немецкой стороной счета (сумма счета (включая немецкий НДС) за минусом частного от деления этой суммы на 1,18), о чем следует уведомить немецкую сторону.

В целях удовлетворения претензий немецкой стороны в части неполной оплаты ее счетов (точнее, предотвращения связанных с этим проблем), по нашему мнению, при оформлении договоров и формировании договорной цены следует учитывать требования законодательства обоих государств, при необходимости увеличивая договорную стоимость услуг.

Налоговый агент, на которого возложены обязанности по исчислению, удержанию у иностранного лица и перечислению в бюджет этого налога, составляет счет-фактуру в одном экземпляре с пометкой “за иностранное лицо” (Письмо МНС России от 22.07.2003 N ВГ-6-03/807). Составленный счет-фактура регистрируется в книге продаж в момент фактического перечисления в бюджет суммы налога за иностранное лицо. Вычетам подлежат суммы налога, уплаченные в соответствии со ст.173 НК РФ покупателями — налоговыми агентами (п.3 ст.171 НК РФ).

Право на указанные налоговые вычеты имеют покупатели — налоговые агенты, состоящие на учете в налоговых органах и исполняющие обязанности налогоплательщика в соответствии с гл.21 НК РФ при условии, что товары (работы, услуги) были приобретены налогоплательщиком, являющимся налоговым агентом, для производственных целей, и при их приобретении он удержал и уплатил налог из доходов налогоплательщика.

Следует учитывать, что согласно п.1 ст.172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные ст.171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, после принятия на учет полученных от иностранных поставщиков товаров (работ, услуг) при наличии соответствующих первичных документов.

Таким образом, в книге покупок счет-фактура, составленный налоговым агентом за иностранное лицо, регистрируется в том отчетном периоде, в котором выполнены все перечисленные условия. Суммы НДС, подлежащие уплате российской организацией в качестве налогового агента в бюджет, отражаются в разд.1.2, зачет данной суммы — в строке 350 разд.2.

1, а расчет суммы, причитающейся к уплате, осуществляется в разд.2.2 налоговой декларации по НДС. Никаких иных документов, подтверждающих право налогового агента на налоговый вычет, оформлять не нужно. При контроле правомерности вычета налоговые органы потребуют подтвердить факт получения услуг и факт уплаты в бюджет НДС, уплаченного в качестве налогового агента за счет средств, подлежащих оплате иностранной организации.

Перечисление налоговым агентом НДС в бюджет осуществляется отдельно от погашения его собственной задолженности перед бюджетом по данному налогу и учитывается налоговым органом в лицевой карточке организации — налогового агента также обособленно.

Следует отметить, что, поскольку перечисление удержанного налоговым агентом НДС в бюджет осуществляется в рублях по курсу на день перечисления, отражать сумму начисленного НДС в бухгалтерском учете целесообразно как соответствующую задолженность налогового агента перед бюджетом на эту дату. В противном случае возникают серьезные затруднения при обложении НДС сумм, возникших за период между отражением в бухгалтерском учете и фактическим погашением задолженности налогового агента по платежам в бюджет.

Д-т сч. 20 К-т сч. 60-2 — осуществлена и оформлена актом приемка-сдача выполненных услуг (по курсу ЦБ РФ на дату акта (включая сумму немецкого НДС — 16%), за вычетом удерживаемого НДС);

Д-т сч. 19 К-т сч. 68 — налоговым агентом начислен НДС к перечислению в бюджет РФ (в рублях по курсу ЦБ РФ на момент перечисления НДС в бюджет РФ);

Д-т сч. 68 К-т сч. 51 — удержанный налоговым агентом НДС перечислен в бюджет РФ (в рублях по курсу ЦБ РФ на момент перечисления НДС в бюджет РФ);

Д-т сч. 60-2 К-т сч. 52 — произведена оплата выполненных услуг (оплата услуг);

Д-т сч. 91-2 (60-2) К-т сч. 60-2 (91-2) — произведена оплата выполненных услуг (начислена курсовая разница за период от приемки-сдачи услуг до их оплаты);

Д-т сч. 68 К-т сч. 19 — одновременно суммы удержанного налоговым агентом НДС отнесены на налоговый вычет.

Учитывая, что подлежащий перечислению налоговым агентом в бюджет НДС должен быть не начислен, а удержан им из дохода иностранной организации, отражение в бухгалтерском учете налогового агента указанных выше операций может быть следующим.

Пример. Стоимость услуги — 3649,36 евро (в том числе НДС). Услуга получена 10 марта, оплачена 15 сентября. Немецкая фирма на налоговом учете в РФ не состоит.

Уплата НДС налоговым агентом за нерезидента

на дату принятия услуг — 35 руб/евро;

на дату оплаты — 36 руб/евро.

Д-т сч. 20 К-т сч. 60-2 — 3092,68 евро (108 243,8 руб.) — осуществлена и оформлена актом приемка-сдача выполненных услуг (по курсу ЦБ РФ на дату акта (включая сумму немецкого НДС — 16%), за вычетом удерживаемого НДС);

Д-т сч. 19 К-т сч. 60-2 — 556,68 евро (19 483,8 руб.) — выделен НДС с услуг (сумма НДС, начисленная к уплате налоговым агентом);

Д-т сч. 60-1 К-т сч. 68 НДС — 20 040,48 руб. — удержан НДС из суммы, подлежащей выплате (в рублях по курсу ЦБ РФ на момент перечисления НДС в бюджет РФ (556,68 евро х 36 руб.));

Уплата НДС налоговым агентом за нерезидента

Д-т сч. 68 НДС К-т сч. 51 — 20 040,48 руб. — удержанный налоговым агентом НДС перечислен в бюджет РФ (в рублях по курсу ЦБ РФ на момент перечисления НДС в бюджет РФ (556,68 евро х 36 руб.));

Д-т сч. 60-2 К-т сч. 52 — 3092,68 евро (111 336,48 руб.) — произведена оплата выполненных услуг иностранной фирме (оплата услуг (по курсу ЦБ РФ на дату оплаты));

Д-т сч. 91-2 К-т сч. 60-2 — 3092,68 руб. — начислена курсовая разница по расчетам с иностранной фирмой (положительная курсовая разница за период от приемки-сдачи услуг до их оплаты);

Д-т сч. 68 НДС К-т сч. 51 — 20 040,48 руб. — удержанный НДС уплачен в бюджет (суммы НДС после уплаты в бюджет могут быть предъявлены к вычету);

Д-т сч. 68 НДС К-т сч. 19 — 20 040,48 руб. — одновременно суммы удержанного налоговым агентом НДС отнесены на налоговый вычет (суммы НДС после уплаты в бюджет могут быть предъявлены к вычету);

Д-т сч. 19 К-т сч. 60-2 — 556,68 руб. — корректировка расчетов по НДС (скорректирована сумма НДС, подлежащая вычету, так как вычет производится на фактически уплаченную сумму);

Д-т сч. 60-2 К-т сч. 60-1 — 20 040,48 руб. — условная проводка (регулирование сальдо по валютному и рублевому субсчетам).

Данная схема отражения в бухгалтерском учете налогового агента операций по возникновению и погашению его задолженности по НДС, по моему мнению, хотя и методически более точно описывает данный процесс, но более громоздка и достаточно сложно реализуется при “компьютерном” ведении бухгалтерского учета.

И.Гарнов

Руководитель

отдела аудита и консалтинга

бюджетных учреждений

ООО “А. И. Аудит-Сервис”

В целях бухгалтерского и налогового учета услуги принято группировать в соответствии с определенными критериями. Заметим, что не всегда можно провести четкую грань между работой и услугой (как, например, в случае ремонта оборудования). В международной практике работы и услуги объединяются в одну обширную группу услуг, называемых деловыми.

НК РФ устанавливает разницу между работами и услугами в целях налогообложения. Работой признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации или физических лиц (п. 4 ст. 38 НК РФ). Услугой признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения и реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности (п. 5 ст. 38 НК РФ).

Предлагаем ознакомиться:  Проверить статус обращения в налоговую

Соответственно в целях налогообложения реализацией признается: по работам — передача результатов выполненных работ одним лицом другому лицу на возмездной основе, а в случаях, установленных НК РФ, и на возмездной основе; по услугам — возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, установленных НК РФ, и на безвозмездной основе.

НДС при приобретении товаров у иностранцев

Партнером по сделке при приобретении товаров (работ, услуг) довольно часто выступает иностранная фирма. Если “иностранец” не зарегистрирован на российской территории в качестве плательщика НДС, то покупатель товаров (работ, услуг) приобретает статус налогового агента. Что же следует выполнить плательщику НДС в данном случае, чтобы не возникло претензий при получении вычета?

Пунктом 1 ст. 161 НК РФ определено, что при приобретении на российской территории товаров (работ, услуг) у иностранных продавцов, не имеющих регистрации в Российской Федерации, покупатели этих товаров (работ, услуг) признаются налоговыми агентами.

Напомним, что в соответствии со ст. 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему РФ. Следовательно, при приобретении товаров (работ, услуг) у иностранного поставщика у покупателя могут возникнуть обязанности налогового агента.

  1. иностранная организация не зарегистрирована в Российской Федерации в качестве плательщика НДС;
  2. местом реализации приобретаемых товаров (работ, услуг) является РФ.

Если хотя бы одно условие не выполняется, то покупатель не признается налоговым агентом. Например, не будут возникать обязанности налогового агента по НДС у покупателя, приобретающего товары (работы, услуги) через постоянное представительство иностранной компании в РФ.

Дело в том, что в отличие от российских плательщиков НДС, которые автоматически регистрируются в качестве таковых при общей постановке на учет в соответствии со ст. 83 НК РФ, иностранная организация обладает правом регистрации в качестве плательщика НДС, а не обязанностью. На это указано в п. 2 ст. 144 НК РФ, согласно которому иностранные организации имеют право встать на учет в российских налоговых органах в качестве плательщиков НДС по месту нахождения своих постоянных представительств.

В п. 2.1.1 данного Приказа указано, что, если иностранная организация осуществляет или намеревается осуществлять деятельность в РФ через отделение в течение периода, превышающего 30 календарных дней в году (непрерывно или по совокупности), она обязана встать на учет в налоговом органе по месту осуществления деятельности не позднее 30 дней с даты ее начала.

ПЕТРОВА Светлана Михайловна

Иначе говоря, обязанность по регистрации у “иностранца” возникает только в случае наличия постоянного представительства в России. Постановка на учет иностранной организации осуществляется путем выдачи ей свидетельства о постановке на учет в налоговом органе по форме N 2401-ИМД, утвержденной Приказом N АП-3-06/124.

Если же иностранная компания не имеет постоянного представительства на территории России, то она вправе самостоятельно решать, регистрироваться ей в качестве плательщика НДС или нет. Поэтому при заключении сделки с иностранным продавцом следует заранее проверить, зарегистрирован ли иностранный продавец в российских налоговых органах.

Ну а если регистрация отсутствует, то исчислить сумму налога с операций по реализации товаров (работ, услуг) придется покупателю товаров (работ, услуг), причем независимо от того, является ли он сам плательщиком НДС по своей деятельности, применяет ли специальный режим или освобожден от уплаты НДС на основании ст. 145 НК РФ.

Второе условие, необходимое для возникновения статуса налогового агента, — местом реализации товаров (работ, услуг) должна признаваться территория России.

Порядок определения места реализации товаров установлен ст. 147 НК РФ, в соответствии с которой товар считается проданным на российской территории, если:

  • товар находится на территории России, не отгружается и не транспортируется;
  • товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории России.

Нужно сказать, что определение места реализации товаров, как правило, не вызывает сложностей у плательщиков НДС. Иначе дело обстоит с работами или услугами. В связи с тем что услуга не имеет материального выражения, определить, где она оказана, бывает очень сложно.

Согласно пп. 5 п. 1 ст. 148 НК РФ услуга считается оказанной на территории России, если деятельность организации или индивидуального предпринимателя, которые выполняют работы (оказывают услуги), осуществляется на территории России.

Специальному порядку определения места реализации работ (услуг) посвящены пп. 1 — 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ.

Для того чтобы исчислить сумму налога, налоговому агенту необходима налоговая база и налоговая ставка. Порядок определения налоговой базы установлен п. 1 ст. 161 НК РФ, согласно которому налоговая база определяется как сумма дохода от реализации товаров (работ, услуг) с учетом налога, причем определяется она отдельно по каждой операции, совершенной с “иностранцем”.

Даже если кто-то третий вместо вас платит иностранному продавцу, все равно НДС в бюджет должны перечислить вы

Так как в качестве налоговой базы у налогового агента фактически выступает сумма дохода иностранного партнера с учетом налога, это необходимо учесть при заключении сделки и предусмотреть, чтобы цена договора включала НДС.

Включить НДС в стоимость договора необходимо, так как впоследствии у покупателя, заключившего договор без учета налога, могут возникнуть сложности как с самим поставщиком, так и с применением вычетов.

Пример 1. Предположим, что “иностранец” продает товары стоимостью 2000 евро, облагаемые по ставке 18%. Договор следует заключить на сумму 2360 евро.

2360 евро x 18% : 118% = 360 евро.

Эту сумму он удержит из дохода, причитающегося иностранному продавцу, и перечислит ее в бюджет.

Продавец получит свои 2000 евро, то есть ту сумму дохода, на которую он рассчитывал.

ЛОЗОВАЯ Анна Николаевна

Покупатель в свою очередь заплатит налог в бюджет за счет доходов “иностранца”.

Если же сделка будет заключена на сумму 2000 евро, то удержание налога у иностранного плательщика НДС приведет к тому, что продавец получит не ту сумму, на которую он рассчитывал, заключая контракт. Чтобы “иностранец” получил ту сумму дохода, которая определена договором, налоговому агенту придется рассчитать налог сверх цены договора и уплатить ее в бюджет.

Так как такая схема не предполагает удержание суммы налога у непосредственного плательщика НДС, это фактически означает, что налоговый агент заплатит налог за счет собственных средств. И хотя сегодня Минфин России позволяет налоговым агентам, уплатившим налог сверх цены договора, принимать его к вычету, о чем свидетельствует Письмо Минфина России от 28.02.

Пунктом 4 ст. 164 НК РФ установлено, что при удержании налога налоговыми агентами используется расчетная ставка налога 10/110% или 18/118%.

Удержанная у иностранного продавца сумма налога отражается налоговым агентом в разд. 2 налоговой декларации, обязанность по представлению которой в налоговые органы возникает у него в силу п. 5 ст. 174 НК РФ.

Обратите внимание: форма налоговой декларации, представляемая налоговым агентом в налоговый орган по месту своего учета в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, утверждена Приказом Минфина России от 07.11.2006 N 136н.

Следует особо отметить, что разд. 2 декларации по НДС заполняется налоговым агентом отдельно по каждому иностранному лицу, не состоящему на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщика.

Задекларированная сумма налога подлежит уплате в бюджет. Как установлено п.

Учет и уплата НДС налоговым агентом

И.Гарнов

Руководитель

На порядок отражения процесса оказания услуг в бухгалтерском учете влияют два фактора: во-первых, кем является в сделке российская сторона — продавцом или покупателем; во-вторых, характер услуги. Кроме того, разделяют услуги, связанные с капитальными вложениями российского участника сделки в объекты недвижимости, и все остальные, не относящиеся к названным.

Дебет 08-3, Кредит 60 — акцептован российской организацией счет, выставленный иностранной фирмой (при документальном подтверждении факта выполнения работ, получения услуг),

Дебет 60, Кредит 68 — удержаны резидентом налоги из суммы платежа,

Дебет 68, Кредит 51 — перечислены в бюджет налоги,

Дебет 60, Кредит 51 — перечислены денежные средства резидентом иностранной фирме за выполненные работы, полученные услуги,

Дебет 01, Кредит 08-3 — принят на учет объект в составе основных средств.

Если по условиям договора возможно предъявление счетов и их оплата заказчиком по отдельным этапам работ без оформления акта сдачи-приема, а работы считаются выполненными, услуги оказанными только после сдачи всего объекта, то оплату российским заказчиком предъявленных ему счетов следует рассматривать как авансы выданные и оформлять в учете записью: Дебет 60, Кредит 51, 52.

Если по условиям договора работы, услуги принимаются заказчиком по этапам с составлением акта сдачи-приема, то работы считаются выполненными, услуги оказанными по завершении каждого этапа. В этом случае по мере передачи отдельных этапов бухгалтерская запись Дебет 08-3, Кредит 60 делается на договорную стоимость соответствующего этапа работ.

Дебет 20, 25, 44, Кредит 60 — акцептован российской организацией счет, выставленный иностранной фирмой (при документальном подтверждении факта выполнения работ, получения услуг),

Дебет 60, Кредит 51, 52 — перечислены денежные средства резидентом иностранной фирме за выполненные работы, полученные услуги.

Дебет 20, Кредит 10, 02, 70, 69, 76 — отражены затраты резидента, связанные с выполнением работ, оказанием услуг по возведению объекта недвижимости для нерезидента,

Дебет 62, Кредит 90-1 — отражена выручка от реализации выполненных работ, оказанных услуг (на дату акта сдачи-приема работ, услуг, если по условиям договора расчеты производятся по полной готовности объекта),

Дебет 90-3, Кредит 68 — начислен НДС с выручки от реализации,

Уплата НДС налоговым агентом за нерезидента

Дебет 90-2, Кредит 20 — списаны затраты резидента по возведению объекта недвижимости, выполнению работ, оказанию услуг, связанных с капитальными вложениями в объект недвижимости,

Предлагаем ознакомиться:  Уменьшить налог на сложной сделке

Дебет 90-9, Кредит 99 — определен финансовый результат от выполнения работ, оказания услуг,

Дебет 51, 52, Кредит 62 — получены денежные средства от нерезидента за выполнение работ, оказание услуг.

По условиям договора возможно предъявление счетов и их оплата иностранным заказчиком по отдельным этапам работ без оформления акта сдачи-приема на отдельные этапы. При этом работы считаются выполненными, услуги оказанными только после сдачи всего объекта. В этом случае оплату предъявленных заказчику счетов следует рассматривать как авансы полученные. При сдаче всего объекта делается запись: Дебет 62, Кредит 90-1.

Если по условиям договора работы, услуги принимаются заказчиком по этапам с составлением акта сдачи-приема, то работы считаются выполненными, услуги оказанными после завершения каждого этапа. В этом случае учет ведется с применением счета 46 “Выполненные этапы по незавершенным работам”.

По мере сдачи отдельных этапов на договорную стоимость соответствующего этапа производится бухгалтерская запись: Дебет 46, Кредит 90-1; при сдаче всего объекта: Дебет 62, Кредит 46.

Дистанционное обучение — это удобно. Но чтобы вы не стали налоговым агентом, вам должны быть оказаны именно образовательные услуги

Учет с использованием счета 46 резиденты могут вести при выполнении не только строительных, но и любых работ долгосрочного характера, когда сроки исполнения приходятся на разные отчетные периоды (проектные, НИОКР и т.д.).

Дебет 20, Кредит 10, 02, 70, 69 — списаны затраты резидента, связанные с выполнением работ, оказанием услуг,

Дебет 62, Кредит 90-1 — отражена выручка от реализации выполненных работ, оказанных услуг,

Дебет 90-3, Кредит 68 — начислен НДС, если оборот по реализации в соответствии с нормами НК РФ признается объектом обложения этим налогом,

Дебет 90-2, Кредит 20 — списаны затраты резидента по выполнению работ, оказанию услуг, не связанных с капитальными вложениями в объект недвижимости,

НДС по услугам и работам между резидентами и нерезидентами возникает в том случае, когда местом их реализации признается территория Российской Федерации, так как в соответствии с гл. 21 “Налог на добавленную стоимость” НК РФ объектом обложения этим налогом являются обороты по реализации на территории Российской Федерации.

Причем критерии признания территории Российской Федерации местом реализации могут не совпадать с организационными формами выполнения работ, предоставления услуг.

С точки зрения организационных форм торговли услугами (в том числе работами как разновидностью услуг) их можно разделить на три группы.

Первая группа — услуги, требующие перемещения поставщика услуг за границу, на территорию страны, где находится потребитель. К этой группе относятся, например, услуги по ремонту и обслуживанию находящегося в стране потребителя оборудования, строительные работы и др. С этой целью в стране потребителя иногда открываются представительства иностранных компаний.

Вторая группа — услуги, требующие перемещения потребителя в страну поставщика услуг. Примером таких услуг являются международный туризм, ремонт иностранных морских и воздушных судов, других транспортных средств, находящихся в стране поставщика услуг.

Третья группа — услуги в случае, когда поставщик и потребитель остаются каждый в своей стране. К этой группе относятся прежде всего услуги, материализующиеся в товар (проектные разработки, программное обеспечение, музыкальные программы, информационные базы данных и др.), а также услуги международного транспорта (в частности, морского, воздушного).

В целях обложения НДС налоговое законодательство также делит работы, услуги на несколько групп (ст. 148 НК РФ). В основу деления положены критерии, по которым местом реализации каждой группы работ, услуг признается территория Российской Федерации и, следовательно, возникает объект налогообложения.

Первая группа — работы, услуги, непосредственно связанные с недвижимым имуществом, кроме судов воздушных, морских, внутреннего плавания и космических объектов. В частности, к таким работам, услугам относятся строительные, монтажные, строительно-монтажные, ремонтные, реставрационные работы, работы по озеленению, услуги по аренде (пп. 1 п. 1 ст. 148 НК РФ).

Новым пунктом в перечне работ, услуг с 1 января 2006 г. являются услуги по аренде недвижимого имущества. Местом реализации данной группы работ, услуг признается территория Российской Федерации в том случае, если объекты недвижимости (за исключением указанных выше судов и космических объектов) находятся на территории России.

Проанализируем с точки зрения этого критерия приведенные примеры 1, 3.

В примере 1 исполнителем работ, услуг, связанных с недвижимым имуществом, является нерезидент, а их потребителем — резидент. Объект налогообложения возникает в том случае, если нерезидент возводит объект недвижимости для резидента на территории Российской Федерации. Если же объект недвижимости для российской организации возводится нерезидентом на территории иностранного государства, то объект налогообложения не возникает.

Если эти работы, услуги связаны с объектом недвижимости, находящимся на территории Российской Федерации, то объект налогообложения возникает; если не на территории Российской Федерации, то не возникает. В данном примере налогоплательщиком является нерезидент, так как он осуществляет деятельность по выполнению работ, оказанию услуг на территории Российской Федерации.

В примере 3 исполнителем тех же работ, услуг является российская организация (резидент Российской Федерации), а их потребителем — нерезидент. Следовательно, строительство резидентом для нерезидента объекта недвижимости на территории Российской Федерации, выполнение строительно-монтажных и других работ, связанных с объектом недвижимости, который находится на территории Российской Федерации, как и в примере 1, приводит к возникновению объекта налогообложения.

Если же объект недвижимости возводится резидентом за пределами Российской Федерации, перечисленные работы, услуги, осуществляемые резидентом, связаны с объектом недвижимости, находящимся на территории иностранного государства, то, как и в примере 1, объект налогообложения не возникает. Однако налогоплательщиком в данном примере является резидент, осуществляющий деятельность по выполнению работ, оказанию услуг на территории Российской Федерации.

Аналогично решается вопрос и с услугой по аренде недвижимости. Если нерезидент арендует у резидента недвижимость, находящуюся на территории Российской Федерации, то стоимость данной услуги облагается НДС и налогоплательщиком является резидент, у которого возникают обороты по реализации на территории Российской Федерации.

Если резидент сдает нерезиденту в аренду недвижимое имущество за пределами Российской Федерации, то НДС не возникает. В противоположной ситуации, когда резидент арендует недвижимое имущество у нерезидента, объект налогообложения возникает в том случае, если недвижимое имущество нерезидента находится на территории Российской Федерации, и не возникает, если оно находится за ее пределами. Однако в этой ситуации налогоплательщиком является нерезидент, так как у него возникают обороты по реализации на территории Российской Федерации.

В какой сумме необходимо удерживать агентский НДС?

Уплата НДС налоговым агентом за нерезидента

По общему правилу сумму НДС, подлежащую перечислению в бюджет, нужно удерживать из денег иностранцаподп. 1 п. 3 ст. 24, п. 2 ст. 161 НК РФ. В то же время с согласия кредитора (в наших случаях — иностранной организации) вы могли перевести свой долг на другое лицоп. 1 ст. 391 ГК РФ. Но, как мы выяснили, перевести обязанность по уплате налога на другого нельзя. А значит, чтобы ее исполнить, переводить свою задолженность необходимо только в части средств, причитающихся нерезиденту. То есть за минусом НДС.

Аналогичная ситуация складывается, если вы договорились с кем-то, чтобы он перечислил деньги поставщику за васп. 1 ст. 313 ГК РФ (в частности, если этот кто-то вам задолжал). Кстати, здесь заранее заручаться согласием иностранца не потребуется, если, конечно, обратное не предусмотрено договором. И в этом случае ваша просьба заплатить за вас деньги должна ограничиваться лишь суммой, которая полагается нерезиденту «к получению».

При уступке иностранцем права требования долга другому россиянину к последнему переходят права кредитора-нерезидентап. 1 ст. 382 ГК РФ. Причем в том же объеме и на тех же условияхп. 1 ст. 2, ст. 384 ГК РФ. Выходит, что и новый российский кредитор может рассчитывать только на те деньги, которые получил бы иностранный поставщик. То есть также за минусом НДС, который вы должны заплатить в бюджет.

Получается, во всех рассматриваемых случаях складывается примерно одинаковая ситуация: если нерезиденту вы должны 118 руб., то третьей стороне нужно отдать лишь 100 руб. А 18 руб. — перечислить бюджету как налоговый агент.

Все ситуации, когда местом реализации услуг признается Российская Федерация, перечислены в статье 148 Налогового кодекса РФ. Определение места реализации зависит от того, какие услуги оказываются. Ключевым документом, в котором это должно быть прописано, является договор. Поэтому для безошибочного определения необходимости уплаты агентского НДС в договоре должны быть четко и подробно прописаны оказываемые услуги.

Например, агентский НДС необходимо уплачивать, если компания-нерезидент оказывает российской компании консультационные, юридические, бухгалтерские, аудиторские, инжиниринговые, рекламные, маркетинговые услуги, услуги по обработке информации.

Уплата НДС налоговым агентом за нерезидента

Здесь все решает текст договора. Удобнее всего прописать сумму вознаграждения к получению и указать, что эта сумма уже после удержания всех необходимых налогов. В таком случае агентский НДС будет составлять 18% от оплачиваемого вознаграждения.

Если вознаграждение выплачивается в иностранной валюте, тогда сумма налога должна быть рассчитана по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату перевода.

Однако принять к вычету НДС удастся только если услуги фактически оказаны и приняты заказчиком. В Российской Федерации этот факт подтверждается совместным подписанием акта выполненных услуг. Этот документ составляется в свободной форме, но должен содержать следующие необходимые данные:

  • список оказанных услуг и их количественные показатели,
  • стоимость услуг,
  • дата принятия работ (обычно совпадает с датой составления акта),
  • подписи и печати обеих сторон.

Документ обязательно должен быть составлен в том числе и на русском языке (может быть двуязычным либо с отдельным вариантом на русском языке).

Если выплачивается аванс за оказание услуг, агентский НДС необходимо уплатить, но предъявить его к вычету получится только в том квартале, когда услуги будут фактически оказаны.

Связаться с нами

Предлагаем ознакомиться:  Можно ли заверить доверенность в мфц

Н.А. Травкина,старший юрист, канд. юрид. наукИ.В. Кравченко,юристАвторы – сотрудники «Пепеляев Групп»

В российском законодательстве о налогах и сборах не установлено особых правил возмещения НДС для иностранных компаний, не имеющих представительств и филиалов на территории РФ, но состоящих на учете в налоговых органах. Несмотря на это, налоговые органы находят основания для отказа в возмещении НДС таким компаниям, правда, незаконные

Оплата НДС за нерезидента

Оренбурге. Поскольку эти работы связаны с недвижимостью, находящейся на территории России, место их реализации – Россия. Следовательно, оказание услуг подпадает под обложение НДС; 2. Услуги связаны с движимым имуществом, воздушными, морскими судами и судами внутреннего плавания, которые находятся на территории Российской Федерации. Это, например, работы, связанные с монтажом, сборкой, переработкой, обработкой, ремонтом и техническим обслуживанием.

— постановка на налоговый учет по месту нахождения своих постоянных представительств в РФ – лишь право иностранной компании;

— у Компании на территории РФ нет постоянных представительств в том смысле, который придается этому понятию в статье 306 НК РФ. Деятельность Компании по сдаче в аренду недвижимого имущества не признается деятельностью, образующей постоянное представительство. Более того, у Компании нет в РФ представительств, филиалов и каких-либо отделений и всмысле гражданского законодательства.

Согласно пункту 2.1.1.1 Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций1 (далее – Положение), если иностранная организация осуществляет или намеревается осуществлять деятельность в РФ через отделение в течение периода, превышающего 30 календарных дней в году (непрерывно или по совокупности), то она обязана встать на учет в налоговом органе по месту осуществления деятельности не позднее 30 дней с даты ее начала.

Иностранные и международные организации, имеющие в РФ недвижимое имущество, за исключением транспортных средств, относящихся к недвижимому имуществу в соответствии с законодательством РФ, подлежат постановке на учет по месту нахождения вышеназванного имущества в налоговом органе, осуществляющем учет этих организаций (п. 2.4.2 Положения).

При постановке на учет иностранной организации налоговым органом как по месту осуществления деятельности, так и по месту нахождения недвижимого имущества выдается Свидетельство по форме 2401ИМД с указанием ИНН (п. 2.1.1.1 и 2.4.3 Положения).

Сдача в аренду недвижимого имущества иностранной компанией не образует постоянного представительства

Такие свидетельства Компанией получены, ИНН Компании присвоен, он один. При этом деятельности на территории России, кроме сдачи в аренду недвижимого имущества, Компания не осуществляет.

Из положений статей 171, 172 и 176 НК РФ следует, что постановка представительства Компании на учет не является условием получения Компанией права на возмещение НДС.

Такая позиция подтверждается практикой ФАС Московского округа, в том числе по приведенному в пример делу2.

Интересен дополнительный довод налоговой инспекции, заявленный ею в рассмотренном деле: поскольку налоговый агент уже возместил из бюджета часть суммы НДС, уплаченного в нарушение установленного порядка за Компанию, повторное возмещение путем возврата указанной суммы Компании не основано на нормах права3.

В ответ Компания привела следующие аргументы: возмещение налоговым агентом из бюджета суммы «входного» НДС не влияет на право Компании на возврат этой суммы из бюджета. На это право не влияет и вывод инспекции о том, что нарушен порядок уплаты НДС, так как его должен был перечислять в бюджет сам налогоплательщик.

первоначальная подача налоговых деклараций, исчисление, а также фактическая уплата налога не налогоплательщиком, а его арендатором как налоговым агентом не может быть основанием для отказа налогоплательщику в возврате НДС при установлении факта излишней уплаты налога;

Списание материалов проводки

довод инспекции о том, что возврат Компании из бюджета спорной суммы НДС является повторным, поскольку эта сумма уже возвращена из бюджета налоговым агентом, основан на неправильном толковании налогового законодательства в отношении сумм, различных по своей правовой природе и подлежащих возврату по различным правовым основаниям.

Информер курс2.рф информер курс2.укр

Это правило распространяется:

  • на передачу, предоставление патентов, лицензий, торговых марок, авторских или иных аналогичных прав;
  • на услуги по разработке программ и баз данных для ЭВМ, в том числе работы по их адаптации и модификации;
  • на консультационные, юридические, бухгалтерские услуги , инжиниринговые, рекламные, маркетинговые услуги, услуги по обработке информации, а также НИОКР;
  • на услуги по подбору персонала, который в дальнейшем будет работать в месте деятельности покупателя;
  • на услуги по сдаче в аренду движимого имущества, за исключением автомобилей и другого наземного автотранспорта;
  • на услуги агента, привлекающего исполнителя для оказания перечисленных выше услуг.

К примеру, российская фирма оказывает консультационные услуги.

Постановка проблемы

Иностранная компания (далее – Компания) с 1998 г. сдает в аренду недвижимое имущество. Одно из сдаваемых в аренду зданий в 2004 г. сгорело, а в 2005–2006 гг. было отстроено заново с привлечением подрядных организаций и в 2006 г. вновь сдано в аренду.

Предъявленный подрядчиками НДС за 2005–2006 гг. заявлен Компанией в налоговых декларациях 2006г., которые поданы в налоговый орган в январе 2009 г. с заявлением о возмещении НДС на банковский счет Компании.

Компания состоит на налоговом учете в качестве налогоплательщика в налоговой инспекции по месту нахождения недвижимого имущества с 2004 г. До января 2009 г. отчетность подавалась налоговым агентом Компании – арендатором, НДС и налог на прибыль перечислялись в бюджетную систему РФ также налоговым агентом при выплате арендной платы.

Налоговая инспекция отказала Компании в возмещении НДС на том основании, что она не представила документов, необходимых для постановки на учет в налоговом органе в качестве представительства иностранной организации, являющейся плательщиком НДС по месту постановки на учет каждого из своих филиалов и представительств.

Иных обстоятельств в качестве оснований отказа Компании в возмещении НДС инспекция не указала.

Получив отказ в возмещении НДС, Компания обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и о вменении в обязанность налоговому органу возместить НДС путем возврата с процентами за нарушение сроков возврата. Правовая позиция налогоплательщика состояла в следующем.

Согласно пункту 2 статьи 173 и пункту 1 статьи 176 НК РФ в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму НДС, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями статьи 176 НК РФ, за исключением случаев, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода.

О ПОСТАНОВКЕ ИНОСТРАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ НА НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ

(п. 2 ст. 144 НК РФ)

Иностранные организации вправе встать на учет в налоговых органах в качестве налогоплательщиков по месту нахождения своих постоянных представительств в РФ. Постановка на учет осуществляется налоговым органом на основании письменного заявления иностранной организации.

При отсутствии у налогоплательщика недоимки по НДС и иным федеральным налогам, а также задолженности по соответствующим пеням и штрафам, подлежащим уплате, сумма НДС, которая должна быть возмещена по решению налогового органа, возвращается по заявлению налогоплательщика на указанный им банковский счет (п. 6 ст. 176 НК РФ).

Согласно общему правилу вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ (п. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ).

Исключений из этого правила или каких-то особенностей для налогоплательщика – иностранной компании, состоящей на налоговом учете в налоговых органах РФ на момент приобретения работ и услуг, налоговым законодательством РФ не установлено. Также в главе 21 НК РФ в качестве основания (условия) для получения права на вычет НДС не предусмотрена постановка иностранной компании на налоговый учет в качестве налогоплательщика НДС.

Налоговые вычеты по НДС производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами товаров (работ, услуг), при наличии соответствующих первичных документов (п. 1 ст. 172 НК РФ).

Инспекция ссылалась на пункт 2 статьи 144 НК РФ (см. текст на полях, с.

Выводы

Иностранная организация встает на налоговый учет в конкретном налоговом органе по одному из названных в статье 83 НК РФ оснований, а не по какому-либо конкретному налогу.

Постановка на учет в налоговом органе в качестве плательщика НДС не предусмотрена НК РФ – более того, она не является условием для налоговых вычетов по НДС.

Таким образом, иностранная компания, если ее деятельность не образует постоянного представительства в РФ, вправе заявлять налоговые вычеты по НДС в связи с деятельностью, облагаемой НДС, и получать возмещение в случае превышения налоговых вычетов над суммой НДС к уплате.

N.A. Travkina, I.V. KravchenkoRecovery of VAT by a foreign company that has no representative office in the Russian FederationRussian legislation on taxes and levies does not establish any VAT recovery rule particular to foreign companies without representative offices or subsidiaries in the Russian Federation, but which are registered with the tax authorities.

Despite this, the tax authorities keep finding grounds, albeit unlawful, for refusing to allow such companies to recover VAT.

1 Утв. Приказом МНС России от 07.04.2000 № АП-3-06/124.2 См., например: Постановление ФАС МО от 09.06.2009 № КА-А40/4946-09, от 11.06.2010 № КА-А41/5752-10.3 Данный довод был поддержан апелляционным судом.

Ключевые слова: «НДС» – «иностранная компания» – «представительство в РФ» – «налоговый агент» – «налоговый вычет» – «аренда» – «недвижимое имущество»

Предыдущая запись Как доказать, что алиментщик скрывает свои доходы
Следующая запись Как заполнить декларацию 3 ндфл за вторую квартиру самостоятельно

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector