Сервитут на земельный участок — что это такое в 2020 году

Что значит сервитут на земельный участок

Что это такое по отношению к ЗУ?

Наиболее общая трактовка данного понятия приведена в п. 2

(ЗК РФ). В соответствии с данной нормой под публичным сервитутом подразумевается право ограниченного использования земельного участка, которое устанавливается решением органа государственной власти или местного самоуправления для удовлетворения государственных и муниципальных нужд, а также потребностей местного населения.

Для публичного сервитута характерны следующие особенности:

  • устанавливается в интересах всего общества, а не отдельного лица (как при частном сервитуте);
  • основная цель направлена на достижение общих нужд и потребностей населения конкретной местности;
  • устанавливается решением соответствующего органа исполнительной власти или местного самоуправления,;
  • подлежит прохождению государственной регистрации в Росреестре с последующим внесением сведений в ЕГРН;
  • необходимость установления должна быть должным образом обоснована;
  • ограничение права пользования может быть произведено в отношении любого участка земли (форма собственности в этом случае не имеет значения).

Сервитут на земельный участок: что это такое с юридической точки зрения

Понятие сервитута – специальная юридическая конструкция, при помощи которой человек получает возможность воспользоваться чужим участком земли в специально оговоренных случаях.

Что значит сервитут на земельный участок

В рамках гражданского законодательства сервитут является правом, которое позволяет одному собственнику участка пользоваться участком соседа в специально оговоренных случаях.

1. Частный сервитут, который в свою очередь может быть установлен на основании составленного между сторонами договора или путем вынесения соответствующего решения суда.

Установление частного сервитута на соседний участок, а также в некоторых случаях, выделенных законодательными актами, может распространяться и на другой участок, имеющий полезные свойства.Частный сервитут может быть установлен:

  • личные сервитуты для возможности осуществления прохода или проезда через чужой участок;
  • личные сервитуты для прокладки водоснабжения или линий электропередач;
  • частный сервитут для удовлетворения прочих нужд собственника участка.

2. Публичный сервитут, или иначе — право ограниченного пользования чужим земельным участком, устанавливается на основании соответствующего нормативно-правового акта федерального, регионального или местного уровня. Установление публичного сервитута допускается, если данный участок земли необходим для удовлетворения государственных нужд.

Исчерпывающий перечень ситуаций, в которых происходит установление сервитута, в частности публичный сервитут на земельный участок, представлен в Земельном кодексе РФ:

  • чтобы обеспечить возможность прохода людей к водному объекту общего пользования, в том числе, к его береговой зоне;
  • для осуществления ремонта объектов, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность граждан;
  • публичный сервитут для проведения дренажных работ;
  • при необходимости осуществить прогон сельскохозяйственных животных;
  • публичный сервитут при сенокосе.

Если вас интересует вопрос о том, как установить сервитут на ЧАСТЬ земельного участка — мы говорим об этом в конце статьи. Также о публичном сервитуте было рассказано ранее в этом материале.

При возникновении потребности в использовании соседнего или иного участка, т.е. для установления сервитута необходимо заинтересованному лицу обратиться к его собственнику (ЗУ) и действовать исходя из нашей инструкции. Рассмотрев возможности его совместного использования, стороны приходят к договорённости, которая излагается в письменном виде и определяется как соглашение сторон об установлении сервитута.

Соглашение о сервитуте земельного участка (образец вы можете сказать в конце статьи) – вид договора между сторонами. Отвечает общим требованиям составления и заключения договоров. На его основании осуществляется гражданско-правовое действие, обстоятельства которого определены в рамках соглашения.

Часто это соглашение называют договор сервитута земельного участка.

Здесь требуется установить стороны, участвующие в заключении соглашения о взаимном использовании земельного участка и дать кадастровые и технические характеристики ЗУ. В основной части соглашения следует подробно, но лаконично и юридически корректно описать:

  1. какая площадь участка ограничивается;
  2. её местоположение на участке;
  3. какие работы планируется проводить;
  4. какие объекты располагать;
  5. срок использования;
  6. условия возвращения и досрочного прекращения.

Стороны указывают значимые для них правовые моменты, во избежание развития конфликта, а также для соблюдения всех обязанностей в соглашении об установлении сервитута. Предусмотреть всё необходимое требуется заведомо, чтобы впоследствии осталось только следовать достигнутым договорённостям, не выходя за их рамки. Если речь идёт о крупных объёмах работ, целесообразно составить проект планирования территории ограничения.

Сервитут подлежит государственной регистрации как вид сделки между лицами, поэтому готовый текст подписывается сторонами и требует регистрации в Росреестре.

Если ЗУ не в собственности, а в аренде у администрации или в праве постоянного (бессрочного) пользования (алгоритм получения описан здесь) – соглашение прилагается к заявлениям сторон, которые подаются в администрацию по месту расположения ЗУ. Так же требуется предъявить свидетельство о собственности на участок.

Государственная регистрация сервитутов проводится после получения выписки из решения административной комиссии. Для собственника достаточно составления соглашения. Стороны подходят к окну регистратора в местном отделении кадастра и картографии или в многофункциональном центре и подают документы, подтверждающие:

  1. личность сторон;
  2. принадлежность участка стороне соглашения;
  3. разрешение администрации об установлении сервитута.

Что значит сервитут на земельный участок

Документы принимаются под расписку, где указывается дата выдачи регистрации сервитута. Обычно она составляет 21 рабочий день.

Все действия, которые проводятся в администрации, не требуют оплаты. Если стороны затрудняются составить соглашение самостоятельно, им требуется обратиться к юристу. Составление соглашения укладывается в сумму от 5 до 10 тысяч рублей, в зависимости от региона проживания и квалификации специалиста.

Обязательна уплата госпошлины при подаче соглашения для регистрации. Она устанавливается на основании статьи

333.33 НК РФ

. С начала 2015 года стоимость регистрации сервитута составляет:

  • 2 тысячи рублей – физическим лицам;
  • 22 тысячи – юридическим.

Вот такой нехитрый порядок установления сервитута на земельный участок действует у нас в РФ.

Понятие содержится в Земельном кодексе и Гражданском кодексе Российской Федерации. Юридически это сделка, по которой передается право ограниченного пользования чужим земельным участком; сервитут означает, что собственник передает иному лицу ограниченные права на использование своей земли (ст. 23 ЗК РФ и ст. 274 ГК РФ).

Не стоит пытаться присвоить себе чужую часть земли, продать или использовать ее не по назначению. Это может привести к аннулированию сервитута (по п. 2 ст. 276 ГК РФ), если собственник подаст иск в суд. У владельца остаются все права: он полностью распоряжается своей землей, в том числе вправе и продать ее. Когда собственник продает участок, права пользования сохраняются и переходят к новому владельцу.

Обычно устанавливается:

  • по соглашению между собственником участка и соседями (частный);
  • по нормативному акту органов государственной власти РФ, регионов, местного самоуправления (публичный).

Что значит сервитут на земельный участок

К помощи районных или городских судов общей юрисдикции (либо арбитражных судов, если кто-либо из спорящих занимается предпринимательством) прибегают, если переговоры с землевладельцем оказались безрезультатными. Подают иск в том районе, где находится спорная земля. Для судебного урегулирования спора рекомендуется использовать вариант установления сервитута, который предлагался для досудебного соглашения.

В положительном для сервитутного пользователя решении суда фиксируются все условия. Все необходимые для регистрации сервитута документы в службу Росреестра подает только истец.

Выносит решение суд с учетом следующих моментов:

  • позиций истца и ответчика;
  • при недостаточности специальных знаний в земельной сфере назначается экспертное исследование или к участию в процессе привлекают, скажем, кадастрового инженера;
  • решение должно содержать точные пространственные метки, где будет действовать ограничение (нужно для его регистрации);
  • ответчиком по делу может быть только собственник спорной земли, а не ее временные пользователи (арендаторы и т. д.);
  • разрешается вопрос о размере платы (по судебной практике или экспертному заключению).

Правовое регулирование

Нормативно-правовое регулирование публичного сервитута осуществляется в рамках следующих основных законодательных актов:

  1. Земельный кодекс РФ (ст. 23, гл. 5.7) – в этом документе дано определение публичному сервитуту, отражены его характерные особенности, а также порядок установления.
  2. ФЗ РФ «О государственной регистрации недвижимости» (гл.3, ст. 52 и др.) – в рамках данного нормативного акта отражен порядок и особенности регистрации публичного сервитута в Росреестре.
  3. ФЗ РФ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и ……» (ст. 25) – содержит особенности установления публичного сервитута в отношении участков, расположенных возле автомобильных дорог.
  4. Лесной кодекс РФ (ст. 9) – предусматривает порядок установления сервитута на территории леса.
  5. Другие нормативные документы, утверждаемые органами местного самоуправления того или иного региона. В них раскрывается подробный алгоритм действий по установлению публичного сервитута, а также основания его прекращения в конкретной области или городе (например, Постановление администрации г. Иркутск от 11.12.2018 года № 031-06-1116/8).
Важно!

Предлагаем ознакомиться:  Текст благодарственного письма за участие в мероприятии

 На публичные сервитуты не распространяется действие положений ГК РФ о сервитуте (

ст. 274

277

), а также

гл. 5.3 ЗК РФ

.

Срочный и постоянный сервитуты. Безвозмездный и возмездные сервитуты

Согласно условиям законодательства любой земельный сервитут, который не содержит ни в каких основополагающих документов сведений о своем сроке, признается бессрочным. В качестве таких документов могут выступать:

  • договор, заключенный между сторонами об установлении данного вида ограничения.
  • нормативно-правовой акт, в котором устанавливается необходимость установления данного сервитута.
  • решение суда, если сторонам по каким-либо причинам не удалось самостоятельно прийти к решению о целесообразности установления подобного вида ограничения.

Отдельно стоит обратить внимание на то, что не всегда бессрочный земельный сервитут будет являться таковым. В некоторых случаях точный срок действия сервитута устанавливается на уровне федерального законодательства. К примеру, когда речь идет о рекультивации участка, сервитут не будет иметь статус временного, так как это будет вредить государству.

Исключение составляет право на оперативное управление, при котором сервитут является возмездным. Стоимость на личные сервитуты высчитывается согласно земельному налогу на объект недвижимого имущества, попадающий в пользование.

Цель установления

Многообразие вариантов, которые требуют установления сервитута, сводятся к его целесообразности. Он не устанавливается без особых причин, которые понуждают физическое или юридическое лицо обращаться к собственнику участка за разрешением использования части его территории.

Цели такого сервитута – возмездное ограничение права пользования участком со стороны собственника, которое возникает в сторону претендента на отчуждённую в его пользу часть ЗУ.

Устанавливается по инициативе владельца имущества, которое требует размещения на обременённом участке. Либо – по инициативе заказчика (исполнителя) работ, которые требуют задействования территории обременённого надела. Такое взаимодействие включает аспекты совместного владения или аренды, но не является ни тем, ни другим в силу обстоятельств, детерминирующих обременение.

В данном случае всегда прослеживается причинно-следственная связь между потребностью одного лица и возможностью её удовлетворить, со стороны другого. В число таких причин могут входить:

  • потребность выхода на проезжую часть;
  • проход к водным ресурсам;
  • проход к собственному дому через участок соседей;
  • чужое имущество, расположенное на участке собственника;
  • установка бойлера или линейных объектов юридическими лицами;
  • проведение коммуникаций через участок соседей;
  • аналогичные причины.
Право бессрочного пользования

или срочного позволяет использовать участок одного лица для решения задач другого, что создаёт симбиоз преимуществ и расширение границ возможностей, если стороны смогут договориться.

В соответствии с п. 4

  • создание прохода (проезда), а также свободного доступа к водоему, предназначенному для общего пользования;
  • размещение межевых знаков, геодезических и гравиметрических пунктов и т.д.;
  • сооружение отвода для воды (дренажные работы);
  • забор водных ресурсов из водоемов;
  • обеспечение свободного прохода для крупного рогатого скота и прочих сельскохозяйственных животных;
  • осуществление сенокоса или выпаса скота в определенный период года;
  • использование земельного участка для охоты, ловли рыбы или же в целях осуществления работ по увеличению популяции водных организмов (аквакультура).

Кроме того, земельное законодательство также содержит в себе ряд отдельный целей, ради достижения которых может быть установлен публичный сервитут. В частности, речь идет о следующих случаях (ст. 39.37 ЗК РФ):

  • размещение на земельных участках линейных объектов (водоснабжение, канализация, линии электропередачи и т.д.);
  • временное складирование материалов, возведение сооружений, а также размещение техники для проведения строительных работ, реконструкции различных объектов транспортной инфраструктуры (например, автомобильные иди железнодорожные дороги, вокзалы и др.);
  • организация пересечений автомобильных или железнодорожных дорог;
  • прокладывание дороги (для машин, поездов) внутри туннелей;
  • осуществление инженерных исследований для дальнейшей планировки территории, на которой будут размещаться линейные объекты федерального, регионального или местного значения.

Что значит сервитут на земельный участок

Прочесть более подробную информацию о том, для каких целей и на каких основания могут устанавливаться различные сервитуты, можно тут.

Общий порядок установления публичного сервитута в отношении линейных объектов подробно раскрыт в главе 5.7 ЗК РФ.

Так, вся эта процедура включается в себя следующие действия:

  1. Вначале заинтересованное лицо должно подготовить письменное ходатайство в адрес уполномоченного органа, в лице которого зачастую выступает администрация города, региона. Если речь идет о размещении линейных объектов, то в качестве заявителя главным образом будут выступать представители естественных монополий, организации связи, владельцы объектов транспортной инфраструктуры и т.д.
  2. Затем собираются дополнительные документы, которые выступают в качестве приложений к ходатайству. Сюда относится (п. 5 ст. 39.41 ЗК РФ):
    • подготовленные должным образом сведения о границах публичного сервитута;
    • соглашение, заключенное между заявителем и владельцем линейного объекта, по которому планируется проведение реконструкции;
    • документы, подтверждающие наличие права на инженерные сооружения, по которым планируется проведение реконструкции или их эксплуатация (если такое право не зарегистрировано);
    • доверенность официального представителя заявителя.
  3. Полный пакет бумаг направляется в адрес уполномоченного органа. В п. 8 ст. 39.41 ЗК РФ предусмотрены следующие варианты доставки документов к адресату:
    • путем личного визита;
    • через почту заказным письмом;
    • в электронном виде по интернету.
  4. Ходатайство и прилагаемые к нему документы проходят проверку. При отсутствии оснований для отказа в его принятии сотрудник уполномоченного органа до истечения 7 дней направляет в Росреестр запрос о владельцах участка, а также уведомляет их о возможном установлении публичного сервитута.
  5. До истечения 45 дней с момента поступления заявления принимается решение об установлении публичного сервитута либо об отказе в этом заявителю.В течение 5 дней с момента принятия соответствующего решения уполномоченный орган обязан предпринять следующие действия (п. 7 ст. 39.43 ЗК РФ):
    • разместить копию распоряжения на своем официальном сайте;
    • опубликовать решение по месту нахождения участка, на который было оформлено ограничение;
    • выслать копию документа в адрес владельца, в Росреестр, а также обладателю права ограниченного пользования землей.
  6. Затем между обеими сторонами (заявителем и собственником участка) заключается соглашение об установлении публичного сервитута в целях размещения линейного объекта. Порядок подготовки такого документа прописан в ст. 39.47 ЗК РФ
  7. Завершающим этапом процедуры является внесение платы обладателем сервитута за полученное права, а также регистрация публичного сервитута в Росреестре.

Основания для возникновения сервитута. Субъекты и объекты данного права

Говоря об основаниях установления обременения, следует исходить из двух правовых факторов, которые выступают и рассматриваются в качестве юридического прецедента для установления сервитута, оформленного добровольно:

  • свободное волеизъявление сторон;
  • условия, которыми владеет одна сторона и в которых нуждается вторая.

Кроме этого требуется официальное гражданско-правовое действие, создающее юридическую основу для правомерного обременения.

Сервитут устанавливается на основании утверждения добровольных договорённостей сторон в административном порядке. В противном случае лицо, претендующее на его возникновение, может ходатайствовать о разрешении обременения в судебном порядке. Такое допустимо:

  1. Когда собственник надела отказывается от его обременения по согласию сторон.
  2. Когда администрация отказывается от оформления составленного сторонами соглашения.

На основании полученного в администрации документа, разрешающего оформление ограничения в пользовании ЗУ со стороны собственника, или на основании решения суда, устанавливается частный сервитут. Его возникновение следует внести в кадастровые учётные сведения путём регистрации. После чего допускается взаимодействие участников на одном земельном участке.

Что значит сервитут на земельный участок

Законодательным основанием является действие статей 22 ЗК РФ и 274 ГК РФ. А так же – 23 статьи Федерального закона о сервитуте. Регулирование использования участка с обременением регламентировано действием статей 275, 276 ГК РФ.

Теперь вы знаете на каком основании возникает сервитут. Дальше поговорим об условиях.

В п. 4

написано, что публичный сервитут может быть установлен на любой участок независимо от его формы собственности. Это означает, что подобное ограничение может быть также оформлено и на частную землю. Однако стоит помнить о некоторых исключениях, действующих в данном случае.

Предлагаем ознакомиться:  Что значит право общей долевой собственности

Так, согласно п. 5 той же статьи нельзя устанавливать публичный сервитут (в целях, предусмотренных п. 1 и 2 ст. 39.37) в отношении участков граждан, предназначенных для ИЖС, создания огорода, ведения домашнего хозяйства, садоводства. Исключением из данного правила может быть:

  • подключение зданий к водоснабжению, канализации, системе отопления и т.д.;
  • использование или восстановление инженерных сооружений, которые уже были возведены;
  • перенос линейных объектов с участков, которые были изъяты для удовлетворения государственных и муниципальных потребностей.

В качестве оснований для установления публичного сервитута на частной земле могут выступать:

  • необходимость в создании свободного доступа к общему водоему;
  • прокладывание газопровода, канализации и т.д.;
  • строительство автомобильной дороги;
  • выпас скота иные случаи.

Что значит сервитут на земельный участок

Конкретный список возможностей, которые появляются у обладателя публичного сервитута закреплён в ст. 39.50 ЗК РФ. Итак, данное лицо имеет право:

  • Осуществлять доступ к участку в соответствии с установленным в соглашении графиком, возводить, ремонтировать инженерные сооружения и осуществлять другие виды работ.
  • Владеть объектами, размещенными им на обозначенной территории (движимыми и недвижимыми).
  • Требовать от владельца земли соблюдения особо режима ее использования, предусмотренного публичным сервитутом.
  • Если изменилось место расположения инженерного сооружения, то обладатель имеет право уточнить границы сервитута. Однако в этом случае должны быть соблюдены условия, предусмотренные п. 6 ст. 39.50 ЗК РФ.
  • В любой момент расторгнуть соглашение об установлении публичного сервитута (об основаниях для прекращения сервитутов мы рассказываем тут).
  • До окончания периода действия ограничения на землю обратиться в уполномоченный орган за установлением сервитута на новый срок.
Справка! 

Приступить к использованию участка можно после завершения

процедуры регистрации

. При этом, если территория является муниципальной собственностью, то воспользоваться своим правом можно сразу после внесения соответствующей платы.

Какими правами и обязанностями наделяются обладатели сервитутов мы рассказывали в отдельной статье.

В общем виде порядок установления публичного сервитута включает в себя следующие последовательные этапы:

  1. Вначале заинтересованное лицо подготавливает ходатайство и необходимые документы.
  2. Полный пакет бумаг передается уполномоченному органу государственной власти или местного самоуправления.
  3. Представленные сведения проходят проверку на соответствие действительности.
  4. При необходимости могут быть организованы общественные слушания для совместного принятия решения об установлении такого ограничения на землю.
  5. В случае отсутствия оснований для отказа уполномоченный орган принимает решение об установлении публичного сервитута в отношении заявленного земельного участка.
  6. Затем между заявителем и собственником участка заключается соглашение об установлении публичного сервитута.
  7. Далее вносится плата за получение права ограниченного использования.
  8. Завершающим этапом является регистрация ограничения в Росреестре.

Более подробно процедуру установления публичного сервитута мы рассматриваем в отдельном материале.

Ходатайство

Данный документ подготавливается в письменном виде лицом, заинтересованным в установлении публичного сервитута. Ходатайство должно содержать следующие основные сведения (п. 1 ст. 39.41 ЗК РФ):

  • реквизиты заявителя (название, адрес, регистрационные данные и др.);
  • цель установления публичного сервитута;
  • желаемый срок действия ограничения;
  • период времени, в течении которого использовать участок будет невозможно или затруднительно;
  • обоснование необходимости в установлении ограничения;
  • кадастровый номер земли (при наличии);
  • контактные данные заявителя (адрес электронной почты);
  • иные сведения, которые могут включаться в зависимости от конкретных обстоятельств.

У частного сервитута персональный характер — он затрагивает конкретных лиц. Устанавливают его как добровольно, так и принудительно (об установлении сервитутов через суд расскажем в следующем разделе). При отсутствии возражений собственника ограничение оформляется письменным соглашением. В документе обязательно отражают все существенные условия, которые участники будут соблюдать, в том числе:

  1. Когда и где составлена бумага.
  2. Личные сведения собственников участка, который ограничивают, и смежных (всех участников соглашения).
  3. Информация о земельном участке, который ограничивают, его кадастровый номер, площадь и другие характеристики.
  4. Для чего нужен сервитут (проход, проезд или другие причины) — суть ограничений.
  5. Срок, на который он вводится (при наличии).
  6. Перечень пользователей.
  7. Описание зоны, где действует режим частного права, — на какой части участка.

Сервитутное соглашение обязательно регистрируется в службе Росреестра, сведения об этом вносятся в ЕГРН. Для регистрации сделки в службу Росреестра, помимо соглашения (всем участникам совместно), подают такие документы (ввиду персонального характера сделки пакет необходимых документов в отдельных случаях может меняться):

  • удостоверения личности участников сделки;
  • подтверждение права собственности на земли (выписка из ЕГРН, свидетельство);
  • квитанция (чек) об оплате государственной пошлины (физлица заплатят 1500 руб.);
  • заявление на соответствующие регистрационные действия;
  • межевой план участка, который ограничивают, с указанием зоны действия ограничения.

Публичный сервитут вводят без обращения в суд либо оформления соглашения между какими-либо лицами. Для этого федеральные, региональные, муниципальные органы власти принимают нормативный акт, где фиксируются все существенные сервитутные условия. Акт принимается с обязательным проведением общественных слушаний (с участием местных жителей).

Соблюдение всех требований действующих законов обязательно, поскольку такое публичное ограничение значительно ущемляет законные интересы собственника. Когда выявятся нарушения, землевладелец вправе через суд отменить нормативный акт властей. Такое публичное ограничение обязательно регистрируется в службе Росреестра, сервитутные сведения вносят в ЕГРН.

Плата за сервитут на земельный участок назначется соразмерной ее использованию. По п. 5 ст. 274 ГК РФ и п. 12-13 ст. 23 ЗК РФ, землевладелец, чья земля (частично или полностью) используется другими лицами в сервитутном режиме, может требовать от них соразмерной оплаты использования. При публичном сервитуте собственник вправе требовать соразмерную плату у властного органа, который установил сервитутный режим для его земли.

Прекращаются соглашения после:

  • окончания срока их действия;
  • удовлетворения судом иска заинтересованного в этом лица. В качестве основания такого иска часто выступает существенное нарушение условий.

Юридически соглашение перестанет действовать после регистрации прекращения его действия в службе Росреестра и появления соответствующих сведений в ЕГРН.

Субъектами права ограниченного пользования чужим земельным участком являются:

  • собственник земельного участка, располагающегося на определенной территории и в отношении которого устанавливается сервитут;
  • сосед или прочее лицо, нуждающееся в пользовании чужой недвижимостью;
  • государство, в качестве которого может выступать орган государственной, региональной или местной власти.

Объектами данных правоотношений является участок земли, на который устанавливается ограничение в виде сервитута.

Установление сервитута, в частности, когда речь идет о частном и публичном сервитуте, требует для себя наличие одного из нижеперечисленных оснований:

  • необходимость прохода или проезда через чужой участок, чтобы попасть к своему объекту недвижимости;
  • необходимость прокладки линий электропередач или водоснабжения на данной территории.

Установление публичного сервитута требует одного из следующих оснований:

  • необходимость проводить через данную территорию животных;
  • необходимость прохода людей к территории общего пользования;
  • необходимость осуществления ремонта объектов, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность.

При этом суд дает соответствующее определение на наложение или снятие права на пользование чужим участком земли только в случаях, когда данное право соответствует всем условиям, оговоренным на уровне закона, среди которых:

  • разумность возникновения права;
  • справедливость возникновения права;
  • законность возникновения права;
  • цель возникновения данного ограничения.

Исковое заявление об установлении сервитута. Срок, на который устанавливается сервитут

Добровольное обременение осуществляется на условиях соразмерной оплаты, когда пользующаяся участком собственника сторона, возмещает ему убытки, нанесённые отчуждением, и предусматривает выплату компенсации за упущенную выгоду.

Помимо этого, на время установления обременения, лицо, получившее сервитут, несёт ответственное распоряжение участком, сохраняя земельную собственность в надлежащем виде. Использование обременённой части допускается только в соответствии с целями, официально узаконенными в результате договорённостей.

В свою очередь, владелец ЗУ разрешает беспрепятственно использовать оговорённую часть ЗУ на условиях, достигнутых договорённостями. В его ответственность входит соблюдение установленных границ, а так же – освобождение пространства поблизости от ограниченной территории.

При этом НЕДОПУСТИМО:

  1. выходить за рамки категории земель и их целевого назначения;
  2. наносить порчу верхнему плодородному слою почвы;
  3. загрязнять окружающую среду;
  4. влиять на участки, принадлежащие третьим лицам.

Обязательно требуется соблюдать санитарные и противопожарные меры безопасности.

Любое пользование чужой собственностью должно быть оформлено в соответствии с законодательством. Поэтому процедура оформление сервитута регламентирована. Происходит это так:

  • стороны должны прийти к соглашению о необходимости сервитута;
  • составляют соответствующий договор, в котором нужно указать границы, на которые будет распространяться действии сервитута, условия платности или бесплатности, сроки использования чужой собственности, другие условия;
  • после того как будет достигнута договорённость, договор нужно зарегистрировать в Росреестре;
  • после того, как Росреестр зарегистрирует обременение, обеим сторонам будет выдана выписка из ЕГРН. Только после этого можно пользоваться землёй на законных основаниях.
Предлагаем ознакомиться:  Адвокат по восстановлению на работе

Так как предметом соглашения выступает земля, которая относится к объектам недвижимости, то сделка подлежит обязательной регистрации в Росреестре. Но есть и исключения:

  • часть земли, находящаяся являющая сервитутом, переходит к другому человеку в порядке наследования. Обременение от земли неотделимы, поэтому отдельно регистрировать его не нужно, только наследство;
  • необходимость в регистрации отпала до того, как стороны пришли к соглашению.

Обеим сторонам необходимо подготовить набор документов, в который входит:

  • бумага, на основании которой часть земли переходит в пользование. Это может быть договор между сторонами или нормативный акт;
  • заявление;
  • паспорт лица, которое его подаёт;
  • кадастровые документы на тот участок земли, на которое оформляется обременение;
  • если одной из сторон выступает организация, то выписка из ЕГРЮЛ, а также устав;
  • квитанция, подтверждающая, что пошлина уплачена в полном размере.

Если одна из сторон не может, по каким-либо причинам, самостоятельно подать документы на регистрацию, это может сделать представитель, но только при наличии нотариальной доверенности.

Срок регистрации обременения – 10 рабочих дней. Через этот период времени, стороны получат выписку из ЕГРН о регистрации обременения. Если сервитут будет оформлен на определённый срок, то в выписке он будет указан. По его истечению никуда больше идти не нужно, обременение снимается автоматически. Собственнику нужно будет только снова получить выписку, в которой будет указано, что сервитута больше нет.

Установление сервитута происходит на основании соглашения, заключенного между сторонами, где одной из сторон является непосредственный собственник участка земли, а второй – человек, которому в силу каких-либо обстоятельств требуется воспользоваться данным объектом недвижимости.

В заключенном между сторонами договоре обязательно должна быть указана следующая информация:

  • кадастровый номер данного участка;
  • его кадастровый план;
  • копия кадастрового паспорта.

Сам процесс оформления частного сервитута должен включать в себя следующие этапы:

  • заключение соглашения;
  • подача заявления для проведения государственной регистрации;
  • предоставление всех необходимых документов, подтверждающих право собственности на данный объект.

Если по каким-либо причинам сторонам не удается прийти к соглашению по возникновению права собственности на участок, можно обратиться в суд.

  • соглашением об установлении частного сервитута;
  • решением суда, содержащим в себе все условия возникновения такого права;
  • нормативно-правовым актом.

Во всех случаях, когда точный срок данных правоотношений не устанавливается, он считается действующим бессрочно, за исключением некоторых случаев, установленных на государственном уровне.

Границы зон действия

Обязательным условием при установлении публичного сервитута является определение границ его действия, то есть пределов территории, на которой действует право ограниченного пользования.

Публичный сервитут может быть оформлен как на весь земельный участок, так и на его отдельную часть (о правилах установления сервитутов на часть земельного участка можете узнать

). При этом конкретные зоны действия подобного ограничения определяются путем осуществления топографо-геодезических процедур. Они обычно производятся за счет заинтересованной стороны. Результаты отражаются в кадастровых документах.

Внимание!

Прежде чем приступить к оформлению публичного сервитута заявителю необходимо удостовериться в том, что было проведено межевание выбранной территории. В противном случае

установить ограничение

можно будет только после определения границ самого земельного участка.

Дополнительно следует отметить, что сведения о зоне действия публичного сервитута в обязательном порядке необходимо будет приложить к ходатайству. Порядок предоставления такой информации подробно отражен в Приказе МЭР РФ от 10.10.2018 года № 541.

О том, как создается схема границ сервитута, узнаете из отдельной статьи.

Регистрация сервитута

Любой сервитут подлежит соблюдению порядка обязательной государственной регистрации. Для осуществления правильного порядка проведения данной процедуры требуется предоставление определенного документа, в котором:

  • указывается причина установления данного вида обременения;
  • прилагается кадастровая схема объекта недвижимого имущества. Кадастровая схема требуется даже при регистрации сервитута только на отдельную часть участка земли.

Все сведения о сервитуте содержатся не только в едином государственном реестре прав на недвижимость, но также в межевом плане и кадастровой схеме на данный объект недвижимого имущества. Каждая кадастровая схема должна быть в установленном порядке заменена на новую, содержащую актуальную информацию.

Как установить сервитут на земельный участок и что для этого необходимо?

Этим небольшим дополнением к статье мы ответим на вопрос: «Что такое оформление сервитута на часть земельного участка и как это сделать?».

Участки, находящиеся в совместной (долевой) собственности так же допустимо обременять сервитутом. Следует ориентироваться на некоторые нюансы.

  1. Если выделения долей не предусмотрено, но владельцы провели условные границы, то соглашение следует заключать со всеми собственниками участка. После чего один из собственников, отчуждающий свою часть надела для обременения, выделяет границы сервитута.
  2. Если доли выделены, то соглашение с заинтересованным лицом заключает владелец права в долевой собственности, а остальные совладельцы предоставляют нотариально удостоверенное согласие на оформление обременения.

В некоторых случаях допускается установление сервитута только на отдельную часть участка. Данное ограничение обязательно должно быть установлено в соглашении, заключенном между сторонами, а также в решении суда, вынесенном если стороны не смогли самостоятельно определить цели установления данного обременения.

Данное понятие, равно как и созвучное с ним понятие «городские сервитуты» действовало в римском праве и на данный момент практически не используется.

В нововведениях к Земельному кодексу РФ содержится исчерпывающая информация об оценке и расчете стоимости такого права как личные сервитуты. Согласно данному нормативно-правовому акту сервитут предоставляется на бесплатной основе.

Однако в некоторых случаях, когда проведение оценки и расчета все-таки необходимо, устанавливается стоимость за данный вид права в размере земельного налога, который, в свою очередь, рассчитывается исходя из общей пропорциональной площади зданий и сооружений, а также различных помещений.

Предоставление платного сервитута, а, следовательно, оценка и расчет, допускается только в случаях возникновения права на оперативное управление.

Право на пользование чужим участком земли, равно как и другим объектом недвижимого имущества прекращается в нескольких случаях.

Основания прекращения сервитута:

  • прекращение сервитута по истечении срока договора, заключенного между сторонами данного правоотношения;
  • при вынесении соответствующего решения суда, содержащего в себе нормы, направленные на отмену или изменение действующего сервитута.

Сколько заплатят и возместят ли убытки?

В соответствии с п. 1

лицо, обладающее публичным сервитутом, обязано вносить плату за полученное право ограниченного пользования землей.

Размер платежа определяется в следующем порядке:

  • если участок принадлежит государству или муниципалитету, то обладателю сервитута необходимо будет платить по 0,01% от кадастровой стоимости за каждый год эксплуатации земли;
  • если территория является частной собственностью, то в этом случае сумма платежа рассчитывается на основании ФЗ РФ «Об оценочной деятельности в РФ».

Справка! Оплата за сервитут может вноситься в виде единовременного перечисления денег или же путем проведения периодических платежей. В отношении государственных земель используется первый вариант.

Помимо платы за установление обременения, владелец участка также может рассчитывать на компенсацию убытков, возникших из-за установления сервитута (например, невозможность использования территории, удовлетворения обязательств перед иными лицами и т.д.).

Каким образом и на основании чего формируется размер платы и периодичность платежей за пользование различными сервитутами мы рассказывали здесь.

Как заключается соглашение?

Соглашение об установлении на землю права ограниченного пользования заключается между заинтересованной стороной (обладателем сервитута) и владельцем участка. Данный документ составляется в письменном виде.

Вся процедура заключения соглашения имеет следующий вид:

  1. Вначале обладатель составляет проект договора и подписывает его.
  2. Далее готовый документ направляется заказным письмом (с уведомлением о получении) в адрес собственника территории, в отношении которой установлено обременение. При этом одновременно высылаются: информация о границах сервитута и отчет об оценке (необходим для установления размера платы за сервитут).
  3. После получения проекта соглашения владелец земли должен в течение 14 дней подписать его и выслать назад обладателю публичного сервитута, написать мотивированный отказ в подписании договора или же выдвинуть свои условия для его заключения.
Предыдущая запись Образец приказа о наложении дисциплинарного взыскания
Следующая запись Образец заявления на муниципальное жилье

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector