Учет расходов на подарки клиентам в бухучете, чтобы не вызвать вопросы у налоговиков

Закупили подарки для контрагентов как списать

Документооборот и ограничения

Для обоснования понесенных затрат необходимо:

  • составить приказ руководителя о решении поздравить клиентов подарками;
  • оформить ведомость выдачи;
  • для безвозмездной передачи активов стоимостью свыше 3000 рублей необходимо составить письменный договор дарения.

Запрет на вручение подарков от коммерческой организации:

  • государственным и муниципальным работникам;
  • другим коммерческим организациям (свыше 3 тыс. руб.);
  • работникам медицинских и образовательных учреждений, фирм, оказывающих социальные услуги.

Следует иметь в виду! Стоимость подарков между юридическими лицами ограничена 3 тыс. рублей.

Бизнес — презенты: цена вопроса

По закону стоимость подарка не должна превышать 3000 руб., поскольку дарение на большую сумму в отношениях между коммерческими организациями запрещено (подп. 4 п. 1 ст. 575 ГК РФ). Штрафных санкций за нарушение этого требования не предусмотрено. При этом согласно нормам ГК РФ дарение в обход указанного запрета может повлечь недействительность сделки (ст. 168 ГК РФ).

Что касается порядка налогообложения, то стоимость подарка на него не влияет — дорогостоящий презент облагается на общих основаниях.

Подарок – рекламная продукция

По общему правилу стоимость подарков не учитывается для налога на прибыль, ведь в данном случае имеет место безвозмездная передача имущества (п. 16 ст. 270 НК РФ). Поэтому стоимость «безликих» подарков учесть, определенно, не получится.

Если подарки содержат логотип или символику организации может возникнуть соблазн признать их рекламными расходами на основании пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ. Это дело рискованное. Ведь одним из признаков рекламы является ее адресованность неопределенному кругу лиц (п. 1 ст. 3 закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ).

В данном случае подарки предназначены для ограниченного круга — ваших партнеров. Зачастую, их перечень конкретизирован. А с подачи Федеральной антимонопольной службы неопределенным кругом лиц считаются те лица, которых заранее невозможно определить в качестве получателей рекламной информации и конкретной стороны правоотношений по реализации объекта рекламирования (письмо от 20.06.2018 № АД/45557/18). Поэтому инспекция вряд ли согласится с признанием таких расходов рекламными.

Предлагаем ознакомиться:  Подведомственность и подсудность земельных споров

Закупили подарки для контрагентов как списать

И не факт, что вас поддержит суд. Арбитражной практики непосредственно по подаркам, переданным контрагентам, нам обнаружить не удалось. Однако есть примеры решений, когда суды не признали рекламными расходами:

  • стоимость призов, врученных в результате розыгрыша гражданам — обладателям сертификатов, ранее купившим товары компании (постановление ФАС Дальневосточного округа от 07.02.2007, 31.01.2007 № Ф03-А73/06-2/5053 по делу № А73-3070/2006-10);
  • образцов лекарственных средств, предоставленных медицинским работникам (постановление ФАС Московского округа от 09.01.2008 № КА-А40/13490-07-2).

Арбитры сочли круг получателей ограниченным.

Подробнее о рекламных расходах читайте в статье «Налог на прибыль: нормируемые и ненормируемые расходы на рекламу».

Учет подарков партнерам в составе представительских расходов (пп. 22 п. 1 ст. 264 НК РФ) тоже небезопасен. Ведь к ним относятся расходы, связанные с официальным приемом или обслуживанием представителей других организаций, участвующих в переговорах, или участников, прибывших на заседания совета директоров. Перечень этих расходов приведен в п. 2 ст. 264 НК РФ. И подарки в нем не поименованы.

См. также «Представительские расходы — это какие расходы?».

Кроме того, списывать такие подарки за счет чистой прибыли требует Минфин (см. письма от 18.09.2017 № 03-03-06/1/59819, от 08.10.2012 № 03-03-06/1/523, от 19.10.2010 № 03-03-06/1/653). Случается, что такая позиция находит поддержку у судебных органов (постановления Третьего арбитражного апелляционного суда от 16.07.

Но для тех, кто готов рискнуть, приведем и несколько положительных примеров из практики. Это, например, постановления ФАС Московского округа от 23.01.2013 № А40-45035/12-116-94, от 31.01.2011 по делу № А40-55061/2010, от 05.10.2010 № КА-А41/11224-10.

Закупили подарки для контрагентов как списать

Учет расходов на подарки клиентам можно представить как представительские расходы, если это – сладкие наборы или алкогольные напитки. Их расценивают как угощение партнеров на деловом вечере. Необходимо подготовить определенный набор документов и выполнить требования:

  • приказ о проведении торжественной встречи с партнерами фирмы, в процессе которой будут решаться рабочие моменты и вопросы о возможном будущем сотрудничестве;
  • приглашение партнеров на торжество;
  • смета затрат, в которой прописано, что денежные средства расходуются на проведение официального делового приема. Все траты должны быть документально подтверждены. Сладости, другие продукты или алкоголь надо включить в меню. Расходы на развлекательные мероприятия не учитываются;
  • отчет о проведенном вечере, результаты переговоров с партнерами по бизнесу.
Предлагаем ознакомиться:  Пропорциональное взыскание судебных расходов судебная практика

Лимит таких расходов, которые можно учесть при определении налоговой базы по налогу на прибыль – 4% от фонда оплаты труда за текущий отчетный период.

Часто организации подготавливают специальные небольшие подарки клиентам с нанесенной символикой компании (ручки, блокноты, календари, футболки и т.д.). Способ проведения подарков по бухгалтерии напрямую зависит от того, можно ли определить круг одаряемых клиентов.

Важным критерием рекламных расходов является адресация неопределенному кругу лиц. Если сувениры с фирменной символикой предназначаются для всех клиентов (например, размещены на стойке администрации при входе в офис), то их стоимость можно учитывать в составе рекламных расходов. Лимит принимаемых к учету затрат – не более 1% выручки от реализации.

Если подарки вручаются на деловом вечере, то имена тех, кому они предназначены, известны – затраты в рекламных расходах учесть невозможно. Налоговые органы разрешают признать их в качестве представительских расходов, но мнение Минфина в данном вопросе не совпадает. Безопаснее учесть понесенные издержки в составе прочих расходов и не принимать к вычету, чтобы не вызывать лишних вопросов.

В бухгалтерском учете компании расходы на рекламу отображаются на счете 44 (счет используется как производственными, так и торговыми предприятиями). Вручение сувениров учитывается в корреспонденции с соответствующим счетом учета подарков (10, 41, 43).

НДС — последствия

Со стоимости подарков необходимо уплатить НДС (п. 1 ст. 39, подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Поскольку реализация безвозмездная, то по правилам п. 2 ст. 154 НК РФ налог вы должны исчислить с рыночной (в данном случае — покупной) стоимости подарков.

См. также «Уплачивается ли НДС при безвозмездной передаче имущества?».

«Входной» НДС вы вправе принять к вычету, ведь соблюдается условие об использовании товаров в облагаемой этим налогом деятельности (пп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ).

НДФЛ и страховые взносы

Подарки – выгода получателя в материальной форме. Законодательно утверждено, что не облагаются НДФЛ подарки до 4000 рублей (сумма накапливается в течение года). Если подарки физическому лицу превысили лимит, стоимость подарков сверх лимита облагается НДФЛ.

Так как клиенты компании – не сотрудники, у фирмы нет возможности удержать налог. Данная информация должна быть передана в налоговую инспекцию в 6-НДФЛ и 2-НДФЛ.

Предлагаем ознакомиться:  Как восстановить ндс при продаже основных средств

Объектом обложения страховыми взносами признается вознаграждение за производственные результаты (в т. ч. в нематериальной форме). Вручение подарков клиентам не связано с производственной деятельностью, поэтому страховые взносы не начисляются и не уплачиваются.

Практический пример

Руководство ООО «Радуга» приняло решение вручить подарочные наборы деловым партнерам в преддверии Нового года. На приобретение сувениров было затрачено 15 000 рублей (в т. ч. НДС 20% 2 500 рублей). Также были закуплены ручки с фирменной символикой (общие расходы на ручки составили 6 000 рублей без НДС, стоимость одной единицы – 58 рублей), которые было принято раздать всем пришедшим в предпраздничные дни клиентам.

Таблица 1. Бухгалтерские проводки по хозяйственным операциям

Проводка

Сумма

Операция

Дт60 Кт51

15 000

оплачены подарки партнерам

Дт10 Кт60

12 500

оприходованы закупленные сувениры

Дт19 Кт60

2 500

отображен НДС поставщика

Дт68 Кт19

2 500

«входной» налог принят к вычету

Дт91.02 Кт10

12 500

списаны врученные подарочные наборы

Дт91.02 Кт68

2 500

начислен НДС с безвозмездной передачи

Дт60 Кт51

6 000

оплачены ручки с фирменной символикой

Дт10 Кт60

6 000

оприходованы сувениры

Дт44 Кт10

6 000

списание на рекламные расходы

Выручка ООО «Радуга» составила 800 тыс. рублей, одариваемых невозможно определить, понесенные затраты на ручки были приняты в качестве рекламных расходов в полном объеме.

Если получателем подарка является представитель контрагента — физлицо, у него возникает доход в натуральной форме, облагаемый НДФЛ. Однако при стоимости подарка менее 4000 рублей никаких обязанностей НДФЛ-агента у вас не появится (п. 28 ст. 217 НК РФ). Взносы на такой подарок не начисляются, поскольку его получатель не состоит с вами в трудовых отношениях (ст. 420 НК РФ).

А если подарки вы дарите не физическим лицам, а организациям — партнерам, разговора об объектах обложения НДФЛ и взносами вообще не возникает.

Предыдущая запись Есть ли официальная сумма выплаты алиментов
Следующая запись Предоставление земельного участка без выдела натуре

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector